«Словосочетание» 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделы русского языка Синтаксис Словосочетание Предложение Текст Пунктуация Знаки завершения(.!?...) Знаки разделения(,-;:) Знаки выделения(-() «»)
Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
«Язык неистощим в соединении слов» А.С.Пушкин
Осень, старый, дуб, сбрасывать, свой, жёлтые, листья, и, жёлуди, с, шум. - Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
Осенью старый дуб сбрасывал с шумом свои жёлтые листья и жёлуди. - Что помогло вам построить предложение? - Выделите словосочетания.
Старый дуб х Сбрасывал осенью х Жёлтые листья х Сбрасывал с шумом х Сбрасывал листья и жёлуди Вывод :слова в словосочетании связаны по смыслу.
Какие слова не выписали?Почему? Дуб сбрасывал Листья и жёлуди С шумом
жёлтые листья. -Измените главное слово. О листьях (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? жёлт/ых/ (оно тоже изменилось) Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.
Смысловая Грамматическая (вопрос) окончание предлог и окончание Способы связи слов в словосочетании
-Найдите на картинке и запишите примеры своих словосочетаний. -Обозначьте способы связи слов в словосочетаниях.
Слова каких частей речи могут составлять словосочетание? Все ли слова в словосочетании сочетаются? Подумай!
Задание: выбери нужное Глубокая (весна, осень, ночь, день) Умное ( небо, животное) Добрые (жёлуди, люди) Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье) Вы уверены?
- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской. Сняли с неба облака И повесили сушить. Да, да, да На провода Их повесили сушить. Утром высохла вода. И остались провода. Облака куда-то дели… Мы во все глаза глядели. И никто еще не видывал Сушеных облаков. Это я сейчас их выдумал Специально для стихов. Зачем автор выдумала сушеные облака?
Прочитайте стихотворение А.А. Фета. О чем пишет поэт? О каком времени года? Какое словосочетание вас удивило? Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в тени, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.
Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием. Эпитет - образное определение предмета. Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
Задание: Найди эпитет и метафору. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. А.С.Пушкин Унылая пора, очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье… А.С.Пушкин
«Язык неистощим в соединении слов» А.С.Пушкин
Проверь себя! По горизонтали : 4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам. 5. Сочетание слов. 6;7. Способы грамматической связи. По вертикали : Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания. 2;3. Части словосочетания.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».
Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"
Данный урок разработан к УМК С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...