Кейс для урока по теме "Речевая ситуация и её компоненты"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Может использоваться на уроках русского языка в рамках тем "Речевая ситуация и её компоненты", "Речевой акт и его разновидности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 239.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Тема урока ___________________________________________________________________
Речевая ситуация
Задание № 1. Представьте, что вы – редактор журнала. Перед вами рисунки и диалоги к ним. Отредактируйте диалоги на странице журнала с учётом речевой ситуации. Найдите речевые ошибки. Объясните свой выбор.
Задание № 2. Прочитайте. Определите, где представлена диалогическая, а где монологическая речь. Исправьте пунктуационные и орфографические ошибки.
1. - Аня привет! как дила?
Привет! Всё отлично. А ты как.
- Я замечательно Сегодня такая погода хорошая, пойдём гулять?
- пойдём!
2. – Здравствуйте. Меня зовут игорь. Я учусь пятом класе. Мои любимые занятия - это рисование и танцы. с этими видами искуства я мечтаю связать свою жизнь
Задание № 3. Прочитайте. Определите, какова цель общения в каждой речевой ситуации.
1. – Коля, привет!
- Привет!
- Расскажи, как прошёл твой день.
- Ничего интересного. Так, сходил в школу, потом в комп играл.
Цель общения:
2. – Уважаемые коллеги! Сообщаю вам, что завтра в 15.00 состоится совещание в кабинете директора.
Цель общения:
3. – Ира, у тебя в комнате бардак.
- Мам, просто нет времени на уборку.
- Скоро гости придут. Быстро приберись!
Цель общения:
Задание № 4. Продолжите определение и заполните пропуски в таблице. Необходимую информацию вы найдёте в приложении к рабочему листу.
Речевой акт – это целенаправленное _______________________________________, совершаемое в соответствии с принципами и правилами ________________________________________________, принятыми в данном _______________________.
Разновидности речевого акта
Разновидность | Сообщение | Вопрос | Выражение эмоций | |||
Определение | Требование действия | Это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора |
Задание 5. Разыграйте речевую ситуацию, используя формулы речевого этикета. Слова для справки вы найдёте ниже.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справки:
Начало разговора:
Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, рад Вас видеть, приветствую Вас.
Основная часть:
Спасибо, благодарю Вас, будьте добры, будьте любезны, прошу Вас, извините, приношу свои извинения, прошу меня простить.
Заключительная часть разговора:
До свидания, всего доброго, всего хорошего.
Сегодня на уроке мы:
1. Повторили определение ______________________________________.
2. Запомнили, что для культуры общения важно понимать _____ ты говоришь, с _____и с какой__________.
3. Узнали, что такое речевой_________.
4. Определили, что разновидностями ___________________ акта являются: _______________, _______________, __________________,________________, __________________________________,____________________________________.
Домашнее задание
А) с. 61 упр 5 (1, 2, 3)
Б) Перед вами сюжетные картинки. Составьте для каждой картинки диалог, учитывая речевую ситуацию.
Приложение к рабочему листу (задание 4)
Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. В качестве речевого акта выступает минимальная целостная единица речевой деятельности. Субъект речевого акта производит высказывание, как правило, рассчитанное на восприятие его слушающим. Высказывание выступает одновременно и как продукт речевого акта, и как инструмент достижения определенной цели. В зависимости от обстоятельств или от условий, в которых совершается речевой акт, он может либо достичь поставленной цели и тем самым оказаться успешным, либо не достичь ее.
Существует несколько разновидностей речевого акта:
- Сообщение – это наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения.
- Побуждение – это требование действия.
- Вопрос – это обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения.
- Объявление – это извещение о чем-нибудь.
- Выражение эмоций – это отношение говорящего к чему-либо, отражение личной оценки к чему-либо в речи.
- Выражение речевого этикета – это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора.
Приложение к рабочему листу (задание 4)
Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. В качестве речевого акта выступает минимальная целостная единица речевой деятельности. Субъект речевого акта производит высказывание, как правило, рассчитанное на восприятие его слушающим. Высказывание выступает одновременно и как продукт речевого акта, и как инструмент достижения определенной цели. В зависимости от обстоятельств или от условий, в которых совершается речевой акт, он может либо достичь поставленной цели и тем самым оказаться успешным, либо не достичь ее.
Существует несколько разновидностей речевого акта:
- Сообщение – это наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения.
- Побуждение – это требование действия.
- Вопрос – это обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения .
- Объявление – это извещение о чем-нибудь.
- Выражение эмоций – это отношение говорящего к чему-либо, отражение личной оценки к чему-либо в речи.
- Выражение речевого этикета – это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-103375-1353864410.jpg)
Практическое задание (кейс) к уроку химии 9 класса "Соединения кальция"
Кейс - метод последнее время приобретает все большую популярность. При изучении темы "Соединения кальция" можно предложить детям (решив задания кейса) самим изучить тему урока....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-127719-1511086142.jpg)
Использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ
Презентация содержит: Требования к кейс-технологии, этапы создания кейса,преимущества этого метода , его отличительные черты, мониторинг результативности,выявленные трудности....
Кейс для урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Размазня."
Кейс (пакет материалов) для урока литературы разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по программе В.Я.Коровиной.Применение кейс-технологии на уроке позволяет сделать его ярким, интересным ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352452-1385214722.jpg)
Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»
Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько поним...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544534-1417711165.jpg)
Применение кейсовой технологии на уроках физики в 7-8 классах. Кейсы к урокам физики в 7-8 классах.
Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обученияПо исследованию современных педагогов главная проблема в нежелании учиться – это неумение учиться. Ученики не умеют...