Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами военных лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_urok_pisma.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок письма для учащихся 9 класса.
Тема: «Письма с фронта»
Цель: углубление и расширение представлений об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны.
Задачи:
- продолжить знакомство с эпистолярным жанром;
- актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
- совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
- воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
- познакомить учащихся с письмами военных лет уроженцев Краснослободского района Республики Мордовия
Оборудование: письма и фотографии военных лет, презентация к уроку.
Форма проведения: урок-исследование с использованием компьютерной презентации.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение
Ход занятия
- Вступительное слово учителя. Слайд 1.
Наш урок посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, ведь в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова поэта Андрея Дементьева. Слайд 2.
II. Лексико-орфографическая работа. Слайд 3.
Прежде чем перейти к теме нашего занятия давайте проведем лексико-орфографическую работу. Объясните лексические значения следующих слов: Эпистолярный жанр, эпистола, адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение.
Запись в тетрадь слов –синонимов.
Эпистола (греч.) – письмо, послание
Письмо –
1. Умение, навыки писать, а также само писание.
2. Система графических знаков, употребляемых для писания.
3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.
4. Стиль, манера художественного изображения
III. Постановка целей и задач урока. Слайд 4.
На доску проецируется треугольник солдатского письма с фронта Великой Отечественной войны.
-Что вы видите на экране?
- Почему письмо сложено треугольником?
(Слушаются ответы учащихся.)
-Сегодня на нашем уроке мы проведем исследование фронтового письма.
Выясним его значение для того, кто его писал и кто его получал.
IV. Осмысление (изучение нового материала).
Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа.
Война – тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу
Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.
Сегодня мы поговорим только о двух семьях, через историю которых черной нитью прошла Великая Отечественная. Обе эти семьи жили в Краснослободске. Возможно, они и не были знакомы, но сколько общего трагичного пережили родители и дети этих семей. Сегодня мы будем говорить о семьях Крючковых и Рунковых. Благодаря их внукам и правнукам до наших дней дошли и сохранились фронтовые письма, фотографии.
Давайте обратимся к архиву семьи Крючковых.
Синий домик на одной из улочек Краснослободска. В нем жила большая семья Крючковых. Три сына и три дочери с начала войны ушли на фронт. И было это делом обычным, ясным. Как и во множестве других семей. Потому что шла война. Слайд 4.
Война для Крючковой Ольги Петровны, пятой из детей, закончилась в июне 1946 года на Дальнем Востоке. Именно оттуда, когда конфликт с Японией был улажен, и вернулась она домой в Краснослободск. Красивая молодая женщина, грудь которой украшали ордена и медали, привлекала к себе внимание. Но была скромна, немногословна. И лишь спустя десятки лет рассказывала она своей дочери о войне, делилась страшными воспоминаниями. Тем , что нельзя было написать в письме. Просто не было таких слов.
Ольга Петровна в 1941 году училась в медицинском училище. Когда был объявлен набор добровольцев на фронт, Ольга Петровна и ее подруги из медучилища смело отправились в военкомат. Там проверили документы: специальность была освоена, всем было по 19 лет. Так что военный комиссариат призвал их на фронт. В течение нескольких месяцев готовили их к ведению боя, обращению с оружием. И вот уже дорога на войну. Думали девчонки из Краснослободска, что служить будут санитарками. А попали в 565 истребительный авиационный полк, который располагался в городе Кубинка под Москвой. Поначалу растерялись. Не знали, что делать. Да и возможно ли 19-летним девчушкам управляться с самолетами? Вот уколы и перевязки они умеют делать. А с самолетами что? Но долго размышлять не было времени. Хрупкие молоденькие девчонки были определены на обслуживание самолетов. Их военная должность называлась оружейники. 5 мая 1942 года Ольга Петровна приняла присягу. В ее обязанности входило обслуживание и подготовка самолетов МИГ к боевым вылетам. Мыла самолеты, начищали до блеска их плоскости, чистили пулеметы, заправляли керосин. А еще снабжала самолеты снарядами. Ящики со снарядами весили до 20 килограмм, авиационная пушка все 40 килограмм. Но девчонки справлялись. И даже латали дырки, если самолет попадал под обстрел. Помогали механикам. Слайд 5.
В авиаполку, так как он находился вблизи Москвы, часто бывали фотокорреспонденты. В одном из писем 1942 года и послала Ольга Петровна домой снимок. На снимке хорошо видно, что девушки авиаполка чистят пулемет.
А еще Ольга Петровна всегда вспоминала про жуткий холод. Когда руки и ноги стыли, буквально прилипая к самолету, а работать нужно было без перчаток и варежек. Иначе не почистить пулемета, да и другие детали требовали тщательной обработки. И еще вспоминала бомбежки. Шум. Грохот. Дым. Хотелось бежать. Спрятаться от страха… Но выдержали, выстояли. И снова чистили, скребли, латали. Хотя полк имел боевые вылеты, то есть находился на особом положении, с питанием девушек-оружейников было плохо. А вот паек летчиков был получше. Жалели девчонок летчики, подкармливали их. Вот так в дружбе и выживали, хотя теряли друзей, не все возвращались с боевых вылетов. До конца войны полк стоял в Кубинке. Но письма, адресованные маме, рассказывают лишь о хорошем: и с питанием хорошо, хлеба вдоволь, и что она не болеет, и белье у нее теплое. Лишь после войны узнала ее мама о всех трудностях и лишениях.
А этот снимок сделан 8 марта 1944 года. Крючкова Ольга Петровна во втором ряду вторая. Снимок пришел в Краснослободск лишь летом 1944 года. Но сколько было радости у родственников увидеть Олю в военной форме, да еще рядом с офицером.
В 1946 году вернулась домой старшая дочь Крючковых Евдокия. Она работала на сооружении оборонительной линии под Москвой. А попросту рыла окопы и противотанковые рвы. И сколько она их вырыла, не помнит. Мужчины ломами, женщины лопатами долбили мерзлую землю. Земля, промерзшая на метр и более, лишь крошилась. И тогда ее отогревали. К окопам возили лес, жгли костры. И только потом рыли и долбили. Плохо было с питанием, жильем. Уставали смертельно, но стойко переносили трудности, выполняя норму выработки. Силы придавало то, что Родина нуждается в помощи, защите. Дни конца ноября – начала декабря 1941 года были особенно напряженные, ведь враг рвался вглубь страны, к Москве. А в письмах, которые приходили в Краснослободск суровые, сухие строчки: «Мама! Все хорошо. Копаем окопы под Москвой. Скоро война закончится. Всем привет… »
О службе младшей дочери Крючковых Анастасии рассказывают и письма, и фотографии, и своего рода реликвия - потрепанная пожелтевшая от времени красноармейская книжка, чудом сохранившаяся. Слайд 6.
Читаю в книжке: « Призвана 9 июня 1944 года. Воинская присяга принята 10 июля 1944 года. Прохождение службы: 85 отдельный Псковский полк связи. Должность: старший санитар автомобильной роты. Демобилизована 28 августа 1945 года. А еще здесь же: «Награждена медалью « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45гг».
Анастасия Петровна будучи рядовой санитаркой прошла недолгий путь войны. Но ее рассказы о боях в письмах были самые горькие, ведь на ее глазах гибли и умирали. Писала она о том, что лекарств и перевязочного материала практически не было. Приходилось бинты использовать несколько раз. Снимали бинты с повязок и стирали их.
Тонкой ниточкой, связывающей семью Крючковых, в единое целое были еще немногочисленные письма с фронта сыновей: Григория, Алексея, Ивана. Но они, к сожалению, не сохранились.
Ольга Петровна, Евдокия Петровна, Анастасия Петровна вместе с их мамой и бабушкой, перечитывая их, даже спустя много лет плакали. Плакали по-настоящему, горько, поминая и называя братьев по именам. Алексей погиб в первые месяцы войны на границе с Белоруссией. Сложили свои головы на полях сражений Григорий и Иван.
Вот такая история семьи Крючковых.
Вопросы учащимся.
-Ребята, как вы думаете: почему те, кто были на фронтах войны, скрывали все трудности и лишения? Почему не писали о том, что было на самом деле? (Ответы детей).
А теперь обратимся к истории семьи Рунковых.
Род Рунковых издавна проживал в деревне Зарека, что в пригороде Краснослободска.
В их семье было девять детей. Четверо из них воевали в годы Великой Отечественной войны. Двое погибли.
Первым в Красную Армию в 1939 году был призван Василий. 22 июня 1941 года он встретил на Балтийском флоте, где служил на подводной лодке.
Вторым на войну, в ноябре 1941 года, был мобилизован Алексей. Воевал на Украине. После тяжелого ранения умер в 1943 году.
Старший из братьев Павел имел бронь, так как занимал партийную должность, но рвался на фронт. В 1942 году на территории Мордовии он формирует 141-ю стрелковую дивизию. И летом же 1942 года дивизия вступает в первый бой под Воронежем. В 1943 году погибает в бою.
В 1942 году призвана на фронт Мария. Служила радисткой на границе с Китаем. Демобилизована в 1945 году.
Василием Рунковым с войны привезены 22 письма. Их писали ему разные люди: братья, сестры, школьные товарищи и боевые друзья. Эти пожелтевшие листочки плавали с ним вместе на подводной лодке! Они были той ниточкой, которая соединяла его с внешним миром во время боевых походов. Он их и берег.
Давайте еще раз перечитаем эти строчки, вдумаемся в их смысл, попытаемся хотя бы представить людей, которые их писали.
Вопросы учащимся.
- Ребята, вы прослушали лишь несколько писем. Это письмо из деревни и письма от сестры и брата с фронта. Какими чувствами проникнуты эти письма?
Что их объединяет? Кого вы хорошо представляете, когда слушали ? Как они , по-вашему, выглядели? Как вы думаете, каково значение этих писем для получателя? отправителя?
V. Заключительное слово учителя.
Размышляя о тяжелом военном времени, о нелегкой невеселой молодости, понимаю, что любовь к Родине, ее свободе была сильнее, чем личное благополучие. Потому-то и провожали матери и отцы, благословив, своих сыновей и дочерей на войну. Плакали, молились и ждали. Верили, что вернутся, придут. И непременно с победой. А их дети: обычные девчонки и парни, приняв благословение, смело шли на войну. Шли на борьбу с врагом за правое дело. Шли в бой, ради свободы своих матерей и отцов, родных. Шли в бой с твердой верой в победу. Сражались с врагом. И побеждали.
И закончить наш урок я хотела словами поэта Иосифа Уткина. Слайд 11.
Домашнее задание
Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку.
В год 65-летия Великой Победы я предлагаю вам написать письмо. Это может быть:
- письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны;
- письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире»;
-письмо-рассуждение «Что я делаю для того, чтобы всегда был мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
Урок письма по теме "Напиши мне письмо..."
Урок письма проводился с учащимися 4-го класса. В подготовке и проведении урока самое активное участие принимали учащиеся 6-го класса. Основная цель урока - популяризировать эпистолярный жанр. На урок...
урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку
Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...
Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».
Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....
Урок письма в 6 классе. «Секреты письма
Тема. Урок письма в 6 классе. «Секреты письма». Цели урока....
Урок письма на тему: "Учимся писать письма"
Урок письма...