Предметные компетенции учителя русского языка и литературы
статья по русскому языку
Актуальность данной проблемы.Модель развития профессиональной компетентности педагога.Цель и задачи функционирования модели профессиональной компетентности педагога.Направления предметных компетенций учителя русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметные компетенции учителя русского языка и литературы | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметные компетенции учителя русского языка и литературы
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью непрерывного роста профессионального уровня педагога в условиях постоянного возрастания объёма знаний, процесса быстрого устаревания имеющегося профессионального багажа, формирования новых (в первую очередь - информационно-компьютерных) технологий образования. Становление профессиональной компетентности педагога может осуществляться только деятельностно: через владение научными основами профессиональной деятельности, рефлексию деятельности, проектирование деятельности. Для этого необходимо создать такую модель методической работы, которая будет способствовать адаптации и развитию творческого потенциала педагога. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.
Модель развития профессиональной компетентности педагога:
- Мониторинг качества профессионально-личностных потребностей педагога.
- Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства
- Подбор форм методической работы
Функционирование модели развития профессиональной компетентности в нашей школе осуществляется на протяжении трёх лет.
В основе модели лежит идея создания атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Цель функционирования модели - непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога.
Задачи методической модели формирования профессиональной компетентности следующие:
- создание условий для личностного становления педагога
- обеспечение инструментарием диагностики процесса и результатов труда
- формирование и удовлетворение потребностей педагогов, находящихся в зоне их ближайшего профессионального развития.
В педагогической науке существует неоднозначный подход к определению круга профессиональных компетенций педагога. Выделены две группы компетенций:
- имеющие личностный характер, предопределяющие профессиональный выбор и являющиеся основой (базой) для формирования профессиональной мотивации, мировоззренческой позиции педагога;
- относящиеся к уровню методической (в т.ч. коммуникативной), предметной, информационной подготовки педагога в рамках его профессиональных компетенций.
В педагогическом коллективе проведён установочный семинар «Понятие профессионализма и профессиональной компетентности педагога», который носил не только информационную, но и мотивационную направленность.
Результатом работы явились карта успешности педагога, в которой сформулированы критерии оценки и уровни развития профессиональных компетенций ( репродуктивный, адаптивный, творческий). В качестве критериев успешности учителя выделены:
- Педагогическая деятельность
- Психолого-педагогическое общение
- Личность учителя
Проблемной группой подобран инструментарий диагностики по данным направлениям. Кроме того, разработаны материалы для самоанализа и самодиагностики педагогов. В основе диагностики лежит распределение затруднений по блокам: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, учитель-воспитатель; ранжирование факторов препятствующих и стимулирующих развитие и саморазвитие педагога; препятствия в освоении новшеств; оценка работы по повышению квалификации педагогов. Формы сбора информации: тесты, анкеты, опросные листы, групповое интервью, «портфолио», методический паспорт, самомониторинг, самоанализ.
По мнению современных ученых в педагогической области (Ларионова О. Г., Вербицкий А. А.) — компетенции учителя — это его права, обязанности и ответственность в сфере педагогической деятельности.
Одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию личности в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция означает готовность ставить и достигать цели в устном и письменном общении.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Какова же роль предмета "Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников?
Предметные компетенции учителя русского языка состоят из следующих направлений:
- Помогать учащимся овладевать учебными навыками и умениями;
- Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждать интерес к слову, стремиться научить правильно говорить и писать на родном языке.
- Формировать умение работать в сотрудничестве, взаимодействовать с окружающими людьми, получать необходимую информацию.
- Развивать коммуникативную компетентность учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Успешное применение данного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.
Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в лицее на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе используются для формирования практической речевой деятельности.
В основу этой работы для учителей русского языка положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических действий к действиям внутренним, теоретическим. То есть обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную.
Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся каждого возраста.
Так, взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией лицея проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д
Важную роль здесь играют уроки развития речи, так как на таких занятиях особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.
Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе поставить задачу, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст, тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стиля и особенности, особенности прямой и косвенной речи и т.д.
К выпускному классу в идеальном варианте мы должны подготовить социально активную личность, ориентирующуюся в современном мире, с высоким творческим потенциалом.
Следовательно, формы, методы и приемы работы учителя русского языка должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала стало для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Групповые формы и методы, коллективный способ обучения, работа в парах позволяет решить и воспитательные задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Методы, которые используют учителя русского языка, разнообразны:
1. Виды пересказа (сжатый, подробный)
2. Формы учебного диалога .
3. Доклады и сообщения.
4.Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.
5.Сочинения и изложения разных форм.
6.Участие в конкурсах сочинений.
Учителя русского языка стараются строить свою работу на уроках так, чтобы были задействованы различные умения и навыки учащихся, а именно:
1.Свободная работа с текстами разных стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста, создания собственного сочинения.
2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
3.Владение монологической и диалогической речью;
4.Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
5.Составление плана текста , тезисов, конспекта;
6.Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
7.Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
выбор и использование выразительных средств языка;
8. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Совершенствование профессиональных компетенций учителя
русского языка и литературы
Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят:
- социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
- коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;
- общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);
- предметная компетенция в сфере учительской специальности;
- профессиональная самореализация.
Траектория развития профессиональной компетенции учителя включает в себя:
Профессиональное общение | Конструирование уроков в группах Анализ посещённых открытых уроков Участие в групповом анализе помещённых уроков Активная позиция при проведении мероприятия Обмен практическим опытом с коллегами Консультирование коллег Проведение мастер-классов Организация и проведение курсовой подготовки для коллег |
Самообразование | Изучение литературы Подготовка сообщения, доклада, научной статьи Знакомство с опытом коллег Разработка дидактического, наглядного материала и раздаточного материала Участие в олимпиадном движении |
Профессиональный опыт педагога включает два вида знаний: теоретические и эмпирические, приобретённые на субъективном опыте. Они не существуют изолированно, но представляют собой систему, которая определяет готовность учителя к действиям. Образовательный процесс настолько динамичен, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда.
Сегодня в инновационной среде учитель проживает разные роли: консультанта, методиста, создателя сайтов, партнёра учащегося, эксперта. Компетентный учитель осознаёт, что основной деятельностью школьников не является знакомство с предлагаемыми знаниями и заучивание их. Задача учителя - окружить ребёнка специальной средой, которая будет эффективно способствовать его социализации и воспитанию. Перед современным, думающим, компетентным учителем стоит много вопросов. Один из важнейших: «Должно ли быть наше образование всё полностью ориентировано на формирование ключевых компетенций? А если должно, то могут ли в нём оставаться сегменты традиционного содержания, представляющего ту или иную область культуры и не имеющего явно выраженной прагматической окраски? Должно ли образование играть роль среды, в которой моделируется деятельность, сама имеющая надпредметный характер?»
Воспитать компетентного гражданина общества может только компетентный учитель. Сейчас много говорится о компетентностном подходе. Хочется надеяться, что этот подход будет применён на практике, что преподаватели и методисты не уйдут в область академических абстракций, что компетентностный подход не превратится в очередную говорильню, выражаясь словами Виктора Пелевина «лексическую шизофрению», избегая всех действительно важных проблем, с которыми сталкивается учитель.
В настоящее время перед учителями – словесниками поставлены 2 сложных задачи: научить выпускников писать сочинения в соответствии с регламентом и подготовить к сдаче ЕГЭ. И без коммуникативной компетенции их решить нельзя. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций,
которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком ,его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Таким образом, сейчас повышаются этические и эстетические требования к современному учителю, так как языковая и коммуникативно‐речевая культура – важные составляющие профессиональных умений педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
«Модель формирования комплекса управленческих компетенций учителя русского языка и литературы»
Новые ориентиры в образовании, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения, способного успешно жить и работать в динамично преобразующихся условиях, меняют и требования к педагог...
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Совершенствование профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования
Из опыта работы. Методические рекомендации по совершенствованию работы учителя русского языка в условиях ФГОС...
Предметные компетенции учителя русского языка и литературы
В статье представлен анализ функционирования модели развития профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в нашей школе...
Приказ о проведении предметной недели учителей русского языка и литературы
Приказ о проведении предметной недели учителей русского языка и литературы...