Урок русского языка в 5 классе по теме «Что изучает фонетика».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: добиться осознанного понимания предмета изучения фонетики, успешного применения знаний на практике.
Задачи:
- обучающие: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации знаний по теме «Фонетика», учить понимать, какую роль играют звуки в речи;
-развивающие: способствовать формированию навыка грамотного письма на основе фонетического анализа слова; развивать и обогащать словарный запас и речь учащихся;
-воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка, а также воспитывать самостоятельность при выполнении заданий творческого характера.
Планируемые результаты:
Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сретенская основная общеобразовательная школа №2»
Урок русского языка в 5 классе по теме
«Что изучает фонетика».
Разработала Варанкина И.В.,
учитель русского языка
и литературы.
2019-2020 уч. год.
Цель урока: добиться осознанного понимания предмета изучения фонетики, успешного применения знаний на практике.
Задачи:
- обучающие: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации знаний по теме «Фонетика», учить понимать, какую роль играют звуки в речи;
-развивающие: способствовать формированию навыка грамотного письма на основе фонетического анализа слова; развивать и обогащать словарный запас и речь учащихся;
-воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка, а также воспитывать самостоятельность при выполнении заданий творческого характера.
Планируемые результаты:
Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, работа в группах.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы | Приветственное слово учителя: - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. На уроке не зевать, А работать и писать! С-2 | Приветствие учащихся. Готовят к уроку рабочее место, записывают число, классная работа. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению. |
II. Подготовка к теме урока 1. Слово учителя. Цель – заинтересовать учащихся 2. Определение темы урока и постановка учебной цели ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Домашнее задание | Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране, название которой вы мне скажете попозже. А сейчас я предлагаю вам погрузиться в необыкновенный мир звуков. С-3-6 - Какие звуки вы сейчас услышали? Звуки чего? - Ребята, а люди могут общаться при помощи звуков природы? - А какие звуки нам помогают в общении? - Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, как называется страна, в которую мы с вами отправимся. Когда с тобой мы слово пишем, Его в уме мы как бы слышим. Когда же люди говорят, То произносят звуков ряд. А изучает их, заметь-ка Раздел грамматики – Фонетика. Что изучает фонетика. С-7 Давайте сформулируем цели нашего урока. 1.Что мы должны знать? 2.Что должны уметь различать? 1. Параграф 27.Составить связный рассказ на тему «Что я знаю о фонетике». 2. Упр. 180. С-8 Итак, во время путешествия по стране Фонетика мы обобщим все знания. Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка. Вы готовы к трудностям? Тогда вперед! С-9 Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких...» - Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке? | Слушают и отвечают на вопросы учителя. (звуки природы). (нет). (звуки речи). Дети определяют тему и формулируют цели урока. - Предмет изучения фонетики. - Различать звук и букву, Раскрывают смысл высказывания. | Коммуникативные: проявляют речевую деятельность Регулятивные: самостоятельное формулируют тему и цели, планируют, прогнозируют. |
III. Тема урока (путешествие по стране Фонетика) 1. Город Всезнайск. ЦЕЛЬ: повторить теорию 2. Станция Слоговицы. ЦЕЛЬ: отрабатывать умение делить слово на слоги.
3. Город Ударений. ЦЕЛЬ: показать смыслоразличительную роль ударения. 4. Город Забавных звуков. ЦЕЛЬ: отрабатывать умение характеризовать звуки, определять роль звуков в словах. Физкультминутка (пауза релаксации) ЦЕЛЬ: дать возможность отдохнуть. 5. Город Тестов. ЦЕЛЬ - проверить знания. | А сейчас мы отправляемся в путешествие в страну Фонетика. С-10 1. Первая станция нашего путешествия – город Всезнайск. С-11 Необходимо ответить на вопросы, получив жетон за правильный ответ. Итак, начнём. 1. Чем отличаются звуки от букв? 2. Какая речь бывает? 3. С-12 Как образуются звуки? Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своём пути преград, то получается какой звук? Сколько гласных звуков? Назовите их. 4. С-13 Если воздуху придётся прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, нос, то получается какой звук? Сколько согласных звуков? 5. С-14 Восстановите таблицу «Звуки речи). 6. Какие звуки всегда звонкие? 7. Какие звуки всегда глухие? 8. Какие звуки всегда мягкие? 9. Какие звуки всегда твердые? 10. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать? 2. С-15 Следующая станция нашего путешествия – станция Слоговицы. Жители этой станции праздновали день рождения слона. Хотите узнать, кто был на празднике? Это было в воскресенье. ГЕ – МАР – КА – ПАРД – ТЫШ. (Антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена, зебра, панда, гепард, мартышка) Задание. Соберите все слоги, и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения. 3. С-16 Соседняя станция – город Ударений. Сценка «Ударение». Миша: - Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. (Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи». Начинает пищать). Вбегает мама: - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? Миша: - А я лекарство принял. А здесь написано…(читает) Мама: - Ах ты, глупышка, ты неправильно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи. Миша: - Ой, мамочка! Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. Задание. Сколько слов здесь записано: АТЛАС, ОКУНИ, ЖАРКОЕ, ЗАСЫПАТЬ, ХЛОПОК? (10 слов). Определите лексическое значение слов, составьте и запишите словосочетания. 4. С-17 Следующая станция нашего путешествия – город Забавных звуков. Достопримечательностями данного города являются интересные вопросы, за правильный ответ на которые можно получить жетон. Пока класс зарабатывает жетоны, два человека работают у доски (фонетический разбор слов). Итак, начинаем. 1. Сколько раз встречается [с] в предложении? 2. Какие слова состоят из ста согласных? 3. С-18 В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? жилище человека превратилось в рыбу, рыба – в книгу, а книга – в снежный ком. 4. Какую роль играют звуки в словах? (Проверка фонетического р-ра) Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две буквы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ и где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер. 5. С-19 И вот мы добрались до последней станции – город Тестов. Тест 1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв. А) письмо Б) праздник В) теннис Г) юнга 2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие. А) песня Б) шубка В) мёд Г) ходьба 3.Укажи слово, в котором буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука. А) клюв Б) семья В) жюри Г) полет 4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове. А) просьба Б) сладкий В) узкий Г) ходьба 5. Укажи, в каком слове надо писать букву ь А) жен..щина Б) печ..ник В) болел..щик Г) гон..щик. | Отвечают на вопросы (слышим – пишем) (устная и письменная) (гласный) 6 [а, о, у , э, ы, и] (согласный) 36 Восстанавливают пропущенные звенья таблицы. (й, л, м, н, р) (х, ц, ч, щ) (ч, щ, й) (ж, ш, ц) 1) когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков? (когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь); 2) когда в слове есть непроизносимый согласный; 3) при наличии Ь или Ъ; 4) при удвоенном согласном. Работа в группах: составляют слова из слогов. Двое ребят показывают сценку. Дети делают вывод о смыслоразличительной роли ударения Выполняют задания. Съел, местный 4 раза (сто-л, сто-п, сто-н, сто-к, сто-г и т.п.) (осёл - орёл), (дом - сом), (сом - том) (том - ком) Смыслоразличительную. Формулируют вывод: меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Дети движениями изображают содержание стихотворения. Самостоятельно решают тест. | П: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий. Самостоятельно находят ответы на вопросы. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему. К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее. Л: формирование навыков организации и анализа своей деятельности. Умение работать в группе, строить продуктивное взаимодействие. Развитие актёрского мастерства. Умение слушать. Развитие умения формулировать вывод. Развитие умения работать самостоятельно, в коллективе. Развитие умения расслабляться, переключаться на другой вид деятельности. Развитие умения работать самостоятельно. |
IV. Взаимопроверка. | С-19 Проверь друга! 1. Г 0 – «5» 2. Б 1 – «4» 3. Б 2 – «3» 4. А 3 и более – «2» 5. В | Проверяют работы друг друга. | Умение оценивать работу друга |
V. Итог урока ЦЕЛЬ - обобщить, сделать выводы. VI. Рефлексия деятельности. Цель - самооценка | Подводит итог урока. -Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:
- А для чего нам все это нужно знать? С-21 Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? - У вас на партах лежат кружочки. Выберите тот, который соответствует результату вашей работы на уроке. - Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания Оценивают свою работу и работу одноклассников | Умение обобщать и делать выводы. Умение оценивать свою деятельность и работу одноклассников. |
Ан- - ти- - ло- -па Бе- -ге- -мот Кро- -ко- -дил Шим- - пан- -зе Ди- -ко-
-браз Го- -рил- -ла Жи- -раф Ле- -мур Ко- -бра Ги- -е- -на -Зе- -бра Пан- -да Ге- - пард Мар- -тыш- -ка
__________________________________________________________________________________
Сделай фонетический разбор слова Съел Сделай фонетический разбор слова Местный
(слоги, ударение, транскрипция, характеристика звуков (слоги, ударение, транскрипция, характеристика звуков
кол-во букв, звуков) кол-во букв, звуков)
___________________________________________________________________________________________________________
Тест
1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.
А) письмо Б) праздник В) теннис Г) юнга
2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.
А) песня Б) шубка В) мёд Г) ходьба
3.Укажи слово, в котором буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука.
А ) клюв Б) семья В) жюри Г) полет
4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.
А) просьба Б) сладкий В) узкий Г) ходьба
5. Укажи, в каком слове надо писать букву ь
А) жен..щина Б) печ..ник В) болел..щик Г) гон..щик.
Тест
1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.
А) письмо Б) праздник В) теннис Г) юнга
2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.
А) песня Б) шубка В) мёд Г) ходьба
3.Укажи слово, в котором буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука.
А ) клюв Б) семья В) жюри Г) полет
4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.
А) просьба Б) сладкий В) узкий Г) ходьба
5. Укажи, в каком слове надо писать букву ь
А) жен..щина Б) печ..ник В) болел..щик Г) гон..щик.
Тест
1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.
А) письмо Б) праздник В) теннис Г) юнга
2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.
А) песня Б) шубка В) мёд Г) ходьба
3.Укажи слово, в котором буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука.
А ) клюв Б) семья В) жюри Г) полет
4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.
А) просьба Б) сладкий В) узкий Г) ходьба
5. Укажи, в каком слове надо писать букву ь
А) жен..щина Б) печ..ник В) болел..щик Г) гон..щик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Урок английского языка 11 класса по теме" Мы изучаем английский язык".
Урок-конференция с участием зарубежных англоговорящих студентов, где обсуждались проблемы изучения английского языка, его место в глобальной культуре....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....