Уроки русского языка в 5-6 классах
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Правописание – з- – -с- на конце приставок» | 79 КБ |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание -тся и -ться в глагола х | 32.75 КБ |
Правописание -тся и -ться в глагола х | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
с использованием электронных
образовательных ресурсов (ЦОР)
Правописание -з- - -с- на конце приставок
Подготовила И.В.Лихошва,
учитель русского языка и литературы
Урок в 5-м классе
Тема: «Правописание – з- – -с- на конце приставок»
Цели:
1 Познакомить учащихся с орфограммой "Правописание –з и –с на конце приставок";
2 Формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;
3 Обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;
4 Развивать мыслительные процессы, память, внимание;
5 Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- наглядность, сигнальные карточки;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, что нового узнали вы на прошедшем уроке? (Дети вспоминают орфограмму № 10: "Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з - и –с -, пишутся одинаково, независимо от произношения", приводят свои примеры).
- С целью закрепления орфограммы № 10 используем ЭОР № 1.
- http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html
II. Повторение изученного материала:
2.1 Индивидуальные задания учащимся, испытывающим затруднения в усвоении материала.
Успешно освоить учебный материал поможет практикум ЭОР № 2, содержащий подсказки
http://www.fcior.edu.ru/card/5167/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-p.html
2.2 Прочитайте запись на доске. Можно ли её назвать текстом? Почему? Озаглавьте текст.
Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически обозначьте их (один учащийся работает с текстом у доски).
Наступила весна. Солнце согнало снег (с) полей. В пожелтевшей прошлогодней травке проглядывают свежие зелёные стебельки. На деревьях раскрываются почки и (вы)пускают молоденькие листочки.
Выполните взаимопроверку, сравнив выполненное задание с работой на доске и послушав объяснение.
2.3 Назовите слова, в составе которых есть приставка.
(Наступила, согнало, пожелтевшей, проглядывают, раскрываются, выпускают).
Хочу обратить ваше внимание на про-. Её следует отличать от приставки пра-, которая указывает на древность чего-то или кого-то: прабабушка ,праязык.
Обратите внимание на остальные слова с приставками. Какое из них лишнее? Почему?
(Раскрываются, т.к. в этом слове приставка - рас-, которая не относится к группе приставок, пишущихся одинаково.)
III. Объяснение нового материала: "Правописание приставок на з- (с-)".
А сейчас внимание: перед вами (на доске) слова, в которых пропущена буква.
и_давала | З | и_писала |
ра_грузила | или | ра_пустила |
во_двигала | С | во_пела |
- Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь ответить на вопрос: "Когда в приставках на з- и с- пишется з, а когда с"?
Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими: Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно, с З. Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. И вот однажды ранним утром, когда все ещё спали, они потихоньку выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго шли они, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сёстры очень обрадовались. В этом городе жили глухие согласные: П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:
- Что вам угодно?
- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.
- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии ...
- Ребята, как вы думаете: что это за условие? (Они должны поменять свою звонкую согласную З на С).
- Как вы думаете, что было дальше? (Ребята высказывают свое мнение.) Конечно, когда сёстры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.
С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.
- Итак, ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда – С? (В приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С).
- Знакомство с орфограммой № 11 (стр. 171 учебника "Русский язык" 5 класс. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и др.).
- Вернёмся теперь к словам (см. выше) и попробуем правильно вставить пропущенную букву з или с.
IV. Закрепление нового материала:
1) Работа с учебным модулем. Используем ЦОР № 3
2) Работа с учебником: выполнение упражнения № 409 (выпишите слова с изученной орфограммой и обозначьте её).
3) Проверка.
4) Работа с сигнальными карточками: З/С.
- А теперь, ребята, вставьте пропущенные буквы в данных словах (на доске):
Бе_толковый, бе_лунный, ра_гореться, ра_сказать,и_следовать, ра_будить, и_колесить, и_жарить,и_жога, ра_писаться, ра_делить, бе_крайний,ра_валиться, и_править.
5) Практикум по теме " Правописание приставок на –з - с-". ЭОР № 4
6) Восстановительный диктант (на доске – текст):
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали снежные узоры на стекле. Вот распушилась красивая ветвь. А вот чудесный цветок. Какой это мастер исписал всё стёкла такими чудесными узорами?
- Выпишите из текста глаголы, выделите приставки, объясните их правописание. (У доски один ученик выполняет работу).
V. Обобщение по теме урока:
1. Проверка работы ученика у доски. (Затем текст на доске закрывается и ребятам предлагается по глаголам, которые выписал из текста ученик, восстановить текст.)
Проверка.
2. Первичный контроль
3. Повторение. Рефлексивно-оценочный этап.
Достигли ли вы поставленных перед собой целей?
Что вам в этом помогло?
Над чем бы вы хотели поработать на следующем уроке?
Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет тест на определение уровня обученности.
VI. Домашнее задание.
Параграф 82, упражнение 426 или 427 по выбору, словарные слова.
Тест на определение уровня обученности по теме "Буквы з и с на конце приставок".
ЦОР № 6
Приложение к плану-конспекту урока
Правописание –з -с- на конце приставок
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР
№ п/п | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР |
1 | "Правописа-ние гласных и согласных в приставках" | И-тип | Электронный учебный модуль с детализированным представлением предметного содержания. | http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html |
2 | "Правописание гласных и согласных в приставках" | П- тип | В данном модуле содержится практикум. Успешно освоить материал помогают подсказки. | http://www.fcior.edu.ru/card/5167/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-p.html |
3 | "Орфография. Буквы –з -с- на конце приставок" | И-тип | В данном модуле содержится информация по теме "Правописание приставок на –з -с" | |
4 | "Правописа-ние русских и иноязычных приставок. Приставки на -з -с-" | П- тип | В данном модуле содержится практикум. Успешно освоить материал помогают подсказки. | |
5 | "Правописа-ние русских и иноязычных приставок. Приставки на –з -с-" | К-тип | В данном учебном модуле содержится контроль по теме "Правописание приставок на –з -с" | |
6 | "Правописа-ние русских и иноязычных приставок. Приставки на –з -с-" | К-тип | В данном учебном модуле содержится контроль по теме "Правописание приставок на –з-с" |
Список использованной литературы
1. http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html.
2. http://www.fcior.edu.ru/card/5167/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-p.html.
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание -тся и -ться в глаголах
ФИО (полностью): Лихошва Ирина Владимировна | |
Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 29 им. Н.Г. Гарагана поселка Дружного муниципального образования Белореченский район
| |
Должность :учитель русского языка и литературы | |
Предмет: русский язык и литература | |
Класс: 6 | |
Тема и номер урока в теме: Правописание -тся и -ться в глаголах. Первый урок в теме. | |
Базовый учебник: УМК под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык: Практика. 6 класс. / Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. - М. - Дрофа. Русский язык: Теория. 5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М.-Дрофа. | |
Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах. | |
Задачи:
Учащиеся должны: - знать правило написания -тся, -ться в глаголах, - уметь применять полученные знания на практике.
| |
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная | |
Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя и 12 ПК для обучающихся, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля. | |
Структура и ход урока: 1. Организационная часть. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового материала. 4. Физминутка. 5. Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели). 7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. 8. Комментированное выставление оценок. |
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1. | Организационная часть | Презентация Power Point (слайд 1). | Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач. Демонстрация слайда 1. | Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. | 1 мин | |
2. | Актуализация материала | Презентация Power Point (слайды 2-4) | Эвристическая беседа, сообщение. Постановка учебной проблемы и познавательной задачи. Демонстрация слайда 2. Учитель: - Что мы должны написать на месте пропусков? - От чего зависит написание -тся и -ться в глаголах? Демонстрация слайда 3. Учитель: Помни: вопрос – твой помощник! Демонстрация слайда 4. Учитель: -Существует еще один способ действия при определении правильного написания -тся и -ться в глаголах. -Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь? Вводится понятие инфинитива (неопределенной формы глагола). Учитель: -Откройте учебник «Теория» § 84 на стр. 119 и прочитайте орфографическое правило. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы. | Запись темы урока в тетради. Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно делают вывод, анализируя языковой материал: «Выбор написания зависит от вопроса, на который отвечает глагол». Работают с таблицей и самостоятельно делают вывод о том, что выбор написания -тся и -ться зависит от формы глагола. Открывают учебник «Теория» §84, читают правило, делают выводы: «Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу». | 8 мин | |
3. | Сообщение нового материала | 1. Таблица с интерактивными блоками. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) (№ 1 п.1) 2. Электронный учебный модуль информацион- ного типа по теме "Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ" (№1 п.2) | Представляет новый материал в виде таблицы с интерактивными блоками. Используя материалы ЭУМ, предлагает детям самостоятельно объяснить изученную орфограмму. Беседа по таблице (слайд 5). Учитель: -Объясните, пожалуйста, опираясь на примеры в таблице, когда надо писать -ться и -тся в глаголах? Работа с ЭУМ И-типа (слайд 6). Учитель: -Ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Давайте вспомним, что же такое глагол? -Какие глаголы называются возвратными? Вводится понятие возвратности – невозвратности глагола. -Почему в одном глаголе перед -ся пишется Ь, а в других нет? -Послушайте «Правило Мойдодыра и трубочиста». Нажмите на воспроизведение звука. -Выполните задание: вставьте пропущенный Ь, если это нужно. Проверьте себя! Работа с таблицей. Учитель: -Как проверить правописание возвратных глаголов? Задайте вопрос к выделенным жирным шрифтом глаголам. Проверьте себя! | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом. Выполняют задания на компьютерах. Дают определение глагола как части речи. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 1). Дают определение возвратности глагола. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 2). Читают текст (сцена 1) и находят возвратные глаголы, выделяя синим цветом глагол, в котором перед -ся пишется Ь, а два других – коричневым цветом (сцена 2). Слушают и воспринимают информацию (сцена 3, «Правило Мойдодыра и трубочиста»). Выполняют задание на компьютере (сцена 3, задание) Выполняют задание по таблице (задают вопрос, применяют «Правило Мойдодыра и трубочиста»). Примечание: в необычном названии правила используется игровой элемент занимательности. Завершают работу и получают результаты ее выполнения. | 10 мин | |
4. | Физминутка | Мультимедиа Презентация Power Point (слайд 7). | Проводит физминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке. | Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение. | 1 мин | |
5. | Закрепление изученного материала | Электронный учебный модуль практического типа (№ 2) | Определяет ЭУМ П-типа (слайд 8). Контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений. Учитель: -Выполните задание к сцене 1: выберите транскрипцию из выпадающего списка Подтвердите ответ. -Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! -Прослушайте задание к сцене 2 и выполните его (распределите примеры по таблице). Подтвердите ответ. -Всегда ли легко поставить вопрос к возвратному глаголу? Попробуйте это сделать. Покажите, что у вас получилось с помощью стрелок (сцена 3). Подтвердите ответ. -Прослушайте задание к сцене 4 (выберите из списка объяснение вашим действиям) и выполните его. Подтвердите ответ. | Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям. Выполняют задания на компьютерах и получают результаты. | 10 мин | |
6. | Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели). | Электронное задание "Мягкий знак перед -ся" Варианты 1, 2, 3, 4 (№ 3) | Определяет ЭУМ К-типа (слайд 9) индивидуально для каждого учащегося (по вариантам). Учитель: -Перед вами предложения из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, в которых вы найдете возвратные глаголы. Задание: там, где надо, впечатайте Ь вместо *, если в слове Ь не нужен, то оставьте *. Подтвердите ответ. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Помогает сформулировать выводы. | Самостоятельно выполняют задания на компьютерах и получают результаты. Обобщают и делают собственные выводы. | 11 мин | |
7. | Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. | Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ. ЭУМ контрольного типа (№4) | Информирует о дифференцирован- ном домашнем задании (слайд 10), комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЦОР. Примечание: детям, имеющим дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭУМ контрольного типа. (См. ссылку слайд 10) | Записывают домашнее задание в дневниках. | 2 мин | |
8. | Комментирован- ное выставление оценок | Презентация Power Point (слайд 11) | Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. Учитель: -Спасибо за урок! (слайд 11) | Анализируют результаты своей работы на уроке. | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР
Правописание -тся и -ться в глаголах.
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР |
1. | 1. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) 2. Правописание возвратных глаголов. -Тся и -ться. | Мульти- медиа Интер- активный | 1. Таблица с интерактивными блоками 2. Электронный учебный модуль информационного типа | http://fcior.edu.ru/card/23567/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html |
2. | Правописание возвратных глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ. | Интер- активный | Электронный учебный модуль практического типа (сцены 1,2,3,4) | http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html |
3. | Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 1 (N 139312) | Интер- активный | Электронный тест | |
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 2 (N 138957) | Интер- активный | Электронный тест | ||
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 3 (N 139313) | Интер- активный | Электронный тест | ||
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 4 (N 139801) | Интер- активный | Электронный тест | ||
4 | Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ. | Интер- активный | Электронный учебный модуль контрольного типа | http://fcior.edu.ru/card/28838/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
бросит ? ся нравит ? ся удивит ? ся вернут ? ся
Вопрос – твой помощник! Что дела ть ? Что сдела ть ? броси ться нрави ться удиви ться верну ться Что делае т ? Что сделае т ? броси тся нрави тся удиви тся верну тся
что что 3-е л . ед. и мн. ч. -тся ь ь -ться инфинитив делает? сделает? делают? делать? сделать? сделают?
Таблица с интерактивными блоками. Правило "Правописание - ться и - тся " к теме "Глагол" .
Электронный учебный модуль информационного типа по теме "Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ"
Ребята, берегите зрение!
Электронный учебный модуль практического типа (сцены 1,2,3,4)
Электронное задание "Мягкий знак перед - ся ". Вариант 1 (N 139312) Электронное задание "Мягкий знак перед - ся ". Вариант 2 (N 138957) Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 3 (N 139313) Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 4 (N 139801)
Домашнее задание (дифференцированное): 1. Самостоятельно выполнить задания ЭУМ по ссылке: http://fcior.edu.ru/card/28838/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html 2. § 84 ; упр. 106
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.
урок русского языка...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)
Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...