Функциональная грамотность
учебно-методическое пособие по русскому языку

Флерко Ольга Геннадьевна

Примерные разноуровневые задания по функциональной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочитайте текст о Фёдоре Ивановиче Шаляпине и выполните задания 1-4

Фёдор Иванович Шаляпин — великий российский певец, получивший мировое признание, актёр, обладающий огромным талантом, волей и трудолюбием. Он был наделён от природы прекрасным по тембру голосом — басом, который был богат разнообразными звуковыми оттенками.

С юношеских лет Фёдора Шаляпина влекло к искусству. Он пел в хоре, потом ему начали поручать небольшие роли в оперных спектаклях. Своим появлением на сцене Шаляпин внёс в оперное искусство полную гармонию между музыкальной и психологической характеристикой образа. До него это не удавалось ни одному оперному певцу. Первую сольную роль в опере «Евгений Онегин» Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

Фёдор Иванович был не только великим певцом, но и великим актёром. Уже на репетициях он полностью перевоплощался в создаваемый им образ. Прекрасно владея искусством грима, он всегда гримировал себя сам. В опере Шаляпин участвовал не только как артист, но и как режиссёр. В 1918–1921 годах Фёдор Иванович Шаляпин является художественным руководителем Мариинского театра. Шаляпин создал целую галерею гениальных образов оперного репертуа́ра: царь Борис Годунов, Иван Сусанин, царь Иван Грозный и другие. Фёдор Иванович Шаляпин оставил неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.

 1. С какой целью написан этот текст. Отметьте ОДИН верный вариант ответа.

  • Познакомить с биографией великого русского певца и актёра
  • Рассказать о роли Ф.И.Шаляпина в истории русской и мировой культуре
  • Привлечь внимание к опере
  • Рассказать о деятельности Мариинского театра

2. О каких двух способностях Шаляпина, кроме исполнительского и актерского таланта, говорится в данном тексте?

_1)________________________________________________________________________________________2)_______________________________________________________________________________________

3. Найдите предложение, в котором говорится о новаторстве Ф.И.Шаляпина в оперном искусстве. Выпишите это предложение.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как вы понимаете приведённое ниже высказывание Ф.И.Шаляпина?

«Я не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии

1. Задание на понимание основной идеи текста. Ответ принимается, если указан вариант Рассказать о роли Ф.И.Шаляпина в истории русской и мировой культуре. Если ученик отвечает правильно, он получает за ответ 1 балл.

2. Задание на нахождение информации в заданном виде. Ответ принимается, если указаны оба правильных ответа (Шаляпин владел искусством грима и был режиссером). Если ученик отвечает правильно, он получает за ответ 1 балл.

3. Это задание на интерпретацию информации в тексте. Правильный ответ заключен в предложении Своим появлением на сцене Шаляпин внёс в оперное искусство полную гармонию между музыкальной и психологической характеристикой образа. Если ученик отвечает правильно, он получает за ответ 1 балл.

4. Задание на самостоятельное формулирование выводов на основе прочитанного. Если в ответе демонстрируется полное понимание смысла высказывания, ученик дает развернутый ответ – 2 балла.

Продемонстрировано частичное понимание смысла высказывания – 1 балл.  В ответе НЕ демонстрируется понимание предложенного высказывания – 0 баллов.



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст о Викторе Робертовиче Цое и выполните задания 1-4

В середине 70-х годов XX века музыкальная молодёжная культура в Советском Союзе находилась в кризисе. Официально разрешённые коллективы и исполнители не передавали настроения и надежды молодёжи. По всей стране стали появляться самодеятельные рок-группы. Они играли на самодельных музыкальных инструментах, записи песен были очень плохого качества, им не разрешали выступать, но в музыке и текстах их песен было столько нового, что они быстро стали кумирами молодёжи. Это уникальное явление музыкального андегра́унда назвали «советский рок». Его самым ярким представителем был Виктор Цой.

Ещё в школе Виктор увлёкся музыкой, он даже создал свою музыкальную группу. После школы юноша стал учиться на художника- оформителя, но любовь к музыке победила. Виктор Цой оставил учёбу и полностью посвятил себя написанию и исполнению песен. Так появилась рок-группа «Кино».

Группа и её лидер стали кумирами молодёжи. В песнях Виктора говорилось о понятных ей проблемах: об одиночестве, о преодолеваемых трудностях, о желании перемен. Концерты группы собирали стадионы, песни Цоя подростки пели под гитару на улицах.

Виктор Цой погиб в автомобильной аварии в возрасте 28 лет. И почти 30 лет его песни продолжают волновать юные умы, о Цое снимают фильмы, композиции группы «Кино» исполняют современные рок-группы.

 1. С какой целью написан этот текст. Отметьте ОДИН верный вариант ответа.

  • Познакомить с биографией замечательного представителя русского рока
  • Рассказать о роли Виктора Цоя в истории русской и мировой культуры
  • Рассказать о деятельности рок-группы «Кино»
  • Привлечь внимание к современной музыке

2. Что помогло Цою и его группе стать кумирами молодежи? Укажите 2 причины

_1)________________________________________________________________________________________2)_______________________________________________________________________________________

3. Найдите предложение, в котором подтверждается, что В.Цой и его творчество не утратили современности и в наше время.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как вы понимаете строчки из известной песни группы «Кино»  «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии

1. Задание на понимание основной идеи текста. Ответ принимается, если указан вариант Познакомить с биографией замечательного представителя русского рока.  Если ученик отвечает правильно, он получает за ответ 1 балл.

2. Задание на нахождение информации в заданном виде. Ответ принимается, если указаны оба правильных ответа (В музыке и текстах их песен было столько нового, что они быстро стали кумирами молодёжи и  В песнях Виктора говорилось о понятных ей (молодежи) проблемах: об одиночестве, о преодолеваемых трудностях, о желании перемен). Если ученик отвечает правильно, он получает за ответ 1 балл.

3. Это задание на интерпретацию информации в тексте. Правильный ответ заключен в предложении   И почти 30 лет его песни продолжают волновать юные умы, о Цое снимают фильмы, композиции группы «Кино» исполняют современные рок-группы. Если ученик отвечает правильно, он получает за ответ 1 балл.

4. Задание на самостоятельное формулирование выводов на основе прочитанного. Если в ответе демонстрируется полное понимание смысла высказывания, ученик дает развернутый ответ – 2 балла.

Продемонстрировано частичное понимание смысла высказывания – 1 балл.  В ответе НЕ демонстрируется понимание предложенного высказывания – 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...