урок по теме "Правописание корней -зар--зор-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок составлен по требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 54 КБ |
презентация к уроку | 763.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема: Буквы а–о в корне зар – зор .
Класс: 5 класс
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 5 класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., М: Баласс, 2013г. (Образовательная система «Школа 2100»)
Время реализации: 45 минут
Цель урока: создание условий для усвоения правописания букв о -а в корнях –зар - зор-.
Задачи урока:
Метапредметные УУД : преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.
Предметные УУД: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне зар – зор, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написания с разными видами чередований в корне, графически обозначать условия выбора орфограмм.
Личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма урока: диалогический проблемный урок
Оборудование: мультимедиакомплект, презентация к уроку
План проведения урока
Этапы | Временная реализация |
1. Оргмомент. 2. Введение в тему урока. Постановка проблемы. 3. Открытие новых знаний. 4. Развитие правописных умений. 5. Рефлексия. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание. | 2 мин 7 мин 12 мин 15 мин 5 мин 2 мин 2 мин |
Ход урока
I. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентации или вынести на доску (учебники закрыты).
1) На слайде слова:
зори зарево зорька
Учитель задаёт вопросы: как называются эти слова? что в них необычного? Важно, чтобы ученики увидели уникальную для языка ситуацию, когда под ударением в однокоренных словах звуки обозначаются двумя разными буквами
2) После этого при клике мыши появляется слово заря с вопросом или пропуском буквы
зори ?
зарево зА/Оря
зорька
В качестве варианта проблемного вопроса может быть такой: какую букву А или О будем писать в корне зар–зор в безударном положении?
3) Формулирование учащимися темы урока и запись её в тетрадь. Учитель фиксирует тему на доске и задаёт детям вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему( конкретно в слове зА/Оря)?
Вырабатывается совместно с учителем последовательность действий (план) для решения обозначенной проблемы. Предположительные ответы детей: 1.Понаблюдать над примерами. 2.Сформулировать правило, которое поможет выбрать гласную в корне в безударной позиции. 3.Выработать алгоритм действий(ход) действий. 4.Вспомнить подобные ситуации с чередованием гласных в корне слова.
II. Открытие новых знаний.
1. Это упражнение лучше выполнять с использованием презентации при закрытых учебниках.
В первом столбике нужно представить те же слова, которые были в проблемной ситуации, а во втором столбике – новый ряд слов, в котором ясно видна закономерность.
зори заря
зарево зарница
зорька озарить
Вначале используется подводящий диалог: выделите корень, поставьте ударение, что заметили ?
После этого лучше использовать побуждающий диалог: сравните, чем отличаются слова в 1м и 2м столбике. Можно ли слова 1го столбика считать проверочными? Установите закономерность, выведите правило.
2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой в учебнике.
– Что нового узнали из правила? (Исключение.) Почему это исключение?
– Запишите его в словарики.
3. РАБОТА В ПАРАХ. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.
√ /
ЗАР
На данном этапе ученики обучаются преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст правила преобразовывают в опорную схему). Данную работу ученики выполняют в парах.
4. Сопоставление нового правила с правилом правописания гар – гор.
– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием гар – гор и зар – зор? (Ударение.)
Заучивание рифмовкиподсказки:
Под удареньем пишем гар,
Без ударенья – гор.
К примеру: загорел, загар.
Наоборот: зар–зор.
5. Систематизация полученных знаний.
Дополните таблицу «Гласные а-о в корнях с чередованием» изученной на уроке орфограммой. Проговаривание условий выбора гласных А-О в корнях –лаг- - лож-, -раст- (-ращ-) – рос-, -гор- - гар-.
- Нашли ответ на проблемный вопрос урока? Возвращаемся к слову З А/О РЯ. Какую букву вы теперь напишите в этом слове? Почему? (Проговаривание учащимися правила написания а-о в корне –зар- - -зор-, опираясь на графическую модель орфограммы, составленную учениками в парах).
III. Развитие правописных умений.
1. На данном этапе открываем учебник и выполняем упр. 146 , при выполнении которого у учеников развивается умение писать слова с орфограммой – буквой а–о в корне зар – зор, устно и графически обозначать условие выбора орфограммы. Выполняется данное упражнение с комментированием. Учениками отрабатывается алгоритм выбора написания в корне с чередованием гласных звуков:
1) Произнести слово, поставить ударение.
2) Выделить звукосочетание [зар/зор].
3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.
4) Определить, ударный гласный в корне или безударный. Под ударением сразу написать букву гласного. Без ударения написать букву а.
5) Подчеркнуть орфограмму. Проверить по правилу.
2. Следующее упражнение развивает у учащихся умение видеть слова в составе предложений с орфограммой – буквой а–о в корне зар – зор, графически обозначать условие выбора орфограммы. Выполняется задание самостоятельно с последующей проверкой по образцу ( на слайде). После проверки ученики сами себе проставляют отметку.
3.РАБОТА В ГРУППАХ.
Распределительный диктант: развивается умение определять слова с орфограммами – буквами а–о в корнях с чередованием, распределять их по группам.
Группы представляют свою работу. Затем идёт проверка по образцу (на слайде). Выясняется, чья группа грамотнее выполнила задание. Выставление отметок группам.
IV. Рефлексия.
1) Найдите «третье лишнее»:
Заря, зарница, зарядка.
Заразить, зорька, зоревать.
Озарить, заряд, зарево.
– В каких словах изученной орфограммы нет? Почему? (Неоднокоренные слова, другое значение корня, нет связи по смыслу.)
2) Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Знать значение слова.)
3) Назовите ключевые слова урока.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
VI. Домашнее задание.
1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему. Выучить рифмовку для запоминания корней с чередованием гар–гор и зар–зор.
2. Упр. 150.
Список используемых ресурсов
1Учебник «Русский язык» для 5 класса. – М: БАЛАСС. – 2012 г
2.Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Л.Ю.Комиссарова. Методические рекомендации для учителя. – М: БАЛАСС – 2012 г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запишите слова. Что может затруднить в написании? Определяем проблему урока зарево – зорька Являются ли они однокоренными? Докажите. Выделите корень. Поставьте ударение. Что необычного вы заметили? Под ударением в однокоренных словах разные буквы! Вспомните, как называются такие корни, и сформулируйте проблемный вопрос . з о рька ? / З_РЯ з а рево Какую букву писать в корне - зар -/- зор - в безударном положении – а или о ? з а рево – з о рька
• Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике? • Можно ли слова 1-го столбика считать проверочными? Найдите закономерность в написании букв а – о в корне . Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова. Обсудите и выполните в парах. зори зорька зарево заря зарница озарить Корень - зар -/- зор - называется корнем с чередованием. Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Проверьте себя. з о ри з о рька з а рево з а ря з а рница оз а рить
Запишите графическую модель орфограммы, соответствующую каждому варианту корня. / √ / -З А(О) Р - -З А Р - Сформулируйте правило и сравните его с формулировкой в учебнике (текст в рамке). Что нового узнали? Орфограмма «Буквы а - о в корне -зар- - -зор-» В корне -зар- - -зор- безударный гласный звук обозначается буквой а. З а рница, зарево, зори. Исключение: зоревать (не спать на заре). Опознавательный признак орфограммы - безударное положение гласного.
Назовите основное условие выбора буквы в корне - зар - – - зор - и сравните с корнем - гар - – - гор - . Запомним рифмовку: Под удареньем пишем гар , Без ударенья – гор . К примеру: загорел, загар . Наоборот : зар – зор . з а(о) / а р г а / о р
Чередующиеся гласные в корне Основные условия выбора букв гласных в корне конечные согласные корня место ударения -л а г - – - л о ж -г а р- – -г о р- -р а ст - (-р а щ -) – -р о с - Дополните таблицу изученным видом орфограммы. -з а ( о )р- – -з а р-
Развитие правописных умений Упр. 146. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно и графически объясни выбор гласной в корне. 3_рька, з_рница, з_рничный, з_ревой, з_ренька, з_ревать, оз_рять, оз_риться, оз_рение, оз_рённость, з_ря. Составь и запиши 2—3 предложения с любыми из данных слов.
Упр. 147.Выпиши, вставляя пропущенные буквы, слова с орфограммой «Буквы а-о в корне –зар- - -зор». Графически обозначь условия выбора орфограммы. 1. Зарево ярче оз_ряло снежный лес.2.В непроглядных тучах открывались невиданные з_рницы, оз_ряя серую равнину.3.Когда вд_ли выр_сли острые кровли крепостных башен и разг_ревшаяся з_ря заиграла на куполах, Пётр ост_новил лош_дь. (А.Н. Толстой) 4. Блистая, проб_гают обл_ка по голубому небу, холм крутой осенним со_нцем оз_рён. (М.Ю. Лермонтов) 5. На минуту оз_рённый молнией, перед нами - ствол берёзы. (М. Горький) Развитие правописных умений
Развитие правописных умений РАБОТА В ГРУППАХ. Запишите в левую колонку слова с буквами а—о в корне –зар- - -зор-, в правую - слова с чередованием букв а—о в других корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограмм. 1. Г_рит восток з рёю новой. 2. Вся комната янтарным светом оз_рена. (А.С. Пушкин) 3. Талый снег налетел и слетал, разг_раясь, румянились щёки. (И.Ф. Анненский) 4. Красавица- зорька в небе заг_релась. (А.В. Кольцов) 5. От з_ри свет алый разливается.4 (И.С. Никитин) 1. Ярко и пышно зарделась з_ря. 2. Маше вздумалось играть в г_релки. 3. Я на вас могу пол_житься. (И.С. Тургенев). 4. 3_рница начинала ярко блестеть на востоке. (Л.Н. Толстой) 1. Слово - солома, заг_рится - не потушишь. 2. Правда в огне не г_рит и в воде не тонет. 3. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил_жу. 4. Не беречь пор_сли - не видать и дерева. (Пословицы)
Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: а или о ? а) з_рница, б) з_ренька, в) з_ревать, г) оз_рённый Выпишите только слова с а . 2. Найдите « лишнее » слово. а) заречье, б) заря, в) зорька, г) зарево 1. а) з а рница; г) оз а рённый. 2. Найдите « лишнее » слово. а) заречье ; б) заря; в) зорька; г) зарево. Рефлексия КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Корень Чередование гласных звуков Орфограмма-буква гласного Условия выбора орфограммы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...
Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...
Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...
Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...
Урок биологии - Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)
Разработка урока биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем" в 6 классе.Основное содержание урока:1. Функции корня.2. Виды корней.3....
Презентация к уроку "Корень. Виды корней"
Данная презентация является не только хорошей наглядностью, но и методом ИКТ...
Методическая разработка урока "Благотворительность:исторические корни и идейное содержание"
Урок по благотворительности....