Активные формы обучения
материал по русскому языку

Тихонова Наталья Дмитриевна

Методические рекомендации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_aktivnye_formy.docx82.11 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ  «Управление образования администрации

Беловского муниципального района»

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Активные формы обучения

Методические рекомендации

                                                                                      Автор-составитель

                                                                                            Тихонова Н.Д.

2020г.

Автор-составитель:

Тихонова Н.Д.,учитель русского языка и литературы

МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

В методических рекомендациях содержится классификация активных форм обучения, изложены дидактические задачи и технологические требования их применения на уроке и во внеурочной деятельности.

Активные формы обучения: методические рекомендации. Автор-составитель: Тихонова Н.Д. 2020.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….........…..4

Актуализация познавательного интереса и развитие эстетического вкуса учащихся через использование активных методов  обучения...........................5

Активные методы обучения в образовательном     процессе (дидактические задачи и технологические требования) ............................................................... 9

Урок-семинар…………………………………………………………........…….11

Урок-диспут …………………………………………………………..................15

Урок-конференция…………………………………………………........….……21

Урок - исследование..............................................................................................23

Урок-размышление………………………………………………………........... 29

Урок-лекция………………………………………………………….........……. 30

Урок-экскурсия………………………………………………………........….….33

Урок-общественный смотр знаний………………………………........…..……34

Практическая часть:..............................................................................................36

Урок-зачет. Односоставные предложения (в форме смотра

знаний)…………………………………………………………………..........…..36

Урок-конференция по роману М.А.Булгакова «Мастер и

Маргарита»: «Что же управляет жизнью человека и всем

распорядком на земле?..»………………………………………………..............41

Библиографический список………………………………………………..……52

Введение

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Педагоги, отмечая равнодушие детей к знаниям, нежелание учиться, используют эффективные формы, модели, способы работы и технологии, иными словами - различные формы активного обучения. Их появление и развитие обусловлено тем, что ученик не только овладевает определенными знаниями, но формирует и развивает свои познавательные интересы и способности, творческое мышление и навыки самостоятельного умственного труда. Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается, в основном, уровнем развития учебной мотивации, которая зависит от познавательной активности человека и своеобразием его личности.

Творческий подход к данной проблеме подтверждает,  что необходимо создать в процессе обучения такие условия,  когда ученик сам может занять активную жизненную позицию и в наиболее полной мере выразить себя как личность.

В предлагаемой брошюре подобраны такие активные формы и методы обучения,  которые побуждают учащихся к активной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Актуализация познавательного интереса и развитие эстетического вкуса учащихся через использование активных методов  обучения.

Теоретический анализ  проблемы актуализации познавательного интересаи активности личности в обучении, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Проблема активности личности в обучении — одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Следует признать, что зачастую  активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности и развития эстетического вкуса человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т. е. трансформацию его в практическую деятельность, выделяют три уровня активности:

- активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;

- активность интерпретации ~ связана со стремлением обучаемого  постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

- творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный   поиск  решения   проблем,   интенсивное  проявление познавательных интересов.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся  к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.  Это  предполагает использование такой системы, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, эстетического вкуса, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений. Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развираются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

Методику работы по анализу конкретных ситуаций с использованием активных методов обучения  можно выстраивать в двух направлениях:

1.  Ролевое разыгрывание конкретной ситуации. В таком случае изучение ситуации участниками происходит заранее и занятие по ее анализу переходит в ролевую игру.

2.  Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт обучаемых: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений, изменений.

Для того чтобы занятие было интересным и способствовало развитию познавательной активности детей, необходимо его тщательно подготовить и придерживаться нескольких, очень простых правил.

Учитель не должен:

•   превращать занятие  в контрольный опрос;

• давать оценки суждениям, по ходу выступлений и раньше времени высказывать свое мнение;

•  подавлять аудиторию лекторским многословием;

• занимать позицию ментора, поучающего свысока  и знающего единственно правильные ответы на все вопросы.

Основное  условие успешности проведения   занятий, проводимых  в активной форме – это осознание того, что главным действующим лицом является ученик: нужно ждать активности от него, а не от самого педагога, который в данном случае выступаеткак равноправный  участникпроводимого мероприятия.

        Следует всегда помнить, что на подобных  занятиях необходим доверительный тон общения с детьми, заинтересованность в их суждениях и мыслях,  демократичность. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создавать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать педагогику сотрудничества, сотоварищества, сотворчества.

Активные методы обучения в образовательном процессе

 (дидактические задачи и технологические требования)

Проблема активности личности в обучении  одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Педагоги, отмечая равнодушие детей к знаниям, нежелание учиться, используют эффективные формы, модели, способы работы и технологии, иными словами - различные формы активного обучения. Их появление и развитие обусловлено тем, что ученик не только овладевает определенными знаниями, но формирует и развивает свои познавательные интересы и способности, творческое мышление и навыки самостоятельного умственного труда. Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается, в основном, уровнем развития учебной мотивации, которая зависит от познавательной активности человека и своеобразием его личности.

Творческий подход к данной проблеме подтверждает,  что необходимо создать в процессе обучения такие условия,  когда ученик сам может занять активную жизненную позицию и в наиболее полной мере выразить себя как личность.

В предлагаемой брошюре подобраны такие активные формы и методы обучения,  которые побуждают учащихся к активной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин - «метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и детьми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их наигровые и неигровые.Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.Применение  их позволяет достичь высокого эффекта при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Урок-семинар

«Семинар» - в переводе с латинского означает «рассадник».

  • «Семинар» - форма занятий,  распространенных в высшей школе и в средних учебных заведениях с целью организации самостоятельной учебной деятельности студентов или  учащихся и выявления результатов их работы.

Разновидность семинаров:

1) по характеру деятельности:

а) развернутые выступления учащихся по заранее поставленным вопросам,  обсуждение;

б) анализ рефератов или докладов учащихся.

  1. по жанру:

      а) семинар – беседа;

      б) семинар – диспут;

      в) семинар – практикум;

      г) семинар – конференция;

      д) семинар – собеседование

Цели семинарных занятий:

  • выявление и развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование общеучебных умений и навыков: работа с книгой, анализ прочитанного, отбор главного и необходимого для доклада или реферата материала, умение излагать мысли, говорить без бумажки, устанавливать контакт с аудиторией

Дидактические задачи:

  • обсудить важнейшие вопросы теории литературы и содержание художественных произведений (не более 3-4 вопросов);
  • излагать материал с научной точки зрения, логично и последовательно;
  •   соблюдать целостность раскрытия темы.

Технологические требования:

●   предварительно дать основные вопросы по теме (лучше записать их  на стенде и вывесить в классе);

●  указать литературу или источники, определить время проведения семинара;

●  учитывая индивидуальные особенности учащихся, разумно разделить их труд;

● организовать индивидуальную работу:  подготовку выразительного чтения указанного произведения,  комментарий и обдумывание собственного мнения о проблеме; подготовку доклада, реферата.

●    продумать, как организовать групповую работу:

     а) подготовку доклада, реферата;

     б) выпуск газеты;

     в) поиск литературы;

     г) интервью (если есть необходимость)

●     в зависимости от выбора формы семинара определить его

    структуру и роль учителя;

●  организовать работу учащихся по обработке полученной информации  (запись фактов,  плана, выводов, тезисов, дат, каких-либо понятий, составление таблиц, схем);

●    подвести итоги семинара.

Примечание:  семинар-дискуссия(групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискуссии ученик  учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию. В такой работе  предоставляется  возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень  интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются  на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения  его организовать. Например, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку», отражающую реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта, в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель перед семинарским занятием. Если студент назначается на роль ведущего семинара-дискуссии, он получает все полномочия ведущего  по организации дискуссии: поручает кому-то  сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения.

Оппонент или рецензент: воспроизводит процедуру оппонирования, принятую в среде исследователей. Он должен не только воспроизвести основную позицию докладчика, продемонстрировав тем самым ее понимание, найти уязвимые места или ошибки, но и предложить свой собственный вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика или оппонента, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений, правомерность выдвижения гипотезы.

Психолог отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия выступающих на семинаре-дискуссии, добивается согласованности совместных действий, доброжелательности отношений, не допускает превращения дискуссии в конфликт, следит за правилами ведения диалога.

Эксперт оценивает продуктивность всей дискуссии, правомерность выдвинутых гипотез и предложений, сделанных выводов, высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения. Учитель  может ввести в дискуссию любую ролевую позицию, если это оправдано целями и содержанием семинара. Целесообразно вводить не одну, а две парные роли (два логика, два эксперта) с тем, чтобы большее число учащихся получили соответствующий опыт.

Урок-диспут.

Диспут-публичный, ученый спор на различные темы, одна из наиболее популярных активных форм учебно-воспитательного процесса.

Дидактические задачи:

  •  выявление степени усвоения литературного материала(критической статьи, справочного пособия);
  • формулировать умение высказать свою точку зрения, явлений   жизни, сопоставление имеющихся точек зрения по обсуждаемому   вопросу;
  • совершенствовать навык выделить предмет спора и точно его обозначить;
  • способствовать правильному использованию оперируемых понятий;
  • научиться слушать своего оппонента с целью выяснения его позиции, выяснить разногласия по существу вопроса;
  • соблюдать этические нормы в доведении спора до логического конца.

Технологические требования:

  • установить регламент выступлений и оговорить это заранее (возможно, 2-3 минуты, не более);
  •  подготовить литературу, оформить помещение (зал), аудиторию   необходимыми пособиями, выставкой книг, наглядностью;
  • точно  определить тему, цель,  оговорить заранее круг вопросов (продумать их тематику и количество), сообщить обэтом учащимся;
  • выбрать форму диспута;
  • определить место и роль учителя в диспуте, выбрать руководителя (ведущего), умеющего выявить в процессе общения живой отклик,  обмен мнениями;
  • подвести участников к правильным выводам и обобщениям;
  •  создать психологический комфорт, уметь не только слушать, но  и прислушиваться к мнению других оппонентов.

Словарь понятий «дискуссия», «диспут»

Дискуссия(1)- спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.(С.И.Ожегов, «Толковый словарь русского языка»).

Дискуссия (2) (от латинского- «рассмотрение», «расследование»): способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса  принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность  учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины; психотерапевтический прием воздействия на позиции и установки  субъекта в  специально созданной дискуссионной группе.

Наиболее популярные области применения дискуссии: активные методы обучения, социально- педагогический тренинг, методы выявления и компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов и т.п.Использование дискуссии дает возможность получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность. Развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности.

Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя главное, выявит имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость

Дискутировать и дискуссировать- вести дискуссию о чем-либо, обсуждать что-либо.Таким образом, дискуссия- коллективное обсуждение спорного вопроса, проблемы. Дискуссия в научном познании- один из активных способов достижения объективной истины.

Предметом дискуссии могут стать проблемы, возникающие как выражение противоречия между знанием и познанием, между умением и неумением применять знания на практике.

Основа дискуссии - различие в понимании, в толковании темы.

Дидактическая цель дискуссии заключается в том, чтобы обнаружить различные толкования вопроса и в споре установить истину, прийти к единой точке зрения.Успех диспута во многом зависит от умения ведущего вызвать живой обмен мнениями, подвести участников к правильным выводам и обобщениям.

Спор-монолог (человек спорит сам с собой: это так называемый  внутренний спор).

        Спор-полилог(ведется несколькими или многими лицами, он может быть массовым и групповым- этот спор самый результативный).

        Спор-диалог (полемизируют два лица).

Полемика- древнегреческое слово, оно означает «воинственный», «враждебный». Полемика- это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей, речей. Это борьба принципиально противоположных  мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Цель полемики- одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию, иными словами, полемика- это наука побеждать.

Примечание:  цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование

Во время дискуссии учащиеся  могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору.Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

На первой стадиистуденты адаптируются к проблеме и друг к другу,  в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.

Вторая стадия - стадия оценки - обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:

1)уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет»;

2)   восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов (их грамматический признак - наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему).

С педагогической точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.

В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, гак как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ.

Основную роль учителя при проведении дискуссии можно сформулировать следующим образом:

1.  Проанализировать и оценить проведенное занятие, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, прокомментировать  результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

2.  Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

3.  Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

4.  В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

5. Добиться чувства удовлетворения у большинства участников,  поблагодарить всех  за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

Памятка полемиста

1. Помните, что каждый имеет право высказать свое мнение, как и вы.

2. Относитесь с уважением к своему оппоненту: опровергать можно самым решительным образом, не оскорбляя чужих убеждений насмешками или грубостью.

3. Умейте правильно выделить предмет спора и четко его сформулировать.

4. Не вступайте в спор, если вы плохо знаете его предмет.

5. Не упускайте из виду главных положений, из-за которых и ведется спор.

6. Умейте четко определить свою позицию в споре, не забывайте, что спор становится более плодотворным, если у участников полемики есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание, единая платформа для обсуждаемых вопросов.

7. Правильно пользуйтесь в споре понятиями и терминами: в противном случае это может привести к двусмысленности, к непониманию позиции оппонента.

8. Научитесь слушать своего оппонента, старайтесь не перебивать его: это  необходимое условие  правильного понимания другой позиции, верной оценки существующих с ним разногласий.

9. Стремитесь точно понять то, что утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов.

10. Не старайтесь обязательно во всем противоречить своему противнику, иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами. Но, согласившись с ним, постарайтесь показать, что эти доводы не имеют отношения к предмету спора и не доказывают правоты противника.

11. Не горячитесь, а говорит спокойно. Имейте в виду, что из двух спорщиков, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой и хладнокровием.

12. Следите за тем, чтобы в ваших доводах и аргументах противника не было противоречий.

13. Не спешите признавать себя побежденным, даже если доводы противника покажутся вам на первый взгляд убедительными.

Урок - конференция

Конференция(1)– форма коллективного изучения и обсуждения актуальных проблем, вопросов на основе глубокой самостоятельной работы с художественным произведением и критической литературой.

Конференция (2) – это одна из форм организации учебно-воспитательной  работы. Движущая сила – дискуссия, а результатом является определенное решение, вывод, появившийся в ходе обмена мнениями, рекомендации к дальнейшему осмыслению проблемы.

Дидактические задачи:

  • обеспечить расширение и углубление знаний по изучаемому вопросу;
  • формировать культуру умственного труда, отрабатывать навыки  с источниками дополнительной информации: научно – популярной литературой, периодическими изданиями;
  • умение читать книгу;
  • анализировать первоисточник;
  • выделять основную мысль;
  • слушать лекцию;
  • овладевать основными приемами запоминания;
  • совершенствовать навыки монологической речи.

Как овладевать основами  организаторской деятельности:

  1. создать инициативные группы;
  2. провести оформительскую работу;
  3. работать над самостоятельным подбором  материала;
  4. подготовить  выставку, стенд;
  5. выпустить газету.

Технологические требования:

●     определить тему конференции;

●     подготовить  план ее подготовки и проведения;

●    определить темы докладов, выступлений;

●    наметить докладчиков;

●    разработать тематику консультаций;

●    сделать библиографические обзоры;

●    подготовить технические средства обучения, самостоятельные и творческие работы;

●    готовить оппонентов, если это необходимо.

Урок – исследование

Урок – исследование - метод обучения, в основе которого лежит исследование. Это процесс научной деятельности, направленный на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, теории, методике, организации учебной работы, а также ее  содержании, принципах, методах.

Учитывая тип связи науки и практики, школьная практика основана на исследованиях   прикладного характера.Предметом прикладного исследования является получение новых знаний о способах практического приложении уже открытых законов управления обучением.

        Любое исследование состоит из 2 частей:

а) методологической;

б) процессуальной.

Методологическое  исследование:

  1. определение темы, проблемы предмета исследования;
  2. уточнение терминологии;
  3. формирование задач, гипотез.

Научная проблема – это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснениях каких – либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Четкая, конкретная формулировка проблемы позволяет определить задачи, которые станут объектом исследования.

Научная тема – это определение, отражение части проблемы, движущей от известного к неизвестному, открытие элементов нового. Определение проблемы тесно связано с выбором объекта и предмета исследования.

Под объектом исследования понимаются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Это  объекты действительности или их стороны, на которые направлено внимание исследователей и которые доступны  наличным средствам  и методам наблюдения.

Предметы исследования – это отражение объекта в сознании исследователя,  это то, как исследователь понимает объект исследования. Предмет исследования  характеризует  определение стороны, свойства объекта, представляющие интерес для исследования в связи с данной проблемой.

Терминология система номинальных средств языка, фиксирующая понятие и категории, соответствующие науке, в их  взаимодействии и соотнесенности (литературоведческие, лингвистические, научные).

Научный факт- явление объективной деятельности, знание о котором считается достоверным, научно доказанным.

Научная идея базируется на уже имеющихся знаниях. Особенность научной идеи заключается в том, что, основываясь  на уже имеющихся знаниях, она позволяет вскрыть  ранее не замеченные закономерности.

Методика проведения урока – исследования.

  1. Сообщение темы урока. Постановка цели.
  2. Психологическая подготовка к восприятию материала урока.
  3. Ответы на вопросы учителя:

     а) о названии произведений;

          б) углубление понятий значения слов.

  1. Слово учителя и учащихся (справки из архивов, сообщения о биографии  поэта или писателя).
  2. Выразительное или чтение наизусть, прослушивание записи  произведения.
  3. Постановка учителем проблемы.
  4. Работа учащихся с текстами произведений, дополнительной и справочной литературой, иллюстративным материалом.
  5. Ответы учащихся (устно и письменно).
  6. Дифференцированное домашнее задание.
  7. Подведение итогов урока.

Дидактические задачи:

  • способствовать развитию учебно-познавательной творческой деятельности;
  • осмыслить и самостоятельно овладеть учебным материалом через перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • уметь ставить учебные задачи;
  • выявлять новые структуры и объекты;
  •  проводить альтернативный поиск изучения, поиск нестандартного способа решения;
  • развивать коммуникационные способности  учащихся, логическое мышление, воображение, внимание,  психологические процессы;
  •  учить осуществлению операции сравнения и синтеза,  выявлению причинно – следственных связейсамостоятельно;
  • уметь высказывать гипотезы и проверять их, выбравнаиболее рациональный путь решения на основе анализа фактов или  путем проведения наблюдений.

Технологические требования:

  • внимательно наблюдать, изучать факты, явления;
  •  ставить конкретные задачи, выявлять непонятные явления;
  • самостоятельно выдвигать гипотезы;
  • составлять и осуществлять план (выключает в себя состояние поискового, аналитического, экспериментального плана, который зависит от гипотезы и цели); каждый тип соответствует одному или  нескольким этапам исследования. Наряду с основным составляется рабочий план, в котором должен быть определенный порядок и последовательность.

 Выбор методов исследования:

     а) наблюдение;

б) сравнение;

в) обобщение;

г) абстрагирование;

д) моделирование;

е) анализ и синтез;

ж) прогнозирование;

з) конкретизация;

и) дедукция и индукция;

к) выявление связей изучаемого явления с другими;

л) решения, их объяснение и проверка;

м)  обобщение  и выводы  о возможном и необходимом применении  полученных знаний.

Словарь исследователя

Аксиома– положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории.

Аргументация – способ рассуждения, в процессе которого выдвигаются некоторые положения в качестве доклада или  тезиса. Цель аргументации – убедить оппонента, прибегая к самым различным приемам, допустимым с точки зрения научной этики.

Гипотеза –научно обоснованное предложение о причине, которая вызывает следствие. Гипотеза должна всегда проверяться.

Доказательства – процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения (тезиса), основного  аргумента и способа доказательства.

Закон– существенное, необходимое, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе.

Обоснование – процесс оценки как защищаемого тезиса, так опровергаемого антитезиса средств доказывания и опровержения.

Объяснение– обоснование наличия у предмета присущих ему свойств, структуры, функции, связи через выявление и указание обусловливающих и закономерных фактах.

Определение - логический прием, позволяющий объяснить неизвестное через известное.

Парадокс – утверждение, резко расходящееся с условно принятым, что представляется безусловно правильным (в широком смысле, в узком смысле – два противоположных подтверждения, для каждого из которых имеются представленные утвердительные аргументы.

Понятие – мысль, отображающая существенные и необходимые признаки предмета и явления.

Правило– положение, выражающее определенную закономерность постоянных отношений каких-либо явлений.

Принцип – начальная форма систематизации знаний.

Прогноз (предсказание) – объяснение тех объектов и событий, которые существуют, но неизвестны и ещё не наблюдались исследователями.

Рассуждение– рядсуждений, относящихся к определяемому предмету или вопросам, следующим друг за другом таким образом, что из предшествующих суждений вытекают другие и в результате этого мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Суждение– это мысль, в которой посредством связи понятия утверждается или отрицается что-то.

Умозаключение – прием мышления, с помощью которого из предыдущего знания, выраженного в суждении, выводится новое знание. Оно состоит из исходного знания, правил,  вывода и самого вывода.

Цель исследования – то, ради чего производится изучение объекта.

Урок - размышление

Размышление– дума, мысль, углубление мыслью во что-нибудь, «предаваться мыслью о чем - нибудь» («Толковый  словарь  русского языка» С. И. Ожегова).

Дидактические задачи:

  • развивать процесс логического мышления, способствоватьформированию основных логических приемов: анализа и синтеза,  сравнения, абстрагирования, обобщения;
  • логически правильно классифицировать факты, явления иприводить готовые знания в определенную систему;
  • уметь выйти за пределы анализируемого (конкретного) содержания  с целью выработки знаний более глубокого и обобщенного  характера.

Технологические требования:

  • заранее определить тему, составить  вопросы ограниченного круга для обсуждения  в классе (вопросы должны быть проблемного характера из   области лингвистики, литературы, истории, искусства);
  • продумать формы организации работы: индивидуальные, групповые, парные;
  • подготовить и распределить с целью углубления знаний по определенному кругу вопросов индивидуальные или групповые задания с опережающим значением;
  • провести консультации (если это необходимо);
  • определить для учащихся формы итоговой работы (сочинение - размышление, реферат, игра интеллектуального характера).

Урок-лекция.

Лекция-«устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись  этого  изложения» («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова).

Виды лекций: 1) вводная лекция;

                         2) обзорная лекция;

                         3) обобщающая лекция;

     4) монографическая лекция.

Вводная лекция по форме представляет:

                        *  рассказ (монолог учителя);

                        * лекцию с элементами беседы;

                        * лекцию с использованием аудиовизуальных средств;

                        * лекцию  с элементами самостоятельной работы;

                        * лекцию- исследование;

                        * лекцию с элементами сообщения учащихся.

Дидактические задачи:

  • добиваться высокого  уровня  научностии логичности изложения;
  • придерживаться  целостного раскрытия темы (раздела, фактов, явлений);
  • проводить анализ фактов, явлений, событий;
  • основываться на эмоциональности раскрытия темы.

Технологические требования:

  • моторность (30-40 минут), динамичность;
  • точная формулировка темы и цели и доведение их до учащихся;
  • определение структуры, схемы доказательств, объяснений;
  • определение заданий для учащихся (объяснение их  заранее):

                    - план лекции может быть готовым или можно дать это

 задание  учащимся;

- запись информации (терминология, лексика, вопросы, выделение   главной мысли);

-  наглядность (видеопрезентации, компьютерное сопровождение, подготовка пособий, дидактическогоматериала, подбор цитат);

-  включение сообщений учащихся (чтение стихотворенийнаизусть, анализ отзывов о прочитанном, выступление срецензиями,   использование периодики, интересных фактов из жизни писателей);

 - создание психологического комфорта и ситуации успеха;

- соблюдение требований к речи лектора;

-  определение домашнего задания.

Примечание:  проблемная лекция — лекционная форма, в которой процесс познания  приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемной лекции обеспечивается совместными усилиями преподавателя и  учащихся. Основная задача лектора — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Ввзаимном сотрудничестве участники «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии или отдельной науки.

Логика проблемной лекции принципиально отличается  от логики лекции информационной. Если впоследней содержание ее вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное. Основной дидактический прием «включения» мышления на проблемной лекции - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи.Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся,  так как необходимо  учитывать познавательные возможности обучаемых.

Каково же дидактическое построение проблемной лекции? Главный ее метод, как и на любой лекции, — логически стройное устное изложение, точно и глубоко освещающее основные положения темы. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности лекции, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает лекцию к информационной форме.

Таким образом, в проблемной лекции базовыми являются следующие два важнейших элемента:

  1. система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;
  2. общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал.

Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.Они носят в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт.

Урок- экскурсия.

Экскурсия- коллективное посещение природы, музея, предприятия, других

                    достопримечательных мест с образовательной, познавательной и

                    воспитательной целью.

Экскурсия может быть очной или заочной по городам России, мира, путешествием с литературными героями.

Дидактические задачи:

  •  выработать умение работать по плану;
  • формировать и совершенствовать навыки слушать и слышать,наблюдать и обобщать, обрабатывать информацию, задавать  вопросы, вести диалог;
  • воспитывать  и развивать навыки общения;
  • развивать навыки образного мышления;
  • развивать воображение, речь учащихся.

Технологические требования:

  • определить тему, проблему экскурсии, сообщить план, датьиндивидуальные или  групповые задания;
  • определить формы организации работы  с целью выполнения задания;
  • подобрать основную и дополнительную литературу, наглядный и  раздаточный  материал;
  • выделить время для обработки информации (заранее и после  экскурсии);
  •  определить форму итоговой работы (сочинение различных жанров, фотографии, альбомы, репортажи, стихи, литературная  композиция, материалы для школьного  музея).

Урок- общественный смотр знаний.

Общественный смотр знаний- один из способов сравнения своих знаний со знаниями других, важное средство общения, воспитание интереса к                                                     предмету, развитие чувства взаимопомощи и поддержки друг друга.                                                        

                                Дидактические задачи:

                    *   повторить и закрепить изучаемый материал;

                    *   расширить знания учащихся;

                      * создать условия для развития способностей детей, обучая их работе  с нетрадиционными заданиями;

                    *    способствовать воспитанию самооценки и самоконтроля;

                    *   формировать чувство коллективизма, умения работать вместе;

                    *   выявить лидера по предмету.

                         Технологические требования:

                    ●   определить тему заранее (за 2 недели до урока);

                      ●  дать вопросы, список литературы для самостоятельного изучения;

                    ●  разделить класс на группы;

                    ●  назначить консультантов;

                      ● подготовить задания для групп (если класс делится на группы, если  индивидуальные задания, то форма другая- ответы на билеты);

                    ●  подготовить жюри (желательно из старшеклассников, учителей-предметников, не работающих в этом классе);

                    ●  оговорить в жюри систему оценки;

                    ●   заготовить листы учета ответов;

                    ●   пригласить родителей, гостей;

                    ●  подвести итоги (оценки за ответы, учесть коллективную работу, если она имела место и т.п.);

                    ●  отметить учащихся, показавших лучшие результаты;

                    ●  провести коллективный анализ работы.

Практическая часть.

Урок – зачет

                Односоставные предложения (в форме смотра знаний)

Цель- контроль усвоения знаний по теме при изучении односоставных

           предложений;

Задачи: формировать навыки коллективной работы, осуществляя синтаксический

               и орфографический повтор;

              способствовать воспитанию чувства ответственности, активной

              жизненной позиции.

Оборудование: таблицы, схемы, карточки для индивидуальных заданий, словарь.

                                               Ход урока:

  1. Подготовка к уроку – зачету в форме смотра знаний.
  1. За неделю до смотра класс делится на группы, во главе группы стоит     консультант.
  2. Задача консультанта – хорошо подготовить товарищей к смотру.
  3. Создается жюри (представитель администрации, учитель, представители ученического самоуправления).
  1. Смотр знаний.

           1. Жеребьевка.

2. Работа в группах: обмен знаниями, общее решение.

                3. Защита задания.

  1. Зачетные задания.

          Карточка № 1:

I. Теоретический материал:

  1. Какие предложения называются определенно-личными и обобщенно-личными?
  2. Сфера употребления определенно-личных и обобщенно-личных предложений.

II. Практические задания:

  1.  Расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.  Построить схему.

Холодный ветер быстро разгонял облака, и к утру затянуло тонким ледком, напоминавшим зеркальную гладь.

  1. Составить предложение, используя одну из данных схем

[неопределенное - личное ], и [двусоставное]

[безличное], (когда…).

  1. Составить четверостишие, употребив в нём односоставные предложения. Возможно другое задание.

Составить совет-рекомендацию «Как испечь праздничный пирог».

  1. Найти в  тексте  односоставные предложения, определить их тип.

 Выписать из текста сложноподчиненное  предложение, определить тип простых предложений, входящих в состав сложного.

Ночь. Глубокая ночь. Старый человек и старый конь. Горит костер на краю оврага. Пламя падает и встает на ветру. Не может Гульсары разбежаться. Хочется ему свободно махать ногами, чтобы копыта горели от бега.

Хочется лететь над землей, чтобы дышать всей грудью. Прыжок, еще прыжок. Темно. Пусто.

Карточка №2

I. Теоретический материал.

  1. Какие предложения называются неопределенно – личными?
  2. Какова цель употребления этих предложений?
  3. Какие предложения называются назывными?
  4. Особенность употребления назывных предложений в речи?

II. Практические задания.

  1. Расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения. Построить схему.

    Объявили тревогу и отряд остановившийся в деревне  двинулся  дальше.

  1. Составить предложение, используя одно из данных схем.

         [назывное] , и [двусоставное].  

         [определенно- личное], (чтобы).

  1. Составить четверостишие, употребить в нем односоставные предложения.

Возможно другое задание.

Составьте совет-рекомендацию «Как пользоваться библиотечной книгой».

  1. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип.

Выпишите из текста сложносочиненное предложение, определите тип простых предложений, входящих в состав сложного.

 Читаю Гоголя. Дрожу.

По кругу страшному хожу.

Луна стекает по ножу,

И с папоротника каплет кровью.

Читаю ужасы – к здоровью!

По небу с ведьмами лечу,

Куда – то падаю, кричу…

Открыв глаза в навозной куче,

Свинью усами щекочу.

Подсолнухи, шинки, обозы,

Галушки, груши, кисели,

Грибы, арбузы, груши, рожи…

Читаю, плачу, хохочу!

От счастья вытираю слезы.

На Украине жить хочу.

Карточка № 3

I. Теоретический   материал.

  1. Какие предложения называются безличными?
  2. Сфера употребления безличных предложений.

II. Практические задания.

  1. Расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения. Построить схему.

Мгновение и лодка огибая прибрежные выступы вошла под темные своды деревьев.

  1. Составить предложение, используя одну из данных схем.

          [определенно- личное], и [двусоставное].

          (для того чтобы… безличное),   [          ].

  1. Составить четверостишие,  употребив  в нем односоставные предложения.

     Или:

        Составить совет- рекомендацию «Как беречь электроэнергию».

  1. Найти  в тексте односоставные предложения, определить их тип.

Выписать из текста сложноподчиненные предложения, определить тип простых предложений, входящих в состав сложного.

        Идут по земле очень разные дети,

             Которым   дружить на огромной планете,

             Которым беречь от невзгоды любой

             Большой и доверчивый шар голубой.

             Давайте, ребята, назло непогодам

            Обнимем планету своим хороводом,

            Развеем над нею и тучи, и дым.

            В обиде её ни кому не дадим.

  1. Подведение итогов:

1 задание

Замеча

ние

2 задание

Замеч

ание

3 задание

Замечание

4

задание

Замечание

группа

группа

группа

V. Объяснение домашнего задания:

Урок- конференция по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

«Что же управляет жизнью человеческой и всем  распорядком на земле?»

Цель- расширение и углубление знаний по теме романа.

Задачи: совершенствовать навык работы со справочной и критической

              литературой, а также с периодической печатью;

              формировать навык аргументировано высказывать свою точку

              зрения, опираясь на анализ первоисточника и текст произведения.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману, словарь, выставка книг.

                                            Ход урока:

 I. Сообщение темы и цели урока.

 II. Проверка домашнего задания: индивидуальные сообщения учащихся о     жизни и творчестве Булгакова и истории создания романа.

 III. Музыкальное вступление /из рапсодий Баха/.

IV.Вступительное слово учителя:

В первой главе романа Булгаков показывает беседу двух московских литераторов И.Бездомного и М.А. Берлиоза, которые говорят о новой поэме Бездомного, где показан Иешуа   как реально существовавшая личность. Берлиоз    утверждает, что Христос выдуман верующими. В их разговор вмешивается дьявол по кличке Воланд: «Если  бога нет,- говорит он,- то спрашивается, что же управляет жизнью человеческой и всем  распорядком на земле?»

«Сам человек и управляет», - заявил на это Бездомный. С этого момента и развивается сюжет романа " Мастер и Маргарита". Здесь делается заявка на одну из острейших проблем 20века, отраженную в романе,- проблему человеческого самоуправления. 20 век- век pacкрепощения личности, его мысли, его души. Старый тип управления человеческим обществом - извне и сверху - теперь малоэффективен. Одна из ведущих идей эпохи -идея освобождения- выражена в простой формуле «Интернационала»: «Никто   не даст нам избавленья: ни бог, ни царь, и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».

Нo, оказывается, управлять другими   в новых условиях не так - то просто. Получив «свободу без креста»,/Блок/ люди порой становятся жертвами этой свободы, рабами своего шкурного,: эгоистического интереса. К окружающемy миру такой человек относится как хищник, жадно и стремительно потребляющий свою среду и фактически съедающий самого себя.

Чем это объясняется? Что происходит с человеком? Как найти те духовные интересы, ориентиры, которые помогут человеку сохранить в  себе человека?

Нужно научиться управлять собой и окружающим миром, иначе человек уничтожит мир и себя.

Маркс писал: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет за собой пустыню».

Воланд, возражая   Бездомному, говорит: «Виноват, ведь для того, чтобы управлять, нужно   иметь какой-нибудь план, хотя бы на смехотворно короткий срок, ну  лет, скажем, на тысячу!» Человечеству нужен план, чтобы культура, развиваясь стихийно, не превратила мир в пустыню. Что же это за план такой, слово, ставшее ключевым в романе  Булгакова?

Человечеству нужен долгосрочный гуманистический план, план- способность предвидения, план- это осознание того   пути, по которому двигается человеческая жизнь. И план - это память о прошлом, без     которого невозможно будущее.

Булгаков отстаивает мысль о том,    что разумная,  одухотворенная, человеческая жизнь не случайность, а одна из закономерностей земной    и космической жизни. Она необходима, являясь итогом и смыслом развивающегося мироздания.

Именно в современности, считает Булгаков,    встает так исторически необходимая задача - требовать управления собой, способность выдвинуть план. В романе остро поставлена актуальная нравственная а социальная задача нашего времена: ответственность человека   и человечества в первую очередь / по Булгакову /художника за весь «распорядок жизни на земле».

Так что же значат управлять собою,  какой же человек способен к самоуправлению?

Присмотримся к встрече двух героев в романе - Пилата и Иешуа/ Крамской, «Христос в пустыне» ,1872г./

V.Доклад "Иещуа -Пилат"/план доклада.

1).Кто такой Иешуа? Стремление автора освободить этот образ от евангельских намеков. Это не бог, не сын божий, не чудотворец, не прорицатель и мистик, а иной, вполне земной, обыкновенный человек. И это очень важно. Он обычный, физически слабый человек, но вместе с тем и личность в полном смысле этого слова. При этом он скорее житель 20века, а никак не 30-х годов 1века н.э.  Он свободный человек, у него нет постоянного места жительства. И самое главное – он, человек мысли, живет своим умом. Иешуа пытается в своем времени решать те же проблемы, какие стоят перед человеком 20века.

 2). Что есть истина? В чем суть спора между Иешуа и Пилатом?

«Вначале было слово». Иешуа безгранично верит в возможность слова, уверен, что им можно изменить мир и. общество к лучшему. С ним  связано представление о силе добра, меняющего человека и его среду. Пилат, высоко ценя истину, бессилен перед средой, перед обстоятельствами .

 3).В чем повинен Иешуа?

В том, что он своими речами о вере и истине, о насилии и добре нарушал порядок, который  основан на диктатуре. Пилат, понимающий, что мир уродлив, тоскующий об истине,принудил себя примириться с этим миром,с его законами . Сильный ум Пилата разошелся с его совестью .И наказание за это – страшная  головная боль. Это тоска по нравственному ориентиру, по душевной гармонии. Истина состоит, по Булгакову, в соединении разума и добра, ума и деятельности совести, это и есть суть жизни. Об этом и идет спор между Иешуа и  Пилатом. Послушаем его.

VI.Чтение по ролям фрагмента спора   /Иешуа обязан своей, клятвой подтвердить, что он никого не призывал к разрушению храма/.

Вопрос докладчика классу: «Что такое жизнь в понимании романиста и его героев?» /т.е. это не тело, не плоть, не физическое, а духовное существование, духовные ценности: идеи, убеждения, принципы, до которых человек дошел своим умом. И пока человек не отказался от своих убеждений, никто не может лишать его этой жизни./

VII.Доклад «Проблема добра и зла в романе».

Как хочет изменить окружающую среду нищий философ? Идеей добра. Булгаков дает новое истолкование этой идеи. С его точки зрения, добро очень эффективно, но только при соблюдении определенных условий. Во-первых, добро не должно использовать то оружие, которое применяет зло!  Не должно опираться на насилие! Добро - величайшая доброжелательность, готовность и желание понять другого человека. Проницателъностъ,  искренность, гибкостъ, участливость, понятливость, отзывчивость. Воспитывать в себе эти качества - значит сделать первый шаг к добру.

VIII. Проблемный вопрос классу: А каков   Иешуа в интеллектуальном плане?

Он знает три языка, владеет всей культурой своего времени, до всего доходит своим умом (приводится цитатный материал и зачитывается). Комментированно делается вывод с оформлением записи на доске:

Итак, во-первых, самобытность мысли, широта кругозора. И при этом полное отсутствие высокомерия, необыкновенная демократичность.

Во-вторых, добро, в-третьих, труд и творчество, обращенные на благо людей. И, наконец, это величайшая нравственная стойкость, воля, твердость в защите своих целей.

Добро, объединяющее все эти свойства всесильно. И в этом убеждает нас победа слабого бродяги Иещуа над всемогущим правителем Пилатом. Необходимо разобраться в словах Иещуа о том, что злых людей нет вообще. Как это понимать? М. Булгаков считает, что человек начинается там, где кончается зло и начинается добро. Все зло нечеловечно, дочеловечно, оно от лукавого. «Мастер и Маргарита»- роман о всесилии добра, которое воплощается в образе философа и гуманиста Иещуа.

IX.        Доклад « Ответственность таланта за все».

Идея добра может победить только в том случае, если человек при любых обстоятельствах не уйдет с пути добра, не отступит. Очень важна в романе идея ответственности человека за добро. Понимая эту ответственность, человек не может быть спокоен. Почему так спокойны герои древности: Иуда, начальник тайной службы Пилата Aфpaний.

Потому что они не видят в жизни никаких противоречий, их совесть и мысли спокойны. Они легко и естественно выполняют свои обязанности. Например, Иуда совершенно не задумывается о своем предательстве. Он только для Пилата подлый предатель Иуда, для всех остальных нет. Он всем кажется доброжелательным, добропорядочным, нормальным человеком, членом общества.  И умирает он в полной гармонии со своим  миром. Совсем другое- жители 20 века. Теперь они  осознали свою ответственность за все,  за свою судьбу   тоже.

И чем выше уровень развитая человека, тем строже с него взыскиваете, самая высокая ответственность ложатся на плечи художника, на плечи таланта. В романе три таких образа: мастер, Берлиоз, Бездомный. В их судьбах автор показывает всю   меру ответственности таланта за судьбу,  человека и человечности. Ему нет снисхождения. Они не имеют права выйти  из борьбы, замкнуться в мире собственных переживаний, отвернуться от трагедии жизни.

X.        Доклад «Нечистая сила в романе».

Воланд говорит бывшему сборщику податей Левию Матвею: «Не будешь ли так добр подумать над вопросом: что делало твое добро, если бы не существовало зло, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Не хочешь ли ты обеднить весь земной шар?»

Нечистая сила выжила его из квартиры, заняв полностью его место /приводится цитатный материал/. Откровенный разгул в варьете, разгул низменных страстей. Другая же менее яркая сцена-бал у Сатаны.

XI. Проблемный вопрос  классу: «Как вы объясните символический смысл сцены бала у Сатаны и о чем это свидетельствует?» (ответ аргументируется цитатой и оформляется записью на доске).

Краткий план ответа по вопросу:

Вакханалия низких страстей. Сцены, воплощающие обывательские представления о «сладкой», красивой жизни, о жизни, лишенной духовного содержания. Гости бала - воплощение зла, нелюди всех эпох /звучит текст романа на фоне музыки  Гуно «Вальпургиева ночь»/.

 Булгаков, изображая эту «шикарную» ночь   и жизнь, язвительно издевается над ней/зачитывается цитатный материал/.

Откуда же берутся   эти дьявольские силы?   Каждый воспринимает их в меру своей испорченности и своего  разумения».

Для  Иванушки Воланд- иностранный шпион, для Берлиоза - последовательно: белоэмигрант, профессор истории, сумасшедший иностранец . Для Степы Лиходеева он «артист», черный маг. Для Мастера- литературный персонаж, дьявол, Мефистофель. В конце романа эти темные силы приобретают еще одно первородное значение.

Звучит цитата: «Маргарита не могла сказать, из чего   сделан повод его коня, и думала, что это, возможно, медные цепочки ... и т. д.» Эти темные силы - порождение первородного космоса, из которого берут начало все: и добро, и зло. Цель бытия- добро. И человечество устремлено   к нему, идет к нему через все испытания. Прогресс  движения к духовной цели   из первозданного мрака- это неизбежное движение человечества от мрака к свету.

XII. Доклад  «Образ Мастера и Маргариты в романе».

Булгаков считает, что человек, тем более художник, ответственен всеми силами души и совести за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитулянтства неприемлема. Как оценивает Мастер автора- человека, создавшего шедевр о добре и зле?

Автор выносит автору приговор, т. к. он не остался борцом до конца.
Он отступился от памяти,  а ведь только она позволяет увидеть, от-
куда и куда ведет «план». В конце романа Мастер приговорен к покою.
Это и есть уход от памяти и борьбы, уход от жизни. В жизни Мастера
много случайного, импульсивного. Он не способен бороться за свое  детище, и Маргарита стоит огромного труда спасти его, бороться за
его роман. Сломанный  жизнью, он готов сразу отказаться
от борьбы. Он обрек себя на бездействие духа.    Он уходит от жизни
и находит вечный покой, предел его стремлений.  Маргарита разделила
с ним его судьбу. Она говорит ему, глядя на их новое пристанище
вне  жизни: «Вот твой дом, вот твой вечный дом, я знаю,  что   вечером к тебе придут все, кого ты любишь...»/зачитывается цитатный материал/.

Некоторые сравнивают Мастера с автором романа, но Булгаков никогда не жил спокойно, не стремился к успокоению.

XIII. Заключительное слово учителя  «Личность автора в романе»:

В романе есть фигуры, которым принадлежит будущее. Это Панырев, который, поняв бездарность собственных стихов, нашел свое истинное призвание, свое дело, нелегкое дело осмысления жизни.  Он теперь идет своим путем, управляет своею жизнью. И над всем романом, его чертовщиной и обывательщиной, его трагичностью и торжеством правды встает светлый ум Булгакова, его бесстрашная душа. Булгакову подвластно все: и бог, и дьявол, и судьбы людей, и жизнь, и смерть. Финал романа залит светом. Булгаков говорит, что всякое настоящее дело, в которое вложены ум и душа человека, не исчезает бесследно. «Рукописи не горят». Мысль эта не раз подтвердилась в судьбе Булгакова и его романа.

10.  Творческая работа   группы уч-ся (консультантов):

а/. Иллюстрирование любимых страниц романа .

б/. Сочинение музыки и стихов к роману /по желанию учащихся/.

Примерные темы:  *«Где правда, где ложь? Не сразу поймешь.»

                             *«Но рукописи не горят ! И это в памяти, навеки

                                 И темных глаз любимый взгляд

                             Рождает силы в человеке...»

                            *«О Маргарита, не покинь !

                                 О Маргарита, с темной чашей и ты светлее всех богинь   идешь с душой   кровоточащей ...»

XIV. Подведение итогов урока:

XV. Объяснение домашнего задания:

Заключение

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). Это приводит к  мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

Библиографический список

1. Е.В. Бондаревская. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов-на-Дону. Издательство РГПУ.1997.

2. С.И. Векслер. Современные требования к уроку. Пособие для учителя. М. Просвещение. 1985.

3. А.А. Вербицкий. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. 1991.6

4. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. М. ООО «Технологии», 2009г.

5. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.10 класс. Методические рекомендации. – М.:«Дрофа», 2010.

6. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А.,  Рябикова О.С.. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. – М.: «Русское слово», 2005.

 7. Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. 10 класс. Методические рекомендации.- М.: «Дрофа», 2005.

8. Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. Учебное пособие.- М.: «Дрофа», 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.riash.ru

library.ru 

http://fcior. edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. 

http://magazines.russ.ru

www.klassika.ru

www.stihi.ru

www.proza.ru

http://www.alleng.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социологический опрос как активная форма обучения

Методическая презентация для учителей истории....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения биологии

Одной из важнейших задач обучения  в настоящее время является использование активных форм вовлечения учащихся в познавательную деятельность. Одной из форм такой деятельности является самостоятель...

Активные формы обучения на уроках иностранного языка

В статье «Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся» представлена система работы по данной теме учителя английского языка МАОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска Полонско...

Конкурс "Активные формы обучения"

Разработка урока по экологии на тему "Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных" (7 "В" класс)...