Урок русского языка в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastnyy_oborot.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 7 класс.
Тема: «Причастный оборот»
Цель: изучение нового материала.
Образовательные задачи: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми, повторить правописание окончаний причастий, формировать навыки грамотного письма.
Развивающие: развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации.
Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, развивать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к искусству слова.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста;
Метапредметные:
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.
Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого, уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание | Готовят рабочее место |
2. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) -Какого стиля даны предложения в домашнем задании? -Какие вы выбрали из скобок подходящие по смыслу причастия? -От чего зависит правописание окончаний причастий? -Из этого номера назовите СС: прич.+ сущ, прич. + сущ. -Какой вывод можно сделать? 2.Работа у доски Записать данные словосочетания, выделить в них главное и зависимое слово. (один ученик у доски) Об уходящем лете, законченную работу, много видевший, знавший ненависть и любовь, узнавший вкус, блистающая листва, блистающая золотом, в застывшем воздухе, обладающий всем, не подлежащим сомнению,. _ Выделите окончания причастий – В каждом словосочетании выделите главное слово. – Что называется главным словом? Какое слово мы называем зависимым? 3. Фронтальный опрос Задает вопросы: – Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию) - Назовите признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение) – Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который). – Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым) – Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются). – Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных) Запись в тетрадях: Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос). Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос. -Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их. Сделайте вывод: причастие может выступать как в качестве главного слова, так и в качестве зависимого. | Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока Делают записи в тетрадях, формулируют вывод. |
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | Ставит перед учащимися проблему. -Запишите предложения. Выделите суффиксы причастий. -Всегда ли в предложениях с причастным оборотом ставятся запятые? -Сравните свои выводы со следующим слайдом. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который является одним членом предложения – определением. Х, П.О., Х П.О. Х Х, П.О. Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении. Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо: 1.Найти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич.). 2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик Х). 3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия. 4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон . 5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ. Образец: Снег, / лежавший на деревьях и крышах/, растаял. | Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока. Слушают алгоритм нахождения причастного оборота в предложении |
4. Первичное закрепление | Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. Самостоятельная работа с самопроверкой. -Запишите под диктовку предложения, графически выделите причастные обороты, составьте схемы предложений. 1. На другой день войска, получили приказ возвратиться в лагерь. 2. Спокойный дым над крышей подымался и таял в воздухе. 3. Поэты с древних времен поют нам о человеке, Работа в группах. - Определите правильное местоположение причастного оборота. Записать правильные предложения в тетрадь. 1. Машинист впервые в своей жизни вел электровоз, недавно окончивший курсы. 2. Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. 3. Самолет сел на полосу аэродрома, вылетевший из Москвы. 4. Орел опустился на гребень горы, прилетевший издалека. | Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями. Работают в группах, находят решения, анализируют предложения, отвечают на вопросы. |
5. Физкультминутка | Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) | Выполняют физкультминутку |
6. Первичный контроль | Организует работу по применению новых знаний. Работа в паре. Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выделить орфограммы В газетах по... вилось сообщение об открыты.... зап... тентова(н, нн)ом одним из ро(с, сс)ийских уч...ных. При создани... (сверхтонко... слоя из микроск...пических коллоидных золотых ч...стиц находящийся за ним предмет ст...новит...ся (не, ни)вид...мым для наблюдателя. (Не, ни)ужел... (шапка)(не, ни)'в...димка и волшебный плащ... Гарри Поттера станут яв...ю? Проверка текста В газетах появилось сообщение об открытии, запатентованном одним из российских ученых. При создании сверхтонкого слоя из микроскопических коллоидных золотых частиц находящийся за ним предмет становится невидимым для наблюдателя. Неужели шапка-невидимка и волшебный плащ Гарри Поттера станут явью? Распределите данные словосочетания по группам: × × «прич. + сущ.», «прич. + сущ.» Засеянное поле, засеянное горохом, освещаемое лампой, освещаемый зал, увлекающийся музыкой, увлекающийся человек, стелющийся над рекой, стелющийся туман, задержанный враг, задержанный пограничником. - Какую роль может выполнять причастие в словосочетании? | Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы. |
7. Инф-я о д/з | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р: На выбор: 1) Составить небольшой текст с причастными оборотами (тема: « Осень» ), 2) Составить карточку для соседа по парте на тему «Причастие. Причастный оборот» 8-10 словосочетаний. | Записывают д/р |
8. Подведение итого | – Что такое причастный оборот? – Что такое определяемое слово? – Каким членом предложения является причастный оборот? – Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом? Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми, они выражают мысль точно и кратко. | Отвечают на вопросы. Делают вывод по всему уроку. |
9. Рефлексия | Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Лестница успеха» Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха: Вы выбираете: - красный цвет, если испытываете затруднение; -жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; - зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. | Анализируют свою |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...