Выступление на педсовете в 9 классе "Подготовка к устному собеседованию"
статья по русскому языку (9 класс)

Арбатская ( Бортюк ) Людмила Валерьевна

Итоговое собеседование :проблемы,пути решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_sobesedovanie_v_9_klasse.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое собеседование в 9 классе: проблемы, пути решения.

( выступление на педсовете 20 ноября 20019)

Итоговое собеседование по русскому языку впервые как допуск к ОГЭ прошло в феврале 2019 года в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. В этом учебном году 9 классы 12 февраля будут проходить испытания.

Согласно новой концепции итогового собеседования по русскому языку в рамках ГИА, экзамен проводится с участием экзаменатора-собеседника. Технический специалист-организатор обеспечивает соблюдение процедуры и работу технических средств. Задания предъявляются экзаменуемому в бумажной форме, точный хронометраж на подготовку и на ответ ведётся по часам. Все время ответа ведется аудиозапись. Аудиозаписи ответов экзаменуемых в установленном порядке предоставляются для оценивания экспертам, прошедшими специальную подготовку. Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы проводится на основе контрольных измерительных материалов (КИМ).

Структура устного собеседования

  • 1. Чтение текста
  • 2.Подробный пересказ прочитанного текста с введением цитаты
  • 3. Монологическое высказывание
  • 4. Участие в диалоге

Экзамен прошлого года выявил следующие проблемы.

Типичные ошибки учеников при чтении текста:

  • неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
  • искажения в чтении имён собственных;
  • наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных, особенно в родит. Падеже ( например, ПятиСТА вместо ПятиСОТ).

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении пересказа текста можно отнести:

  • неоправданно длинные паузы в речи;
  • искажения в произношении имён собственных и терминов;
  • фактические ошибки при пересказе;
  • сжатый пересказ вместо подробного;
  • пропуски важных микротем текста;
  • неумение логично включать высказывание в пересказ;
  • неумение использовать способы цитирования в речи.

К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 и 4 можно отнести:

  • ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
  • маленький объём монологического высказывания (5-7 фраз), тогда как требуется не менее 10 ;
  • большое количество неоправданных пауз в речи;
  • большое количество речевых и грамматических ошибок.

К числу психологических проблем относится волнение, которое усугубляется тем, что ведется аудиозапись. Не всем удавалось с этим волнением справится.

Какие же пути решения обозначенных проблем?

Что делаем мы, учителя русского языка и литературы?

Во-первых, мы начали обращать более пристальное внимание на проверяемые виды устной речи и активно работать в этом направлении решили с 5 класса.

Во-вторых, уже не первый год мы используем в качестве промежуточной аттестации форму билетов, которая предполагает владение не только языковой, но и коммуникативной компетенциями. В этом году 6 классы будут сдавать экзамен по билетам.

Во- вторых, с прошлого учебного года промежуточная аттестация по русскому языку в 8 классе проходит в два дня: устная и письменная часть.  Устная часть состоит из чтения и пересказа с включением цитаты. Таким образом, уже 8 классе мы работаем над снятием психологического барьера перед экзаменом и отрабатываем первые два задания собеседования.

В 9 классе на внеурочных занятиях отыгрываем ситуацию экзамена, работая в парах. И обсуждаем возникающие проблемы. На эту работу уходит 30-40 минут еженедельно.

            Да, итоговое собеседование является собеседованием по русскому языку, но специфика его говорит о том, что успешность прохождения этого испытания выпускниками не может зависеть только от нас, учителей русского языка. Так как  устная речь обладает надпредметностью и   междисциплинарностью, то должна быть системная работа всех учителей - предметников, помогающая улучшению качества устной речи обучающихся и соответственно уменьшению названных ошибок. Поэтому мы, учителя русского языка и литературы, призываем своих коллег использовать следующие формы работы:

  1. Чтение вслух с корректировкой ошибок, особенно искажений слов.
  2. Подробный пересказ текста объемом 150-170 слов  при минимальной подготовке ( 5 минут).
  3. Монологическое высказывание (описание фотографии, ответ на проблемный вопрос) объемом не менее 10 фраз при подготовке не более 3 минут.
  4. Диалог с развернутыми ответами обучающихся на разные темы. Для этого можно зайти на сайт РЕШУ ОГЭ - УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ - КАТАЛОГ ЗАДАНИЙ - ДИАЛОГ. И вы увидите, что темы диалогов связаны с окружающей действительностью.

Давайте все вместе помогать детям и  делать их речь лучше, пусть и через подготовку к экзамену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Дополнительная схема оценивания устного собеседования по русскому языку

Дополнительная схема оценивания устного собеседования по русскому языку  (в помощь учителю-экзаменатору)...

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Теория и практика.

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы....

Устное собеседование -2018

Экзамен в устной форме...