Урок русского языка в 6 классе Имя числительное как часть речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Александрова Марине Анатольевна

Урок разработан в соответствии с требованиями модульного обучения. Он базируется на деятельностном подходе. Обучение на уроке было направлено на зону ближайшего развития ученика для формирования и развития у обучающихся умения учиться творчески и самостоятельно. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой.

На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, что является одним из эффективных в обучении. На уроке предлагаются задания, разработанные с использованием занимательного дидактического материала, проводимые в различных нестандартных формах с помощью приемов «денотатный граф» и синквейн, что повышает качество образовательного процесса:

- позволяет вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность;

- способствует развитию у школьников интереса к учебной деятельности в целом, к предмету;

- созданию у них положительного эмоционального настроя к учению;

-дает возможность осознанно применять приобретенные знания, проявлять личностные качества.

       Применяются следующие методы обучения:

-частично-поисковый;

- исследовательский метод;

- наглядность;

- поисковый метод,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi_6_klass.docx118.91 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по модулю 2

«Особенности современной методики преподавания русского языка»

               

     

Урок русского языка  в 6 классе

«Имя числительное как часть речи»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: урок-практикум

          Технологии:

- ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо);

- здоровьесберегающие;

- технологии коллективного сотрудничества;

- технологии личностно-ориентированного образования;

- компьютерные технологии.

     Основные дидактические методы:  

- деятельностный,

- исследовательский,

-практический;

      Необходимое оборудование для урока:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Раздаточный материал

Приемы: «денотатный граф», синквейн

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока

Этап 1. Организационный. Мотивация. Этап целеполагания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель. Здравствуйте, уважаемые путешественники по стране Лингвинии. Мы с вами посетили уже много островов страны, сегодня нас ждут коренные жители ещё одного удивительного островка. Итак, в путь!

Разминка. Выход на тему урока. (6 мин.)

На доске (слайде) ряды слов:

пятый, пятерка, пятак, пятерня.

Тройка, троица, третий, трояк.

Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние».

Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий.

Учитель предлагает определить принадлежность этих слов к какой-либо части речи

Учитель: да, ребята. Эти «лишние» в рядах слова – коренные жители одного из островов Лингвинии. Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше.

Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок?

Приветствие

Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными).

Лишнее слово. Могут возникнуть разные мнения (например, лишнее по стилистической принадлежности, однозначности-многозначности и т.п.)

Учащиеся дают ответ: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные.

В этой ситуации ученики чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных учащихся. Это выход на проблему.

Учащиеся предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи, то вопросы составят легко):

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают?

- Как изменяются?

- Чем являются в предложении?

И другие вопросы, которые интересуют ребят. Все вопросы фиксируются на доске или слайде.

Учащиеся: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи)

Запись темы урока в тетради. Учащийся комментируют с места

Вместе анализируют цели и задачи урока

Прием «верные и неверные утверждения» (3 мин.)

Учитель: прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4…все числительные можно записать цифрами;

5…эта часть речи может быть только определением;

6. …числительные имеют общие признаки с существительными;

7. …они имеют общие признаки с прилагательными;

8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

9. …числительное не может состоять из 3 слов;

10. …слово «полтора» - это числительное.

Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

Физминутка (обращаем внимание на счет)

Учащиеся знакомятся с утверждениями

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00b8/000a39e7-69b12951/hello_html_5f3f8f1a.jpg

Этап 2. Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прием денотатный граф (17 мин.)

           Учитель. Помогать знакомиться с именами числительными нам будет помогать денотатный граф (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети). У вас на партах литы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

Учитель. Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.

Учитель. Сейчас нашим помощником станет учебник. Чтобы завершить строительство денотатного графа, прочтем статью о числительном. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?

.

Учитель. Прочитав текст, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатного графа, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в группах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.

Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.

Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы.

Учащиеся. Имя числительное

Работа в парах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске (на слайде).

Учащиеся. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи

Работа с текстом статьи. 

Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте. Статьи, знакомящие с частями речи, построены по единому плану, поэтому планируется чтение «про себя» с выделением ключевых позиций.

Работа в группах.

Учащиеся работают группами, завершая работу с денотатным графом.

Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки

Пример листа взаимооценки (3 балла –полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)

Группа

Содержание

Логика

Речевое оформление

Обсуждение: отмечаем только самое положительное:

- Чьи графы оказались наиболее содержательными?

- Наиболее логично построенными?

- Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении?

Описание содержания денотатного графа

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глаголы-связки и признаки.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.

Употребляется – в устной и письменной речи (документы).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи.

Учащиеся (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.

Этап 3. Практическое применение знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте

Учитель. Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные?

Учитель. Значит, вы сможете обнаружить и другие числительные в тексте. Предлагаю списать текст упр….. , подчеркнув все числительные, особое внимание обращая на их правописание.

Учитель. Как можно убедиться, что мы не ошиблись и это слово тоже числительное?

Работа со словарями.

Учитель. К какой части речи относит это слово словарь?

Учитель. Как вы думаете, почему?

Учитель. Поскольку мы сейчас не можем ответить на этот вопрос, я предлагаю подумать над ним дома и написать миниатюру на тему: «Мир без числительных».

Учащиеся. Т.к. обозначают порядок при счёте.

Самостоятельная работа учащихся.

По окончании списывания учащимся предлагается назвать числительные.

Учащиеся. Обратиться к словарю.

Учащиеся. К именам существительным.

Учащиеся высказывают различные предположения. Это проецирование будущих тем.

 Этап 4. Этап включения в систему знаний и повторения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выход на тему следующих уроков «Склонение числительных».

Учитель. Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.

Учитель. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь?

Учитель. Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Лингвинии.

Учащиеся читают текст «про себя».

Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.

Учащиеся. Варианты ответов. Научиться правильно произносить числительные. Узнать, как правильно изменять числительные по падежам.

Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»

Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

Обсуждение.

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?

Прием синквейн.

Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне. (Правила – на слайде).

- Что мы изучали сегодня?

- Какое оно?

- Какие действия характерны для него?

- Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке.

Личные итоги урока:

- Что нового вы открыли на уроке?

- Что осталось непонятным?

Заполнение третьей колонки.

Ответы учащихся

Ученики. Имя числительное.

Ученики. Количественное. Порядковое. Многоликое. Непростое. Собирательное.

Ученики. Считает. Измеряет. Изменяется.

Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся).

Этап 6. Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулировка домашнего задания

Написать миниатюру на тему: «Мир без числительных».

Анализ урока

         Тема «Имя числительное как часть речи» включена в раздел «Система языка». Данный урок классифицируется как урок «открытия» новых знаний. Учащимся предстоит познакомиться с именем числительным.

На данном занятии использовались технологии:

- здоровьесберегающие;

- технологии коллективного сотрудничества;

- технологии личностно-ориентированного образования;

- компьютерные технологии.

Урок разработан в соответствии с требованиями модульного обучения. Он базируется на деятельностном подходе. Обучение на уроке было направлено на зону ближайшего развития ученика для формирования и развития у обучающихся умения учиться творчески и самостоятельно. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой.

На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, что является одним из эффективных в обучении. На уроке предлагаются задания, разработанные с использованием занимательного дидактического материала, проводимые в различных нестандартных формах с помощью приемов «денотатный граф» и синквейн, что повышает качество образовательного процесса:

- позволяет вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность;

- способствует развитию у школьников интереса к учебной деятельности в целом, к предмету;

- созданию у них положительного эмоционального настроя к учению;

-дает возможность осознанно применять приобретенные знания, проявлять личностные качества.

       Применяются следующие методы обучения:

-частично-поисковый;

- исследовательский метод;

- наглядность;

- поисковый метод,

Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают выводы, тем самым формируются осознанные прочные знания. Познавательная деятельность носит и самостоятельный, и творческий характер.

Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом вызывает больший интерес у учащихся, способствует вовлечению детей в образовательный процесс. Возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

Темп урока высокий, объем учебного материала значительный, что позволяет судить о сформированности у обучающихся метапредметных умений. Учащиеся класса разделены на 3 группы, состав групп идентичен по уровню познавательных способностей детей.

Урок состоит из  этапов.

На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится:

- актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения

-мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Следующий этап: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах для получения новой информации и корректировки учеником поставленных целей обучения; выявление места и причины затруднения. Обучающиеся самостоятельно и аргументированно делают вывод о частеречевой категории выявленных слов.

На этом этапе происходит построение проекта выхода из затруднения. Это приводит учащихся к осознанию и формулированию темы урока. Ученики не получают готового знания, они сами определяют не только тему, но и задачи урока.

На этапе реализации построенного проекта, обучающиеся имеют возможность пополнить свои знания новыми и зафиксировать их. Производя анализ языкового материала, формируется умение различать числительные по вопросу. Задание по заполнению схемы с самопроверкой дает возможность оценить уровень усвоения учебного материала, наметить объем знаний, которые необходимо получить.  

Следующий этап нацелен на включение новых знаний в систему.  Обучающимся предложены задания, активизирующие такие УУД, как самостоятельное применение установленных ориентиров действия в новом учебном материале, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельный поиск необходимой информации, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Этап самостоятельной работы позволяет закрепить полученные знания. На этапе рефлексии происходит не только подведение итогов урока, оценка деятельности, но и попытка применить новый материал в нестандартной ситуации. При помощи использования такой формы работы дается положительная установка на выполнение домашнего задания и на следующий урок. Домашняя работа содержит задание творческого характера.

 Произошло целеполагание дальнейшей деятельности. Цель урока достигнута, задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс

Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс

Методическая разработка урока с презинтацией на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...