Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Дремова Татьяна Николаевна

 ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_zadanie_27_ege_sochinenie.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ 2022

 ЭТО

КОНСТРУКТОР

1.Проблема .

Вопрос, который волнует автора.

Смотреть:

  • информацию о тексте (задание 22, 26) и об авторе текста;
  • ключевые слова – слова, называющие главные понятия, предметы, процессы, описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет основу содержания текста (они способны дать представление не только о теме и проблематике текста, но и об идеях, реализованных в нём).

Сравнить начало и финал текста:

  • что изменилось в авторских рассуждениях о событии или явлении;
  • в герое, его поведении и/или мироощущении;
  • в ситуации, расстановке персонажей;
  • чем завершился конфликт (при его наличии);
  • место и время действия;
  • художественные детали , важные для «расшифровки» текста.
  • Ф.И.О. (автора)  ставит проблему  + сущ. в р.п..
  • В предложенном для анализа тексте Ф.И.О. (автор)  задается вопросом: ...? Для писателя очень важна проблема + сущ. в р.п..
  • Какими должны быть ...? Этой проблеме посвящён текст Ф.И.О. (автора).
  • В чём заключается ...? Такова проблема, которую ставит Ф.И.О. (автора)  .
  • С интересом прочитал предложенный для анализа текст. О чем же автор заставляет задуматься читателя? Конечно же, о том ,...
  • Что такое ...? Как проявляется ... в современном мире? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного публициста... Ф.И.О. (автора)  .

2.  Комментарий

сформулированной проблемы (два  примера-иллюстрации  из  прочитанного  текста,  

важные  для  понимания  проблемы  исходного  текста ).

Анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы. 

Запомните! В основе комментария - поставленная автором проблема. Пересказа быть не должно!!!  В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы)  приходит  к  определенному  ответу  (позиции автора).

Алгоритм работы над комментарием:

  • выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;
  • отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;
  • выявить связь между примерами-иллюстрациями;
  • объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.

1-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).

Пример-иллюстрация  –  это  значимая для  раскрытия

поставленной         проблемы        информация        текста,

сопровождаемая пояснениями, интерпретациями.

Запомните! Пример:  Что говорит автор? Что делает герой?

  • Размышляя над данной проблемой, автор в качестве примера приводит ..., рассказывая о ...
  • Чтобы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает....
  • Чтобы найти ответ на поставленный  вопрос, проследим за ходом авторской  мысли. Ф.И.О. (автора)  рассказывает о том, как ...
  • В центре внимания автора - размышления ...
  • Рассматривая данную проблему, писатель знакомит читателя с ..., который ...
  •  Используя ..., Ф.И.О. повествует ...

Пояснение к 1-му примеру.

Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой  целью? Что это означает?

  • Благодаря этому мы понимаем...
  • На мой взгляд, обращая взгляд читателя на ..., писатель убеждает нас в том, что ..., потому что ...

 2-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).

Запомните! Пример:  Что говорит автор? Что делает герой?

По мере развития авторской мысли мы видим , что...

  • В следующем эпизоде на первый план выходит...
  • Но автора поражают не только ... Он пишет о том, что ...
  • Публицист стремится донести до читателя мысль, что ....
  • Авторская взволнованность передается при помощи коротких и ёмких предложений (№ ...). Использует он и такие яркие средства художественной выразительности, как ... (предложения № ...).
  • Продолжая размышлять о ..., Ф.И.О. называет точную причину этого: «....». И у него есть конкретное предложение, что нужно делать, чтобы...
  • Раскрывая проблему дальше, публицист делится с читателем мыслями героя, подчеркивая особенность в поведении: «.....». И на еще одну психологическую деталь фокусирует взгляд читателя И.О. (автора):...

Пояснение ко 2-му примеру.

Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой  целью? Что это означает?

  • Иными словами, произошедшие с .... события научили его ценить ..
  • Мне кажется, автор показывает, насколько сильной может быть ...

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

Объяснение,  с какой целью автор связал эпизоды.

Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.

Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения — противительная связь — сопоставительные отношения — дополнение и уточнение информации — иллюстрация, выделение частного случая —обобщение предыдущей информации — прием перечисления — прием, называемый конкретизацией —другая связь.

Использованные два примера-иллюстрации, основанные на приёме ...., помогают понять всю глубину поднятой проблемы.

 Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко то,

Противопоставление:

  • С помощью противопоставления автор подчеркивает, что...
  • Однако из следующего эпизода становится понятно, что ...
  • Совсем иначе ведет себя такой-то герой...
  • Поведению героя противопоставлены поступки..

Дополнение/ уточнение:

  • Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде...
  • Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то ( для публицистики)...
  • Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде...

Выделение:

 Автор текста фиксирует внимание...

Объяснение:

Автор объясняет это тем, что..

Подтверждение:

В подтверждении этих мыслей автор...

3. Позиция автора.

Ответ на вопрос , который волнует автора .

Запомните! Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Советы

1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.

2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в каждом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).

  • Автор прямо не высказывает свою позицию, но обращает внимание читателя на..., и тем самым убеждает нас, что ...
  • Автор прямо выражает свою позицию в таком-то предложении + цитата(для публицистических текстов).
  • Авторская позиция теперь становится предельно ясна.
  • Автор убежден:...

4.  Моё отношение к позиции автора и  обоснование моего отношения.

Аргументация собственного мнения.

Запомните! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором .

Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Соглашаясь с мнением автора, приводим доводы, подтверждающие авторский тезис.

Не соглашаясь с автором и формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигаем контртезис (тезис, противоположный авторскому).

  • Я разделяю мнение Ф.И.О. В подтверждение своих мыслей и позиции автора хочу обратиться к произведениям классиков русской литературы. Вспомним героя...(аргументация к сочинению может быть любой: прочитанная книга по литературе, истории и др., просмотренный фильм, произведение искусства и т.)
  • С автором сложно не согласиться. Действительно, всё чаще в средствах массовой информации, Интернете, а иногда и в книгах можно заметить .... Ещё Ф.И.О. в известной книге «...» описал проблему ......
  • Я  совершенно  согласен  с  мыслью  автора:  именно  ....  Подтверждением  этой  мудрости  для меня  служит,  например,  такая  русская  пословица:  «...».

5. Заключение.  

Вывод, который должен быть органично связан с основным текстом.

Приемы, используемые в заключении:

  • Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских).
  • Призыв , обращение к читателю.
  • Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем).
  • Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора.
  • Цитата , содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста.
  • Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием.
  • Завершая размышления над текстом Ф.И.О., отмечу, что я благодарен автору: он помог мне по-новому взглянуть на проблему....
  • В заключение отмечу, что работа над сочинением дала мне возможность еще раз задуматься о...
  • Таким образом, мы убедились, что ... заставляют человека многое переосмыслить, посмотреть на жизнь иначе, чем прежде, и , как следствие, быстро повзрослеть.
  • Подводя итоги, хочется сказать, что...( быть грамотным сегодня – задача номер один каждого выпускника школы), потому что ...(знание литературных норм языка позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей).
  • В заключение хотелось бы выразить надежду, что люди будут бороться с этой проблемой, ...(читать книги, усердно учиться и повышать уровень грамотности).
  • Таким образом, мы приходим к выводу:..
  • В заключение мне хочется сказать, что поднятая автором проблема будет актуальна всегда:...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...

"Как я провёл лето". Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. (Русский язык. Развитие речи. 6 класс)

Урок - подготовка к сочинению-воспоминанию "Как я провел лето". Предложенный материал возможно использовать дифференцированно  для учеников 5-7 классов....

Типичные ошибки сочинений-эссе ЕГЭ по русскому языку

В файле собраны основные ошибки, допускаемые учащимися при написании сочинения-эссе по русскому языку и снижающие их баллы за грамотность. Данная памятка рекомендуется для повторения непосредственно п...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".

Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Памятка "В помощь ученику" (речевые клише для написания сочинения (27 задание ЕГЭ) по русскому языку"

В материале содержится два варианта речевых клише для написания сочинения-рассуждения.Особое внимание уделяется структуре сочинения и аргументации выявленной проблемы....