Активные формы обучения биологии
методическая разработка (биология, 10 класс) на тему
Одной из важнейших задач обучения в настоящее время является использование активных форм вовлечения учащихся в познавательную деятельность. Одной из форм такой деятельности является самостоятельная работа учащихся. При организации самостоятельной работы рационально использовать тестовые задания. В публикации я привожу примеры использования тестовых заданий при опросе, изучении нового материала, итоговой проверке и оценке знаний, а также предлагаю варианты тематических и итоговых тестов, составленных мной в формате заданий ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy_obucheniya_biologii.docx | 49.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84»
Активные формы изучения биологии
Учитель биологии
Карпова Елена Викторовна
г. Пермь 2012
Обучение – это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами образовательной деятельности.
Современное общество диктует свои требования к учащимся: усиливающийся поток информации, накопление новых научных открытий делает необходимым умение быстро ориентироваться в этом потоке, извлекать наиболее существенные знания.
В то же время наблюдается постоянное снижение уровня учебной мотивации учащихся. Время активной работы на уроке учащегося составляет 15 – 20% учебного времени, т.е. 80 – 85% времени ученик наблюдает, как работает учитель и другие ученики. Школьник превращается в пассивного потребителя знаний. Это приводит к снижению интереса к учению. Привычка получать знания в готовом виде воспитывает у учащихся иждивенчество и пассивность, приводит к неумению и нежеланию заниматься самообразованием.
Для того чтобы обучение проявило свой развивающий эффект, необходимо соблюдать универсальные условия: развиваемый ученик должен быть вовлечен в активную деятельность и общение, т.е. должен стать не только объектом, но и субъектом собственного учения. Активизация познавательной деятельности является важнейшим стимулом укрепления и формирования у учащихся положительной мотивации к учению. Интеллектуальное и моральное удовлетворение, которое ученик получает в активной деятельности, есть залог формирования у учащихся увлеченности наукой, техникой, искусством, трудом, без чего невозможно полноценное развитие личности человека.
Основной формой активизации познавательной деятельности учащихся становится организация самостоятельной познавательной деятельности.
Считаю, что моя задача как учителя - научить детей способам самостоятельной познавательной деятельности, научить учащихся самостоятельно добывать знания и использовать их.
В своей работе я использую различные формы самостоятельной деятельности учащихся: это и групповая работа, и выполнение практических заданий, и работа с учебной книгой и другими пособиями, ресурсами Интернета, работа со схемами, таблицами, проведение различных игр, разнообразные формы внеклассной работы.
Большое внимание придаю работе с тестовыми заданиями.
В течение последних 5 лет я почти каждый урок начинаю с выполнения тестового задания. Задание рассчитано на 5 - 7 минут урока. Это могут быть задания на проверку усвоения материала прошлого урока, темы, изучаемой в течение нескольких уроков, а в 9 – 11 классах – это задания на повторение, обобщение, систематизацию материала по всему курсу биологии.
Проверку теста чаще всего провожу сразу после окончания работы различными способами:
А) с помощью фронтальных или индивидуальных ответов учащихся;
Б) с помощью взаимопроверки;
В) предложения готовых ответов на экране, по которым учащиеся осуществляют взаимопроверку.
Преимущества такого ежеурочного применения тестового контроля для себя я вижу в возможности быстро выявить пробелы в знаниях, спланировать и провести коррекционную работу, поставить достаточное количество оценок; а для учащихся – в возможности осуществления самоконтроля знаний, определения истинной самооценки уровня своих знаний.
На своих уроках я применяю также тесты в процессе изучения нового материала. Учащиеся получают тестовое задание, по которому самостоятельно работают с текстом параграфа, изучая новый материал.
Затем перед ними ставится серия вопросов, требующих осмысливания материала, подбора аргументов:
- С какими новыми понятиями вы встретились?
- Опровергните каждый из неверных вопросов в тесте;
- Составьте план рассказа по данной теме;
- Постройте изложение материала в необходимой логической последовательности с использованием всех терминов и понятий, вошедших в тест задания.
Иногда при изучении нового материала использую противоположную форму работы – составление теста самими учащимися по изучаемому самостоятельно материалу.
В своей работе я использую различные виды тестовых заданий: графические, тесты на выбор одного или нескольких правильных ответов из приведенных, задания на определение последовательности процессов или явлений, на соответствие и другие. Использую готовые тестовые задания различных авторов, задания из сборников подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также тесты, составленные самостоятельно.
В конце каждой четверти в школе проводится зачетная тестовая работа в каждой параллели. Поэтому приходится составлять итоговые тематические тесты для различных классов.
Предлагаю несколько итоговых тематических тестов и итоговый годовой тест по анатомии (приложение). Данные тесты составлены в формате ЕГЭ.
Таким образом, применение тестовых заданий является одной из форм самостоятельной учебной деятельности, активизирующих процесс обучения биологии.
Литература:
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико – экспериментальное исследование. М., Педагогика, 1980
- Селевко Г.К. Самостоятельность в обучении. – Ж. «Сельская школа», № 1, 2006
- Лернер Г.И. Работа с тестами - не только контроль, но и обучение – Ж. «Биология в школе», № 4, 2002.
Приложение
Тест
по биологии для 10 класса (Зачет, 3 четверть)
вариант 1.
Часть А.
- Взаимоотношения организмов со средой обитания изучает: А – морфология; Б – генетика;
В – систематика; Г – экология.
- Все элементы окружающей среды, влияющие на организмы, называются:
А – абиотическими факторами; Б – экологическими факторами; В – биотическими факторами; Г – антропогенными факторами.
- Факторы неорганической природы, влияющие на организмы, -
А - антропогенные факторы; Б – ограничивающие факторы; В – абиотические факторы;
Г – биотические факторы.
4. Абиотический фактор – это: А – изменение температуры воздуха по сезонам года; Б – осушение болот человеком; В – вырубка человеком деревьев в лесу; Г – поедание хищником жертвы.
5.К биотическим факторам относится:
А - изменение среды обитания хищников человеком; Б – хищничество; В – отстрел хищников;
Г – отлов хищников.
6. К антропогенным факторам относят: А – разлив реки во время половодья; Б – поедание хищником жертвы; В – землетрясение; Г – осушение болот.
7. Главным сигналом о наступлении изменений в окружающей среде служит: А – изменение длины светового дня; Б – изменение температуры воздуха; В – выпадение осадков; Г – выпадение снега.
8. Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы поедают другие организмы, называются: А – паразитизм; Б – симбиоз; В – конкуренция; Г – хищничество
9. Взаимоотношения, возникающие между видами со сходными экологическими потребностями, это: А – хищничество; Б – конкуренция; В – симбиоз; Г – паразитизм.
10. Межвидовые отношения, при которых одни организмы живут за счет других, питаясь кровью, тканями или переваренной пищей хозяев, используя их многократно, это: А – конкуренция;
Б – хищничество; В – симбиоз; Г – паразитизм.
11. Биогеценозз – это совокупность: А – взаимосвязанных компонентов неживой природы;
Б – живых организмов одного вида; В – живых организмов разных видов; Г – живых организмов и компонентов неживой природы, связанных обменом веществ и превращениями энергии.
12.К продуцентам относят: А – животных; Б – растения; в – бактерии; Г – грибы.
13.К консументам относят: А – зайца; Б – березу; В – хламидомонаду; Г – гриб.
14. К редуцентам относят: А – растительноядных животных; Б – хищников; В – растения; Г – бактерии и грибы.
15.Ярусность надземных частей растений в лесу – это приспособление к использованию: А – воды; Б – солнечного света; В – углекислого газа; Г - минеральных солей.
16. Определите правильно составленную пищевую цепь:
А – семена ели ---- еж----мышь----лисица
Б – лисица----еж----мышь----семена ели
В – семена ели----мышь----еж----лисица
Г – мышь----еж-----семена ели-----лисица
17. Начальное звено в цепях питания: А – хищники; Б – бактерии и грибы; В – растительноядные животные; Г – растения.
18. Уменьшение численности особей, количества биомассы или энергии от первого трофического уровня к последующим называют: А – цепью питания; Б – правилом экологической пирамиды; В – пищевой сетью; Г – круговоротом веществ.
19. Основная причина саморазвития биогеоценозов: А – изменения погоды; Б – влияние организмов на среду обитания; В – изменение освещенности; Г – изменение температуры воздуха.
20. Агроценозы в отличие от биогеоценозов: А - существуют без вмешательства человека; Б – более устойчивы; В – созданы человеком; Г – имеют замкнутый круговорот веществ.
21.В агроценозах в отличие от биогеоценозов: А – пищевые цепи короткие; Б – круговорот веществ замкнутый; В – нет производителей; Г – нет потребителей.
22.Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими: А – атмосфера; Б – биосфера; В - литосфера; Г – гидросфера.
23. Учение о биосфере разработал: А – В.И.Вернадский; Б – Ж.Б.Ламарк; В – Ч. Дарвин; Г – К. Линней.
24.В биосфере: А – биомасса растений во много раз превышает массу животных;
Б – биомасса животных во много раз превышает массу растений;
В – биомасса растений равна биомассе животных;
Г - соотношение биомассы растений и животных изменяется.
25.Роль грибов и бактерий в круговороте веществ состоит в том, что они являются: А – производителями органического вещества; Б – потребителями органического вещества,
В – разрушителями органического вещества; Г – главными поставщиками кислорода.
26.Появление «озоновых дыр» приводит: А – к повышению температуры воздуха; Б – к усилению ультрафиолетового излучения; В – к понижению температуры воздуха; Г – к уменьшению прозрачности атмосферы.
27. В результате сведения лесов в атмосфере: А – увеличивается содержание азота;
Б – уменьшается содержание углекислого газа; В – увеличивается содержание кислорода; г – уменьшается содержание кислорода.
28. Для защиты окружающей среды от загрязнения: А – создают заповедники; Б – охраняют отдельные природные сообщества; В – ограничивают добычу биологических ресурсов; Г – внедряют малоотходные и безотходные технологии.
29.К редуцентам относятся: А – сапрофитные бактерии и плесневые грибы; Б – падальные мухи и вирусы; В – круглые черви и жуки – дровосеки; Г – головневые грибы и насекомояд ные растения.
30. Примерами хищничества являются взаимоотношения между: А – коровой и люцерной; Б – термитами и кишечными бактериями; В - акулой и рыбой – прилипалой; Г - росянкой и мухой.
Часть В.
1.Установите соответствие между типом экологической системы и ее характерными свойствами.
СВОЙСТВО ТИП ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
А) Единственный источник энергии – Солнце. 1) Природная экосистема
Б) Значительная часть веществ изымается человеком 2) Агроэкосистема
В) Значительное разнообразие видов.
Г) Ведущая роль искусственного отбора
Д) дополнительным источники энергии, привносимые человеком
2. Установите последовательность этапов смены биогеоценоза озера на биогеоценоз болота:
А) Водоем зарастает полностью, образуя болото;
Б ) отложение органического вещества на дно водоема;
В) исчезновение рыбы и планктона;
Г) водоем становится более мелким;
Д) распространение прибрежной растительности к центру водоема.
3. Из приведенных признаков выбери 3, относящиеся к животным:
А) малоподвижный образ жизни;
Б) отсутствие настоящих тканей;
В) активное захватывание пищи;
Г) отсутствие клеточной стенки;
Д) Размножение спорами
Е) гетеротрофное питание.
4.Выбери три признака, относящихся к абиотическим факторам: А – приливы и отливы; Б – плотность популяции; В – температура; Г – влажность; Д – длина пищевых цепей; Е – устойчивость биоценоза
5.Выбери три верных ответа из шести.
В лесной экосистеме е консументам второго порядка относятся: А- почвенные грибы; Б- -филин; В – волк; Г – таежный клещ; Д – землеройка; Е – лишайник.
6.Установите соответствие между факторами окружающей среды и категорией их классификации:
ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВИД ФАКТОРА
А) морские течения 1.Биотические
Б) конкуренция 2. Абиотическое
В) хищничество
Г) паразитизм;
Д) осадки;
Е) землетрясение
7. Установите последовательность отдельных трофических звеньев в цепи питания: А – сова; Б – травы; В – кузнечик; Г - полевая мышь; Д – куница.
8. Выбери три признака, относящихся к циклическим изменения окружающей среды:
А – смена дня и ночи; Б – осушение болот; В – вырубка лесов; Г – смена времен года;
Д – смена фаз луны; Е – весенние разливы рек.
Часть С.
- На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300кг, если цепь питания имеет вид : планктон----нехищные рыбы------хищные рыбы------дельфин.
- Грибникам хорошо известно, что подосиновики часто растут под осинами, подберезовики – под березами, а маслята – под соснами и лиственницами. Как называется это явление и в чем его биологический смысл.
- Биологи бразильского штата Мату Гросу утверждают, что появление огромного числа пираний ( хищных прожорливых рыб) в местных реках объясняется истреблением крокодилов, совсем недавно обитавших на территории этого региона. Объясните данную зависимость.
Итоговый тест по биологии за 8 класс
Часть А
К каждому из заданий части А даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
А 1. Строение органов человеческого тела изучает наука
- анатомия 2) физиология 3) психология 4) гигиена
А 2. Клетки животных и человека в отличие от клеток растений не имеют
- рибосом 2) хромосом 3) ядра 4) хлоропластов
А 3. К основным свойствам нервной ткани относятся
- возбудимость 2) сократимость 3) возбудимость и проводимость 4)
возбудимость и сократимость
А 4. Кровь – это разновидность
- эпителиальной ткани 2) соединительной ткани 3) нервной ткани
4) мышечной ткани
А 5. К костям лицевой части черепа относится
- лобная 2) височная 3) теменная 4) нижнечелюстная
А 6. Число позвонков в шейном отделе позвоночника человека равно
- пяти 2) семи 3) десяти 4) двенадцати
А 7. Рост кости в толщину происходит путем деления
- плотного вещества кости 2) внутреннего слоя надкостницы 3) наружного слоя надкостницы 4) губчатого вещества кости
А 7. К трубчатым костям относится
- бедренная 2) затылочная 3) тазовая 4) скуловая
А 8. В скелет собственно нижней конечности НЕ входит
- бедренная кость 2) малая берцовая кость 3) пяточная кость 4) тазовая кость
А 9. К форменным элементам крови относят
- клетки крови и кровяные пластинки 2) сложные белки, имеющиеся в плазме крови 3) все составные части, кроме воды 4) минеральные вещества
А 10. Перенос кислорода от легких к тканям невозможен без
- лейкоцитов 2) тромбоцитов 3) эритроцитов 4) плазмы крови
А 11. Малый или легочный круг кровообращения начинается от
- аорты 2) правого предсердия 3) правого желудочка 4) левого желудочка
А 12. Большой круг кровообращения заканчивается в
- правом желудочке 2) правом предсердии 3) левом желудочке 4) левом предсердии
А 13. Сердце человека
- двухкамерное 2) трехкамерное 3) трехкамерное с неполной перегородкой
4) четырехкамерное
А 14. Продолжительность жизни эритроцитов в плазме крови около
- 120 суток 2) 10 суток 3) нескольких часов 4) 20 и более лет
А 15. Артериями называются кровеносные сосуды, по которым кровь течет
- артериальная 2) венозная 3) от сердца 4) к сердцу
А 16. Дыханием называют совокупность процессов, обеспечивающих
- поступление атмосферного воздуха в легкие
- удаление воздуха из легких
- обычный и глубокий вдох, обычный и глубокий выдох
- поступление кислорода в организм, использование его в окислении органических веществ, удаление углекислого газа и некоторых других веществ
А 17. Правое легкое человека состоит из
- двух долей 2) трех долей 3) четырех долей 4) пяти долей
А 18.Рефлекс чихания вызывают
- частицы пищи, попавшие в гортань
- инородные частицы, попавшие в начало пищевода
- частицы пищи, попавшие в бронхи
- резкий запах, инородные частицы, попавшие в носовую полость
А 19. В выдыхаемом воздухе количество кислорода с 21% снижается до
- 10% 2) 12% 3) 14% 4) 16%
А 20. Курение вызывает в легких
- расширение капилляров
- снижение уровня адреналина в крови
- увеличение жизненной емкости легких
- прочное соединение части гемоглобина с угарным газом.
А 21. Переваривание белков начинается в
- ротовой полости 2) желудке 3) двенадцатиперстной кишке 4) начальном отделе толстой кишки
А 22. Всасывание питательных веществ происходит в
- пищеводе 2) желудке 3) тонком кишечнике 4) прямой кишке
А 23. Нервный центр глотания находится в
- спинном мозге 2) среднем мозге 3) продолговатом мозге 4) промежуточном мозге
А 24. Волнообразные движения стенок кишечника, передвигающие пищевую массу по пищеварительному каналу, усиливаются при употреблении в достаточном количестве
- вареного мяса 2) отварной и соленой рыбы 3) вареных овощей и консервированных фруктов 4) сырых овощей и фруктов
А 25. Заболевание органов дыхания, вызываемое палочкой Коха
- ангина 2) дифтерия 3) туберкулез 4) грипп
А 26. В процессе пищеварения сложные углеводы расщепляются до
- глюкозы 2) сахарозы 3) аминокислот 4) глицерина и жирных кислот
А 27. При длительном недостатке в организме витамина А человек заболевает
- цингой 2) бери – бери 3) пеллагрой 4) «куриной слепотой»
А 28.В состав мочевыделительной системы НЕ входит
- кожа и легкие 2) почки 3) мочевой пузырь 4) мочеточники
А 29. Выделение ненужных для организма продуктов обмена веществ происходит через
- желудок и кишечник 2) капилляры, артерии и вены 3) почки, кожу, легкие
- печень и поджелудочную железу
А 30. В процессе фильтрации через стенки капилляров и почечных капсул в почечные канальцы из плазмы крови проходят вода и растворенные в ней
- минеральные соли, белки, глюкоза, витамины
- все названные вещества, кроме витаминов
- все названные вещества, кроме молекул крупных белков
- все названные вещества, кроме поваренной соли, молекул крупных белков и аминокислот
А 31.Средняя оболочка глаза
- белочная 2) сосудистая 3) сетчатка 4) радужная
А 32. Изображение на сетчатке получается
- уменьшенное, искаженное и перевернутое
- нормальных размеров, искаженное и перевернутое
- действительное, уменьшенное и перевернутое
- нормальных размеров, действительное и не перевернутое
А 33. В состав среднего уха входят
- улитка 2) слуховая труба 3) барабанная перепонка г) наружный слуховой проход
А 34.Особенностью быстрого сна у человека является
- урежение дыхания 2) учащение дыхания 3) сохранение среднего ритма дыхания
- урежение пульса
А 35. Психический процесс накопления, хранения и воспроизведения прошлого опыта – это
- инстинкт 2) память 3) речь 4) сознание
А 36. Безусловные рефлексы являются
- врожденными, передаваемыми по наследству
- врожденными, не передаваемыми по наследству
- приобретенными, передаваемыми по наследству
- приобретенными, не передаваемыми по наследству.
Часть В
При выполнении заданий В1 – В2 выберите три верных ответа из шести
В 1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?
- Искривлению позвоночника
- Нарушению строения суставов верхних конечностей
- Смещению внутренних органов
- Нарушению функции костного мозга
- Изменению химического состава костей
- Нарушению кровоснабжения органов.
В 2. Какие структуры организма человека участвуют в терморегуляции?
- Потовые железы
- Сальные железы
- Кровеносные сосуды кожи
- Вены малого круга кровообращения
- Мышцы стенок кишечника
- Подкожная жировая клетчатка
В 3.Установите соответствие между отделом пищеварительной системы и условиями процессов, происходящих в них. К каждому элементу первого столбика подберите соответствующий элемент из второго столбика.
- Среда щелочная А – ротовая полость
- Ферменты пепсин и трипсин В - желудок
- Расщепляются белки
- Среда кислая
- Фермент мальтаза
- Расщепляются углеводы
В 4. Установите последовательность прохождения порции крови по большому кругу кровообращения, начиная с левого желудочка. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- Правое предсердие
- Аорта
- Бедренная артерия
- Левый желудочек
- Нижняя полая вена
В 5.Закончите составление текста на тему «Обонятельный анализатор», в котором даны первое (1) и последнее (10) предложения. Расположите предложения 2 – 9 в такой последовательности, чтобы текст получился логически связным. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
- Для человека иногда очень важно обследовать воздух на запахи.
- Они воспринимают летучие вещества.
- Они могут просигнализировать об опасности.
- В верхней части носовой полости располагаются обонятельные рецепторы.
- Далее информация идет по обонятельному нерву.
- Это происходит в носовой полости.
- В этой части коры происходит анализ информации.
- Обонятельные рецепторы превращают раздражения в нервные импульсы.
- Информация достигает обонятельной зоны коры головного мозга.
- Именно здесь и возникают ощущения запахов.
В 6. Вставьте в текст «Обмен веществ» пропущенные термины из предложенного перечня.
Обмен веществ.
Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе метаболизма. В нем различают _______________ (А) и пластический обмены. Основой первого является процесс окисления органических веществ и выделение энергии. В результате образуются __________________(Б) и вода. Пластический обмен направлен на синтез новых веществ. Напримерсинтез белков происходит на________(В) и протекает с затратой ______________(Г).
Перечень терминов.
- Митохондрия
- РНК
- Информационный
- Энергетический
- Рибосома
- Водород
- АТФ
- Углекислый газ.
В 7. Иммунитет, врожденный или приобретенный в результате перенесенного заболевания, называют…………………………….
В 8. Установите соответствие между функцией клеток крови и их видом.
А) распознают и уничтожают чужеродные вещества и клетки
Б) переносят кислород от легких к тканям
В) участвуют в свертывании крови
Г) переносят углекислый газ от тканей к легким
Д) участвуют в формировании иммунитета
1) эритроциты 2) лейкоциты 3) тромбоциты
Часть С.
С 1.Объясните, почему опасно есть плохо проваренное (прожаренное) мясо.
С 2. Какое воздействие оказывает на организм человека гиподинамия?
С 3. Как оказать первую помощь при химическом ожоге?
С 4.Используя содержание текста «Витамины А и С» заполните в таблице «Сравнительная характеристика витаминов» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.
Витамины А и С»
Витамины – биологически активные органические соединения разной химической природы, жизненно необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов.
Витамин А , или ретинол, входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза. Его много в томатах, моркови, тыкве, хурме, животных продуктах, особенно в печени морских млекопитающих и рыб. Он растворяется только в жирах, поэтому содержащие витамин А овощи следует употреблять с маслом.
Суточная потребность в витамине 1,5 – 2 мг. При недостатке витамина нарушается темновая адаптация – нормальное зрение днем и плохое в сумерках («куриная слепота»), снижается иммунитет, возникает сухость кожи и помутнение роговицы. У взрослых людей ретинол способен накапливаться в печени в количествах, обеспечивающих потребность организма в течение двух лет.
Водорастворимый витамин С, или аскорбиновая кислота, будучи сильным восстановителем, участвует во многих процессах в организме: транспорте электронов, синтезе норадреналина, обеспечении проницаемости стенок капилляров. Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах, в ягодах черной смородины, плодах цитрусовых и шиповника. В сутки человеку необходимо 60 мг аскорбиновой кислоты. При недостатке витамина С появляются общая слабость, нервозность, признаки цинги – кровоизлияние в коже, кровоточивость десен, выпадение зубов.
Аскорбиновая кислота малоустойчивая, быстро окисляется и теряет биологическую активность. Поэтому ее обычно мало в долго хранящихся продуктах, много ее теряется при кулинарной обработке.
Сравнительная характеристика витаминов
Признаки для сравнения | Витамин А | Витамин С |
Растворимость | Жирорастворимый | 1 |
2 | Нормальное зрение днем и плохое в сумерках | Общая слабость, нервозность, кровоизлияния в коже, кровоточивость десен |
Главный природный источник витамина | 3 | Свежие овощи, фрукты, ягоды |
С5. Используя текст «Витамины А и С» и свои знания, предложите не менее трех способов максимального сохранения витамина С в овощах, которые употребляют в приготовлении овощного салата.
Экзаменационный тест для 10 класса
1 вариант
Часть А
1.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов, называется:
А) генетика; Б) систематика; В) экология; Г) цитология.
2.Высшим надорганизменным уровнем организации живых систем является:
А) ткань; Б) биосфера; В) клетка; Г) популяция.
3.К неклеточным формам жизни относятся:
А) бактерии; Б) простейшие; В) вирусы; Г) растения.
4.Наиболее распространенными в клетках живых организмов элементами являются:
А) углерод, кислород, водород, азот;
Б) кислород, сера, водород, железо;
В) водород, железо, азот, сера;
Г) азот, кислород, сера, водород
5.Клеточное строение организмов, сходство химического состава служат доказательством:
А) многообразия животного и растительного мира;
Б) единства и общности происхождения органического мира;
В) эволюции органического мира;
Г) постоянства живой природы.
6.Важнейшим свойством живых организмов, отличающих их от тел неживой природы, является:
А) наследственность; Б) рост; В) способность поглощать газы; Г) подвижность.
7. Первичная структура белка определяется:
А) только числом аминокислотных остатков;
Б) только последовательностью аминокислотных остатков;
В) числом, последовательностью и видами аминокислотных остатков;
Г) видами аминокислотных остатков.
8.Мономерами нуклеиновых кислот являются:
А) аминокислоты; Б) жирные кислоты; В) глюкоза; Г) нуклеотиды.
9.Универсальным источником энергии в клетке является:
А) урацил; Б) АТФ; В) аминокислоты; Г) РНК,
10.Синтез сложных биополимеров из мономеров сопровождается:
А) синтезом молекул АТФ;
Б) использованием энергии молекул АТФ;
В) запасанием энергии в молекулах АТФ;
Г) выделением энергии в виде тепла.
11.Какая клеточная структура по своей функции напоминает таможню в современном государстве?
А) клеточная мембрана; Б) цитоплазма; В) вакуоль; Г) ядро.
12.Световая фаза фотосинтеза происходит на мембранах:
А) эндоплазматической сети;
Б) комплекса Гольджи;
В) гран хлоропластов;
Г) митохондрий.
13.Цитоплазма в клетке НЕ принимает участия в:
А) транспорте веществ; Б) размещении органоидов;
В) биосинтезе ДНК; Г) осуществление связи между органоидами.
14. К немембранным органоидам клетки относится:
А) ядро; Б) пластиды; В) митохондрии; Г) рибосомы.
15. В животной клетке, по сравнению с растительной, отсутствуют:
А) аппарат Гольджи, Б) хлоропласты; В) рибосомы; Г) цитоплазма.
16.В клетках каких организмов ядерное вещество расположено в цитоплазме?
А) низших растений; Б) бактерий и цианобактерий;
В) одноклеточных животных; Г) плесневых грибов.
17.В состав хромосом входят:
А) углеводы и жиры; Б) глюкоза и вода; В) АТФ и жиры;
Г) нуклеиновые кислоты и белки.
18.Кодон представляет собой:
А) ген; Б) геном; В) сочетание двух нуклеотидов; Г) сочетание трех нуклеотидов.
19.Процесс образования половых клеток называется: А) гаметогенез; Б) органогенез; В) партеногенез; Г) онтогенез.
20.Для полового размножения характерно: А) образование зооспор; Б) почкование; В) участие двух родителей; Г) деление тела на части.
21.Гаструла в отличие от бластулы:
А) наступает после органогенеза; Б) образуется путем дробления;
В) это оплодотворенная яйцеклетка; Г) состоит из двух зародышевых листков.
22.Почкованием размножаются:
А) бактерии и дрожжевые грибы; Б) бактерии, водоросли и шляпочные грибы; В) дрожжевые грибы, гидры и коралловые полипы; Г) водоросли, шляпочные грибы и коралловые полипы.
23.В метафазе митоза происходит:
А) расхождение хроматид к полюсам клетки;
Б) выстраивание хромосом по экватору клетки;
В) спирализация хромосом и формирование веретена деления;
Г) расхождение центриолей и формирование веретена деления.
24.Биологическое значение митоза состоит в обеспечении:
А) комбинации наследственных признаков у организмов;
Б) увеличения числа клеток организма, приводящее к росту;
В) изменение числа хромосом в половых клетках организма;
Г) изменения числа хромосом в соматических клетках организма.
25.В двойном оплодотворении у цветковых растений участвуют:
А) два спермия и одна яйцеклетка;
Б) один спермий и одна яйцеклетка;
В) один спермий и центральная клетка зародышевого мешка;
Г) два спермия, яйцеклетка и центральная вегетативная клетка.
26.непрямое постэмбриональное развитие наблюдается у:
А) утки-кряквы; Б) бабочки-капустницы; В) белого медведя; Г) черепахи.
27.В отличие от половых клеток соматические имеют:
А) двойной набор хромосом; Б) одинарный набор хромосом; В) цитоплазму;
Г) плазматическую мембрану.
28.Мутацией является:
А) искривление ствола у березы, выросшей на горном склоне;
Б) разный размер листьев на одном дереве;
В) синдром Дауна;
Г) увеличение массы животного при избыточном кормлении.
29.Система скрещивания, при котором родительские особи различаются по проявлению лишь одного из признаков, называется:
А) моногибридным; Б) дигибридным; В) доминантным; Г) рецессивным.
30. Определите генотип родителей, имеющих карие глаза, если в их потомстве три кареглазых и один голубоглазый ребенок (А – карие глаза, доминируют над голубыми - а):
А) аа х АА; Б) АА х Аа; В) АА х АА; Г) Аа хАа
Часть В.
В заданиях В1 – В3 выберите три верных ответа из шести.
В1.Клетки эукариот, в отличие от прокариот,
1. Имеют оформленное ядро.
2. Не имеют оформленного ядра.
3. Делятся митозом.
4. Не делятся митозом.
5. Содержат ядерные ДНК линейной структуры.
6. Содержат ДНК, замкнутые в кольцо.
В2.Яйцеклетка, в отличие от сперматозоида, характеризуется
1. Гаплоидным набором хромосом.
2. Диплоидным набором хромосом.
3. Большим запасом питательных веществ.
4. Более крупными размерами.
5. Неподвижностью.
6. Активным движением.
В3. В отличие от бактерий, вирусы
1. Имеют клеточное строение.
2.Имеют неоформленное ядро.
3. Состоят из нуклеиновой кислоты и белка.
4. В основном свободноживущие формы.
5.Размножаются только в живых клетках.
6. Неклеточные формы жизни.
При выполнении заданий В4 – В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4.Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и ее видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД НУКЛЕИНОВОЙ
1.Имеет форму КИСЛОТЫ
клеверного листа.
2.Состоит из двух спирально закрученных цепей. А) – ДНК
3.Доставляет аминокислоты к рибосоме. Б) - т РНК
4.Является хранителем наследственной информации.
5.В длину достигает несколько сотен тысяч нанометров.
6. Имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот.
В5. Установите соответствие между строением и жизнедеятельностью организма и царством, к которому он относится.
СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦАРСТВО
1. Питание автотрофное. А) - Растения
2. Имеют вакуоли с клеточным соком. Б) – Животные
3. Клеточная стенка отсутствует.
4. В клетках имеются пластиды.
5. В клетках отсутствуют хлоропласты.
6. По способу питания преимущественно гетеротрофы.
В6. Установите соответствие между биологическим процессом и его характеристикой.
ХАРАКТЕРИСТИКА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1.Характерен для бактерий. А) – хемосинтез
2. Участие хлорофилла. Б) – фотосинтез
3.Окисление неорганических соединений.
4. Использование солнечной энергии.
5. Выделении е кислорода.
6.Характерен для зеленых растений.
При выполнении заданий В7 – В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений
В7. Установите правильную последовательность этапов эмбрионального развития позвоночного животного:
А) дробление
Б) образование зиготы
В) образование бластулы
Г) формирование гаструлы
Д) закладка органов.
В8. Установите правильную последовательность явлений, происходящих в процессе синтезе белка:
А) поступление молекулы иРНК из ядра в цитоплазму;
Б) взаимодействие молекулы тРНК, несущей первую аминокислоту данного белка, с рибосомой в комплексе с иРНК;
В) образование пептидной связи;
Г) синтез молекулы иРНК на матрице ДНК;
Д) связывание молекулы иРНК с рибосомой.
Часть С.
С1.Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:
ЦГГЦАТГЦАГТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК и последовательность аминокислот соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
С2.Каковы особенности бесполого размножения?
С3.У свиней гены, определяющие цвет щетины (А – черная щетина, а – рыжая щетина) и длину щетины (В –длинная щетина, в – короткая щетина), находятся в разных парах хромосом. Какое потомство следует ожидать от скрещивания дигетерозиготной черной особи с длинной щетиной и рыжей особи с короткой щетиной? Составьте схему скрещивания.
С4 Женщина – носительница гена дальтонизма вступает в брак с мужчиной – дальтоником. Какое потомство возможно в этом браке?
Тест по теме «Жизнь на Земле»
Природоведение,5 класс
Вариант 1
1.Выберите из нескольких вариантов ответов правильный:
- Какие организмы появились первыми (где)?
а) многоклеточные (на суше) б) одноклеточные (на суше)
в) многоклеточные ( в воде) г) одноклеточные (в воде).
2. Динозавры – это:
а) древние земноводные; б) древние пресмыкающиеся
в) древние птицы; г) древние млекопитающие
3.Зеленый цвет клеткам растений придают:
А) митохондрии; б) лизосомы;
в) хлоропласты; г) оболочка.
4. Для животных, живущих в водной среде, характерно наличие:
а) крыльев; б) длинных конечностей;
в) плавников, перепонок между пальцами; г) длинного узкого тела.
5. Для животных сообщества поверхности воды главная проблеме:
а) как ориентироваться в темноте; б) как быстрее передвигаться;
в) как удержаться на поверхности.
6. Развитие жизни на Земле началось:
а) 300 млн лет назад; б) 3, 5 млрд лет назад;
в) 10 млрд лет назад; г) 7 тысяч лет назад
7. Каждая клетка состоит из:
а) оболочки и ядра; б) оболочки, цитоплазмы и ядра;
в) оболочки, хлоропластов и ядра.
8. В воздушной среде обитает: а) волк; б) крот; в) ворона; д) бобр.
9. Сосна обыкновенная относится:
а) к царству бактерий; б) к царству животных;
в) к царству грибов; г) к царству растений.
10.В какой природной зоне можно встретить белую куропатку:
а) в тайге; б) в тундре; в) в широколиственном лесу; г) в степи.
2.Какие утверждения верны:
1.Тело простейших состоит из одной клетки.
2. Грибы - это растения.
3. Животных делят на позвоночных и беспозвоночных.
4. Рыбы – обитатели наземно – воздушной среды.
5. Отлет перелетных птиц – сезонное изменение в природе.
6. Живую природу делят на 3 царства: Растения, Животные и Бактерии.
7.Ноги у гепарда приспособлены для передвижения в почвенной среде.
8.Родина риса – Южная Америка.
9. Южнее тундры раскинулась тайга.
10.Лишайники, мхи, карликовые деревья характерны для травянистых равнин.
3.Подбери к словам левого столбца слова из правого и запиши их парами:
Тундра Палеонтология
Планктон Микроскоп
Австралия Рис
Клетка Крот
Динозавр Лемминг
Евразия Эвкалипт
Почва Инфузории
4.«Четвертый лишний»
Выбери лишнее слово в каждой строке и объясни свой выбор:
а) Кенгуру, страус, кит, гепард;
б) крот, комар, слепыш, дождевой червь;
в) речной рак, выдра, шмель, жук – плавунец;
г) ласточка, бабочка, оса, мышь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социологический опрос как активная форма обучения
Методическая презентация для учителей истории....
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы изучения биологии
В настоящее время одной из важнейших задач является применение в процессе обучения активных форм вовлечения учащихся в познавательную деятельность. К таким формам можно отнести организацию самостоятел...
Активные формы обучения и игровые моменты на уроках биологии
Природа всегда увлекала человека, пленяла своей загадочностью и таинственностью. Познать природу, общаться с ней помогают знания, полученные учащимися ...
Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к...