Урок письма
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Николаенко Дмитрий Геннадьевич

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Учимся писать письмо.

 

 Цель: Познакомиться с особенностями написания писем.

  Задачи:

  1. Сконцентрировать внимание обучающихся на ценностях родного языка.
  2. Формировать навыки правильного написания письма.
  3. Возродить традиции эпистолярного жанра.
  4. Воспитывать любовь к родному языку.

  Ход урока.

  На доске написано письмо:

 

   Превед, медвед))). Как твоё? А мы на днях на базу лётали. Тема ваще! Потусили отпад! Шашлыков пожарили, рыбы наловили, за4отно крч. отдохнули)) А ты, слышал, женился?

Ни4! Кроссав4ег! Ну давай. Званяй еси 4ё ;)

  • Что вы видите на доске? О чём это письмо? Нравится ли оно вам? Почему?
  • На прошлом уроке мы с вами поднимали вопрос, связанный с языковой этикой в устном и письменном общении. Скажите, можно ли назвать это письмо этичным? Почему?
  • Что вы можете сказать о человеке, написавшем его? Вы хотите писать так же?
  • А зачем вообще пишут письма?
  • И чему вы научитесь сегодня на уроке?
  • Значит, тема нашего урока...

   

  А знаете ли вы, что

 

  Изначально письма писали вовсе не на бумаге! Это были рисунки, изображения на скале, сообщавшие о значимых событиях, произошедших в племени (удачная или неудачная охота, объявление войны или мира и т. д.). Эти «письма» встречаются до сих пор и рассказывают нам о далёких событиях, происходивших на заре человечества.

   Также широко известно «узелковое» письмо индейцев майя.

    Безмолвный свидетель кровавых войн за сверкающие кусочки металла, не имевшие в мире майя никакой ценности, узелковое письмо изготавливалось из ракушек, камешков и узелков, которые сообщали важную информацию или показывали алчным европейцам путь к сокровищам или верной погибели.

    Как известно, огонь издревле служил человечеству верой и правдой. Я думаю, все вы читали книгу Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь». Каково было отношение людей к огню в данном произведении и почему?

  • Да, вы правы. Люди поклонялись огню. Они любили его и боялись, ведь он обогревал их жилища, придавал чарующий вкус мясу, отгонял хищников. Но в гневе он был ужасен. «Даже пещерный медведь и Повелитель Саванн, шерстистый мамонт, бежали в страхе перед ним».

Помимо всего вышесказанного, зажжённый на отдалённых заставах огонь предупреждал жителей города о приближении врага.

   Первое письмо (именно письмо!) было написано почти 4000 лет назад в Греции. В качестве пера использовались кусочки металла, слоновой кости, а писали на табличках, покрытых воском.

   Позднее в качестве пера использовались стебельки трубчатых растений, кончики которых разрезались и обмакивались в цветную жидкость, а буквы наносились на папирус.

   Стальные перья вошли в обиход с 19 века. В 1803 году англичанин Джон Митчелл запатентовал своё изобретение — металлическое перо для ручки.

  • На уроках литературы мы с вами говорили о том, что книги писались монахами, и важное значение имел почерк. Он должен был быть красивым. Давайте вспомним, почему.
  • Верно. Книгописание считалось богоугодным делом, а некрасиво оформленная или написанная книга считалась проявлением непочтительности по отношению к Богу. А как вы считаете, важен ли красивый почерк в письме сегодня и почему?
  • Верно. Красиво оформленное и написанное письмо приятно читать. Оно является показателем уважения к адресату.

   Дети записывают в тетрадь понятия адресат, адресант, прямой и обратный адрес.

     -Сегодня нас окружает огромное количество средств общения друг с другом. Это телефон, интернет, скайп. Как вы думаете, какую роль в общении людей сегодня играет письмо?

  • Да, вы правы. К сожалению, роль письма в современном мире неизмеримо низка.

Но представьте себе, как выглядело бы письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину: «Я к Вам пишу — чего же боле?/ Что я могу ещё сказать?/ Теперь, я знаю, в Вашей воле/ Меня презреньем наказать/ Сначала я молчать хотела/ Поверьте, моего стыда/ Вы не узнали  никогда,/ Когда  надежду я имела/ Хоть редко, хоть в неделю раз/ В деревне нашей видеть Вас...»

Это пропитанное слезами любви, страстью и надеждой письмо... Может ли его заменить сегодняшняя СМС-ка?

  • Вы правы. Конечно, нет!
  • А письма с фронта? Пожелтевшие, с выцветшими буквами, усеянные бурыми пятнами крови, они всегда будут храниться в старых, потрёпанных сервантах наших бабушек, вызывая слёзы на глазах и щемящую боль в  сердце. Многие фронтовики давно покинули этот мир , но их души живут рядом с нами — стоит только открыть старенький ящик и достать оттуда пухлую пачку писем.
  • Велика роль переписки в мировой науке. Какова?
  • Верно. По ней можно изучать историю (договоры торговые, военные и т. д.), литературу (переписка писателей), другие науки (научные и философские идеи, переданные в письмах)

  Переписка со временем приобрела статус литературного жанра, названного «эпистоляр -

ным» (др.-греч. «эпистола» - поручение, письмо).

    Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, образованнейшим человеком своего времени, стала образцом эпистолярного жанра в древнерусской литературе. А «Поучение» Владимира Мономаха изучается в школах и до сих пор служит сводом правил поведения для многих российских школьников.

   Сегодня существует несколько видов писем, но основные из них — это два: обычные (любовные, дружеские, родственникам и т. д.) и деловые (объяснительные записки, рекомендательные, договоры, приказы и т. д.).

Однако как человечество не может обойтись без транспорта, так и письмо не может обойтись

без почты.

 История российской почты восходит к 10-му веку — времени существования натуральной почтовой повинности, которая состояла в даче княжескому гонцу коня и корма. Тогда в Киевской Руси существовал «повоз» - обязанность населения предоставить лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

 В 13-м веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами стали устраиваться ямы — почтовые станции (отсюда слово «ямщик»). Появилась т. н. ямская повинность, отбывавшаяся всем окрестным населением, в обязанность которого входила доставка в определённые пункты лошадей вместе с проводниками.

К 15 — 16-му вв. почтовая связь установилась по всей стране.

При Иване III (1462 — 1505) устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, лично подписывавшего подорожные грамоты на право пользования средствами сообщения.

 В 16 — веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили гонцы — нарочные (одна грамота или письмо), а ямщики развозили как грамоты, так кладь и людей. С 1516 г. для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг начинает действовать Ямской приказ.

 Во времена Петра Первого Ямской приказ переименовывается в Ямскую канцелярию. Высшим почтовым органом становится почтамт.

В 1820-х гг. появляются первые почтовые дилижансы, которые были вытеснены затем почтовыми паровозами.

Сегодня почта России является одним из самых востребованных и быстрых видов связи: интернет-покупки, различного рода заказы, письма, телеграммы летят, едут, плывут к своим адресатам во все уголки нашей огромной страны, а также за рубеж. И нет такого места, где бы письмо не нашло своего адресата.

А давайте и мы попробуем написать письмо!

Что нам для этого необходимо?

  • Правильно. Сначала мы определимся, кому писать, с какой целью и о чём. Затем составим последовательность или, как говорят в информатике, алгоритм написания письма. С чего же мы начнём письмо?
  • Верно. Поздороваемся. А кому напишем?
  • Хорошо. Мы напишем письмо нашим потомкам, которые будут жить в 31-м веке.

Здравствуйте, уважаемые потомки!

  • Затем, наверное, необходимо представиться.

Зовут меня Самсонова Ольга Юрьевна.

  • Можно было бы сказать немного о себе, но мы этого делать не будем. Почему?
  • Правильно. Это выглядело бы невежливо с нашей стороны. А потому мы первым делом осведомимся об их жизни.

Как Вы поживаете?

А затем сообщим цель написания данного письма.

Мне очень интересно узнать, как Вы (поскольку мы люди вежливые, то должны писать местоимение «вы» с прописной буквы) поживаете там, в 31-м веке. У Вас, наверное, есть много интересного, о чём Вы могли бы нам рассказать. А мы, возможно, могли бы ответить на Ваши вопросы, ведь Вам наверняка хотелось бы знать, как живём мы, Ваши прапрапра...- бабушки и дедушки.

  • Теперь можно рассказать немного и о себе любимых.

Мой папа работает на заводе слесарем, а мама — продавцом в книжном магазине «Барс» города Рязани. Я учусь в 5-м классе Салтыковской школы на одни «пятёрки»!

А у Вас в школах оценки ставят? А книжные магазины сохранились? А Вы любите читать? Книги каких авторов Вы читаете?

  • Заканчивая письмо, необходимо обязательно (!) попрощаться и пожелать чего-нибудь доброго и хорошего.

Счастливо Вам! Удачи во всём!

  • Затем нужно, чтобы письмо дошло до адресата. Что мы делаем?
  • Правильно. Запечатаем письмо в конверт и отнесём на «почту». Но дойдёт ли письмо?

Чего мы не сделали?

  • Верно. Нужно указать адрес. В графе «Обратный адрес» мы укажем свой адрес, фамилию, имя и отчество и индекс нашего почтового отделения.
  • В графе «Куда» - адрес, на который отправим письмо, а в графе «Кому» - фамилию, имя и отчество адресата.

Всё. Дело сделано! Но что это? Письмо не отправлено! Почему?

  • Ну, конечно! Надо купить марку, чтобы оплатить письму проезд, и тогда оно отправится по назначению.
  • Что ж, теперь нужно запастись терпением и немного подождать — лет 150 — 200. С изобретением машины времени письмо обязательно дойдёт до адресата, и наши с вами праправнуки с радостью ответят.
  • И теперь, подводя итоги, я задам Вам последний и, пожалуй, самый главный вопрос: кому ещё Вы хотели бы написать письмо?
  • А давайте Вы напишете письмо своим родителям и порадуете их своими новыми успехами. Я думаю, им будет очень приятно получить письмо от Вас, а вместе с ним и лучик заботы. Ведь всё, что Вы видите вокруг: солнце, небо, землю, деревья, друзей — существует в Вашей жизни благодаря им. Не забывайте родителей, друзей и близких, дарите им заботу и тепло! Удачи Вам и спасибо за работу на уроке.

В качестве рефлексии учащиеся заполняют конверты. Письмо родителям они напишут дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...