Конкурс "Активные формы обучения"
методическая разработка по экологии (7 класс) по теме
Разработка урока по экологии на тему "Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных" (7 "В" класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активные формы обучения | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по экологии 7 «В»
18.11.2011 г.
Учитель экологии Е. В. Котова
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных
Цель урока: систематизировать знания учащихся о жилище как среде обитания и одном из важнейших условий существования.
Образовательные цели: повторить, обобщить и расширить знания о жилищах животных, их многообразии, как форме эволюционных приспособлений организмов к различным условиям окружающей среды.
Воспитательные цели:
- воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Развивающие цели:
- организовать деятельность учащихся по развитию Учебно-интеллектуальных умений и навыков; работать с текстом; критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать её с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
- продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.
Задачи урока:
- выявить значение для животных жилищ;
- дать классификацию жилищ;
- проанализировать функции жилищ;
- рассмотреть интереснейшие способы построения укрытий.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ИКТ «Жилища животных»; плакат; дидактический материал.
Методы и приёмы:
1) оставление списка «известной информации»: рассказ – предположение по ключевым словам, систематизация материала, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки;
2) заполнение таблиц, дискуссия, креативные задания, исследование.
I. Актуализация знаний о жилищах животных, классификации, функциях и способах построения укрытий
II. Изучение нового материала
Одним из важнейших условий существования животных является наличие жилища. Проблема жилища решается животными чрезвычайно многообразно:
1) жилище для одних – это в буквальном смысле дом, в котором тело укрыто от врагов, например у черепах, рака-отшельника или у раковинных моллюсков (виноградная улитка);
Животные не строят себе обычных домиков, подобные нашим, но многие из них сооружают свои собственные жилища. А некоторые обитают во «встроенных» домах. Некоторые животные используют как дом часть своего тела. Улитки и черепахи имеют очень твердую оболочку (раковину, панцирь). Они спят под ней и прячутся в целях защиты.
2) для других (например, обезьянок, белок) жилище – временное или постоянное посещаемое убежище.
Классификация жилищ:
- Дупло – расщелина в дереве или скале, пещера, где может укрываться одно животное, а могут и сотни, и даже тысячи (летучие мыши). В таких укрытиях прячутся некоторые хищники при охоте, например рыба мурена.
- Бобровая хатка - куча палок, камней и ила. Бобры перегрызают острыми передними зубами деревья и ветки, чтобы построить плотину поперек ручья или реки. Плотина не пропускает воду и образует запруду. Бобры строят хатки в этих водоемах. Бобры сооружают плотину, чтобы образовалась запруда. В новом водоеме они построят свою хатку
- Нора или система нор – используется ни одним животным, а семьями (несколько поколений).Так живут мышевидные грызуны, бобры, барсуки, лисы. В пределах этого жилища проходит вся жизнь семейства: укрытие от врагов, отдых, рождение, кормление и воспитание потомства.
- Логово или логовище– жилище ряда крупных млекопитающих, например волка, тигра, кабана. В отличие от норы, оно расположено на поверхности земли, в укромном месте;
1) Берлога – логово медведей;
2) Лежбище – место для отдыха и размножения морских ластоногих (моржи, тюлени), которые собираются стадами на береговых или ледовых лежбищах;
3) Лёжка – место отдыха и укрытия лосей, оленей, зайцев.
- Башни – термитники - некоторые животные — одиночки. Другие живут семьями. Есть и такие, которые образуют колонии в тысячи особей: это муравьи и термиты. Термиты строят необыкновенные башни-термитники, в строительстве участвуют миллионами крошечных насекомых, называемых термитами. Ее высота более 9 метров. Внутри башни живут свыше двух миллионов термитов. При строительстве они использовали землю, слюну и собственный помет.
- Спят стоя - Некоторые животные спят стоя или находят естественное убежище — под деревьями или в пещерах. Чтобы сохранить тепло и оставаться в безопасности, летучие мыши спят большими группами.
- Улей - самые удивительные дома у пчел. Большая часть гнезда — медовые соты. Они состоят из множества восковых ячеек. Пчелы хранят в них мед, полученный из цветочного нектара. Некоторые пчелы живут в ульях, построенных людьми. Улей — большой ящик (дом для пчел), сделанный людьми. В нем собирается пчелиный мёд.
- Гнездо – жилище птиц, как правило носит временный характер, хотя для детей это их первый настоящий дом, где они вылупляются, где их вскармливают и охраняют родители. В отличие от большинства мелких птиц крупные хищники используют свои гнёзда постоянно в течение нескольких лет; так же ведут себя и некоторые колониальные птицы – грачи и цапли. Гнёзда удивительное сооружение. У каждого вида птиц свои требования к гнезду, своя манера постройки, и в зависимости от характера среды гнезда птиц чрезвычайно разнообразны. Много интереснейших способов постройки, использования материала, выбора места расположения гнёзд стали предметом пристального изучения орнитологами.
Функции жилищ:
- выведение потомства (в последствии оно оставляется, а для выведения нового поколения строится новое. Так поступают многие виды птиц. Следовательно старое жилище служит жилищем для других птиц);Примером может послужить дятел, который выдалбливает новое дупло, а их прежние дупла заселяют синицы, скворцы, поползни или летучие мыши. А в оставленном гнезде вороны может поселится ушастая сова.
- укрытие от врагов;
- отдых;
- кормление и воспитание потомства.
Необычные жилища:
Например, сорока устраивает в гуще невысоких деревьев полуметровое гнездо из очень грубого материала – толстых и тонких ветвей, заполняет пространство между ними землёй, а сверху укрывает мощной крышей, так что гнездо оказывается похожим на большой шар.
Печники – южноамериканские птицы, сооружают жилище из глины подобие миниатюрной печки.
Ткачики – затейливо плетут свои маленькие гнёзда, получив своё название за искусное плетение гнёзд.
Домом или жилищем может быть и просто среда обитания, почва или вода. Но и здесь животные требовательны к условиям среды. Например, норвежская атлантическая сельдь, мигрирующая вблизи Скандинавского полуострова, при приближении периода нереста обязательно подходит к берегу. Она нерестится в заливах, где уровень температуры и солёности воды оказывается наиболее подходящим для размножения. Есть именуемая группа рыб, проходные рыбы, которые до состояния половозрелости живут в море, а затем устремляются именно в те реки, где родились, проплывая расстояния в сотни километров к местам нереста. Известно, что дальневосточная горбуша так истощается во время своего пути, что в жизни нерестится лишь один раз и после откладывания икры погибает.
IV. Закрепление знаний – задание «Работа с понятиями» и привести примеры животных проживающих в данных жилищах.
V. Домашнее задание
§ 14, сообщения.
Загадки
Стеклянный домик на столе с прозрачною водой,
С камнями песком на дне и с рыбкой золотой! (Аквариум)
Глаза на рогах, а дом на спине (Улитка)
Кто строит себе дом под водой из воздуха (Паук-серебрянка)
Где раки зимуют? (в норах)
Чьи гнёзда употребляют в пищу? (В Таиланде употребляют гнёзда ласточек)
Сами "домики" пичужка вьет из даров моря: водорослей, мальков и икринок (так как других материалов, на голых скалах просто нет), а в качестве цемента ласточки использую собственную слюну. Так образом, ласточкины гнезда - это диетический продукт из морепродуктов, содержащий полезные микроэлементы, большое количество йода,
Без рук, без топорёнка, построена избёнка (Гнездо)
Землекоп почти слепой, строит город под землёй (Крот)
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)
Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения.
Его и песни и полёт вошли в стихотворение! (Жаворонок)
Он прилетает каждый год туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет, а всё же голос свой имеет! (Скворец)
Всю ночь летает- Мышей добывает.
А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова)
Есть в лесу работники, не столяры, не плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину (Бобры)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери, но ко мне не ходят звери. (Ёж)
Какие рыбы украшают гербы российских городов? (Волгоград – стерляди, Таганрог – осётр, Онега – сёмга, Переславль – сельди, Ишим - карась).
Знаю - V | Хочу узнать - ? | Узнал новое - + |
Маркировочная таблица
«Узнай, чьи постройки?»
Соедините линией: название животного и его жилище.
ласточка | раковина |
дятел | хатка |
мышь | норка |
корова | дерево |
бобр | муравейник |
хомяк | улей |
тюлень | озеро |
волк | нора |
моллюск | гнездо |
черепаха | дупло |
муравей | скворечник |
летучая мышь | нора |
скворец | лежбище |
аскарида | панцирь |
пчела | пещера |
карась | берлога |
ленивец | организм человека |
медведь | сарай |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Форма получения образования и форма обучения
Информация для родителей...
Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине Иностранный (английский) язык, специальность Сестринское дело (базовая подготовка) очно-заочная форма обучения, 1 курс
Форма проведения дифференцированного зачета - письменная. Для подготовки к зачету студентам предлагается краткое содержание учебной информации, банк заданий в тестовой форме без эталонов ответов. Соде...
Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...
Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения
Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и ...
Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...