Урок-диалог на основе проблемных ситуаций в 8а классе.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Тема: Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Подготовка к ОГЭ
Цель урока:
расширить представление учащихся о способах связи слов в словосочетании, о специфике типов связи в заданиях ОГЭ.
Задачи урока:
-совершенствовать навыки разбора словосочетаний;
-способствовать развитию сплоченности, коммуникабельности, критического и аналитического мышления;
-поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Тип урока – повторение и обобщение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-диалог на основе проблемных ситуаций в 8а классе.
Тема: Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Подготовка к ОГЭ
Цель урока:
расширить представление учащихся о способах связи слов в словосочетании, о специфике типов связи в заданиях ОГЭ.
Задачи урока:
-совершенствовать навыки разбора словосочетаний;
-способствовать развитию сплоченности, коммуникабельности, критического и аналитического мышления;
-поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Тип урока – повторение и обобщение.
Оборудование урока: презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга (партнеры по плечу и по лицу приветствуют).
Сегодня на уроке мы должны расширить представление о способах связи слов в словосочетании.
2.Разминка. Модель ТАЙМД–ПЭА-ШЭА – обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени. Эта тема изучается в разделе «Синтаксис».
- Поэтому прежде вспомним, что такое синтаксис?
Начинает тот, у кого волосы длиннее. Синтаксис-это раздел грамматики, в котором изучается структура и значение словосочетаний и предложений.
-Как вы думаете, какова минимальная синтаксическая единица?
Начинает тот, у кого глаза темнее. Словосочетание.
-Словосочетание – это…
Слайд 3.
Начинает тот, кто младше. Словосочетание – это связь двух слов, из которых одно является главным, а другое зависимым.
3.Основная часть.
1) Составление опорной таблицы. Проведем ФИНК-РАЙТ-РАУНД Робин - «подумай-запиши-обсуди».
Учитель: Какие отношения существуют между главным и зависимым словом? У нас сложилась проблемная ситуация: как же распознать эти связи? Безусловно, нужно искать рациональные приемы усвоения этого материала. Анализируя примеры, заполните следующую таблицу:
Слайд 4
Тип связи | Часть речи зависимого слова | Вопрос к зависимому слову | Как связаны главное и зависимое слово |
Согласование: Красивая комната Читающее поколение Первый снег Мой дом. | |||
Управление: Помогать отцу Видел ее | |||
Примыкание: Приказал покинуть Идти не оглядываясь Яйцо всмятку Его сумка |
Таким образом, выделяются три вида связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Слайд 5
Ответ:
Тип связи | Часть речи зависимого слова | Вопрос к зависимому слову | Как связаны главное и зависимое слово |
Согласование: Красивая комната Читающее поколение Первый снег Мой дом. | Прилагательное Причастие Числительное Местоимение. | Какой? Чей? | По смыслу и грамматически (совпадение в падеже, числе, а в единственном числе и в роде) |
Управление: Помогать отцу Видел ее | Существительное Местоимение | Вопросы косвенных падежей. | По смыслу и грамматически (зависимое слово ставится в тот падеж, которого требует главное слово) |
Примыкание: Приказал покинуть Идти не оглядываясь Яйцо всмятку Его сумка | Инфинитив Деепричастие Наречие Притяжательное местоимение. | Что делать? Что сделать? Что делая? Что сделав? Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? | По смыслу. |
2)Физминутка. Встали из-за парт. Стулья задвинули. Проведем МИКС-ФРИЗ-ГРУП-обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос.
-Сколько способов связи слов в словосочетаниях? (3 группы: согласование, управление, примыкание).
-Сколько частей речи могут участвовать в роли зависимых слов для образования примыкания? (8 частей речи)
-Сколько звуков в слове «тринадцать»? (8 звуков).
Спасибо. Садимся все на свои места. ХАЙ ФАЙВ.
3) Синонимия структур словосочетаний.
Учитель: Изменяя часть речи зависимого, а иногда и главного слова, можно составить синонимичные словосочетания с разными способами связи. Например, слайд 6 «Изменение видов связи слов в словосочетании»
Согласование - управление | Вишневый сок- сок из вишни. Отцовская куртка-куртка отца. |
Управление - примыкание. | Отозваться с восторгом - отозваться восторженно. |
Примыкание – согласование. | Откровенно признаться – откровенное признание. |
4) Закрепление учебного материала. Решение вариантов задания 7 ОГЭ.
Учитель: Совсем скоро вам предстоит сдавать выпускные экзамены за курс 9 и 11 классов. Задания 7 ОГЭ являются заданиями повышенной сложности - на знание трех видов словосочетаний. Поэтому нужно просто постараться понять материал и правильно применять его на практике.
Теперь попробуйте самостоятельно выполнить разноуровневые варианты заданий. Проведем СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ - «одновременный раунд тэйбл», у каждого участника будет 30 сек. Участник №1 выполняет задание 1, участник №2 -2, участник №3 -3, участник № 4-4.
1 вариант - столы №1,3,5.
- Замените словосочетание ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ПОСТУПИТЬ ПО-ЧЕСТНОМУ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ЗАПАСАТЬСЯ НА ЗИМУ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
- Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование: Вам непременно нужно регулярно, настойчиво, ежедневно в течение ряда лет упражняться, играть на своем инструменте.
2 вариант - столы №2,4,6.
- Замените словосочетание ТУРЕЦКИЙ КОФЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОРОД, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ЛИСЬИ ПОВАДКИ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание: Приобретя у Верещагина огромную коллекцию картин и этюдов, Третьяков тут же предложил ее в качестве дара Московскому художественному училищу.
4.Итог урока.
Учащиеся создают синквейн – стихотворение из 5 строк.
Правила составления:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Столы №1,3,5- на тему урока; столы №2,4,6 – общее впечатление от урока вообще.
Домашнее задание: из любого произведения художественной литературы выписать два предложения, выписать из них все возможные словосочетания, определить вид связи, заменить словосочетания, если возможно, синонимичными с другим видом связи.
Выставление оценок.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе текстов для аудирования"
Презентация содержит теоретический материал и элементы представления опыта работы по теме "Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе тек...
Проблемные ситуации. Способы их создания и решения на основе учебного материала школьного курса химии
Использование проблемных ситуаций на уроке и нахождение учащимися способов решения проблем повышает их самостоятельность, увеличивает творческую активность, способствует их интеллектуальному развитию....
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
План- конспект урока по теме «Окружающая среда» на основе текста “Why throw away so much?”, проблемных ситуаций по теме, психотехнических игр.
План- конспект урокапо теме «Окружающая среда» на основе текста “Why throw away so much?”, проблемных ситуаций по теме, психотехнических игр. Содержит очень подробный пошаговый материал по проведению ...
Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...