Рабочая программа по подготовке к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешной сдачи ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_podgot_k_oge_20.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащёвка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО. Утверждаю. |
Руководитель ШМО Директор МБОУ СОШ села Фащёвка |
________(Н.Н. Трунова) ____________(С. В.Федерякина) |
Протокол от _____2020 г. №___ Приказ от ___________ 2020 г. №__ |
Рабочая программа
по
дополнительной общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности
"Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе"
на 2020 - 2021 учебный год
Учитель:
Трунова Наталья Николаевна
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………...2
1.1. Цель и задачи…………………………………………………...2
1.2. Формы и режим занятий.............................................................3
1.3. Методы и формы обучения........................................................4
1.4. Планируемые результаты...........................................................4
2. Учебный план………………………………………………………...5
3. Календарный график………………………………………………....5
4. Содержание программы……………………………………………...6
5. Организационно – педагогические условия………………………...9
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе" (далее - программа) разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
- Конвенция о правах ребенка.
- Постановление правительства Российской Федерации от 15.08. 2013 г. №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Приказ отдела образования Грязинского муниципального района от 30.08.2016г. №713 «Об утверждении методики определения платы за оказание платных образовательных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными образовательными учреждениями Грязинского муниципального района»
- Приказ МБОУ СОШ села Фащевка «Об организации работы по оказанию платных образовательных услуг в МБОУ СОШ села Фащевка в 2019-2020 учебном году»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.
- Цели и задачи рабочей программы:
Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Цели изучения курса:
- формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
- обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
• редактирование собственного текста;
• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
• соблюдение в практике письма основных норм языка;
• использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
1.2. Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на один год обучения - 25 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 60 минут.
Численность группы – от 8 до18 человек.
Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа – 9 класс (14 - 15 лет).
Основные формы организации учебных занятий: лекции, практические занятия.
Основные виды проверки знаний - текущий и итоговый контроль.
Формы текущего и итогового контроля уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися работы в формате ОГЭ. К письменной форме контроля относится выполнение диагностической работы.
Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении курса.
Данная программа курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе и согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики основной школы.
1.3.Методы и формы обучения:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- работа в малых группах, практикум, дискуссии лекция.
- личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, равноправное взаимодействие учителя и ученика).
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Учитель и учащиеся находятся в постоянном диалоге. Занятие должно отличаться от урока, ребенок должен иметь право в любой момент, высказать свои предположения по решению задач. Отношения на уроке должны быть дружественные.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.
1.4. Планируемые результаты:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) овладение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2. Учебный план
№ | Наименование курса | Кол-во занятий | Формы промежуточной аттестации |
1 | Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе | 25 часов | Диагностические работы в форме ОГЭ. |
3. Календарный учебный график.
Начало занятий – 1.11.2020
Окончание – 23.05.2021
Продолжительность подготовки – 25 часов
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти в виде диагностической работы в форме ОГЭ.
Объем недельной образовательной нагрузки 1 час, продолжительностью по 60 мин.
Форма обучения: очная.
Основные формы занятий: групповая и индивидуальная.
4. Содержание планирования.
Подготовка к написанию изложения (5 ч)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (14 ч)
1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)
2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)
3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
4.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
5. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)
6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)
7.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте (Задание 8.)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (5 ч)
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний- 1 ч
Пробный экзамен в формате ОГЭ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс (25 часов)
№ п/п | Тема занятия | К-во час. | Дата проведения |
1. | Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 1 | |
2. | Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 1 | |
3. | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. | 1 | |
4. | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 | |
5. | Сжатое изложение. ВШТ. | 1 | |
6. | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). | 1 | |
7. | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). | 1 | |
8. | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3). | 1 | |
9. | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3) | 1 | |
10. | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4). | 1 | |
11. | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5) | 1 | |
12. | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5). | 1 | |
13. | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6). | 1 | |
14. | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6). | 1 | |
15. | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). | 1 | |
16. | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). | 1 | |
17. | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8). Анализ ВШТ. | 1 | |
18. | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8). | 1 | |
19. | Выполнение заданий 2-8. ВШТ. | 1 | |
20. | Выполнение заданий 2-8. Анализ ВШТ. | 1 | |
21. | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | 1 | |
22. | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ ВШТ. | 1 | |
23. | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3). | 1 | |
24. | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 1 | |
25. | Пробный экзамен в формате ОГЭ. | 1 |
5. Организационно – педагогические условия.
Кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья ученические для педагога и учащихся, шкаф для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Инструменты и аппаратура:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
-раздаточный материал.
В образовательной организации для реализации программы имеются педагогические кадры с соответствующим образованием и квалификацией.
Методическое обеспечение:
- Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
- Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011.
- Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012.
- Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс/ М., «Экзамен», 2019.
- Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
- Мамона Т.Н. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс/ М., «Экзамен», 2010.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014.
- Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
- ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П. Цыбулько./ М., Национальное образование, 2019.
- Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по истории России
Курсы по подготовке к ЕГЭ помогают выпускникам отработать основные навыки по решению типовых заданий , предложенных в КИМах и повторить материал....
Рабочая программа для подготовки к ГИА
Главной целью данного курса является подготовка учащихся к сдаче ГИА, т.е. дать им все необходимые знания по всем видам деятельности. У большинства учащихся возникают трудности при выполнении эт...
Рабочая программа факультатива "Подготовка к ГИА"
Данная программа позволяет подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....
Рабочая программа по подготовке водителей категории В
Предлагаю вам программу первого года обучения по предмету "автодело"...
Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по английскому языку (11 класс)
Пояснительная запискаСтатус программы Рабочая программа факультатива по подготовке к ЕГЭ по английскому языку (11 класс) составлена на основе феде...
Рабочая программа по подготовке учащихся 9 кл. к ГИА по математике
Рабочая программа подготовки к ГИА по математике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная ...
Рабочая программа по подготовке к ГИА
Работа содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....