«Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 5-11 классах при помощи текстовых заданий в рамках итоговой аттестации»
материал по русскому языку по теме

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_k_vystupleniyu_v_yar-sale.doc555.5 КБ

Предварительный просмотр:

основных проявлениях и выполните задания к нему.

2.Перед вами текст- рассуждение научно-популярного стиля речи, который строится по классической схеме: тезис (предложения 1-2) – доказательство, состоящее из 5 аргументов (предложения 3-12) – вывод (13). Внимательно прочитайте предложения 1-2, в которых сформулирован тезис текста, и допишите предложения 5,6,9.10,11.

Упражнение 3.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

  1. Назовите тему текста.
  2. Определите проблему, о которой говорится в тексте.
  3. В каком предложении ярче всего сформулирована позиция автора?

А) 2,3,19,23

Б) 1,7,15,18

В) 5,10,9,16

Г) 6,11,26,28

             4. Укажите предложения, в которых              содержатся аргументы к тезису, сформулированному в предложении 3.

                   А) 1-2

                   Б) 4-15

                   В) 16-25

                    Г) 26-32

        Упражнения могут быть дополнены заданиями на определение типа и стиля речи, использование-неиспользование  средств выразительности, средств связи предложений и т.п.

         Практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений наиболее эффективный вид работы над сочинением. Задания могут быть следующие:

1)Укажите предложение, нарушающее логику развития мысли.

2) Исправьте ошибку в тексте.

3)Укажите предложения, в которых есть неоправданные речевые повторы.

4)Укажите предложение. С которого должна начинаться третья часть сочинения.

5)В каких предложениях возможна замена повторяющихся и однокоренных слов синонимами?  - и  т. п.

                                                          Районный

                                                    семинар-практикум

«Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 5-11 классах  при помощи текстовых заданий в рамках итоговой аттестации»

Материалы из опыта работы

Бакулиной И.Г.

учителя русского языка и литературы

Панаевской школы-интерната

Методическая служба школы-интерната

с. Панаевск, 2012

Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения.

Доклад рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?»

Формы и методы организации работы с текстом:

•комплексная работа с текстом;

•анализ текста;

•сочинение-рассуждение;

•редактирование текста;

•различные виды диктантов;

•интеллектуально-лингвистические упражнения;

•работа с текстами-миниатюрами;

•изложения воссоздающие (подробные, сжатые, выборочные) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.)

Примерный план анализа текста любого типа речи:

 •Выразительное чтение текста.

 •Словарная работа.

 •Тема текста.

 • Идея текста.

 •Тип текста.

•Стиль текста.

•Выразительные средства речи и их роль.

Построение текста сочинения-рассуждения:

•вступление,

•формулирование проблемы,

•комментарий к проблеме,

•позиция автора текста,

•позиция автора сочинения,

•первое доказательство своей позиции (из литературы),

•второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),

•вывод.

Примерные вопросы  при работе с текстом:

•Какова центральная проблема, поставленная автором в тексте?

•Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?

•Какое высказывание верно отражает позицию автора?

•В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?

•В каких предложениях содержится характеристика героя?

•Что остается за пределами внимания автора текста?

•В какой фразе текста звучит сарказм (ирония и т.п.)?

•Как можно толковать предложения  №…? и т.п.

Довольно наш язык в себе имеет слов;

Но нет довольного числа на нем писцов.

                                       А. П. Сумароков

Для работы над сочинением-рассуждением предлагаются следующие упражнения:

Упражнение 1.

  1. Прочитайте высказывания русских писателей о природе.
  2. Совпадает ли ваша точка зрения с мнением писателей?

Упражнение 2.

  1. Прочитайте текст об экологической катастрофе на нашей планете и её

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка средствами стилистики

Исследование на тему "Развитие коммуникативной еомпетенции на уроках русского языка средствами стилистики"...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, актуальность её обусловлена потребностью человека быть коммуникабельным и потребностью общества, которое хочет видеть именно конкурентно спосо...

Задания по развитию коммуникативных компетенций на уроках русского языка

Обобщение опыта по теме самообразования представлено в виде карточек с заданиями...