Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок изучения нового материала в 5 классе по теме "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «А» классе.
Учитель | Косых Лилия Юрьевна |
Класс | 5 А |
Раздел | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное |
Тема | «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных». |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Цель | - деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи, применять правило правописания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; - развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи с применением данной орфограммы; - содержательная: сформировать представление о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. |
Планируемые результаты | -личностные: формирование навыков развёрнутого анализа, познавательного интереса; устойчивой мотивации к обучению, самосовершенствованию; креативных способов в деятельности; работы в парах по алгоритму, самопроверки и взаимопроверки -предметные: способствовать формированию понятий «часть речи», «часть слова», «ударение», «падеж», «число», «шипящие согласные и ц», неповторимости и уникальности русского языка; осуществлять выбор написания букв о/е в словах. -метапредметные: формирование знаний по теме на основе полученной информации: познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД. |
Формы работы | Коллективная, групповая, индивидуальная. |
Технология | Проблемно-диалогическая. |
Материалы и оборудование | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А.Ладыженская и др.); раздаточный материал (карточки). |
Список литературы |
Технология урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД (Планируемые результаты) | |||||
1. | Организа-ционный момент. | 1.Приветствие. - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, и не сомневаюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь на свои места. 2.Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на активную работу. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. | |||||
2. | Мотивация к учебной деятельности. | - Ребята, сегодня уроке, мы с вами будем юными следопытами и проведём небольшое исследование. | Узнают о сюжетной линии урока. | Коммуникативные: планирование сотрудничества в ходе урока | |||||
3. | Орфографическая разминка. | - Предлагаю вам выполнить задание: вставить буквы, графически объясняя условие выбора написания. Задание: Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, безотл…гательное дело, зелёный р..сток, учиться в школ.., выр..щенный в теплиц.., быстро подр..с., радос..ное предпол…жение, ра..пол…житься у костра. | Выполняют задание учителя. | Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: контроль. | |||||
4. | Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
| Создает проблемную ситуацию. Учитель предлагает ученикам выполнить практическое задание на новую тему -Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, выделяя морфему, в которой находится пропущенная буква. Легкий ш..рох, заросло камыш..м, короткая ч..лка, любуюсь птиц..й, белая ш..рстка, темной туч..й. розовые щ..ки. (В процессе выполнения ученики испытывают затруднение). Выход из затруднения -Какие буквы вы вставили ? -В каких словосочетаниях вы испытывали трудности в написании пропущенной буквы?. -Правильно. - За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц) - А какая это может быть гласная? (о или е) - Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, исходя из данной проблемы. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц). - Запишем тему урока в рабочую тетрадь. -Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений: 1) Познакомиться с ... 2) Научиться ..... Подводящий диалог | Ученики: От каких условий зависит выбор буквы в окончании существительного? Формулируют тему урока. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулирование темы. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: структурирование знаний. | |||||
5. | Актуализация знаний и этап поиска решения проблемы (открытие нового знания). | Предположите, от чего зависит выбор буквы? (Выдвижение гипотез). Прочитайте слова. Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей. - Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков? - Что вы знаете об имени существительном? - Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? - После каких согласных? - Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц) - Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных? - Выделите окончание, поставьте ударение. - Теперь есть какие-нибудь гипотезы? - Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных? - Сформулируйте правило. | Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои версии. Формулируют правило. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: структурирование знаний. | |||||
6 | Работа с учебником | -А теперь давайте проверим себя, обратившись к «Книге мудрости» п.99 (учебник). Правы ли мы? -Посмотрите внимательно, как на письме выделяется данная орфограмма? -Запишите слова, выделив орфограмму №18. | |||||||
7. | Физкультминутка. | (Предлагает выполнить упражнения для снятия напряжения. Ученики повторяют движения за учителем) Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – успокоиться и сесть. | |||||||
8. | Воспроизведение знаний. | - Итак, ребята, мы с вами познакомились с правилом правописания о и е в окончаниях имён существительных. Теперь давайте попробуем составить алгоритм наших действий. -Что такое алгоритм? - С чего надо начать? - Без чего мы не сможем определить данную орфограмму? - Какой следующий шаг? Алгоритм: 1.Прочитай слово. 2.Поставь знак ударения. 3.Выдели окончание. 4.Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5.Сделай вывод, выбрав гласную. Выполнение задания. Карточка со словами -Списать, вставить пропущенные буквы, выделить изучаемую орфограмму Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей, с овцой, с птицей. -А теперь проверьте работу своего соседа по парте. Открываются ответы на интерактивной доске -оцените работу своего товарища: 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2» | Выполняют задание, делают вывод, выводят схему воспроизведения правила правописания. Ученики работают в парах. | Познавательные: систематизация знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: работа в парах, группах по алгоритму; совершенствование креативных способов деятельности: самопроверка и взаимопроверка. Предметные: способствовать формированию понятий «часть речи», «часть слова», «ударение», «падеж», «число», «шипящие согласные и ц», неповторимости и уникальности русского языка; осуществлять выбор написания букв о/е в словах. Познавательные: выделять главное ;искать пути решения проблемы; строить логически обоснованные рассуждения; анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания; | |||||
9. | Учебная деятельность. | Используя свои новые знания, выполним задание: упр. 556, с. 76-77 учебника. -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? | Применяют новое правило при выполнении упражнения. Выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения. | Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Регулятивные: контроль, коррекция. Личностные: смыслообразование. | |||||
10. | Применение нового знания на практике. | - Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначьте изучаемую орфограмму. Карточка 1. Не железным (ключ) сердце открывается, а добротой. Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сердцу. Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими погонишься. Глупый ловит воздух (ковш). Каждая мать своих (птенцы) оберегает. | Выполняют задание на индивидуальных карточка пользуясь имеющимися знаниями. | Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Регулятивные: контроль, коррекция. | |||||
11. | Самостоятельная работа. | -Выборочный диктант с проверкой по эталону. (Выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика: 1 столбик -о, второй – е). 1.Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны. Эталон. 1 столбик – рысцой, плечом, птенцов. 2 столбик – крышей, рощей, вестницей. | Получают индивидуальные карточки и выполняют задание. Проводят самоанализ. | Регулятивные: самоконтроль. | |||||
12. | Итог урока. Рефлексия. | Анализирует работу учеников на уроке. Подводит итог урока. Вспомните, какую цель мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать? | Анализируют собственную учебную деятельность, дают оценку своей работе на уроке. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самооценка. | |||||
13. | Домашнее задание. | Домашнее задание Выполнить упр. 559, с. 77 учебника. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: планирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской, 5 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...
Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс. Местоимения.
Технологическая карта урока по ФГОС. 6 класс. Местоимение...