Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине "Осенние дожди" В.Е. Попкова
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Лавринова Анна Игоревна

Тема урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

Цель урока: обучение школьников описывать произведения искусства, формирование умения выражать своё отношение к увиденному и услышанной, выражать свои чувства и эмоции; обучение точности и красоте речи; способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: аудиозапись Чайковский П.И. «Времена года. Октябрь: Осенняя песня», репродукция картины В.Е.Попкова «Осенние дожди», распечатка текста К.Паустовского «Жёлтый свет».

Тип урока: комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_mgml_lavrinova_a.i.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе

Подготовила Лавринова Анна Игоревна, учитель русского языка и литературы

Тема урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

Цель урока: обучение школьников описывать произведения искусства, формирование умения выражать своё отношение к увиденному и услышанной, выражать свои чувства и эмоции; обучение точности и красоте речи; способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: аудиозапись Чайковский П.И. «Времена года. Октябрь: Осенняя песня», репродукция картины В.Е.Попкова «Осенние дожди», распечатка текста К.Паустовского «Жёлтый свет».

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

I Мотивация учебной деятельности

Ребята, вам предстоит сейчас прослушать одну красивую мелодию, а потом рассказать, какие образы возникали у вас в голове, какие эмоции вы испытывали, в какие краски можно окрасить музыку, с каким временем года ассоциируется музыка?

Прослушивание аудиозаписи Чайковского П.И. «Времена года. Октябрь: Осенняя песня».

II Постановка целей и задач урока

Посмотрите, пожалуйста, на картину В.Е. Попкова «Осенние дожди» и скажите, можно ли использовать данную картину в качестве иллюстрации к прослушанной музыке и почему.

Выскажите свои предположения, чему будет посвящён урок.

III Работа над темой урока

Чтобы получилось красивое описание картины, вам нужно будет превратиться в художников-творцов словесных картин. Работать вы будете в командах (3 ряда= 3 команды), каждая команда- это творческий кружок, в который входят мастера словесности, писатели, художники, мыслители. Вы можете сейчас внутри своих команд разделиться, кто какую роль будет выполнять. Каждой группе даётся задание, если задание выполнено верно, то команда получает баллы. Выигрывает команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.

Начнём с разминки. По очереди команды называют определения к слову «осень». Определения записываются на доску. Выигрывает команда, которая назовёт наибольшее количество определений к слову «осень».

(поздняя, дождливая, промозглая, ранняя, ненастная, минувшая, пасмурная, хмурая, глубокая, золотая, нынешняя, прошедшая, унылая, близкая, тёплая, следующая, ясная, гнилая, жаркая, сырая, сухая, солнечная, будущая, глухая, холодная, прохладная, чудесная, вечная, долгая, северная, настоящая, мокрая, мягкая, тихая, прекрасная, последняя, русская, первая, странная, длинная, тёмная, новая, погожая, слякотная).

Ребята, посмотрите, какие определения к слову осень получились. Давайте с вами выделим в кружочек те определения, которые подойдут к описанию картины «Осенние дожди».

Теперь каждая группа получает задание. Потом мы сравним, как справились группы с заданием и поставим баллы.

Группа 1. Мастера словесности.  

Прочитайте отрывок из текста К. Паустовского «Жёлтый свет». Вставьте на месте пропуска подходящие по смыслу определения.

Я проснулся _________ утром.  Комната была залита ровным __________ светом,

будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал

__________ потолок.

     Странный свет  - неяркий  и ____________ - был непохож на солнечный. Это

светили ___________ листья. За ветреную и __________ ночь сад сбросил _________  листву, она лежала ___________  грудами на  земле и  распространяла  ____________  сияние. От этого  сияния лица людей казались _______________, а страницы книг  на столе  как будто покрылись слоем воска.

     Так началась осень. Для меня  она пришла сразу в это утро. До тех пор я

ее почти не  замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах

не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

(Группа получает 3 балла, если не было ни одного совпадения и сохранился авторский замысел. Сравниваем с оригиналом. Выбираем словосочетания, которые бы можно было использовать для описания картины).

Группа 2. Писатели

Рассмотрите внимательно картину. Подберите к описанию пейзажа (неба, деревьев, погоды) 3 сравнения, 3 эпитета, 3 метафоры.

СРАВНЕНИЕ- вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания: "А сама-то величава, // Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит" (А.С. Пушкин).

ЭПИТЕТ- (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок.

МЕТАФОРА- (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Напр. «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин), где сравниваются мед с данью и улей с кельей

(Группа получает 3 балла, если верно составлены примеры средств художественной выразительности для описания картины).

Группа 3. Художники

Выпишите из текста К. Паустовского «Жёлтый свет» словосочетания, в которых прилагательные имеют значения цвета. Составьте словарик словосочетаний, подходящих для описания красок на картине В.Е.Попкова «Осенние дожди»

Начался листопад.  Листья падали дни и ночи.  Они-то косо летели по

ветру, то отвесно ложились в сырую траву.  Леса моросили дождем облетавшей

листвы.   Этот дождь шел неделями.  Только к концу сентября перелески

обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. «….»

 Я узнал, что осень смешала все чистые краски. Какие существуют на

земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

     Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском.  Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары.  В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву.  Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

(Группа получает 3 балла, если правильно записаны словосочетания и составлен словарик для описания картины)

Группа 4. Мыслители

Дайте развёрнутый ответ на вопрос, почему художники и писатели посвящают свои произведения осени? В чём привлекательность этого времени года? В своём ответе вы можете использовать высказывания писателей и поэтов.

«По-русски осень, как и женщина, зовется она — это и есть женщина, выполнившая все свои обеты и потому спокойная в ясности предзимнего ожидания, синеглазая до боли, пристальная во всех своих затаенных чувствах вдовы, которая вспоминает прошлое, одиноко ложась в холодную, пробитую пушистым инеем постель». (Анатолий Ким. «Белка»)

«Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму...» (Иван Тургенев. «Лес и степь»)

"Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа".

Б.Л.Пастернак

"И с каждой осенью я расцветаю вновь".

А.С.Пушкин

(Группа получает 3 балла, если получился цельный и связный текст, раскрывающий философское отношение к осени, как времени года, когда всё успокаивается, и наступает время подведения итогов, размышлений в одиночестве).

IV Подведение итогов и выставление оценок

Посмотрите, какой объёмный словарик ключевых слов, словосочетаний у нас получился, чтобы описать картину. Также мы выяснили, что осень у многих художников, писателей и поэтов- это время раздумий. Я думаю, вам теперь легко будет описать картину В.Е.Попкова «Осенние дожди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект"как написать сочинение-рассуждение" 9-11 классы

Данная опорная схема позволяет быстро и эффэктивно объяснять учащимся  требования к написанию сочинения-рассудения по литературе в старших классах (9-11-х классах)...

Конспект урока конкурса профессионального мастерства "Звездный дождь"

Конспект урока конкурса профессионального мастерства "Звездный дождь"...

Конспект урока "Химическое загрязнение среды. Кислотные дожди"

Урок химии  в 9 классе. Глобальные экологические проблемы рассматриваются с химической точки зрения. обучающиеся на практике проверяют воздействие кислотных дождей на окружающую среду....

Конспект урока "Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»"

Данный материал нацелен помочь учащимся обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев, развивать на...

Конспект открытого занятия "ЭТОТ КЛЕВЫЙ МЕРЗКИЙ ДОЖДЬ ИЛИ ТРЕНИНГ ОПТИМИЗМА"

Чиркова Наталья Александровна. Конспект  занятия "ЭТОТКЛЕВЫЙ МЕРЗКИЙ ДОЖДЬ ИЛИ ТРЕНИНГ ОПТИМИЗМА" может быть использован в рамках профилатикики кризисных состояний у школьников 7-...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия "Тайны дождя"

Возрастной диапазон детей: 6-7 летГруппа: компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)Область: «Познавательное развитие», «Речевое...