Урок с использованием ЭОР | 02.10.2021
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия. Урок с использованием ЭОР.
Город: Валуйки
МОУ «Колосковская СОШ».
Учитель: Никонова Александра Степановна.
Класс: 7.
Тема учебного занятия: « Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
Цель: изучение нового материала.
Образовательные задачи:
- дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми,
-повторить правописание окончаний причастий,
-формировать навыки грамотного письма.
Развивающие:
-развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации.
Воспитательные:
- способствовать нравственному воспитанию,
- развивать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к искусству слова.
Ход учебного занятия.
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ЦОР | |
Знания | Умения | ||||||
I.Организационный момент | 0,1 мин | Приветствие с учащимися. | Настроить учащихся на рабочее настроение | фронтальная | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель приветствует учеников , отмечает отсутствующих. | Дети приветствуют учителя. | ||||||
II. Постановка цели. | 0,1 мин | Настрой ребят на определенный вид и темп работы. | Передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков. | Фронтальный. | |||
III. Тестовая проверка знаний, умений по теме. | 0,5 мин | Закрепить знания о грамматических признаках причастий, находить прич. в тексте. | Знать морфологические признаки прич., правописание окончаний прич. | Уметь определять морф., признаки прич., уметь отличать прич. от других словосочетаний. | Репродуктивный | фронтальная | Слайд № 2 3. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
-Работаем со слайдом. Выполните тест. -Итак, что вы знаете о причастии как о части речи? | Ученики выполняют тест. | ||||||
IV. Проверка домашнего задания. № 68. Работа с тренажером. | 0,5 мин | Проверить умения согласовывать прич. с главным словом. | Знать правописание окончаний причастий, стили речи. | Уметь выбирать правильную форму прич. и согласовывать их с сущ. | Частично- поисковый | Фронтальная | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Вопросы к классу: --Какого стиля даны предложения в домашн. № 68? ---Какие вы выбрали из скобок подходящие по смыслу причастия? --От чего зависит правописание окончаний причастий? -Из этого номера назовите СС: прич.+ сущ, прич. + сущ. -Какой вывод можно сделать? | Ученики отвечают на вопросы. Два ученика работают с тренажером по теме « Правописание гласных в падежных окончаниях причастий». Учащиеся находят данные СС и делают вывод: (сущ., связанное с прич. , может быть определяемым( главным) и зависимым). | ||||||
V. Новая тема. | 10 мин. | Дать понятие о прич. обороте, правилах его выделения запятыми. | Знать, что такое прич. оборот, его место по отношению к определяемому слову. | Уметь выделять определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова. | Частично- поисковый | фронтальная | Слайд №4. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Вопросы к слайду: -Запишите предложения. Выделите суффиксы причастий. -Всегда ли в предложениях с причастным оборотом ставятся запятые? -Сравните свои выводы со следующим слайдом. | Ученики записывают предложения, отвечают на вопросы. Делают вывод. Работают со слайдом № 5. | ||||||
V. Закрепление. 1.Распределительный диктант. | 0,5 мин | Закрепить навыки устанавливать границы прич. оборота. | Знать, что такое главное и зависимое слово. | Уметь отличать причастия от других СС. | Частично- поисковый | Индивидуальная | Слайд №6. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Задания к слайду: -Работаем со слайдом устно. Распределите в две колонки соответствующие СС. -Определите в них главное и зависимое слово. -В какой колонке причастный оборот? Почему? | Ученики работают со слайдом. | ||||||
2.Синтаксическая пятиминутка. | 0,5 мин | Закрепить навык синтаксического разбора. | Знать, что такое прич. оборот , его синтаксическую функцию. | Уметь разбирать по членам предлож, выделять границами прич оборот. | Частично- поисковый | Индивидуальный. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Один ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения: Листва, блистающая золотом, повеяла чем- то сказочным. | Ученики выполняют синтаксический разбор предложения. | ||||||
3.Выборочный диктант. | 0.5 мин | Развивать умения учеников находить прич. обороты в тексте. | Знать, что такое прич. оборот, выделять главное слово. | Уметь находить прич. оборот в предложении, объяснять знаки препинания. | Частично-поисковый | Индивидуальная, фронтальная. | Слайд № 7. |
Деятельность ученика | Деятельность ученика | ||||||
Задания к слайду: -Из предложений на слайде выпишите только прич. обороты с главным словом. -Объясните знаки препинания. | Учащиеся работают со слайдом письменно. | ||||||
VI. Контроль. А) Тест. Б)Индивидуальная работа по карточкам. | 0,5 мин | Проверить умение находить прич. обороты. | Знать прич. оборот; чередован. Гласных в корне, правописание оконч. прич. | Уметь выделять прич. оборот; отличать зависимое слово от главного. | Частично- поисковый | Индивидуальный | Слайд № 8. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель раздает и объясняет задания. | Слабоуспевающие ребята работают по карточкам ( см. в приложении), остальные с тестом на слайде. | ||||||
VII. Подведение итогов. | 0, 3 мин | Обучить учащихся самоанализу. | Знать прич. оборот, условия его выделения. | Уметь обобщать. Делать выводы. | Фронтальный | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Вопросы к классу: - Что нового вы узнали о причастии? -Когда причастный оборот выделяется запятыми? -Чем отличается главное слово от зависимого? Приведите примеры. | Учащиеся отвечают на вопросы, делают вывод. | ||||||
VIII. Выставление оценок. | 0,2 мин | ||||||
IX. Домашнее задание. | Задание на выбор: 1) Составить небольшой текст с причастными оборотами ( тема: « Осень» ), 2) Упр. № 70. |
Приложение.
Карточка для индивидуальной работы.
Задание. В предложениях объяснить графически знаки препинания. Выделить причастные обороты.
На площади, засыпанной трухой от снега, дремали лошади. Вдоль стен, вымазанных известкой, стояли скамейки. Мы подошли к протекающей через горы реке. Мы услышали шум машины, въезжавшей во двор.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Восполните недостающее в определении причастия. Причастие-…, оно обозначает признак…и отвечает на вопросы… . 2. Назовите лишнее. Причастия бывают сов, несов., наст., прош., буд. вр. 3 . Восполните недостающее . Причастия изменяются по родам …, как и … .
А) белый платок Б) белеющий платок В)шумный поток Г) шумливый класс 5 . В каком случае у причастия должен быть суффикс - ся? А) мальчик, собирающ… грибы Б) мальчик, собирающ… в школу В) человек, интересующ… меня Г) мастер, строящ… дом
Скоро путники увидели вершины, белеющие снегом. Испуганные нашим появлением утки шумно поднимались. - В каком предложении есть СС: Прич. + зав. слово Прич. + глав. слово
Главное слово- определяемое слово ( от него задают вопрос). Зависимое слово- слово, к которому задается вопрос. Причастие с зависимым словом- причастный оборот. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.
Наш город выступает против войны, несущей безумие и разрушение. Дым над занесенной снегом крышей таял в воздухе. Луч маяка пронесся над головой девочки, быстро бегущей к морю. В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега. - Построить схемы.
прич.+ зав. слово; главн. слово+ прич. Блистающая листва, обладающий всем, над сияющей землей, в застывшем воздухе, законченную работу, узнавший вкус, истерзанною войной, возвышавшаяся над водой, вылившаяся туча.
1. Найдите причастный оборот. А) колеблемые ветром Б)трепещущий румянец В) на скачущей лошади Г)природа жаждущих степей 2. Найдите причастия с определяемым словом. А) на зарождавшиеся валы Б)ринувшиеся на землю В)дышащего свежестью Г) тяжело дышащий 3. Найдите причастия с корневой гласной И. А)зам…рающий от восторга Б)м…рцающий свет В) бл…стевший на солнце Г)расст…лавшийся ковром 4. Найдите причастия с зависимым словом. А)в застывшем воздухе Б) за ближайшими домами В) блистающая золотом Г) о наступившем лете 5. Найдите прич. с безуд. гласной. А) подсыхающие листочки Б) сидевшую на ветке Г) пожелтевший листок Г) заросший до глаз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы).
Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы)....
Презентация к уроку по подготовке к итоговому сочинению 2021-2022
Подготовка к итоговому сочинению. Направление " Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?"...
Воспитательный эффект на уроках математики и во внеурочной деятельности (2021 г.)
Воспитательный и учебный процесс образования неразрывно связаны между собой и служат единой цели - целостному развитию личности учащегося. Применение техн...
Приказ МОиН РТ "Об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства "Мой лучший урок" по естественно-научному направлению в 2021-2022 учебном году "
Приказ МОиН РТ "Об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства "Мой лучший урок" по естественно-научному направлению в 2021-2022 учебном го...
Классный час «Здравствуй, школа! » Урок Знаний в 7- А классе 2021 год
День знаний отмечается в России ежегодно 1 сентября. Это государственный праздник, начало нового учебного года для школьников, студентов, учителей и преподавателей....