Урок русского языка в 6 классе Имя числительное как часть речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями модульного обучения. Он базируется на деятельностном подходе. Обучение на уроке было направлено на зону ближайшего развития ученика для формирования и развития у обучающихся умения учиться творчески и самостоятельно. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой.
На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, что является одним из эффективных в обучении. На уроке предлагаются задания, разработанные с использованием занимательного дидактического материала, проводимые в различных нестандартных формах с помощью приемов «денотатный граф» и синквейн, что повышает качество образовательного процесса:
- позволяет вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность;
- способствует развитию у школьников интереса к учебной деятельности в целом, к предмету;
- созданию у них положительного эмоционального настроя к учению;
-дает возможность осознанно применять приобретенные знания, проявлять личностные качества.
Применяются следующие методы обучения:
-частично-поисковый;
- исследовательский метод;
- наглядность;
- поисковый метод,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi_6_klass.docx | 118.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по модулю 2
«Особенности современной методики преподавания русского языка»
Урок русского языка в 6 классе
«Имя числительное как часть речи»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок-практикум
Технологии:
- ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо);
- здоровьесберегающие;
- технологии коллективного сотрудничества;
- технологии личностно-ориентированного образования;
- компьютерные технологии.
Основные дидактические методы:
- деятельностный,
- исследовательский,
-практический;
Необходимое оборудование для урока:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Раздаточный материал
Приемы: «денотатный граф», синквейн
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока
Этап 1. Организационный. Мотивация. Этап целеполагания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Учитель. Здравствуйте, уважаемые путешественники по стране Лингвинии. Мы с вами посетили уже много островов страны, сегодня нас ждут коренные жители ещё одного удивительного островка. Итак, в путь! Разминка. Выход на тему урока. (6 мин.) На доске (слайде) ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня. Тройка, троица, третий, трояк. Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние». Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий. Учитель предлагает определить принадлежность этих слов к какой-либо части речи Учитель: да, ребята. Эти «лишние» в рядах слова – коренные жители одного из островов Лингвинии. Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше. Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок? | Приветствие Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными). Лишнее слово. Могут возникнуть разные мнения (например, лишнее по стилистической принадлежности, однозначности-многозначности и т.п.) Учащиеся дают ответ: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные. В этой ситуации ученики чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных учащихся. Это выход на проблему. Учащиеся предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи, то вопросы составят легко): - На какие вопросы отвечают эти слова? - Что обозначают? - Как изменяются? - Чем являются в предложении? И другие вопросы, которые интересуют ребят. Все вопросы фиксируются на доске или слайде. Учащиеся: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи) Запись темы урока в тетради. Учащийся комментируют с места | |
Вместе анализируют цели и задачи урока | ||
Прием «верные и неверные утверждения» (3 мин.) Учитель: прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-». Утверждения: 1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»; 2….имен числительных в языке очень немного; 3…имена числительные изменяются по падежам; 4…все числительные можно записать цифрами; 5…эта часть речи может быть только определением; 6. …числительные имеют общие признаки с существительными; 7. …они имеют общие признаки с прилагательными; 8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного; 9. …числительное не может состоять из 3 слов; 10. …слово «полтора» - это числительное. Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось. Физминутка (обращаем внимание на счет) | Учащиеся знакомятся с утверждениями |
Этап 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Описание содержания денотатного графа
Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Глаголы-связки и признаки.
Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.
Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»
Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.
Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).
Является – любым членом предложения.
Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.
Употребляется – в устной и письменной речи (документы).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи. | Учащиеся (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения. |
Этап 3. Практическое применение знаний
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте Учитель. Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные? Учитель. Значит, вы сможете обнаружить и другие числительные в тексте. Предлагаю списать текст упр….. , подчеркнув все числительные, особое внимание обращая на их правописание. Учитель. Как можно убедиться, что мы не ошиблись и это слово тоже числительное? Работа со словарями. Учитель. К какой части речи относит это слово словарь? Учитель. Как вы думаете, почему? Учитель. Поскольку мы сейчас не можем ответить на этот вопрос, я предлагаю подумать над ним дома и написать миниатюру на тему: «Мир без числительных». | Учащиеся. Т.к. обозначают порядок при счёте. Самостоятельная работа учащихся. По окончании списывания учащимся предлагается назвать числительные. Учащиеся. Обратиться к словарю. Учащиеся. К именам существительным. Учащиеся высказывают различные предположения. Это проецирование будущих тем. |
Этап 4. Этап включения в систему знаний и повторения
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Выход на тему следующих уроков «Склонение числительных». Учитель. Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок. Учитель. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь? Учитель. Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Лингвинии. | Учащиеся читают текст «про себя». Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов. Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки. Учащиеся. Варианты ответов. Научиться правильно произносить числительные. Узнать, как правильно изменять числительные по падежам. |
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Обращение к таблице «верные и неверные утверждения» Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-». Обсуждение. - По каким утверждениям ваше мнение совпало? - Где вы изменили свое мнение? Почему? Прием синквейн. Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне. (Правила – на слайде). - Что мы изучали сегодня? - Какое оно? - Какие действия характерны для него? - Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке. Личные итоги урока: - Что нового вы открыли на уроке? - Что осталось непонятным? | Заполнение третьей колонки. Ответы учащихся Ученики. Имя числительное. Ученики. Количественное. Порядковое. Многоликое. Непростое. Собирательное. Ученики. Считает. Измеряет. Изменяется. Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся). |
Этап 6. Домашнее задание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формулировка домашнего задания | Написать миниатюру на тему: «Мир без числительных». |
Анализ урока
Тема «Имя числительное как часть речи» включена в раздел «Система языка». Данный урок классифицируется как урок «открытия» новых знаний. Учащимся предстоит познакомиться с именем числительным.
На данном занятии использовались технологии:
- здоровьесберегающие;
- технологии коллективного сотрудничества;
- технологии личностно-ориентированного образования;
- компьютерные технологии.
Урок разработан в соответствии с требованиями модульного обучения. Он базируется на деятельностном подходе. Обучение на уроке было направлено на зону ближайшего развития ученика для формирования и развития у обучающихся умения учиться творчески и самостоятельно. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой.
На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, что является одним из эффективных в обучении. На уроке предлагаются задания, разработанные с использованием занимательного дидактического материала, проводимые в различных нестандартных формах с помощью приемов «денотатный граф» и синквейн, что повышает качество образовательного процесса:
- позволяет вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность;
- способствует развитию у школьников интереса к учебной деятельности в целом, к предмету;
- созданию у них положительного эмоционального настроя к учению;
-дает возможность осознанно применять приобретенные знания, проявлять личностные качества.
Применяются следующие методы обучения:
-частично-поисковый;
- исследовательский метод;
- наглядность;
- поисковый метод,
Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают выводы, тем самым формируются осознанные прочные знания. Познавательная деятельность носит и самостоятельный, и творческий характер.
Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом вызывает больший интерес у учащихся, способствует вовлечению детей в образовательный процесс. Возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.
Темп урока высокий, объем учебного материала значительный, что позволяет судить о сформированности у обучающихся метапредметных умений. Учащиеся класса разделены на 3 группы, состав групп идентичен по уровню познавательных способностей детей.
Урок состоит из этапов.
На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится:
- актуализация имеющихся знаний;
-пробуждение интереса к получению новой информации;
-постановка учеником собственных целей обучения
-мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Следующий этап: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах для получения новой информации и корректировки учеником поставленных целей обучения; выявление места и причины затруднения. Обучающиеся самостоятельно и аргументированно делают вывод о частеречевой категории выявленных слов.
На этом этапе происходит построение проекта выхода из затруднения. Это приводит учащихся к осознанию и формулированию темы урока. Ученики не получают готового знания, они сами определяют не только тему, но и задачи урока.
На этапе реализации построенного проекта, обучающиеся имеют возможность пополнить свои знания новыми и зафиксировать их. Производя анализ языкового материала, формируется умение различать числительные по вопросу. Задание по заполнению схемы с самопроверкой дает возможность оценить уровень усвоения учебного материала, наметить объем знаний, которые необходимо получить.
Следующий этап нацелен на включение новых знаний в систему. Обучающимся предложены задания, активизирующие такие УУД, как самостоятельное применение установленных ориентиров действия в новом учебном материале, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельный поиск необходимой информации, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.
Этап самостоятельной работы позволяет закрепить полученные знания. На этапе рефлексии происходит не только подведение итогов урока, оценка деятельности, но и попытка применить новый материал в нестандартной ситуации. При помощи использования такой формы работы дается положительная установка на выполнение домашнего задания и на следующий урок. Домашняя работа содержит задание творческого характера.
Произошло целеполагание дальнейшей деятельности. Цель урока достигнута, задачи реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс
Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...
Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс
Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...
Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс
Методическая разработка урока с презинтацией на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс...
Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе
Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...