Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Методическая разработка урока с презинтацией на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Парфенова Ирина Юрьевна, высшая квалификационная категория
Учебный предмет: русский язык
Класс: 6
ОО: МАОУ «Школа № 17 г. Благовещенска»
Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
Тема урока: «Местоимение как часть речи»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.
содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; научиться узнавать и определять грамматические признаки и роль местоимений в нашей речи; познакомить с основными разрядами местоимений.
развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.
Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.
Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.
Приложение 1
Приложение 2
1. Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. 7. Два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошел к ним. И. Тургенев
Приложение 3
Тест по теме "Местоимение"
1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.
А) дополнение;
Б) определение;
В) обстоятельство.
2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:
А) весь;
Б) некто;
В) ты.
3. В каком ряду все слова являются местоимениями?
А) я, кто, любой, второй;
Б) себя, своего, по-моему, прежний;
В) никого, что-либо, их, по-нашему;
Г) ее, всякий, самый, каждый.
4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.
А) определительное местоимение;
Б) личное местоимение;
В) притяжательное местоимение;
5. Какое из местоимений соотносится с существительным?
А) твой;
Б) туда;
В) кто-то.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Никто никому ничего не сказал, Что Некто и с кем-то куда-то попал. Никто ведь об этом ничто не узнал, Что Некто зачем-то куда-то пропал. А Некто с кого-то пример не берёт. Он только худеет, не ест и не пьёт, Не видит он даже, что некто идёт, Он знает, что кто-то кого-то не ждёт. В какой день недели, в котором часу Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу Кому бы то ни было: этой, тому, Нашему, вашему, даже ему? Вернется когда-нибудь Некто к себе, Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?", В любой день недели он будет всегда Повсюду, везде улыбаться тогда
Слова, какой части речи, чаще других встречаются в этом стихотворении? Как назовем мы свой корабль? Какой теме будет посвящен наш урок? МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? познакомиться с местоимением как частью речи; определить роль местоимений в русском языке; повторить синтактическую роль местоимений; узнать разряды местоимений
Таблица под названием «ЗУХ » Знаю Узнал Хочу узнать
Рассказ А.П. Чехова «Моя «Она» Она , как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
Вглядитесь внимательно в слово местоимение Подумайте , как оно образовалось . Подсказка: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена . МЕСТОИМЕНИЕ
Запишите текст, назовите все местоимения и определите их синтаксическую роль в предложении Жил да был Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло, Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу, чтобы всё увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь», - решил он. «Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне ведь не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продолжится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль».
Физкультминутка Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три – Морская фигура замри.
Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой № 2. 2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений в предложении 1 группа выполняет упражнение 433 и отвечает на вопросы: какие же части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста)
Задание: Давайте поможем обезьянкам выписать из текста все местоимения, и с помощью таблицы определить их разряд (см. Приложение 2). 1 . Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2 . Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3 . Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону . 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней . 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука . 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. ( И. С. Тургенев)
Шифр: Д/З знать теоретический материал, пр едставленный на с. 64 учебника, запо лнить третью графу таблицы «ЗУХ», выполнить упражнение 435
Вам понравился урок? ДА НЕТ СЛОЖНО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".
Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...
Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс
Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.
Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"...
Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс
Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....
Технологическая карта урока русского языка "Имя числительное как часть речи" (6 класс)
quot;Имя числительное как часть речи"...