Рабочая программа по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс)
Рабочая программа по литературе за 6 класс. Учебник В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000395ce-62f601e2.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному компоненту ГОС «Литература» с учётом авторской программы «Литература 5 — 9 классы» В. Я. Коровиной — М.: Просвещение, 2016.
а. Цели и задачи изучения учебного предмета.
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
б. Особенности класса.
Рабочая программа предназначена для проведения уроков литературы по по учебно-методическому комплексу В. Я. Коровиной, В. И. Коровина и В. П. Журавлёва в 6 классе средней (основной) общеобразовательной школы.
в. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом Салтыковской ООШ — филиала МКОУ «Придорожная СОШ» имени А. С. Новикова-Прибоя на 2016 — 2017 учебный год и рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
г. Учебно-методический комплект (УМК).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утверждёным приказом по МКОУ «Придорожная СОШ» имени А. С. Новикова-Прибоя от ___________ № ___________ в списке учебников, используемых в 2016 — 2017 учебном году:
- Рабочая программа. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5 — 9 классы;
- В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. «Литература 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия);
- В. Я. Коровина. «Читаем, думаем, спорим...». Дидактические материалы по литературе. 6 класс.
- Н. В. Беляева. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки.
- Н. В. Беляева. Литература 5 — 9 классы. Проверочные работы.
д. Формы контроля и возможные варианты его проведения.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
Требования к результатам освоения содержания рабочей программы.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета.
№ п. п. | Наименование разделов | Кол-во часов | В том числе часы на | |
Контр. Раб. | Практ. Раб. | |||
1 | Введение. | 1 | - | - |
2 | Устное народное творчество. | 4 | 1 | - |
3 | Древнерусская литература. | 2 | - | - |
4 | Литература 18 в. | 1 | - | - |
5 | Литература 19 в. | 50 | 6 | - |
6 | Родная природа в лирике поэтов 19 в. | 4 | 1 | - |
7 | Литература 20 в. | 17 | 1 | - |
8 | Произведения о Великой Отечественной войне. | 2 | - | - |
8 | Родная природа в лирике поэтов 20 в. | 4 | 1 | - |
9 | Литература народов России. | 5 | - | - |
б | Зарубежная литература. | 12 | 1 | - |
Итого | 102 | 11 | - |
Календарно-тематическое планирование.
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты, УУД. | Характеристика деятельности учащихся | Форма контроля | Дата | ||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | План | Фактич. | |||||
Введение (1 час). | ||||||||||
1 | Художественное произведение. Содержание и форма | 1 | Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | |||
Устное народное творчество (3 часа +1 к. р.) | ||||||||||
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. | |||
3 | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | 1 | Умеют заменять термины определениями. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | |||
4 | Загадки | 1 | Знают теоретический материал по теме. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. | Обобщение и систематизация знаний. | |||
5 | Контрольная работа №1 по теме УНТ | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Контроль. | |||
Древнерусская литература (2 часа). | ||||||||||
6,7 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 2 | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Уважение к истории, культурных и исторических памятников. | Формирование разных способов и форм действия оценки. | |||
Литература 18 века (1 час). | ||||||||||
8 | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | 1 | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Комплексное применение ЗУН и СУД. | |||
Русская литература 19 века (44 часа + 6 к. р.) | ||||||||||
9 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | 1 | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". | |||
10 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | 1 | Определяют основную и второстепенную информацию. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. | |||
11 | Контрольная работа №2 по теме «Басни» | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | ||||
12 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» | 1 | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению. | |||
13 | Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». | 1 | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | |||
14 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 1 | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Гражданский патриотизм. | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях. | |||
15 | Лирика Пушкина | 1 | Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Выбор дальнейшего образовательного маршрута. | Коррекция знаний и способов действий. | |||
16 | А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | 1 | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Уважение личности и ее достоинства. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
17 | Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». | 1 | Строят логические цепи рассуждений. | Осознают качество и уровень усвоения. | Демонстрируют способность к эмпатии. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
18 | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Контроль. | |||
19 | Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Уважение ценностей семьи. | Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
20 | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста | Определять цель выполнения заданий на уроке | Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | |||
21 | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
22 | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Позитивная моральная самооценка. | Коррекция знаний и способов действий. | |||
23 | Осуждение пороков общества в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Оптимизм в восприятии мира. | Формирование разных способов и форм действия оценки. | |||
24 | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Комплексное применение ЗУН и СУД. | |||
25 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текста | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Формирование разных способов и форм действия оценки. | |||
26 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | 1 | Строят логические цепи рассуждений. | Оценивают достигнутый результат. | Обмениваются знаниями между членами группы . | Позитивная моральная самооценка. | Коррекция знаний и способов действий. | |||
27 | Обобщение по теме «Дубровский». | 1 | Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов. | Осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Обобщение и систематизация знаний. | |||
28 | Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Контроль. | |||
29 | Анализ к\р, работа над ошибками | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Обобщение и систематизация знаний. | |||
30 | Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | 1 | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Обмениваются знаниями между членами группы | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима- ния. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
31 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | Любовь к природе. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
32 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» | 1 | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | |||
33 | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Контроль. | |||
34 | Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Позитивная моральная самооценка. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
35 | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Понимают возможность различных точек зрения. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
36 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Уважение ценностей семьи. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач. | |||
37 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | Строят логические цепи рассуждений. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Любовь к природе. | Коррекция знаний и способов действий. | |||
38 | Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | 1 | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | |||
39 | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | 1 | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
40 | Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | 1 | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Любовь к Родине. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | |||
41 | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | 1 | Определяют основную и второстепенную информацию. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Представление результатов самостоятельной работы. | Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. | |||
42 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | |||
43 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | 1 | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Чувство гордости за свою страну. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
44 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Доброжелательное отношение к окружающим. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
45 | Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | Определяют основную и второстепенную информацию. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Уважение русского народа как творца и созидателя. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
46 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Оптимизм в восприятии мира | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | |||
47 | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Позитивная моральная самооценка. | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | |||
48 | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | Выделяют и формулируют проблему. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. | |||
49 | Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века. | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Контроль. | |||
50 | Н.С. Лесков. Литературный путь писателя. | 1 | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
51 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | Устанавливают причинно-следственные связи | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Любовь к Родине. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
52 | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | 1 | Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Чувство гордости за свою страну. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | |||
53 | Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша» | 1 | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | Чувство гордости за свою страну. | Коррекция знаний и способов действий. | |||
54 | Сказовая форма повествования. | 1 | Строят логические цепи рассуждений. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Представление результатов самостоятельной работы. | |||
55 | Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Контроль. | |||
56 | А.П. Чехов. Литературный портер писателя. | 1 | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
57 | Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Любовь к Родине. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
58 | Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | 1 | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Гражданский патриотизм. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | |||
Родная природа в лирике поэтов 19 века (3 часа + 1 к. р.). | ||||||||||
59 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | 1 | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Экологическое сознание. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД. | |||
60 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | 1 | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Экологическое сознание. | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. | |||
61 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» | 1 | Выполняют операции со знаками и символами. | Оценивают достигнутый результат. | Планируют общие способы работы. | Любовь к родной природе. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
62 | Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Контроль. | |||
Литература 20 века.(7 часов) | ||||||||||
63 | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | 1 | Анализируют условия и требования задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
64 | Тема трудолюбия в сказке-были «Кладовая солнца» | 1 | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют внимание к личности другого. | Уважение ценностей семьи. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
65 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Стремление устанавливать доверительные отношения. | Оптимизм в восприятии мира. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
66 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | 1 | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Оптимизм в восприятии мира. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | |||
67 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. | Сличают свой способ действия с эталоном. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
68 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | Выражают структуру задачи разными средствами. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
69 | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | 1 | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Доброжелательное отношение к окружающим. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. | |||
Произведения о Великой Отечественной войне (2 часа) | ||||||||||
70 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | 1 | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
71 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Описывают содержание совершаемых действий . | Уважение ценностей семьи. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
Литература 20 века (продолжение) (7 часов + 1 к. р.) | ||||||||||
72 | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувство гордости за свою страну. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
73 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 1 | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Любовь к природе. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | |||
74 | Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Контроль. | |||
75 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
76 | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | Выделяют и формулируют проблему. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
77 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Составляют план и последовательность действий. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Понимание конвенционального характера морали. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | |||
78 | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Умеют слушать и слышать друг друга. | Основы социально-критического мышления. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
79 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | |||
Родная природа в лирике поэтов 20 века (3 часа + 1 к. р.) | ||||||||||
80 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | 1 | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
81 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | 1 | Определяют основную и второстепенную информацию. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | |||
82 | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | 1 | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
83 | Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века. | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Контроль. | |||
Литература 20 века (продолжение) (2 часа) | ||||||||||
84 | Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». | 1 | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
85 | Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал». | 1 | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
Литература народов России (5 часов) | ||||||||||
86 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
87 | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Умеют слушать и слышать друг друга. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | |||
88 | Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм. | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | |||
89 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу. | 1 | Устанавливают причинно-следственные связи. | Оценивают достигнутый результат. | Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. | Любовь к малой Родине, родной природе. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
90 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | 1 | Строят логические цепи рассуждений. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Экологическое сознание. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
Зарубежная литература (11 часов +1 к. р.) | ||||||||||
91 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
92 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | |||
93 | Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | Определяют основную и второстепенную информацию. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
94 | А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | 1 | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
95 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 1 | Строят логические цепи рассуждений. | Сличают свой способ действия с эталоном. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Освоение общемирового культурного наследия. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | |||
96 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | |||
97 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | 1 | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Освоение общемирового культурного наследия. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
98, 99 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 2 | Выделяют и формулируют проблему. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | ||||
100 101 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 2 | Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Освоение общемирового культурного наследия. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | |||
102 | Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | 1 | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Основы социально-критического мышления. | Обобщение и систематизация знаний. |
Список литературы и материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Учебники | Учебно-методические пособия | Медиаресурсы |
| Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016;
| Медиаресурсы.
|
Приложение.
Критерии оценки учебной деятельности.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующимикритериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформлениясочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
| 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....