Приёмы, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
СТАДИЯ ВЫЗОВА |
1 этап: Мотивация к учебной деятельности |
«Рефлексия и побуждение к учебно-исследовательской деятельности» Цель этапа: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.
«Погружение в тему» Цель этапа: установить тематические рамки.
| Приветствие. -Скажите, ребята, что является самым ценным подарком для любого человека? -Конечно, это любовь и доброта, которые можно дарить бескорыстно. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть скромный, но от души. -Прочитаем, что сказали о доброте великие люди и народная мудрость: 1. Не упускайте случая делать добро. (М.Твен) 2. Одно доброе слово может согревать три зимних месяца.(Пословица) 3.Улыбки, радость, смех- это и есть добро.(А.С.Пушкин). Согласны вы с этими словами? -Но прежде чем выполнить трудное задание, давайте проверим, готовы ли вы к нему? |
Слушают учителя, высказывают своё мнение.
Высказывают своё мнение.
| Личностные УУД: сформированность потребности в самовыражении и самореализации Коммуникативные УУД: совместно договариваются о правилах поведения и общения, оформляют свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание, умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать. |
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
«Верно-неверно» Цель этапа: коррекция знаний, подготовка к восприятию нового материала, формирование способности к рефлексии
| Предлагаю поиграть в «верно-неверно» Проверьте себя. Я приготовила несколько утверждений, а вам нужно определить, какие из них верные, а какие ложные. В тетрадях верный ответ «+», а неверный «-«. 1)Верно ли, что синтаксис-раздел науки о языке, в котором изучается строение словосочетаний и предложений? 2)Верно ли, что подлежащее и сказуемое являются словосочетанием? 3)Верно ли, что грамматическая основа может состоять только из сказуемого или подлежащего? 4)Верно ли, что главный член предложения, обозначающий предмет речи, называется сказуемым? 5) Верно ли, что слова «подлежащее» и «сказуемое» были введены М.В.Ломоносовым? 6) Верно ли, что сказуемое отвечает на вопросы Что он такое? Кто он такой? 7)Верно ли, что сказуемое может быть выражено существительным? 8) Верно ли, что подлежащее и сказуемое можно отделить друг от друга тире? 9)Верно ли, что сказуемое подчёркивается волнистой линией? 10)Верно ли, что в предложении Он сел в галошу сказуемым является сел?
Оцените своего соседа по парте. Поставьте ему оценку на полях тетради. -Как вы выполнили? Сколько правильных ответов? -Поднимите уроки, кто ответил правильно на 50%? А кто больше половины верно ответил? | Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-". Поднимают руки, оценивают степень своей подготовки.
Выполняют работу.
Анализируют высказывания. Определяют их истинность. и ложность.
Оформляют графический ответ на вопросы диктанта. Ключи:+-+-++++--с обратной стороны доски.
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
| Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. |
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ 3 этап. Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока и целеполагание. |
«Корзина идей» Цель этапа: активизация мыслительной деятельности
«Целеполагание» Цель этапа: постановка учебных целей и задач | - Вижу, что вы готовы к выполнению трудного задания, которое заключается в следующем: Найдите сказуемые в высказываниях о доброте. 1. Не упускайте случая делать добро. (М.Твен) 2. Одно доброе слово может согревать три зимних месяца.(Пословица) 3.Улыбки, радость, смех- это и есть добро.(А.С.Пушкин).
Определите тему урока «Сказуемое и его типы » С помощью ключевых слов сформулируйте цели урока. Повторим… Изучим… Узнаем… Проверим… |
Версии учеников Выдвигают версии. Учитель все принимает и называет правильно.
Записывают в тетрадях число, тему урока.
На доске оформляется запись: Сказуемое 1. Типы сказуемых? 2.Строение и особенности? 3.Способы выражения?
|
Регулятивные УУД: умение выдвигать версии, средства достижения цели, планировать результат.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебных целей и задач. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) |
«Учебно-исследовательская деятельность» Цель этапа: ввести понятия «сказуемое», «типы сказуемых» в ходе исследовательской деятельности
Приём «Кластер» Цель: запомнить теоретический материал по теме, структурировать знания.
| -Предлагаю вашему вниманию высказывания известных лингвистов. Фёдор Иванович Буслаев: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Алексей Александрович Шахматов: «Сказуемое-это словесное выражение зависимого от подлежащего представления». -Как вы понимаете слова Ф.И.Буслаева и А.А.Шахматова? -Что общего в их высказываниях? -Прочитаем определение сказуемого в учебнике пар.18-21 стр.58-64 и составим кластер «Сказуемое и его типы».
Учитель или подготовленный ученик после объяснений учащихся комментирует кластер.
-Определите тип сказуемого в высказываниях о доброте и включите в кластер.
.
| Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, и согласовывают тему урока.
Создание алгоритма определения сказуемого. Отвечают на поставленные вопросы, сравнивают два высказывания и обобщают.
В обоих высказываниях говорится о сказуемом, его роли в предложении, взаимосвязи с подлежащим.
Работают в 6 группах по составлению кластера по определениям в учебнике.
Для этого приготовлены листы формата А4, фломастеры Делают самостоятельные выводы о сказуемом и его типах.
= = =
+ +
Не упускайте может согревать есть добро
|
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.
Личностные УУД: проявление познавательного интереса к изучению предмета |
Здоровьесберегающая пауза |
Цель: снять напряжение, дать возможность расслабиться. отдохнуть. | -Ребята, а теперь мы немного отдохнём. Выполним физические упражнения, но с синтаксическим уклоном. Нужно встать рядом со своей партой. Если найдёте в предложении простое глагольное сказуемое-вы поворачиваетесь направо, составное глагольное сказуемое-налево, а составные именные сказуемые-кругом. Молодцы! | Выполняют упражнения . 1.Подаритть любовь и доброту легко. 2. Твори добро. 3.Добрые слова дороже богатства. 4.Доброта-это проявление искренних чувств. 5.На выручку можно рвануться в любую минуту. | Личностные УУД: умение применять способы снятия напряжения, концентрации внимания. |
| 5. Реализация построенного проекта. |
"Логические поисковые задания" Найди «лишнее». Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания.
| -Ребята, сейчас, зная, сказуемое и его типы, пользуясь кластером, найдите 3 лишнее сказуемое в ряду. Аргументируйте свой ответ.
Строят, будут строить, продолжают строить; Купаются, стали купаться, будут купаться; Отцветает, начинает отцветать, будет отцветать.
А в это время 4 человека выйдут к доске и выполнят индивидуальное задание. Подчеркнуть грамматические основы, определить тип сказуемого, его состав и способ выражения.
Я горжусь тобой! В молчании добро должно твориться. Я рад помочь тебе. Любовь-главное чувство в жизни человека.
| .Работа в парах. Находят «лишнее» сказуемое, аргументируют свой выбор. Записывают в тетради и на доске.
Индивидуально выполняют 4 человека у доски
Находят грамматическую основу в предложениях, определят тип сказуемых, их состав и способ выражения. Я горжусь (ПГС,глагол 1л, ед.ч,н. вр) Добро должно твориться. (СГС, прилагательное в роли вспомогательного слова и инфинитив). Я рад помочь. (СГС, прилагательное в роли вспомогательного слова и инфинитив). Любовь- чувство.(СИС, глагол-связка нулевая и имя существительное в роли именной части.
| Личностные УУД: развитие познавательных, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания. |
6.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Приём «Проблемный поиск» Цель: | Задания в группах: прочитать стихотворение, сказуемые, определить их тип, способ выражения. Оформить в виде таблицы.
Сумей преодолеть преграды, И боль, и призрачный успех, Живи, не требуя награды За свой поступок ради всех.
Еще печалью мир простужен, Исподтишка разит беда, А ты со всеми в мире дружен, Живёт повсюду доброта.
Е. Михайличенко
. ПГС | Способ выражения | СГС | Способ выражения | СИС | Способ выражения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выполняют (в группах) задание на новый способ действий. проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма.
ПГС | Способ выражения | СГС | Способ выражения | СИС | Способ выражения | живи | Гл. в пов.накл | Сумей преодолеть | Всп.гл+инфинитив | простужен | Нулевая связка+кр.причастие | разит | Гл в спр. форме |
|
| дружен | Нулевая связка+кр.причастие | живёт | Гл. в спряг.форме |
|
|
|
|
| Познавательные:- использование знаково- символических средств; Коммуникативные УУД: участие в диалоге; умение слушать и понимать других;
Регулятивные УУД: -построение логической цепи рассуждений и доказательств -К. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. |
Цель: определить уровень усвоения знаний учащимися. |
На уроке мы много говорили о типах сказуемых, а теперь проверим, как вы поняли материал, тем более что эта тема есть в экзаменационной работе и представляет собой синтаксический анализ текста. Это задание 2 ОГЭ по русскому языку. 2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1) Вопросы, которые обычно называют вечными, встают перед человеком в подростковом возрасте, когда он начинает осознавать своё «я» как нечто отдельное от окружающего мира. (2)Именно в это время молодой человек задаётся вопросом о том, как наилучшим для себя образом построить отношения с миром. (З) Здесь, как и в остальном, нужна ясность, определённость: мы не любим половинчатые, расплывчатые ответы. (4)И один из главных вопросов, который возникает перед человеком, - вопрос о смысле жизни: зачем я живу? |
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1)вопросы называются вечными (предложение 1) 2)как построить отношения( предложение 2) 3)мы не любим ответы (предложение 3) 4)который возникает (предложение 4) 5)которые называют вечными (предложение 1).
| Пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Проверяют себя по эталону (презентация).
1.Вопросы встают, которые называют вечными, он начинает осознавать. 2.Человек задаётся вопросом, построить. 3.Нужна ясность, определённость, мы не любим. 4.Один из главных вопросов - вопрос, который возникает, я живу.
Предоставляется возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность). | Познавательные УУД: создание способов решения проблем поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности, определение позиции ученика. |
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ |
8.Включение в систему знаний и повторения (Домашняя работа) |
«Вариативность» Цель этапа: разъяснить домашнюю работу, учитывая индивидуальные особенности детей. |
Домашнее задание(на выбор) - Выполнить упражнение 95(стр.57) из учебника.
- Выполнить упр.35(стр.22) в РТ.
- Написать творческую работу в форме небольшого сочинения о доброте, используя сказуемые всех типов.
| Записывают домашнее задание. Выбирают то задание, которое им кажется более важным и интересным. | Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
«Синквейн» Цель этапа: развить творческие способности учащихся; совершенствовать коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли.
| Подведем итог работы на уроке. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? Напишите синквейн на тему «Сказуемое»
Спасибо за урок. До свидания.
| Ученики читают вслух стихотворения. Например, Сказуемое Простое глагольное, составное глагольное, составное именное Сообщает, определяет, называет Соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически Часть грамматической основы
Анализируют работу на уроке. определяют уровень достижения цели.
| Личностные УУД: проявление познавательного интереса к изучению предмета.
Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |