Выступление на педсовете в 9 классе "Подготовка к устному собеседованию"
статья по русскому языку (9 класс)
Итоговое собеседование :проблемы,пути решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_sobesedovanie_v_9_klasse.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое собеседование в 9 классе: проблемы, пути решения.
( выступление на педсовете 20 ноября 20019)
Итоговое собеседование по русскому языку впервые как допуск к ОГЭ прошло в феврале 2019 года в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. В этом учебном году 9 классы 12 февраля будут проходить испытания.
Согласно новой концепции итогового собеседования по русскому языку в рамках ГИА, экзамен проводится с участием экзаменатора-собеседника. Технический специалист-организатор обеспечивает соблюдение процедуры и работу технических средств. Задания предъявляются экзаменуемому в бумажной форме, точный хронометраж на подготовку и на ответ ведётся по часам. Все время ответа ведется аудиозапись. Аудиозаписи ответов экзаменуемых в установленном порядке предоставляются для оценивания экспертам, прошедшими специальную подготовку. Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы проводится на основе контрольных измерительных материалов (КИМ).
Структура устного собеседования
- 1. Чтение текста
- 2.Подробный пересказ прочитанного текста с введением цитаты
- 3. Монологическое высказывание
- 4. Участие в диалоге
Экзамен прошлого года выявил следующие проблемы.
Типичные ошибки учеников при чтении текста:
- неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
- искажения в чтении имён собственных;
- наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных, особенно в родит. Падеже ( например, ПятиСТА вместо ПятиСОТ).
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении пересказа текста можно отнести:
- неоправданно длинные паузы в речи;
- искажения в произношении имён собственных и терминов;
- фактические ошибки при пересказе;
- сжатый пересказ вместо подробного;
- пропуски важных микротем текста;
- неумение логично включать высказывание в пересказ;
- неумение использовать способы цитирования в речи.
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 и 4 можно отнести:
- ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
- маленький объём монологического высказывания (5-7 фраз), тогда как требуется не менее 10 ;
- большое количество неоправданных пауз в речи;
- большое количество речевых и грамматических ошибок.
К числу психологических проблем относится волнение, которое усугубляется тем, что ведется аудиозапись. Не всем удавалось с этим волнением справится.
Какие же пути решения обозначенных проблем?
Что делаем мы, учителя русского языка и литературы?
Во-первых, мы начали обращать более пристальное внимание на проверяемые виды устной речи и активно работать в этом направлении решили с 5 класса.
Во-вторых, уже не первый год мы используем в качестве промежуточной аттестации форму билетов, которая предполагает владение не только языковой, но и коммуникативной компетенциями. В этом году 6 классы будут сдавать экзамен по билетам.
Во- вторых, с прошлого учебного года промежуточная аттестация по русскому языку в 8 классе проходит в два дня: устная и письменная часть. Устная часть состоит из чтения и пересказа с включением цитаты. Таким образом, уже 8 классе мы работаем над снятием психологического барьера перед экзаменом и отрабатываем первые два задания собеседования.
В 9 классе на внеурочных занятиях отыгрываем ситуацию экзамена, работая в парах. И обсуждаем возникающие проблемы. На эту работу уходит 30-40 минут еженедельно.
Да, итоговое собеседование является собеседованием по русскому языку, но специфика его говорит о том, что успешность прохождения этого испытания выпускниками не может зависеть только от нас, учителей русского языка. Так как устная речь обладает надпредметностью и междисциплинарностью, то должна быть системная работа всех учителей - предметников, помогающая улучшению качества устной речи обучающихся и соответственно уменьшению названных ошибок. Поэтому мы, учителя русского языка и литературы, призываем своих коллег использовать следующие формы работы:
- Чтение вслух с корректировкой ошибок, особенно искажений слов.
- Подробный пересказ текста объемом 150-170 слов при минимальной подготовке ( 5 минут).
- Монологическое высказывание (описание фотографии, ответ на проблемный вопрос) объемом не менее 10 фраз при подготовке не более 3 минут.
- Диалог с развернутыми ответами обучающихся на разные темы. Для этого можно зайти на сайт РЕШУ ОГЭ - УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ - КАТАЛОГ ЗАДАНИЙ - ДИАЛОГ. И вы увидите, что темы диалогов связаны с окружающей действительностью.
Давайте все вместе помогать детям и делать их речь лучше, пусть и через подготовку к экзамену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Экзаменационные требования и критерии оценивания вступительного испытания по литературе в форме устного собеседования для поступающих в музыкальный колледж
Критерии оценивания устного ответа по литературе на вступительных экзаменах (100-балльная система)...
Дополнительная схема оценивания устного собеседования по русскому языку
Дополнительная схема оценивания устного собеседования по русскому языку (в помощь учителю-экзаменатору)...
УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для выпускников основной школы
Устная форма сдачи ОГЭ...
Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Теория и практика.
Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы....
Устное собеседование -2018
Экзамен в устной форме...
Выступление на МО "Подготовка учащихся 9-ых классов к устному собеседованию по русскому языку".
Материал для учителя русского языка и литературы....