Разнообразные приёмы работы определения проблемы в тексте с учениками 9-11 классов в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Лариса Николаевна Алжибаева

Материал для подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку в 9-11 классах. Приёмы работы с текстом для отработки навыков и умений определения проблем в тексте. Примерные карточки с заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Разнообразные приёмы работы            определения проблем в тексте

с учащимися 9 – 11 классов  

 в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ (сочинение)

        

                                                                  Автор: Алжибаева Лариса Николаевна,  

                                                                  учитель русского языка и литературы,

                                                                 «Красноярская школа № 9» (отделение)

Красноярск, 2021 г.

        Пояснительная записка

Предлагаемое пособие включает дидактический материал, а также некоторые методические рекомендации по подготовке учеников  9- 11 классов к написанию сочинения в рамках ГИА и ЕГЭ

Цель педагогического опыта: формирование умений и навыков работы с текстом при подготовке к  успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Задачи

Используя  разнообразные виды деятельности:

1) сформировать умения воспринимать информацию текстов разных стилей и типов речи;

2) научить учеников, анализируя содержание читаемого текста,  вычленять отдельно взятую проблему;

3) развить навыки в использовании различных приёмов для осмысления текста и вычленении в нём одной из проблем.

Виды деятельности при осмыслении и нахождении проблемы в тексте:

1. Коллективная деятельность учеников при работе в группах;

2. Работа в парах;

3. Индивидуальная работа учащихся с текстом. (При этом надо помнить, что всякое новое действие должно быть подготовлено).

Актуальность.

Актуальность данного опыта работы обусловлена трудностями, возникающими на практике при подготовке учащихся к написанию сочинения. Именно разнообразные приёмы работы с текстом являются основным видом деятельности учителя и ученика на этапе подготовки к формированию умений и навыков воспринимать информацию, анализировать, находить и выделять одну из проблем текста. Опыт работы по данной теме позволяет добиваться положительных результатов при сдаче ГИА и  ЕГЭ, способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

Приёмы осмысления учебных текстов и выделение в них одной из проблем:

Карточка № 1

Нахождение проблемы в тексте по тезису и контраргументам

Карточка № 2

Нахождение в тексте ответов на вопросы для определения проблемы

Карточка № 3

Замена приведённых в тексте примеров автора своими примером

Карточка № 4

Формулирование учащимися вопросов по материалам текста

Карточка № 5

Выделение часто повторяющихся в тексте слов для определения проблемы

Карточка № 6

Работа с иллюстрацией к тексту

Карточка № 7

Краткий пересказ текста

Заключение.

Хочется отметить, что начинать готовить учащихся к  ГИА и ЕГЭ нужно с 5 класса, так как данные приёмы работают и в среднем звене школы, необходимо лишь изменять тексты и задания, учитывая возрастные особенности детей и их индивидуальность.

Изначально у учащихся, кроме карточек с текстом, должен быть дидактический материал с определениями, что такое «проблема» текста, что значит этика, эстетика и т. д., чтобы исключить путаницу школьников в понятиях.

        

        

КАРТОЧКА № 1

Нахождение проблемы в тексте по тезису и контраргументам

ТЕКСТ

(1)Человек должен быть интеллигентен. (2)А если его профессия не требует интеллигентности?(3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего самому человеку.

                                                                                 (По Д. С. Лихачёву)

ЗАДАНИЕ

1. Прочти текст и найди тезис и контраргументы, которые выдвинул автор, запиши номера этих предложений без запятых

2. Опираясь на тезис и контраргументы, определи, какую проблему поднимает автор

ОТВЕТ

        

1.        

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 2

Нахождение в тексте ответов на вопросы для определения проблемы

        ТЕКСТ

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых,  для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли и чувства. И это всё благодаря языку.

                                                                                               (А. А. Леонтьев)

ЗАДАНИЕ

1. О чём говорится в тексте?

2. Зачем, с какой целью создаются тексты подобного рода? 

ОТВЕТ

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 3

Замена приведённых в тексте примеров автора своими примерами

        ТЕКСТ

Анфиса Дмитриевна Малухина по распределению приехала в наш посёлок в 1960-м  и начала вести в нашем классе историю. Эти уроки и я, и все мои одноклассники помним до сих пор!

Мы постоянно делали и слушали интереснейшие доклады: по импрессионизму и по голландцам, по современной литературе и классической музыке. Ну и про кино тоже.

Анфиса Дмитриевна выделялась: красный диплом в институте, энциклопедизм, высокий рост, красота, коса до пят, аристократизм, юмор, щедрость!

Вы навсегда остались в наших сердцах, дорогая, любимая Анфиса Дмитриевна!

                                                                                 (По Н. Гарлановой)

ЗАДАНИЕ

1. Замени своими примерами описание любимого учителя. Как  звали учителя? Чем этот учитель запомнился тебе и полюбился?

 2. Подумай: почему ты  полюбил этого учителя? Запиши

ОТВЕТ

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 4

Формулирование учащимися вопросов по материалам текста

ТЕКСТ

«Возлюби себя, как ближнего своего…» Поэт призывал к этому иронично, философ – всерьёз, но любовь к себе – это, действительно, первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий, - страшен.

Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других. Посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей, и вы убедитесь, что это так! Они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением; им не надо слишком уж скрывать недостатки, не надо бояться насмешек и осуждения.

Эта любовь естественна. А потому не заметна, в ней нет ничего вымученного. Такие вот люди – всегда любимцы, они показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом…

                                                                                               (По В. Леви)

ЗАДАНИЕ

1. Сформулируй  5 вопросов по тексту и запиши их

2. По своим вопросам сформулируй основную мысль текста и запиши её

        

        ОТВЕТ

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 5

Выделение часто повторяющихся в тексте слов

ТЕКСТ

Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. Берёзовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

«Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли. (…)

Я бросил вёсла и смотрел на журавлей.

За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил  написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре.

Сейчас на реке мне подумалось, что шедевры существуют не только в искусстве. Но и в природе.

                                                                                              (По К. Паустовскому)

ЗАДАНИЕ

1. Подчеркни в тексте слова, которые встречаются 3 раза

2. Определи по словарю значение слова «шедевр»

3. На основе подчёркнутых слов, определи  проблему, которую  поднимает автор?

ОТВЕТ

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 6

Работа с иллюстрацией к тексту

ТЕКСТ

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

                       (М. Пришвин)http://s1.fotokto.ru/photo/full/35/350682.jpg

        

                        ЗАДАНИЕ

        

1. Прочти текст и рассмотри фотографию белки в лесу. Что ты почувствовал, глядя на фото?

2. Белочка- часть природы. Какие советы ты дашь, чтобы природа радовала нас и дальше. Запиши их

ОТВЕТ

1. ____________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 7

Краткий пересказ текста

ТЕКСТ

Откуда взялась человеческая совесть? Практика нашей сегодняшней жизни показывает. что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. Бессовестные нападают коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.(…)

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли. Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадёт в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (…) Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

А самое опасное для страны – это государственная бессовестность.  На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта…

                                                                                      (По Ф. Искандеру)

ЗАДАНИЕ

1. Определи стиль и тип речи в тексте. Запиши

2. Перескажи этот текст 2 раза (про себя)

3. Определи проблему, которую ставит автор. Запиши её

 

ОТВЕТ

1._____________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ и ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (из опыта)

Материалы, представляющие собой описание методик или методических приёмов по формированию филологических  компетенций обучающихся, заявленных в кодификаторе содержания Кимов ЕГЭ и ГИА....

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Приёмы работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка

В докладе обобщён опыт  обучения учащихся  работе с  учебно- научными  текстами....

Контрольная работа по теме «Обособление обращений и вводных слов» (10 вариантов) в рамках подготовки к заданию № 10 ОГЭ Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Данная разработка поможет учителю -предметнику качественно подготовить учащихся к заданию № 10 ОГЭ. Контрольная работа может быть использована как в 8 классе после изучения тем "Обращение", ...

Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку

В данном архиве представлены материалы из опыта работы  на  региональном семинаре  учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подгото...

практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра

1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...