Урок русского языка 8 кл., тема: "Определенно-личные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Малькова Светлана Владимировна

Тема урока: «Определенно-личные предложения»

ЦЕЛИ:

  1. Дать понятие об определённо-личных предложениях;
  2. Различать односоставные и двусоставные предложения;
  3. Находить определённо-личные предложения по их значению и особенностям;
  4. Пользоваться двусоставными и определённо-личными предложениями как синтаксическими синонимами, в состав которых входят определённо-личные предложения.
  5. Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Оборудование: компьютерная презентация, тексты для практической работы, таблицы.

I. Организационный  момент.

Орфографический словарный диктант. Текст с пропущенными буквами на слайде. Самопроверка, самооценка.

Аф…ризм, г…потеза, г…рмония, д…апазон, д…летант, д…ктатура,  д…легация, к…нонада, комп…нент, к…нтингент.

II. Проверка домашнего задания.

-Назовите вид односоставных предложений, докажите свое утверждение. Вспомните автора.

 Шепот, робкое дыханье. Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица,

 В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

 И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

 

-Работа с коллажами.  Назовите стихотворение и автора. Докажите, что предложения назывные.

- Дополни пропуски в определении.

III. Подготовка к изучению новой темы.

Работа в парах с текстами стихотворений. Найти в текстах  односоставные предложения, которые не являются назывными. Определить, чем выражено сказуемое, по таблице определить вид предложения. (Доказать!)

 IV.  Изучение нового материала.

Учащиеся называют тему урока, озвучивают цели. Записываем в тетрадь.

Вывод: В русском языке по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).

Сегодня на уроке мы будем изучать односоставные с главным членом сказуемым, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? Оказывается можно. Поэтому наша тема будет называться «Определенно-личные предложения»

Запись предложений на доске и в тетрадях с выделением в них грамматических основ, определением способа выражения сказуемого, односоставное или двусоставное, определённо-личное, можно ли определить лицо.

1.Люблю дымок спалённой жнивы (глагол, 1лицо единственное число, настоящее время).
2. Выйдем мы с тобой побродить в лунном сиянии (глагол,1 лицо, мн.ч. ,наст.вр.).
3. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (гл.,2 л., ед. ч., наст. вр.).
4. Берегите наш прекрасный русский язык (гл.,2л., мн.ч.).

- Какой же вывод можно сделать о строении определённо-личных предложений?

(На первом месте стоит сказуемое, а подлежащего нет, но мы можем по форме сказуемого определить личность говорящего, местоимений нет, но они подразумеваются (их можно подставить). Посмотреть слайды со схемами.

В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы определить можем.

Динамическая  пауза.

Вывод: определённо-личные предложения  - это односоставные предложения с сказуемым глаголом в форме (какого лица, обращаемся к предложениям) 1и 2 лица ед. ч и мн.ч.

V. Закрепление изученной темы.

Этот вид предложений часто используется в поэтических и художественных произведениях, помогая передать душевное состояние поэта. В русском языке предложения с обращениями не имеют подлежащего, являются опр.-личными.(Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?) Сфера использования таких предложений обширна. Разговорная речь, публицистический, научный, официально-деловой стили речи.

1. Работа с текстом. «В феврале» с.105 учебника.

- Чтение текста (устно).
- Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически).

Запись текста с выделением грамматической  основы (выборочно), с объяснением орфограмм и определением типа предложений. У доски.

- От какого лица ведется повествование в рассказе? (от 1-го).
- Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц? (одного).
- Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего? (односоставные).

 

2.Работа с текстом (по времени)

- Чтение текста (устно).
- Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически).

Запись текста с выделением грамматические  основы (выборочно), с объяснением орфограмм и определением типа предложений.

На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду, не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает еж (Сладков).

- От какого лица ведется повествование в рассказе? (от 1-го).
- Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц? (одного).
- Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего? (односоставные).
- Подберите синоним к слову обнажённая (голая).
- Что такое синонимы? (Слова разные по написанию, одинаковые по значению).

Понятие о синтаксических синонимах.

Это синтаксические конструкции, имеющее разное строение, но совпадающие по своему значению.

Вывод: Определенно-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны, в них больше подчёркивается действие, чем деятель.

Например:

Люблю берёзку русскую. (определенно-личное).
Я люблю березку русскую. (двусоставное).

- Значит по каким структурным особенностям мы находим односоставные опр.-лич. предложения? (отсутствие подлежащего, сказуемое выражено в форме 1,2 лица ед.ч и мн.ч.).

VI. Итоги урока. Мы познакомились с определенно - личными предложениями. Это односоставные предложения, с главным членом сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица, единственного и множественного числа. Определенно - личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

VII. Домашнее задание. Параграф32, страница 105.

 Задание по выбору:

 1)Упражнение 186

2) Выписать из любого художественного произведения определенно-личные предложения (например, Н.В.Гоголь «Ревизор», 3-4 предложения)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenno-lichnye_predlozheniya_r.ya_.8_kl.rar1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Определенно-личные предложения»

ЦЕЛИ: 

  1. Дать понятие об определённо-личных предложениях;
  2. Различать односоставные и двусоставные предложения;
  3. Находить определённо-личные предложения по их значению и особенностям;
  4. Пользоваться двусоставными и определённо-личными предложениями как синтаксическими синонимами, в состав которых входят определённо-личные предложения.
  5. Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Оборудование: компьютерная презентация, тексты для практической работы, таблицы.

I. Организационный  момент.

Орфографический словарный диктант. Текст с пропущенными буквами на слайде. Самопроверка, самооценка. 

Аф…ризм, г…потеза, г…рмония, д…апазон, д…летант, д…ктатура,  д…легация, к…нонада, комп…нент, к…нтингент.

II. Проверка домашнего задания. 

-Назовите вид односоставных предложений, докажите свое утверждение. Вспомните автора.

 Шепот, робкое дыханье. Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица,

 В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

 И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

-Работа с коллажами.  Назовите стихотворение и автора. Докажите, что предложения назывные.

- Дополни пропуски в определении.

III. Подготовка к изучению новой темы.

Работа в парах с текстами стихотворений. Найти в текстах  односоставные предложения, которые не являются назывными. Определить, чем выражено сказуемое, по таблице определить вид предложения. (Доказать!)

 IV.  Изучение нового материала.

Учащиеся называют тему урока, озвучивают цели. Записываем в тетрадь.

Вывод: В русском языке по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).

Сегодня на уроке мы будем изучать односоставные с главным членом сказуемым, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? Оказывается можно. Поэтому наша тема будет называться «Определенно-личные предложения»

Запись предложений на доске и в тетрадях с выделением в них грамматических основ, определением способа выражения сказуемого, односоставное или двусоставное, определённо-личное, можно ли определить лицо.

1.Люблю дымок спалённой жнивы (глагол, 1лицо единственное число, настоящее время).
2. Выйдем мы с тобой побродить в лунном сиянии
(глагол,1 лицо, мн.ч. ,наст.вр.).
3. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
 (гл.,2 л., ед. ч., наст. вр.).
4. Берегите наш прекрасный русский язык
(гл.,2л., мн.ч.).

- Какой же вывод можно сделать о строении определённо-личных предложений?

(На первом месте стоит сказуемое, а подлежащего нет, но мы можем по форме сказуемого определить личность говорящего, местоимений нет, но они подразумеваются (их можно подставить). Посмотреть слайды со схемами.

В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы определить можем.

Динамическая  пауза.

Вывод: определённо-личные предложения  - это односоставные предложения с сказуемым глаголом в форме (какого лица, обращаемся к предложениям) 1и 2 лица ед. ч и мн.ч.

V. Закрепление изученной темы.

Этот вид предложений часто используется в поэтических и художественных произведениях, помогая передать душевное состояние поэта. В русском языке предложения с обращениями не имеют подлежащего, являются опр.-личными.(Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?) Сфера использования таких предложений обширна. Разговорная речь, публицистический, научный, официально-деловой стили речи.

1. Работа с текстом. «В феврале» с.105 учебника.

- Чтение текста (устно).
- Докажите, что это текст.
(Предложения связаны по смыслу и грамматически).

Запись текста с выделением грамматической  основы (выборочно), с объяснением орфограмм и определением типа предложений. У доски.

- От какого лица ведется повествование в рассказе? (от 1-го).
- Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?
(одного).
- Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего?
 (односоставные).

2.Работа с текстом (по времени)

- Чтение текста (устно).
- Докажите, что это текст.
(Предложения связаны по смыслу и грамматически).

Запись текста с выделением грамматические  основы (выборочно), с объяснением орфограмм и определением типа предложений.

На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду, не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает еж (Сладков).

- От какого лица ведется повествование в рассказе? (от 1-го).
- Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?
(одного).
- Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего?
 (односоставные).
- Подберите синоним к слову обнажённая
 (голая).
- Что такое синонимы?
(Слова разные по написанию, одинаковые по значению).

Понятие о синтаксических синонимах.

Это синтаксические конструкции, имеющее разное строение, но совпадающие по своему значению.

Вывод: Определенно-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны, в них больше подчёркивается действие, чем деятель.

Например:

Люблю берёзку русскую. (определенно-личное).
Я люблю березку русскую.
(двусоставное).

- Значит по каким структурным особенностям мы находим односоставные опр.-лич. предложения? (отсутствие подлежащего, сказуемое выражено в форме 1,2 лица ед.ч и мн.ч.).

VI. Итоги урока. Мы познакомились с определенно - личными предложениями. Это односоставные предложения, с главным членом сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица, единственного и множественного числа. Определенно - личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

VII. Домашнее задание. Параграф32, страница 105.

 Задание по выбору:

 1)Упражнение 186

2) Выписать из любого художественного произведения определенно-личные предложения (например, Н.В.Гоголь «Ревизор», 3-4 предложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение"

Тема «Сложное предложение» - основная в курсе русского языка 9 класса. На повторение данной темы выделяется два часа по календарно-тематическому планированию. Это первый урок.  Тип данного урок...

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.

Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя  все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....