Рабочая программа по русскому языку для 7 класcа
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класcа к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2020).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 447 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом № 354 от 31.08.2021г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования
Протокол №1 от 30.08.2021 г.
Руководитель кафедры / Попова И.И. /
Согласовано
заместитель директора /Тельнова И.С./
30.08.2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
Базовый уровень, основное общее образование, 7 класс, 140 часов
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020
федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
3. Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2020).
4. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. (Баранов М. Т. и др.) М.: Просвещение, 2020.
Составитель: Салангина О.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Пионерский
2021 год
1. Содержание учебного предмета
Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 час) |
Введение. Русский язык как развивающееся явление. |
Повторение изученного в 5-6 классах (12 часов) |
Синтаксис. Синтаксический разбор. |
Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
Лексика и фразеология. |
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. |
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. |
Морфология и орфография. |
Морфологический разбор слова. |
Р.р. Текст. |
Р.р. Диалог как текст. Виды диалога. |
Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. |
Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах». |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
Причастие (24 часа) |
Причастие как часть речи. |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
Причастный оборот. |
Выделение причастного оборота запятыми. |
Р.р. Описание внешности человека. |
Действительные и страдательные причастия. |
Краткие и полные страдательные причастия. |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. |
Действительные причастия прошедшего времени. |
Р.р. Изложение |
Страдательные причастия настоящего времени. |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
Одна буква н в отглагольных прилагательных. |
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. |
Р.р. Выборочное изложение |
Морфологический разбор причастия. |
Слитное и раздельное написание не с причастиями. |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение по теме «Причастие» |
Контрольный диктант по разделу «Причастие». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Р.Р. Сочинение «Успешный телеведущий». Портретное описание. |
Деепричастие (11 часов) |
Деепричастие как часть речи. |
Деепричастный оборот. |
Запятые при деепричастном обороте. |
Раздельное написание не с деепричастиями. |
Деепричастия несовершенного вида. |
Деепричастия совершенного вида. |
Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». |
Морфологический разбор деепричастия. |
Повторение темы «Деепричастие». Тест. |
Контрольный диктант по разделу «Деепричастие». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Наречие (29 часов) |
Наречие как часть речи. |
Употребление наречий в речи. |
Разряды наречий. |
Степени сравнения наречий. |
Морфологический разбор наречия. |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. |
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. |
Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. |
Р.р. Описание действий по наблюдениям. |
Р.р. Подготовка к изложению с описанием действия . |
Р.р. Изложение с описанием действия . |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
Контрольный диктант по разделу " Наречие" |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Буквы о и а на конце наречий. |
Дефис между частями слова в наречиях. |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е.Широкова «Друзья». |
Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья». |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. |
Р.р. Учебно-научная речь. |
Р.р. Учебный доклад. |
Повторение темы «Наречие». Тест. |
Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Наречие". |
Контрольный диктант по разделу «Наречие». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Категория состояния (7 часов) |
Категория состояния как часть речи. |
Морфологический разбор категории состояния. |
Р.р. Сжатое изложение. |
Р.р. Анализ сжатого изложения |
Повторение темы «Категория состояния».Тест. |
Самостоятельные и служебные части речи. |
Предлог (10 часов) |
Предлог как часть речи. |
Употребление предлогов. |
Непроизводные и производные предлоги. |
Простые и составные предлоги. |
Р.р. Подготовка к подробному изложению "Сердце матери". |
Р.р. Подробное изложение "Сердце матери". |
Морфологический разбор предлога. |
Р.р. Репортаж. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест. |
Союз (19 часов) |
Союз как часть речи. |
Простые и составные союзы. |
Союзы сочинительные и подчинительные. |
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. |
Контрольный тест по теме " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении". |
Анализ теста. Работа над ошибками. |
Сочинительные союзы. |
Подчинительные союзы. |
Морфологический разбор союза. |
Р.р. Сочинение «Книга – наш друг и советчик». |
Слитное написание союзов тоже,также, чтобы. |
Повторение темы «Союз». Тест. |
Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Предлоги и союзы". |
Контрольный диктант по разделу «Предлоги и союзы». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Частица (12 часов) |
Частица как часть речи. |
Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
Смыслоразличительные частицы. |
Раздельное и дефисное написание частиц. |
Морфологический разбор частицы. |
Отрицательные частицы не и ни. |
Различение частицы не и приставки не-. |
Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. |
Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. |
Повторение темы «Частица». Тест. |
Контрольный диктант по разделу «Частица». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Междометие (3 часа) |
Междометие как часть речи. |
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях.. |
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Морфологический разбор междометия. |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 часов) |
Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь.. |
Фонетика. Графика. |
Лексика и фразеология. |
Морфемика. Словообразование. |
Морфология. Орфография. |
Синтаксис. Пунктуация. |
Итоговый годовой контрольный диктант. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Подведение итогов за год. |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.1Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
2.2. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Русский язык»
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, у меть находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
2.3. Предметные результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «Русский язык»:
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления;
виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Русский язык» являются:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма); формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным сообщением;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации (создание не менее шести реплик); обсуждение и четкая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;
овладение различными видами аудирования (выборочным, детальным, ознакомительным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составление плана текста (простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде текста; комментирование текста или его фрагмента;
передача в устной или письменной форме содержания прослушанных или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с заданной степенью свернутости: подробное изложение (исходный текст объемом не менее 280 слов), сжатое и выборочное изложение (исходный текст объемом не менее 300 слов);
устный пересказ прочитанного или прослушанного текста объемом не менее 150 слов;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
создание письменных текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развертывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность;
оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика);
составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата;
осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи, ситуации и условий общения, выразительного словоупотребления, соблюдения норм современного русского литературного языка; понимание и объяснение основных причин коммуникативных успехов и неудач; корректировка речи;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования, важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека: осознание богатства, выразительности русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в современном мире, различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка;
3) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; распознавание звуков речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова;
вычленение морфем в словах; распознавание разных видов морфем;
определение основных способов словообразования; построение словообразовательной цепочки, определение производной и производящей основ;
определение лексического значения слова разными способами (использование толкового словаря, словарей синонимов, антонимов; установление значения слова по контексту);
распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов; прямого и переносного значений слова;
распознавание слов с точки зрения их происхождения, принадлежности к активному или пассивному запасу, сферы употребления (архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, профессионализмы, канцеляризмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорная лексика); определение стилистической окраски слова;
распознавание по значению и основным грамматическим признакам имен существительных, имен прилагательных, глаголов, имен числительных, местоимений, наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов, причастий, деепричастий;
определение типов подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);
распознавание основных видов словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);
распознавание простых неосложненных предложений; простых предложений, осложненных однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обособленными членами, уточняющими членами, обращением, вводными словами, предложениями и вставными конструкциями;
распознавание косвенной и прямой речи;
распознавание предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию главных членов (двусоставные и односоставные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные); предложений полных и неполных;
распознавание видов односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);
определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разных видов (простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов предложения (определения, дополнения, обстоятельства);
распознавание бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений, сложных предложений с разными видами связи; сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным или последовательным подчинением придаточных);
распознавание видов сложносочиненных предложений по смысловым отношениям между его частями;
распознавание видов сложноподчиненных предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельственные: времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);
различение подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях;
4) формирование умений проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического анализа слова;
проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или его фрагмента;
проведение пунктуационного анализа предложения, текста или его фрагмента;
проведение синтаксического анализа словосочетания, предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);
проведение смыслового анализа текста;
проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев;
проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте или текстовом фрагменте;
проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
выявление отличительных признаков текстов разных жанров (расписка, заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему, интервью, репортаж, автобиография, характеристика);
проведение анализа текста с точки зрения употребления в нем языковых средств выразительности (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических);
5) обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:
осознанное расширение своей речевой практики;
использование словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, толковых, орфоэпических, орфографических, фразеологических, морфемных, словообразовательных словарей (в том числе информационно-справочных систем в электронной форме) для осуществления эффективного и оперативного поиска нужной лингвистической информации при построении устного и письменного речевого высказывания;
6) овладение основными нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; соблюдение их в речевой практике, в том числе: соблюдение основных грамматических (морфологических и синтаксических) норм: словоизменение имен существительных, имен прилагательных, местоимений, имен числительных, глаголов; употребление несклоняемых имен существительных; употребление местоимений 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста; употребление имен существительных с предлогами в соответствии с их грамматическим значением; употребление предлогов из - с; в - на в составе словосочетаний; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, употребление причастного и деепричастного оборотов; построение словосочетаний с несклоняемыми именами существительными, сложносокращенными словами; построение предложения с однородными членами, с прямой и косвенной речью, сложных предложений разных видов; соблюдение основных орфографических норм: правописание согласных и гласных в составе морфем; употребление прописной и строчной букв, графических сокращений слов; слитные, дефисные и раздельные написания слов и их частей;
соблюдение основных пунктуационных норм: знаки препинания в конце предложения, в простом неосложненном предложении, в простом осложненном предложении, в сложном предложении, при передаче чужой речи;
редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью анализа исправленных ошибок и недочетов в тексте.
Ученик научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Тематическое планирование
№ | Тема/Раздел | Кол-во часов | Модуль программы воспитания «Школьный урок» | ЭОР | Форма текущего контроля | Кол-во часов к/р | Кол-во р/р | Кол-во часов проектная / исследовательская деят-ть | Форма промежуточной аттестации |
1 | Введение. Русский язык как развивающееся явление | 1 | День знаний День солидарности в борьбе с терроризмом | Тест | |||||
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 13 | Внимание – дети! | Контрольная работа | 1 | 3 | |||
3 | Причастие | 25 | Беседы о ЗОЖ День учителя | Контрольный диктант | 2 | 3 | |||
4 | Деепричастие | 12 | Международный день толерантности | Контрольный диктант | 1 | 2 | |||
5 | Наречие | 30 | Новогодний праздник | Контрольный диктант | 1 | 7 | 1 | ||
6 | Категория состояния | 7 | Беседы о ТБ в школе и дома | Самостоятельная работа | 2 | ||||
7 | Предлог | 10 | Международный женский день | Контрольный диктант | 1 | 2 | |||
8 | Союз | 19 | Казанцевские чтения «Космос – это мы» | Контрольный диктант | 1 | 2 | |||
9 | Частица | 12 | Георгиевская ленточка | Контрольный диктант | 1 | 2 | |||
10 | Междометие | 3 | Последний звонок | Тест | 1 | ||||
11 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 8 | День защиты детей | Контрольная работа | 1 | 1 | |||
Итого | 140 | 10 | 24 | 1 | Комплексная работа |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел программы, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
план | факт | |||||
Русский язык как развивающееся явление (1 час) | ||||||
1/1 | Русский язык как развивающееся явление. День знаний | 1 | 1.09 | 1.09 | ||
Повторение изученного в 5-6 классах (13 часов) | ||||||
2/1 | Синтаксис. Синтаксический разбор. День солидарности в борьбе с терроризмом | 1 | 3.09 | 3.09 | ||
3/2 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | 6.09 | 6.09 | ||
4/3 | Лексика и фразеология | 1 | 7.09 | 7.09 | ||
5/4 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Внимание – дети! | 1 | 8.09 | 8.09 | ||
6/5 | Словообразование и орфография. | 1 | 10.09 | 10.09 | ||
7/6 | Морфемный и словообразовательный разбор | 1 | 13.09 | |||
8/7 | Морфология и орфография. | 1 | 14.09 | |||
9/8 | Морфологический разбор слова | 1 | 15.09 | |||
10/9 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» | 1 | 17.09 | |||
11/10 | Развитие речи. Текст. Беседы о ЗОЖ | 1 | 20.09 | |||
12/11 | Развитие речи. Диалог как текст. Виды диалога | 1 | 21.09 | |||
13/12 | Входная контрольная работа | 1 | 22.09 | |||
14/13 | Работа над ошибками | 1 | 24.09 | |||
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (25 часов) | ||||||
15/1 | Причастие как часть речи | 1 | 27.09 | |||
16/2 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | 28.09 | |||
17/3 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 1 | 29.09 | |||
18/4 | Закрепление темы «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми» | 1 | 1.10 | |||
19/5 | Развитие речи. Описание внешности человека | 1 | 4.10 | |||
20/6 | Действительные и страдательные причастия. День учителя | 1 | 5.10 | |||
21/7 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | 6.10 | |||
22/8 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | 8.10 | |||
23/9 | Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | 11.10 | |||
24/10 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | 12.10 | |||
25/11 | Страдательные причастия настоящего времени | 1 | 13.10 | |||
26/12 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | 15.10 | |||
27/13 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | 18.10 | |||
28/14 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | 19.10 | |||
29/15 | Контрольный диктант по теме «Действительные и страдательные причастия» | 1 | 20.10 | |||
30/16 | Работа над ошибками. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 22.10 | |||
31/17 | Одна буква Н в отглагольных прилагательных | 1 | 25.10 | |||
32/18 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | 26.10 | |||
33/19 | Работа с текстом по различению кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | 1 | 27.10 | |||
34/20 | Развитие речи. Сочинение по фотографии. Морфологический разбор причастия | 1 | 29.10 | |||
35/21 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | 8.11 | |||
36/22 | Правописание НЕ с причастиями, прилагательными, существительными | 1 | 9.11 | |||
37/23 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 10.11 | |||
38/24 | Развитие речи. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы» | 1 | 12.11 | |||
39/25 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | 15.11 | |||
Деепричастие (12 часов) | ||||||
40/1 | Деепричастие как часть речи. Международный день толерантности | 1 | 16.11 | |||
41/2 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | 17.11 | |||
42/3 | Запятые при деепричастном обороте. Работа с текстом | 1 | 19.11 | |||
43/4 | Нахождение деепричастных оборотов в тексте | 1 | 22.11 | |||
44/5 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | 23.11 | |||
45/6 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | 24.11 | |||
46/7 | Деепричастия совершенного вида | 1 | 26.11 | |||
47/8 | Замена глаголов и причастий деепричастиями совершенного и несовершенного вида | 1 | 29.11 | |||
48/9 | Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц | 1 | 30.11 | |||
49/10 | Развитие речи. Анализ сочинений. Морфологический разбор деепричастия | 1 | 1.12 | |||
50/11 | Повторение по теме «Деепричастие» | 1 | 3.12 | |||
51/12 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | 6.12 | |||
Наречие (30 часов) | ||||||
52/1 | Анализ диктанта. Наречие как часть речи | 1 | 7.12 | |||
53/2 | Разряды наречий | 1 | 8.12 | |||
54/3 | Определение лексико-семантических значений наречий | 1 | 10.12 | |||
55/4 | Степени сравнения наречий | 1 | 13.12 | |||
56/4 | Промежуточный контроль | 1 | 14.12 | |||
57/6 | Морфологический разбор наречия | 1 | 15.12 | |||
58/7 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | 1 | 17.12 | |||
59/8 | Анализ сочинений | 1 | 20.12 | |||
60/9 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е | 1 | 21.12 | |||
61/10 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 1 | 22.12 | |||
62/11 | Правописание отрицательных наречий | 1 | 24.12 | |||
63/12 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е. Новогодний праздник | 1 | 27.12 | |||
64/13 | Развитие речи. Описание действий | 1 | 28.12 | |||
65-66/14-15 | Развитие речи. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. Редактирование сочинений | 2 | 10.01 11.01 | |||
67/16 | Работа над ошибками. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 | 12.01 | |||
68/17 | Буквы О и А на конце наречий | 1 | 14.01 | |||
69/18 | Условия выбора букв О и А на конце наречий | 1 | 17.01 | |||
70/19 | Развитие речи. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» | 1 | 18.01 | |||
71/20 | Развитие речи. Анализ сочинений | 1 | 19.01 | |||
72/21 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | 21.01 | |||
73/22 | Различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний | 1 | 24.01 | |||
74/23 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | 25.01 | |||
75/24 | Роль ударения в написании наречий | 1 | 26.01 | |||
76/25 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | 28.01 | |||
77/26 | Повторение по теме «Наречие» | 1 | 31.01 | |||
78/27 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | 1.02 | |||
79/28 | Анализ кд. Развитие речи. Учебно-научная речь. Отзыв | 1 | 2.02 | |||
80/29 | Проект «Секреты наречия» | 1 | 4.02 | |||
81/30 | Развитие речи. Учебный доклад | 1 | 7.02 | |||
Категория состояния (7 часов) | ||||||
82/1 | Категория состояния как часть речи. Беседы о ТБ в школе и дома | 1 | 8.02 | |||
83/2 | Синтаксическая роль слов категории состояния в предложении | 1 | 9.02 | |||
84/3 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | 11.02 | |||
85/4 | Развитие речи. Сжатое изложение | 1 | 14.02 | |||
86/5 | Развитие речи. Работа над сжатым изложением | 1 | 15.02 | |||
87/6 | Повторение по теме «Категория состояния» | 1 | 16.02 | |||
88/7 | Самостоятельная работа по теме «Категория состояния» | 1 | 18.02 | |||
Предлог (10 часов) | ||||||
89/1 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи | 1 | 21.02 | |||
90/2 | Употребление предлогов | 1 | 22.02 | |||
91/3 | Непроизводные предлоги | 1 | 25.02 | |||
92/4 | Производные предлоги | 1 | 28.02 | |||
93/5 | Простые и составные предлоги | 1 | 1.03 | |||
94/6 | Морфологический разбор предлога | 1 | 2.03 | |||
95/7 | Развитие речи. Рассказ-репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 | 4.03 | |||
96/8 | Развитие речи. Анализ сочинений. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Международный женский день | 1 | 9.03 | |||
97/9 | Различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов с существительными | 1 | 11.03 | |||
98/10 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 | 14.03 | |||
Союз (19 часов) | ||||||
99/1 | Союз как часть речи | 1 | 15.03 | |||
100/2 | Простые и составные союзы | 1 | 16.03 | |||
101/3 | Союзы сочинительные. Казанцевские чтения | 1 | 18.03 | |||
102/4 | Союзы подчинительные | 1 | 21.03 | |||
103/5 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | 22.03 | |||
104/6 | Сочинительные союзы | 1 | 23.03 | |||
105/7 | Подчинительные союзы | 1 | 25.03 | |||
106/8 | Знаки препинания в предложениях с союзами | 1 | 4.04 | |||
107/9 | Морфологический разбор союза | 1 | 5.04 | |||
108/10 | Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор союза» | 1 | 6.04 | |||
109/11 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик | 1 | 8.04 | |||
110/12 | Развитие речи. Анализ сочинений | 1 | 11.04 | |||
111/13 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. «Космос – это мы» | 1 | 12.04 | |||
112/14 | Различение на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимений с частицами | 1 | 13.04 | |||
113/15 | Самостоятельная работа по теме «Правописание союзов и омонимичных частей речи» | 1 | 15.04 | |||
114/16 | Повторение по теме «Предлоги и союзы» | 1 | 18.04 | |||
115/17 | Подготовка к диктанту | 1 | 19.04 | |||
116/18 | Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы» | 1 | 20.04 | |||
117/19 | Работа над ошибками | 1 | 22.04 | |||
Частица (12 часов) | ||||||
118/1 | Частица как часть речи | 1 | 25.04 | |||
119/2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | 26.04 | |||
120/3 | Смыслоразличительные частицы | 1 | 27.04 | |||
121/4 | Раздельное и дефисное написание частиц. Георгиевская ленточка | 1 | 29.04 | |||
122/5 | Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | 4.05 | |||
123/6 | Развитие речи. Анализ сочинений. Морфологический разбор частицы | 1 | 6.05 | |||
124/7 | Отрицательные частицы не и ни | 1 | 11.05 | |||
125/8 | Различение частицы не и приставки не- | 1 | 13.05 | |||
126/9 | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни | 1 | 16.05 | |||
127/10 | Повторение по теме «Частица» | 1 | 17.05 | |||
128/11 | Контрольный диктант по теме "Частица" | 1 | 18.05 | |||
129/12 | Работа над ошибками | 1 | 20.05 | |||
Междометие (3 часа) | ||||||
130/1 | Междометие как часть речи | 1 | 23.05 | |||
131/2 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Последний звонок | 1 | 24.05 | |||
132/3 | Тест по теме «Междометие» | 1 | 25.05 | |||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 часов) | ||||||
133/1 | Работа над ошибками. Разделы науки о русском языке | 1 | 27.05 | |||
134/2 | Развитие речи. Текст и стили речи. Учебно-научная речь | 1 | 30.05 | |||
135/3 | Фонетика. Графика | 1 | 31.05 | |||
136/4 | Лексика и фразеология. День защиты детей | 1 | 1.06 | Промежуточная аттестация | ||
137/5 | Морфемика. Словообразование | 1 | 3.06 | |||
138/6 | Морфология. Орфография | 1 | 6.06 | |||
139/7 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | 7.06 | |||
140/8 | Итоговая контрольная работа | 1 | 8.06 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679094-1443958267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...