Электив по русскому языку "Анализ текста"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса, помогает не только закрепить маттериал, но и подготовить детей кВПР, ОГЭ и ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_analiz_teksta.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
«Комплексный анализ текста»
для 6а класса
Составитель: Цитцер Светлана Васильевна
г. Нягань
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273.
- Приказ Министерства образования РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования»;
- Образовательная программа МАОУ СОШ № 14 на 2021 – 2022 учебный год.
- Учебный план МАОУ СОШ № 14 на 2021 – 2022 учебный год.
Место элективного курса «Комплексный анализ текста» в учебном плане
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Объём часов: 6 класс – 35ч (в год), 1 ч (в неделю).
Цель курса: овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.
Задачи курса:
- отработка алгоритма анализа текста,
- развитие речевых умений обучающихся,
- развитие культуры исследовательской деятельности обучающихся,
- формирование навыка учащихся производить разноаспектную характеристику текста (частичный анализ, полный анализ).
Планируемые результаты
личностные:
- развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации;
- осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; овладение русским языком как средством получения знаний по другим предметам;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск.
метапредметные::
- коммуникативные УУД: владеть видами речевой деятельности, строить речевое продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;
- познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
- регулятивные УУД: ставить и формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
- воспитание любви к родному языку, отношения к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
- обеспечение языкового развития учащихся, овладения разнообразными видами речевой деятельности;
- формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
- развитие умений школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке;
- использование языка в разных ситуациях общения, соблюдение норм речевого этикета.
Предметные:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 6 классов
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями:
Личностные
- понимание языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
- владение различными видами речевой деятельности;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметные
- представление о русском языке как языке русского народ, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных творческих способностей личности при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; владение всеми видами речевой деятельности;
- освоение базовых понятий лингвистики; проведение различных видов анализа слов(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, различных видов анализа текста;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Раздел III. Содержание учебного курса
- Текст. (6 часа) Признаки текста. Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф. Лексические средства связи предложений в тексте.
- Стили и типы речи. (8 часов) Официально-деловой стиль. Повествование. Описание. Рассуждение. Стили текста. Разговорный и книжные стили, их разграничительные особенности. Стилистические особенности разговорной речи. Научный и деловой стили, их отличительные характеристики. Понятие общественно -публицистического стиля. Пути создания образности и эмоциональности художественного стиля. Языковые тропы. Типологический, стилистический анализ текста.
- Анализ текста в соответствии с разделами языка. (20 часов) Фонетика как раздел лингвистики. Фонетический анализ. Транскрипция. Орфография. Орфограмма. Орфографический анализ текста. Морфология как раздел лингвистики. Морфологический анализ текста. Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный анализ слов. Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ текста. Лексический анализ текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Языковые тропы. Эпитеты. Метафоры. Языковые тропы. Олицетворения. Сравнения. Скрытые сравнения. Комплексный анализ текста.
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол. часов | Тема | Ожидаемые результаты | Дата план | Дата факт | Примечания |
1 | 1 | Текст как основная единица речи. Понятие комплексного анализа текста. Темы широкие и узкие. | Представление о тексте как о важнейшей единице речи. Формирование понятия о широких и узких темах. | 2.09 | ||
2 | 1 | Простой и сложный план. | Умение составлять простой и сложный планы, на их основе восстанавливать исходный текст. | 9.09 | ||
3 | 1 | Эпиграф | Понимание смысла и значение эпиграфа. | 16.09 | ||
4 | 1 | Лексические средства связи предложений в тексте | Умение связывать предложения в тексте с помощью лексических средств. Распознавание их в тексте. | 23.09 | ||
5 | 1 | Тема и основная мысль (идея) текста | Формирование умения создавать тексты на заданную тему, целенаправленно отбирать языковой материал для передачи основной мысли текста. | 30.09 | ||
6 | 1 | Практическое занятие. Создание текстов на заданную тему и идею. | 7.10 | |||
7 | 1 | Типы текста. Особенности повествования, описания, рассуждения. | Умение распознавать специфику повествования, рассуждения, описания, их лексические, композиционные, синтаксические различия. Формирование умения различать стилистические текстовые различия, определять особенности речевых ситуаций, соотносимых с конкретным функциональным стилем. Развитие представления о языковых тропах, их роли в создании образности и эмоциональности текстов художественного стиля. | 14.10 | ||
8 | 1 | Стили текста. Разговорный и книжные стили, их разграничительные особенности. | 21.10 | |||
9 | 1 | Стилистические особенности разговорной речи. | 28.10 | |||
10 | 1 | Научный и деловой стили, их отличительные характеристики. | 11.11 | |||
11 | 1 | Понятие общественно -публицистического стиля. | 18.11 | |||
12 | 1 | Пути создания образности и эмоциональности художественного стиля. Языковые тропы. | 25.11 | |||
13-14 | 2 | Практическое занятие. Типологический, стилистический анализ текста. | Умение работать с текстами различных языковых стилей и типов. Понимание эстетической ценности художественного стиля, авторского замысла. | 2.12 9.12 | ||
15 16 | 2 | Фонетика как раздел лингвистики. Фонетический анализ. Транскрипция. | Совершенствование фонетических навыков. Иметь конкретное представление о разнице между буквой и звуком, соответственно, между письменными и устными текстами. | 16.12 23.12 | ||
17 18 | 2 | Орфография. Орфограмма. Орфографический анализ текста. | Развитие умения определять орфограмму в слове, применять на практике теорию орфографии. Совершенствование орфографических навыков. | 13.01 20.01 | ||
19 20 | 2 | Морфология как раздел лингвистики. Морфологический анализ текста | Совершенствовать грамматические и смыслоразличительные навыки определения частей речи. Формирование умения разграничивать самостоятельные и служебные части речи. | 27.01 3.02 | ||
21 22 | 2 | Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный анализ слов. | Словообразовательное значение приставок и суффиксов. Лексическое значение корня. Формообразовательное значение окончаний. Формообразовательное значение суффиксов множественного числа и косвенных падежей разносклоняемых существительных –ен- и –ер-, суффикса глагола прошедшего времени –л-. | 10.02 17.02 | ||
23- 24 | 2 | Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ текста. | Простое и сложное предложения. Простое односоставное и двусоставное, распространенное и нераспространенное. Простое осложненное предложение. Сложные предложения с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. | 24.02 3.03 | ||
25-27 | 3 | Лексический анализ текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. | Углубление знаний в области лексики. Совершенствование представления о языковых тропах, о явлениях синонимии, антонимии, омонимии, паронимии. | 10.03 17.03 24.03 | ||
28-30 | 3 | Языковые тропы. Олицетворения. Сравнения. Скрытые сравнения. | Совершенствование представления о языковых тропах, умение видеть их в художественном тексте. Использовать в речи. Совершенствование умения производить комплексный анализ текста. | 7.04 14.04 21.04 | ||
31 32 | 2 | Практическое занятие. Комплексный анализ текста. | Совершенствование умения производить комплексный анализ текста. | 28.04 5.05 | ||
33 34 | 2 | Итоговая работа и её анализ. | Проверка уровня освоения материала. | 12.05 19.05 | ||
35 | 1 | Итоговое занятие | Обмен информацией о приобретённых знаниях и навыках, планирование деятельности | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
электив по русскому языку 9 класс "Создание и редактирование текста"
Подготовка к ГИА...
Электив по русскому языку для учащихся 10-11 классов
Данный материа будет интересен учителям, преподающим в старших классах...
Электив по русскому языку 10-11 классы
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (...
Риторика. Электив по русскому языку для учащихся 9 классов. Программа. Из опыта работы.
Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. Содержание программы направлено на передачу знаний, не...
Электив по Русской лапте
Программа электива"Путешествие к истокам" "Руссая лапта"...
Электив по русскому языку и литературе для 10-11 классов "Словарная система русского языка"
В школьной практике существуют несколько форм углубленного изучения русского языка, одной из таких форм являются элективные курсы. Они имеют свое назначение, так как позволяют учащимся пр...
электив «Основы русского языкознания»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Основы русского языкознания» для 10 класса...