Доклад "Формирование текстовой компетенции на уроках русского языка."
материал по русскому языку
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tekstovoy_kompetentsii_na._urokah_russkogo_yazyka.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование текстовой компетенции на уроках русского языка.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.
Мы все знаем, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Часто они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
В нашей педагогической деятельности возникает проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Задача учителей – словесников помочь преодолеть вышеназванное противоречие.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.
Человек в современном мире живет среди текстов: он их слышит, читает, создает. Тексты окружают нас всюду: информация по радио, доклад на совещании, поздравление к юбилею, заявление о приеме на работу, сообщение, отправленное по мобильному телефону, реклама по телевидению, радио, в газете. Для нашего современника умения, которые теперь в методике преподавания русского языка называют текстовыми, становятся практически значимыми, востребованными в речевой практике, а для кого-то эти умения – основа профессионального роста.
Текстовая деятельность особенно трудна, так как в ней отражается не только знание языковой системы, единиц и правил их изменения и сочетания, но и владение механизмом порождения и восприятия речевых сообщений с учетом целей и задач общения, фактора адресата, сферы общения, условий и пр. Текстовая деятельность всегда непосредственно связана с какой-либо другой деятельностью человека, она является средством осуществления этой другой деятельности, вливается в социальную коммуникацию, становится частью общественного опыта и сознания.
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Не случайно приоритетными подходами в обучении русскому языку в соответствии с новыми ФГОС определены текстоориентированный и коммуникативно-деятельностный. Эти два подхода взаимосвязаны, так как общение является по сути текстовой деятельностью. В связи с этим обучение общению должно вестись на основе современной теории текста с ориентацией на формирование навыков эффективной текстовой деятельности, под которой понимается система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать, понимать их; которая является разновидностью коммуникативной деятельности.
Таким образом, текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
Для реализации поставленной цели-формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом- перед нами стоят следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом
отношении детей;
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.
Каковы же методические приемы и формы решения проблемы.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
- лингвистические «угадайки»;
- лингвистические «почемучки»;
- создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (часть С ЕГЭ)
Работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся ведется мною на протяжении многих лет. Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты, составлять таблицы, писать сжатые и подробные изложения и сочинения.
Я хотела бы в своей работе остановиться подробнее лишь на нескольких формах работ с текстом, используемых мною на уроках русского языка.
- Лингвистические «угадайки»
Использую в своей работе на уроках русского языка в 5-7 классах.
Работа над нестандартными заданиями этого типа связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, учащиеся должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
• угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
• разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
• игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.
2. Лингвистические «почемучки».
Это вопросы использую для активизации мыслительной деятельности учащихся. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по–новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.
К заданиям этой группы относятся:
• вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);
• вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы–шутки, вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом.
Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.
Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.
В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.
Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала.
Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты..
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.
Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: « Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.
Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях;вырабатывают план действий);
• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
• дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы.
Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.
На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель, ученик - ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.
Одно из важных условий применения данного опыта- переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях.
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных
методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Уроки русского языка строю, исходя из принципа: «Текст – основная единица обучения языку и речи». Другими словами, текст цементирует весь урок.
Подробно расскажу, какими правилами руководствуюсь при использовании текста на уроках русского языка.
- Для анализа беру образцовые тексты. Заметила, что интенсивные занятия лингвистическим анализом художественного текста в 5-7 классах дают колоссальный качественный скачок и в освоении грамматики, и в совершенствовании правописных умений, и в развитии речи. В данном случае уместно будет говорить о частичном анализе, причем чаще в качестве материала беру небольшой фрагмент, отрывок.
Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делает понятной для учеников причину изучения грамматики, фонетики, морфемики. Приобретая опыт анализа чужих образцовых текстов, школьники начинают и сами пользоваться их языковыми средствами при создании собственных высказываний.
Начиная с 5 класса, я обучаю сочинению, параллельно обучая анализу текста. В соответствии с программой в 5 классе школьники учатся писать сочинения – описания предмета, животного, помещения, картины, пейзажа, элементов портрета. Перед первым уроком, посвященным описанию предмета, мы с ребятами обсуждаем, каким будет сочинение – описание предмета, какой предмет они выберут. С одной стороны, мне необходимо обеспечить творческую свободу детей, с другой – эта свобода не должна затруднять работу по созданию общего алгоритма сочинения. В этом возрасте ребенку легче и интереснее описать свою любимую игрушку.
- С предъявлением ученикам на уроках русского языка образцового текста связано, на мой взгляд, важное направление в работе учителя-словесника – чтение как вид речевой деятельности. Умение читать предполагает овладение техникой чтения (правильное озвучивание и понимание прочитанного). Нередко учащиеся читают невнятно, нечетко, тихо, медленно, без должных интонаций. Это сказывается и на восприятии текста: ученики не умеют извлекать информацию, лаконично отвечать на поставленный вопрос и пр. Не случайно в новом стандарте по русскому языку особо подчеркивается надпредметная функция, которую выполняет русский язык в системе школьного образования: русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Умение воспринимать тексты различного характера, извлекать информацию, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), является основой для других важных текстовых умений, таких как умение переработать текст, составить план, написать конспект, тезисы, аннотацию. Все это и составляет суть надпредметной функции русского языка как школьного предмета.
Следовательно, выразительное чтение требует пристального внимания на уроке русского языка.
- Восприятие устной речи, текста произнесенного представляет не меньшую проблему, нежели восприятие письменной речи. Речевой слух, как известно, - составной элемент речевой культуры, а значит, развитие речевого слуха детей необходимо, я считаю, для повышения общей культуры, совершенствования всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. Речевой слух развивается на уроках русского языка при изучении разделов школьной программы: фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса. В процессе работы с образцовым текстом речевой слух также совершенствуется. В определенных ситуациях знакомство с текстом, выбранным для работы, целесообразно начинать с его восприятия учащимися на слух. Именно на это умение нацелена 1 часть экзамена по русскому языку в 9 классе.
Для развития речевого слуха эффективным, по моему мнению, является задание сформулировать вопросы к тексту. Детям даю установку: я читаю текст один раз, а вы, ребята, должны обозначить свою реакцию в трех позициях – сформулировать уточняющие, обобщающие вопросы по данному началу.
- Я хочу уточнить…
- Если я правильно понял, то …
- Если обобщить сказанное, то…
Для данного задания лучше подойдут небольшие тексты информационного характера (можно из газетных публикаций). Такую работу уместно проводить в конце урока, она тренирует волю, память.
- Не менее актуальным в формировании текстовых умений мне представляется заучивание образцовых текстов наизусть. Развитие памяти важно, потому что на основе памяти действуют мышление и воображение. Поэтому, мне кажется, необходимо насыщать память учеников текстами, которые будут говорить о принадлежности личности к русской национальной культуре.
Более того, выученный текст должен быть прочитан в классе. Органично включенный в урок, он может стать объектом для анализа. При этом школьников можно приучать самостоятельно формулировать вопросы по тексту, прочитанному наизусть.
- Одно из текстовых умений, предусмотренных программой по русскому языку, - это умение совершенствовать написанное. Главной целью работы по формированию данного умения у школьников я считаю воспитание потребности добиваться оптимального для них качества текста.
Особенно важно подчеркнуть, что умение совершенствовать написанное образуется на основе умения контролировать собственную речь, то есть умения критически осмыслять свой текст, видеть его недостатки и устранять их. При этом следует понимать, что в условиях письменной речи функции и задачи речевого контроля значительно усложняются.
Необходима серьезная, систематическая работа по формированию умения совершенствовать, перерабатывать созданный текст, и призывами проверить написанное ограничиться нельзя: этому необходимо обучать.
В данном случае я пользуюсь таким нетрадиционным приемом, как редактирование чужого текста (достаточно одного раза в четверть). Акцент делаю на речевое оформление, а не на орфографию и пунктуацию. Редактируя текст, школьники могут пользоваться заранее составленными памятками с условными обозначениями речевых ошибок. Использование чужого текста, например, сочинения своего одноклассника, активизирует внимание учащихся, заинтересовывает их в том, чтобы с большей степенью критичности оценить текст, делает поиск недостатков более творческим и самостоятельным. Как известно, редактирование (от лат. – «приведенный в порядок») – это изменение текста с целью устранения языковых и стилистических погрешностей, недочетов структуры, а также выявление логических и фактических ошибок для их дальнейшего исправления.
Приведу текст для редактирования в 5 классе.
Осенняя аллея.
Мое самое любимое время года – осень. Многие поэты и писатели в своих произведениях описывают осень. Я помню, недавно читала у одного поэта очень красивое описание природы.
Осенью я люблю бродить по опавшим листьям. Вот я иду по осенней аллее, и под ногами шуршат опавшие листья. Они такие пестрые, что даже рябит в глазах. Листья осень разукрасила разными красками: и желтой, и красной, и зеленой, и бордовой.
По дороге мне встречаются небольшие лужи, лучи солнца отражаются в них. Еще проглядывает из-за листьев почти умершая трава.
Легкий ветерок раскачивает со всей силой деревья, которые покачиваются, словно прощаются с уходящим летом.
Прекрасна осенняя аллея. Прогулка по ней пробуждает в душе прекрасные чувства, быть хочется лучше, добрее.
- Важным умением в формировании текстовых умений, на мой взгляд, является умение создавать текст определенного речевого жанра, то есть составить поздравление, благодарность, написать заявление, объяснительную, быть участником телефонного разговора и т.д.
Развивать это умение поможет стилистический эксперимент, который является составляющей лингвистического анализа текста. Суть его состоит в следующем: я предлагаю школьникам фрагмент рассказа, стихотворения, логически завершенного, предварительно убрав отдельные слова дискуссионного характера, прошу догадаться, какие слова необходимо вставить. Важно не узнать автора, а порассуждать над словами.
Текст для 9 класса – стихотворение А. С. Пушкина.
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж ………. Грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,
Плату принявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, ………..спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?
Текст для 10 класса – стихотворение А. А. Фета.
Как грустны сумрачные дни
………………. осени и хладной!
Какой истомой …………………..
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит ……………..печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
Для проверки уровня сформированности языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции у учащихся 5-9 классов я использую тестовые задания на основе единого текста. Данные контрольные работы могут использоваться в качестве как обучающего, так и закрепляющего материала, причем как под руководством учителя, так и самостоятельно.
Материал даю в форме, приближенной к технологии проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов, учитывая уровень подготовки обучающихся конкретного класса. Задания максимально насыщены и требуют от учеников повышенного внимания, собранности, а подчас сообразительности и находчивости.
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
• высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и литературе;
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
• умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2021. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ , но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы
Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу ...
Методы и приёмы исследовательского подхода при работе с текстовой информацией на уроках русского языка.
Организовать работу с текстовой информацией на уроках русского языка помогает применение технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельн...
«Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 5-11 классах при помощи текстовых заданий в рамках итоговой аттестации»
Из опыта работы...
Статья "Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ"
Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значитель...
Текстовый материал к урокам русского языка в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация"
Дидактический материал содержит тексты с заданиями по теме "Синтаксис: словосочетание и простое предложение" для 5 класса. Особенность пособий в том, что тексты посвящены истории родного края....
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....