Двойная роль букв я,е,ё,ю
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Орустук Эрна Эрес-ооловна

Тема урока: Двойная роль букв е,ё,ю,я.

Предметные цели урока:

1. Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.

2. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; перерабатывать и преобразовывать информацию (выводы в виде схем).

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, проектор, презентация.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoynaya_rol_bukv_yaeyoyu.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Двойная роль букв е,ё,ю,я.

Предметные цели урока:

1. Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.

2. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; перерабатывать и преобразовывать информацию (выводы в виде схем).

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, проектор, презентация.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Учитель: - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок, необычный, потому что к нам пришли в гости учителя школ города, необычный еще и потому, что сегодня мы прикоснемся к героическим страницам истории нашего народа.  В этом году нашему лицею присвоили имя героя Советского Союза Хомушку Намгаевича Чургуй –оола. Ребята, кто знает, кто такой Хомушку Чургуй-оол?

- Итак, перед вами текст. (Выразительное чтение текста).

- О ком идет речь в тексте?

-Кем он был на войне?

-В каких строках говорится о смелости и храбрости Чургуй-оола Намгаевича? (прочитайте).

Словарная работа.

Доброволец – тот, кто добровольно взял на себя какую- нибудь работу (преимущ. добровольно вступивший в армию).

2. Формулирование темы урока, постановка задач урока. Работа с текстом.

- Сегодня на уроке мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е,ё,ю,я. Открыли тетради записываем сегодняшнее число и тему урока.

-  Необычность букв е,ё,ю,я в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука. Нам сейчас необходимо решить важную задачу: определить фонетические позиции, при которых буквы е,ё,ю,я будут обозначать один или два звука. Найдите примеры слов с данными буквами из текста.

- Выпишем несколько слов из текста и напишем их транскрипцию. (мая, тувинские, единого, время, миномёта).

3. Составление алгоритма, обобщение.

- На что указывают в данных словах буквы е,ё,ю,я? (на мягкость согласного, обозначают два звука).

- Итак, подведём итоги нашего небольшого исследования. Сформулируйте вывод, в какой фонетической позиции буквы е,ё,ю,я обозначают один звук?

-Когда буквы е,ё,ю,я обозначают два звука?

-Сверим наш вывод с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е,ё,ю,я» (слайд).

4. Таблица.

5. Физкультминутка.

- Устали? Я предлагаю вам немного поиграть. Если гласный обозначает два звука, приседают девочки, если один звук, то приседают мальчики.

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга,свёкла, каюта, баян.

6. Работа с книгой.

Упражнение 310.

7. Тест. (слайд)

8. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточенк и покажите мне. Урок понравился -карточку с улыбающимся с лицом, нет- карточку с грустным лицом.

9. Домашнее задание.

Упражнение 312.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....