Элективный курс "Текст как основа изучения языка" (10 класс)
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Флерко Ольга Геннадьевна

Элективный курс "Текст как основа изучения языка" (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_kak_osnova_izucheniya_yazyka.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного учебного предмета

Текст как основа изучения языка

 (10 класс)

 

Пояснительная записка

Одним из средств совершенствования речи учащихся является овладение умениями анализа текста на уроках русского языка.

Работа с текстом на уроках русского языка создает условия:

- для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;

- для реализации внутрипредметных (межуровневых) и метапредметных связей;

- для воспитания у старшеклассников интереса к русскому языку как национальному достоянию;

- для формирования языковой личности;

- для осуществления коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка;

- для реализации органической взаимосвязи обучения, воспитания и развития каждого ученика средствами изучаемого материала, для личностно ориентированного преподавания русского языка.

Текст в качестве категории, которая показывает «язык в действии», может использоваться как на уроках развития речи (в процессе подготовки к сочинениям и изложениям), так и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, и также на занятиях элективных курсов.

Программа состоит из нескольких тематических блоков (последовательность изучения тем может быть изменена учителем по своему смотрения с учетом подготовленности класса).

Обновление системы гуманитарного образования связано с решением проблемы формирования языковой личности, что предполагает совершенствование методики работы с текстом на уроках русского языка.

Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса – создает условия для интеграции курсов русского языка и литературы, для совершенствования работы по духовно-нравственному развитию способностей, для формирования языковой личности.

Комплексная работа с текстом служит эффективным средством реализации межуровневых (внутрипредметных), а также межпредметных связей (интеграции) курсов русского языка и литературы.

Программа носит теоретико-практический характер и предполагает рассмотрение следующих проблем:

- текст – конкретное проявление речевой деятельности, речевого общения;

- текст как единица, интегрирующая значение всех языковых единиц;

- художественный текст как вершина речевой культуры;

- текст как категория, показывающая «язык в действии»;

- взаимосвязь в изучении слова и текста;

- формирование лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с текстом;

- развитие творческих, исследовательских способностей учащихся при анализе текста.

Особая роль принадлежит тексту на уроках обобщения и систематизации изученного по всем разделам школьного курса русского языка. В связи с этим программа предполагает включение таких разделов, как «Работа с текстом на уроках русского языка в старших классах», «Комплексная работа с текстом как одна из форм итогового контроля» (предполагается использование текста на уроках-зачетах, а также при проведении устных экзаменов при подготовке к ЕГЭ).

Основные разделы программы ориентированы на учет особенностей работы учителя в условиях существования вариантов программ и параллельных учебников в процессе проведения занятий элективных курсов.

Для совершенствования подготовки учителя-словесника, который собирается вести данный элективный курс, важно осуществлять преемственность в системе занятий как на уроках русского языка, так и при изучении элективного курса.

Примечание: форма контроля «Зачет» вне сетки часов.

Содержание программы

  1. Некоторые вопросы лингвистики текста в школьных программах и учебниках.

Анализ разных вариантов программ и параллельных учебников с точки зрения отражения в них теории текста (текст как речеведческое понятие, основные признаки текста; тема и основная мысль текста; лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте; роль первого предложения (зачина) в тексте; повествование, описание, рассуждение как основные типы речи, стили речи).

Знания о тексте как основа формирования речевых умений и навыков.

  1. Комплексная работа с текстом при изучении русского языка.

Анализ текста как речеведческого понятия.

Филологический анализ (лингвистический, литературоведческий) как составная часть комплексного разбора.

Реализация внутрипредметных (межуровневых) и межпредметных связей в процессе комплексного анализа текста.

Основные виды разбора (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, лексический, орфографический, пунктуационный) как часть комплексной работы с текстом.

Особенности выразительного чтения текстов разных жанров.

Комплексная работа с текстом на уроках обобщения и систематизации изученного (на уроках-семинарах, практикумах, зачетах, на уроках словесности).

Творческий, исследовательский характер деятельности учащихся в процессе комплексной работы с текстом.

Критерии отбора текстов и заданий к ни в зависимости от этапа обучения, типа, темы урока, уровня подготовки учащихся.

  1. Работа с текстом при изучении и повторении лексики.

Взаимосвязь в изучении слова и текста как необходимое условие осуществления функционального подхода при рассмотрении синонимов, антонимов, слов, употребляемых в переносном значении и др.

Лексический разбор слова и текста как средство обобщения и систематизации изученного по лексике.

Выразительные средства лексики и фразеологии в художественном тексте. Слово и контекст.

Лексический повтор, его роль в текстах художественного, публицистического стилей.

Употребление стилистически окрашенных слов в произведениях разных стилей и жанров.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, фразеологическим., словарями синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, словарями паронимов и др.) в процессе комплексного разбора текста.

  1. Работа с текстом при изучении и повторении морфологии.

Текстообразующая роль слов разных частей речи в повествовании, описании, рассуждении.

Грамматический повтор в тексте (видовременная соотнесенность в использовании глагольных форм).

Работа с текстом как средство осуществления функционального подхода при изучении морфологии.

Реализация идеи изучения морфологии на основе взаимосвязи с лексикой и синтаксисом в процессе анализа текста.

  1. Работа с текстом при изучении и повторении синтаксиса.

Осуществление функционального подхода при изучении простого и сложного предложения в процесс работы с текстом.

Синтаксические средства связи между предложениями в тексте.

Роль порядка слов в тексте.

Односоставные предложения и их роль в тексте.

Выразительные средства синтаксиса в художественном тексте.

Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с лексикой, морфологией в процессе работы с текстом.

  1. Работа с текстом в процессе развития речи.

Работа с текстом при подготовке к сочинениям и изложениям.

Роль текста-образца.

Воспитание чувства языка («чувства соразмерности и сообразности») в процессе работы с текстом.

Совершенствование умений и навыков чтения как вида речевой деятельности на основе знаний о тексте.

Особенности работы с поэтическим текстом.

Выразительное чтение как искусство звучащего слова.

Некоторые приемы редактирования текста.

Взаимосвязанное обучение основным видам речевой деятельности в процессе работы с текстом.

Критерии отбора дидактических материалов (текстов) для уроков развития речи.

  1. Реализация взаимосвязи курсов русского языка и литературы в процессе работы с текстом.

Работа с текстом как одно из средств интеграции курсов русского языка и литературы.

10-11 классы как особый, завершающий этап изучения русского языка. Работа с текстом как средство обобщения и систематизации изученного, как средство осуществления функционального подхода при изучении языковых единиц разных уровней.

Художественный текст на уроках русского языка в старших классах.

Выразительные средства фонетики, интонации, лексики, морфологии, синтаксиса, воплощенные в художественном тексте.

«Тексты о текстах» на уроках русского языка в старших классах.

Работа с текстом в системе изучения стилистики и культуры речи.

  1. Комплексная работа с текстом как одна из форм итогового контроля.

Работа с текстом на уроках-зачетах, при подготовке к экзамену по русскому языку – ЕГЭ.

Осуществление коммуникативно-деятельностного подхода в процессе работы с текстом.

Организация творческой деятельности учащихся в процессе комплексной работы с текстом на устном экзамене по русскому языку.

  1. Воспитание интереса к изучению русского языка в процессе работы с текстом.

Разнообразие заданий, возможность их выбора в зависимости от уровня подготовки, характера интересов, органическая связь нового материала с повторением изученного – создают условия для воспитания интереса к урокам русского языка, потребности совершенствования речевой подготовки, бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию.

  1. Развитие языковой личности в процессе работы с текстом.

Роль речевой среды в процессе становления языковой личности («Человек живет в мире текстов»). Создание обучающей, развивающей речевой среды на уроках русского языка. Критерии отбора текстов и заданий к ним. Осуществление личностно-ориентированного подхода в процессе работы с текстом. Языковая интуиция, чувство языка и процесс развития языковой личности.

Образовательные технологии

При организации элективного курса целесообразно использовать современные образовательные технологии, направленные на реализацию деятельностного подхода к освоению программы. Использование личностно-ориентированных технологий будет способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта; создаст необходимые условия для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. Использование технологий составления индивидуальной образовательной программы для написания сочинения по литературе позволит ученику самостоятельно создавать личностные образовательные продукты, а педагогу качественно проанализировать результат деятельности и оценить его. Использование информационно-коммукативных технологий позволит эффективнее организовать работу по сбору и обработке информации. Технология сотрудничества  - совместная развивающая деятельность, направленная на формирование коммуникативных умений и навыков; развитие устойчивого интереса изучаемому материалу; успешную самореализацию. При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения материала, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить их. Использование элементов образовательной технологии “Дебаты”, позволит обучающимся  готовить самостоятельное монологическое выступления, требующие тщательного изучения проблемы, проработки материала, сбора и анализа информации, подготовки эффективной аргументации. Для многих школьников это неплохая возможность развить и отточить коммуникативные навыки. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. 

Методы и приемы обучения

При проведении занятий предпочтение отдается инновационным методам и  приемам обучения, но используются и традиционные:

  • обучение с помощью электронных мультимедийных средств;
  • работа с различными видами источников;
  • работа со словарями;
  • практические работы;
  • опережающие задания;
  • поисковые задания.

Формы организации деятельности учеников

  • работа в парах, коллективная и индивидуальная;
  • индивидуальные консультации;
  • дистанционное обучение;
  • самостоятельная работа;
  • творческие мастерские.

Текущий контроль знаний

Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом каждого участника объединения. Форма контроля – самооценка и взаимооценка. Контроль носит консультативный характер, направлен на индивидуальный личностный рост ребёнка, способствует приобретению навыков написания сочинения-рассуждения на литературную тему. Составление портфолио позволит выявить достоинства ребенка при освоении изучаемого курса и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.

Итоговый контроль знаний

Цель итогового контроля - оценить работу обучающихся  за период освоения ими программы элективного курса, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.  Форма итогового контроля – зачёт. Он представляют собой письменную работу, выполняемую обучающимися в аудиторное время. Работа должна соответствовать критериям  итогового сочинения для обучающихся 11 класса (Приложение 1).

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные результаты освоения программы:

  • формирование целостного мировоззрения при чтении и анализе классической художественной литературы;
  • знание литературы, этапов её становления и развития, языка, истории, культуры России;
  • развитие осознанного понимания литературоведческих  процессов; формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • формирование смыслового интерпретирующего чтения;
  • умение  создавать обобщения по конкретному тематическому направлению,  самостоятельно выбирать основания и критерии для аргументации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать  рассуждение, и делать выводы;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с темой сочинения  для выражения своих чувств, мыслей;

Предметные результаты освоения программы:

  • уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения;
  • обогащение  активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Как писать сочинение»

№п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

занятия

Вид деятельности обучающихся

Раздел 1. Введение (1ч.)

1

Прежде чем писать

сочинение. Основные требования к сочинению

1

Эвристическая беседа,

творческая мастерская

Коллективная работа,

работа в малых группах

Раздел 2. Вы пишете сочинение (3 ч.)

2

Тема сочинения.

Определение главной

мысли сочинения

1

Аналитическая беседа,

практикум

Работа в парах, индивидуальная работа

3

План. Простой и сложный планы. Деление на абзацы

1

Урок-практикум

Индивидуальная работа

4

Работа над сочинением и

его редактирование

1

Творческая мастерская

Индивидуальная работа

работа в малых группах

Раздел 3. Эссе как вид творческой работы (8 ч.)

5

Знакомство с эссе как

жанром литературного произведения

1

Проблемная лекция,

эвристическая беседа,

презентация

Коллективная работа,

работа в малых группах

6

Как отличить эссе по

жанровым признакам

(анализ образцов эссе)

1

Практическое занятие

Коллективная работа

7-8

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое задание:

создание плана эссе

 «Человек и время

в русской литературе»

2

Практическое занятие

Творческая мастерская

Работа в парах, индивидуальная работа

9-10

Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы.

Анализ эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами

2

Научная лаборатория,

практикум

Коллективная работа,

работа в малых группах

11-12

Создание эссе «Вопросы, заданные человечеству

Войной» и его анализ

2

Творческая мастерская

Индивидуальная работа,

коллективная работа

Раздел 4. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы (23ч.)

13

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ, план и основные части сочинения

1

Лекция с  элементами эвристической беседы,

презентация

Коллективная работа

14-15

Проблема текста. Виды проблем. Формулировка и комментирование проблемы.

2

Аналитическая беседа,

практическая работа

Работа в парах, индивидуальная работа

16-17

Комментирование

проблемы как аналитико-синтетическая работа

с текстом

2

Творческая мастерская

урок-практикум

Индивидуальная работа

работа в малых группах

Анализ художественных текстов с точки зрения их проблематики

18-19

Выявление и формулировка авторской позиции.

2

Урок-исследование

Коллективная работа

20-21

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

2

Проблемная лекция,

эвристическая беседа,

презентация

Коллективная работа,

работа в малых группах

22

Композиция сочинения-рассуждения

1

Аналитическая беседа,

практикум

Индивидуальная работа,

коллективная работа

23-24

Грамотность речи: речевые

и грамматические ошибки

2

Практическое занятие

Работа в парах, индивидуальная работа

25

Выполнение тренировочных упражнений

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

26-28

Сочинение-рассуждение на нравственные  темы

3

Аналитическая беседа,

творческая мастерская, практическое занятие

Коллективная работа,

работа в малых группах,

индивидуальная работа

29-31

Сочинение – рассуждение

по философской

проблематике

3

Аналитическая беседа,

творческая мастерская, практическое занятие

Коллективная работа,

работа в малых группах,

индивидуальная работа

32-33

Выполнение заданий части

С различных вариантов ЕГЭ

2

Практическое занятие

Индивидуальная работа

34-35

Зачётная итоговая работа

2

Зачёт

Индивидуальная работа

Приложение 1

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования:

  1. «Соответствие теме»
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  3. «Композиция»
  4. «Качество речи»
  5. «Грамотность»

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя   Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", 11 класс

Данна рабочая програма элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой,...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност...

Основы изучения языка в начальной школе

В данной презентации представлен материал для работы учителя с классом с использованием электронного обеспечения....

Элективный курс "Бизнес-курс английского языка" для старших классов школ с углублённым изучением английского языка

Курс включает в себя содержание курса, основные положения обучения, методы и приёмы организации учебных занятий, формы контроля и оценки знаний, примерное календарно-тематическое планирование и список...