Рабочая программа дисциплины "Русский язык" 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
- Закона « Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3
- Приказа Минобрнауки России № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования » от 17.12.10.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2015 года №189 « Об утверждении СанПиН
2.4.2.282110
- рабочей программы для общеобразовательных учреждений.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому
языку для основной школы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Настоящая программа по русскому языку для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.
Реализуется авторскими учебниками Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова Москва «Просвещение» 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_5_klass.docx | 649.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
- Закона « Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3
- Приказа Минобрнауки России № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования » от 17.12.10.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2015 года №189 « Об утверждении СанПиН
2.4.2.282110
- рабочей программы для общеобразовательных учреждений.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому
языку для основной школы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Настоящая программа по русскому языку для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.
Реализуется авторскими учебниками Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова Москва «Просвещение» 2017 г.
Адресат
Программа по русскому языку 5 класса для специального образовательного учреждения адаптирована, модифицирована и предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся, учебно - тематический план; содержание тем учебного курса; календарно – тематический план, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроловедческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах реализуется в процессе осуществления следующих направлений:
Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:
Формирование у обучающихся языковой интуиции.
Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и деятельностной форме.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Федеральный базисный учебный план для коррекционной школы предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе –140 часов, т.е. 4 часа в неделю.
В программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов.
Наряду с общеобразовательными целями и задачами необходимо поставить и
коррекционные цели и задачи:
Цели:
Коррекционно-образовательная: создание условий для оптимального уровня овладения
воспитанниками учебной программы по письму и развитию речи в соответствии сих
способностями и возможностями.
Коррекционно-развивающая: создание условий для развития коммуникативных способностей
воспитанников с проблемами в развитии.
Коррекционно-воспитательная. создание условий, направленных на развитие интереса к
изучению предмета, сохранению жизни и здоровья воспитанников.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Обеспечивать воспитанников достаточным уровнем знаний через планомерное
выполнение реализацию разделов учебной программы с учетом еѐ линейно-
концентрированной направленности и реализацию требований коррекционно-
развивающего обучения.
2. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
воспитанников с проблемами через систематическое изучение их особенностей и расширение
учебно-методической и учебно- дидактической базы предметного кабинета.
3. Контролировать уровень усвоения учебной программы воспитанников через текущую
проверку знаний, проведение проверочных, контрольных и диагностических работ.
Коррекционно-развивающие:
1. Работать над развитием коммуникативных функций речи через обогащение,
активизацию словарного запаса воспитанников, развитие способности грамотно оформлять
устную и письменную речь.
2. Работать над формированием познавательных способностей воспитанников через
развитие психологических функций.
3. Развивать деятельностно - коммуникативные способности воспитанников через организацию
различных форм работы на уроке (индивидуальную, парную), видов деятельности
(взаимопроверку, ролевую игру, ведение диалога на заданную тему).
Коррекционно-воспитательные:
1. Развивать интерес к изучению предмета через создание на уроках «ситуации успеха» для
каждого воспитанника, вне _______зависимости от его способностей, осуществление различных форм
поощрения, использование занимательного материала.
2.Соблюдать здоровьесберегающие технологии через выполнение санитарно- гигиенических
требований к кабинету, учебному процессу, использованию средств и приемов, направленных
на исключение мышечного и зрительного переутомления.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Личностные результаты освоения программы:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; Его значения в процессе получения школьного образования.
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты освоения программы:
- представление об основных функциях языка; о роли языка в жизни человека;
- понимание места языка в системе гуманитарных наук;
- усвоение научных знаний о языке;
- освоение базовых понятий лингвистики;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- опознавание и анализ основных единиц языка;
- проведение различных видов анализа слова; осознание эстетической функции родного языка.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста текста;
ЧТЕНИЕ:
владеть техникой чтения;
выделять главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
разбивать текст на составные части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
владеть ознакомительными и изучающими видами чтения;
ГОВОРЕНИЕ:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных и языковых средств и интонации;
ПИСЬМО:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменное высказывание разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать своё отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста
исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении;;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы
использовать элементы упрощённой транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные и согласные звуки, их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
пользоваться орфоэпическим словарём;
ГРАФИКА:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
МОРФЕМИКА:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимых приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковым словарем для определения или уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слова;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
МОРФОЛОГИЯ:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;;
уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
ОРФОГРАФИЯ:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
соблюдать верную интонацию конца предложений;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать, конструировать предложения с прямой речью;
объяснять постановку знаков препинания в предложениях;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Учебно-тематический план (136 часов)
Язык и общение-2 часа.
Повторение изученного в начальных классах- 18часов.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи-32 часа.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.- 13часов.
Лексика. Культура речи- 8 часов.
Морфемика. Орфография. Культура речи- 21час.
Морфология. Орфография. Культура речи- 42 часа.
Имя существительное- 14 часов.
Имя прилагательное-8 часов.
Глагол- 16 часов.
Повторение и систематизация изученного- 4 часа.
Содержание тем учебного курса
Данная рабочая программа имеет расхождение с программой по русскому языку к УМК Т.А.Ладыженской и программой для общеобразовательных учреждений.На основании письма Министерства образования и науки РФ от 19.01.2011г.№03-255”О введении федерального государственного стандарта общего образования» используются в работе учебники по ФГОС, в связи с тем,что учебный материал адаптирован под воспитанников с ОВЗ,поэтому некоторые темы будут изучаться ознакомительно,некоторые на практическом уровне. Сокращены часы на развитие связной речи, в связи с уменьшением учебной нагрузки- 136 часов 4 часа в неделю.
Раздел 1. Общие сведения о языке (2)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык и его единицы. Стили речи
Раздел 2. Повторение изученного в начальных классах (18)
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Безударные непроверяемые гласные в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы и,у,а после шипящих. Разделительные ъ и ь. Части речи. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Глагол. Тся и ться в глаголах. Тема текста. Личные окончания глаголов. Не с глаголами. Имя существительное. Ь после шипящих на конце существительных. Буквы Е-И в окончаниях существительных. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Текст. Обучающее изложение (по упр. 66). Сочинение по картине. Устное описание картины (А.А.Пластов «Летом»). Основная мысль текста. «Памятный день».
Синтаксис и пунктуация (32)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Сжатое изложение по упр. 137 «Старый пень». Устный анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему. Письмо. Сочинение по картине. Ф.П.Решетникова «Опять двойка» (№218). Выборочное изложение (№254)
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский «Шкатулка»). Сочинение. Описание предмета. Сочинение-описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птицы»
Лексика. Культура речи (8)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Сочинение по картине (И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»). Подробное изложение (К.Г.Паустовский «Первый снег»).
Морфемика. Орфография. Культура речи (21)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- ращ- -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе». Выборочное изложение с изменением лица. Сочинение-описание изображенного на картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
Морфология. Орфография. Культура речи (42)
Система частей речи в русском языке
Имя существительное (14)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сочинение-рассуждение. Сжатое изложение (Е.А.Пермяк «Перо и чернильница»). Устное сочинение по картине (Г.Г.Нисский «Февраль. Подмосковье»)
Имя прилагательное (8)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Отсутствие ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Изложение (А.И.Куприн «Ю-ю»). Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А.Н.Комаров «Наводнение»). Сочинение «Как я испугался». Сочинение «Наши друзья – животные»
Глагол (17)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»). Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович «Не взяли на рыбалку»).
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (7)
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Сочинение на одну из тем по выбору.
Перечень учебно-методического обеспечения
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г.
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 класса ОУ. - М.: Просвещение, 2006.- 110 с.
Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). – М.: Издат-школа, 1997
Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008
Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1991
Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. – М.: «Дрофа», 1998
Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2003
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2002
N | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Опорные знания и умения | Повторение изученного | Словарная работа |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2ч) | ||||||
1 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | Познакомиться со структурой учебника, приёмами работы с книгой; познакомиться с особенностями ознакомительного и изучающего чтения | |||
2 | Язык и человек. Общение устное и письменное. Р/Р. Стили речи. | 1 | Осознать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка Адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста. Иметь общее понятие о стилях речи и их характеристике; устанавливать принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания; преобразовывать текст художественного стиля в научный | Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения. | ||
Повторение изученного в начальных классах ( 18часов= 15+3) | ||||||
3 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | Уметь: различать понятия буква и звук; применять орфографические правила при несовпадении произношения и правописания слов; | звуки. Индивидуальная работа по карточкам | орфограмма | |
4 | Орфограмма. Состав слова | 1 | Расширение понятия и углубления о корне окончании, приставке, суффиксе; орфограммы в корне и в окончании слов. | Однокоренные слова, виды орфограмм Индивидуальная работа по карточкам | ||
5 | Проверяемая и непроверяемая гласная в корне слова. Проверяемая согласная в корне | 1 | Отработка умения видеть орфограмму | Спортсмен,баскетбол, Косьба,молотьба,просьба | ||
6 | Непроизносимая согласная в корне слова | 1 | Отработка умений | Грамматическая основа,фон. Разбор Индивидуальная работа по карточкам | вокзал,рюкзак | |
7 | Буквы И-У-А после шипящих. Разделительные Ъ и ь знаки. | 1 | Отработка написания гласных после шипящих | Виды орфограмм-гласных, морфемы, слова с традиционным написанием, однокоренные слова, части речи. Индивидуальная работа по карточкам | Брошюра,жюри,парашют | |
8 | Раздельное написание предлогов со словами. Отличие приставки от предлога. | 1 | Уметь обосновывать выбор Систематизация знаний | Морфемы, части речи, звуки и буквы, орфографический разбор слова. Виды орфограмм, части речи, морфемы. | Съезд,подъем. Вьюга,ружье. | |
9 | Р/Р Обучающее Урок развития речи (на основе упр. 70) | 1 | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять план, писать изложение. | |||
10 | Части речи. Глагол | 1 | Формирования навыка различения частей речи, приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания. Знать: понятие о глагол; общее грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Уметь: отличать глаголы от других частей речи. | Текст, морфемный разбор, виды орфограмм и пунктограмм. | Вдруг,вперед, назад.справа,слева. | |
11 | ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах. | 1 | Знать: правило правописания –ться и тся в глаголах. Уметь: обосновывать выбор написания. | Текст, морфемный разбор, части речи. | Изученные слова | |
12 | Р/Р Тема текста | 1 | Знакомство с понятиями широкая и узкая тема | Отработка труд.слов | ||
13 | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. | 1 | Знать: понятие спряжение глаголов, личные окончания глаголов. Уметь: определять спряжение глаголов, правильно писать безударные личные окончания глаголов. | Морфемный разбор, виды орфограмм. Индивидуальная работа по карточкам | Слышит,видит,смотрит. | |
14 | Имя существительное. | 1 | Знать: понятие имя существительное; общее грамматическое значение и морфологические признаки существительных. Уметь находить в тексте существительные, определять род, склонение, падеж, начальную форму. | Виды орфограмм, слова с традиционным написанием, морфемы. Индивидуальная работа по карточкам | ||
15 | Склонение существительных. Падежные окончания сущ. Мягкий знак у сущ.3 склонения | 1 | Закрепление навыка написания безударных окончаний. | Индивидуальная работа по карточкам | Все изученные слова. | |
16 | Имя прилагательное | 1 | Знать: понятие имя прилагательное, общее грамматическое значение и морфологические признаки. Закрепление навыка написания окончаний прилагательных | Морфологический разбор | ||
17 | Р/РСочинение.Работа с репродукцией картины А. А. Пластова «Летом» (упр. 106). | 1 | Знать: понятия репродукция картины, манера художника, передний/ задний план картины. Уметь: составлять план сочинения по картине | Индивидуальная работа по карточкам | Яркий,изумрудный | |
18 | Местоимение | 1 | Знать: понятие местоимение, личное местоимение. Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи и определять их морфологические признаки. | Вдвоём, втроём | ||
19 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах.» | 1 | Проверить ЗУН по пройденным темам, умение применить знания и умения, полученные в 5 классе на практике. | |||
20 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | Провести анализ диктанта и выполнить работу над ошибками. Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Индивидуальная работа по карточкам | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (32 часа= 28+ 4) | ||||||
21 | Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как раздел грамматики. | 1 | Знать: о предмете изучения синтаксиса и пунктуации; о лингвистических терминах, их происхождении; о предложении как об одной из основных единиц языка. Уметь: соблюдать принятые в русском языке законы связи слов, правильно расставлять знаки завершения. | Индивидуальная работа по карточкам | Синтаксис, пунктуация. | |
22 | Словосочетание. Строение словосочетаний. | 1 | Знать: об отличии словосочетания от слова и предложения, о строении словосочетаний. Уметь: строить словосочетания, находить главное и зависимое слово. | Орфограммы, фонет. разбор | Рапорт, салют, издалека, изредка. | |
23 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Разбор словосочетания | 1 | Знать: о способах выражения грамматической связи в словосочетаниях. Уметь: находить и составлять с/с заданного строения. Знать: о порядке разбора словосочетания. Уметь: строить с/с заданного строения, разбирать с/с. | |||
24 | Предложение. Грамматическая основа предложения | 1 | Знать: об основных признаках предложения, способах выражения главных членов. Уметь: находить грамматическую основу предложения. | Индивидуальная работа по карточкам | ||
25 | Р/Р Изложение «Гордость- это хорошо или плохо?» | 1 | Знать: о теме и основной мысли текста, о приемах сжатия текста. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить сжатое связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста. Учить логически и последовательно излагать мысли. | |||
26 | Виды предложений по цели высказывания. Подготовка к диктанту | 1 | Знать: о видах предложений по цели высказывания. Уметь: распознавать и правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. | Изученные орфограммы Индивидуальная работа по карточкам | Все изучен.слова | |
27 | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | Проверить ЗУН по пройденным темам, умение применить знания и умения, полученные на практике | |||
28 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | Провести анализ диктанта и выполнить работу над ошибками. Анализ 29устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях. | |||
29 | Восклицательные предложения | 1 | Знать: понятия тон голоса, интонация; виды предложений по интонации. Уметь: различать восклицательные и невосклицательные предложения. | Словосочетание Индивидуальная работа по карточкам | восклицательное | |
30 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Знать: о главных членах предложения, о новом способе выражения подлежащего - сочетанием слов. Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе находить подлежащее, выраженное сочетанием слов. | Грамм.основа, разбор по составу Индивидуальная работа по карточкам | Трудные слова | |
31 | Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 | Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения сказуемого. Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе выраженную разными частями речи. | Разбор слова по составу Индивидуальная работа по карточкам | ||
32 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения ГЧП; о правиле постановки тир33между – и =, выраженными им.существительными. Уметь: определять грамматическую основу предложения, ставить тире между – и =, выраженными им.существительными. | Индивидуальная работа по карточкам | ||
33 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | Знать: об отличии нераспространенных и распространенных предложений, о ВЧП. Уметь: отличать нераспространенные предложения от распространенных. | Члены предложения, части Речи Индивидуальная работа по карточкам | ||
34 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Знать: о дополнении как ВЧП, о способах его выражения и отличии от подлежащего. Уметь: находить дополнение в предложении, отличая его от подлежащего, определять способы его выражения. | Виды орфограмм, морфологический разбор, ГЧП Индивидуальная работа по карточкам | ||
35 | Определение | 1 | Знать: об определении как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи. Уметь: находить определение в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи. | Виды орфограмм, морфемный и морфологический разборы, ГЧП Индивидуальная работа по карточкам | Изученные слова | |
36 | Обстоятельство | 1 | Знать: об обстоятельстве как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи. Уметь: находить обстоятельство в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи. | Виды орфограмм, текст | отовсюду | |
37 | Практическая работа по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | Систематизация знаний учащихся. | |||
38 | Однородные члены предложения. Анализ практической работы | 1 | Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами. Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧ, правильно читать предложения с ОЧ. | Виды орфограмм, ГЧП, ВЧП, распр. и нераспр.пр-ния, морфемный разбор Индивидуальная работа по карточкам | ||
39 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами. Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧП, обосновывать постановку ЗП при ОЧП, правильно читать предложения с ОЧП. | Виды орфограмм, ГЧП, ВЧП, распр. и нераспр.пр-ния, морфологическийразбор | ||
40 | Обобщающие слова при однородных членах. Предложения с обращениями. | 1 | Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о его роли в предложении, о ЗП при ОЧП и обобщающих словах. Уметь: находить обобщающие слова в пр-ях с ОЧП, правильно расставлять ЗП при них. Знать: об обращении, его роли в речи, ЗП при нем. Уметь: находить обращение в предложении, правильно ставить при нем ЗП. Виды орфограмм, виды предложений по цели высказывания | Виды орфограмм Индивидуальная работа по карточкам | ||
41 | Р/Р Письмо | 1 | Знать: о правилах составления и написания письма, о его композиции и обязательных частях. Уметь: правильно писать письма. | Виды орфограмм, пунктограмм, обращение | ||
42 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | Знать: сведения о простом пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора. Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения. Знать: изученный материал о постановке ЗП в простом пр-нии, о порядке устного и письменного разбора. Уметь: выполнять пунктуационный разбор простого предложения | Виды орфограмм, части речи, ГЧП и ВЧП. Индивидуальная работа по карточкам | Повторение изученных слов интересоваться,увлекаться | |
43 | Р/РСочинениеповеств-го характера с элементами описания по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» | 1 | Знать: особенности написания сочинения данного типа. Уметь: составлять связное монологическое высказывание данного типа. | |||
44- 45 | Простые и сложные предложения. | 2 | Знать: о структурных различиях между простым и сложным пр-ем, о способах связи простых предложений в составе сложных. Уметь: различать простые и сложные пр-ния, правильно расставлять ЗП в СП. | Виды орфограмм, части речи, ГЧП и ВЧП. | Хотя,когда,чтобы,потому что | |
46 | Срезовая работа.(ВЧ, П и С.П.) | 1 | Систематизация знаний учащихся | |||
47 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Знать: сведения о сложном пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора. Уметь: выполнять синтаксический разбор сложного предложения. | Виды орфограмм, морфемный разбор Индивидуальная работа по карточкам | ||
48 | Прямая речь. | 1 | Знать: о прямой речи, словах автора, о постановке ЗП в пр-ях с прямой речью. Уметь: составлять пр-ния с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить ЗП. | Виды орфограмм, простые и сложные пр-ния, словосочетание | ||
49 | Диалог. Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | Знать: о диалоге, реплике, о ЗП при диалоге. Уметь: записывать и составлять диалоги, правильно ставить ЗП, выразительно читать диалоги. | Виды орфограмм, обращение Индивидуальная работа по карточкам | Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста | |
50 | Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | |||
51 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Провести анализ работы и выполнить работу над ошибками. Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Индивидуальная работа по карточкам | ||
52 | Р/Р Выборочное изложение (упр. 254). | 1 | Знать: о теме и основной мысли текста, о приемах сжатия текста. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить сжатое связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста. Учить логически и последовательно излагать мысли. | |||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (13 часов= 11+3) | ||||||
53 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; о фонетике как разделе науки о языке, об элементах транскрипции. Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные | Виды орфограмм, ЗП в пр-ях с ОЧП, с прямой речью. | Поразительный,чудесный | |
54 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | 1 | Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; характеристики согласных звуков, об обозначении звуков знаками транскрипции. Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, определять характеристики согласных звуков, обозначать звуки знаками транскрипции. Знать: о позиционных чередованиях гласных и согласных звуков, о сильных и слабых позициях гласных и согласных, об элементах транскрипции. Уметь: различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции. | Виды орфограмм, основная мысль текста, ЗП в пр-ях с ОЧП. Индивидуальная работа по карточкам | ||
55 | Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. | 1 | Знать: о парных и непарных по твердости-мягкости согласных, об обозначении мягкости различными способами. Уметь: определять характеристики согласных, обозначать их мягкость различными способами. | Части речи, словосочетание, виды орфограмм | Музей,текст | |
56 | Р/Р Повествование. | 1 | Знать: о теме и основной мысли текста, о повествовании и описании в тексте. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста с элементами описания и повествования. | |||
57 | Графика. Алфавит. | 1 | Знать: о новом разделе науки о языке; алфавит, названия букв, о различиях звуков и букв, характеристики звуков, о выборе орфограммы для обозначения гласных и согласных в слабой позиции. Уметь: пользоваться алфавитом, различать звук и букву, охарактеризовывать звуки, выбирать орфограмму для обозначения гласных и согласных в слабой позиции. | Виды орфограмм, звуки, слова с традиционным написанием Индивидуальная работа по карточкам | Графика, каллиграфия, алфавит | |
58 | Р/Р Сочинение-описание | 1 | Знать: о теме и основной мысли текста, о повествовании и описании в тексте. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста с элементами описания и повествования. | |||
59 | Обозначение мягкости согласного с помощью ь знака. | 1 | Знать: способы обозначения мягкости согласного, об использовании мягкого знака. Уметь: выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного. | Виды орфограмм, звуки, части речи Индивидуальная работа по карточкам | Каменщик,барабанщик, лучше,тоньше,меньше | |
60 | Двойная роль букв Е Ё Ю Я. | 1 | Знать: позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, о фонетическом разборе слова. Уметь: различать позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, фонетически разбирать слова. | Виды орфограмм, виды разборов, обращение | по учебнику,стр.143 | |
61 | Орфоэпия. Фонетический разбор слова | 1 | Знать: об орфоэпии как о разделе науки о языке, о правилах произношения слов. Уметь: применять орфоэпические правила в речи. Знать: о порядке фонетического разбора слова, о записи звукового состава слова. Уметь: выполнять фонетический разбор слова, записывать звуковой состав слова. | Знать: об орфоэпии как о разделе науки о языке, о правилах произношения слов. Уметь: применять орфоэпические правила в речи. | Стр.145 | |
62 | Закрепление изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | 1 | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный т/м на практике | Виды орфограмм, виды разборов Индивидуальная работа по карточкам | почерк,подчеркнуть | |
63 | Контрольный диктант по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». (за 2 четверть) | 1 | Проверить ЗУН по пройденной теме, умение применить знания и умения, полученные на практике | |||
64 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Провести анализ работы и выполнить работу над ошибками. Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Индивидуальная работа по карточкам | ||
65 | Р/Р Работа с репродукцией картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение-описание. | |||
Лексика. Культура речи (8 часов= 7+1) | ||||||
66 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | 1 | Знать: о понятии «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение», о толковых словарях и способах толкования слов. Уметь: различать лексическое и грамматическое значение слова Знать: об однозначных и многозначных словах, о лексическом значении многозначных слов. Уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать лексическое значение многозначных слов, находить необходимые сведения в толковом словаре. | Виды орфограмм, текст, части речи, словосочетание Индивидуальная работа по карточкам | Слова на В | |
67 | Прямое и переносное значение слов | 1 | Знать: о переносном значении слов, о причине переноса значения. Уметь: употреблять в речи слова в переносном значении. | Виды орфограмм, словосочетание, распр.пр-ние Индивидуальная работа по карточкам | Необыкновенный, особенный | |
68 | Омонимы | 1 | Знать: об омонимах, об их отличии от многозначных слов. Уметь: отличать омонимы от многозначных слов. | Виды орфограмм, словосочетание, части речи | Слова на К | |
69 | Синонимы | 1 | Знать: о синонимах, их роли в речи, об их стилистических особенностях. Уметь: подбирать синонимы, правильно употреблять их в речи. | Виды орфограмм, части речи, виды разборов | Громадный, огромный | |
70 | Антонимы | 1 | Знать: об антонимах, их роли в речи и их лексических особенностях. Уметь: подбирать антонимы и использовать их в речи. | Виды орфограмм, части речи, сложные пр-ния | Слова на Н | |
71 | Р/РСочинение-описание пейзажа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение-описание. | Виды орфограмм, пунктограмм Индивидуальная работа по карточкам | ||
72 | Закрепление изученного по разделу «Лексика. Культура речи» | 1 | Знать: теоретический материал по лексическим единицам. Уметь: правильно употреблять лексические единицы в устной и письменной речи. | Виды орфограмм, части речи, грам.признакисущ-ных | Изученные слова | |
73 | Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания | 1 | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: писать изложение данного типа. | Виды орфограмм, пунктограмм, стиль и тип речи | Изученные слова | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. (21 часа= 18+3) | ||||||
74 | Морфема- наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | Знать: о морфемике, морфеме, изменении и образовании слов, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова. Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения. | Состав слова Индивидуальная работа по карточкам | Изученные слова новый квартал | |
75 | Окончание. Основа слова. | 1 | Знать: об окончании как значимой части слова, егосинтаксической роли. Уметь: выделять окончания различных частей речи и основу, определять ГЗ. Знать определение, уметь выделять основу | Виды орфограмм, однокоренные слова, ЛЗ слова, согласные, ОЧП | Стр.8 Фиолетовый, лиловый | |
76 | Корень слова. Практическая работа по теме «Морфемика» | 1 | Знать: о корне как значимой части слова. Уметь: находить корень, подбирать родственные слова для проверки орфограммы. | Виды орфограмм, части речи, однокоренные слова | ||
77 | р/р Рассуждение в повествовании. | 1 | Знать: о типе текста – рассуждении, о композиции рассуждения. Уметь: строить монологическое высказывание по типу рассуждения. | Виды орфограмм, морфемы, диалог Индивидуальная работа по карточкам | Велосипед, велогонки, маршрут, правильный | |
78 | Суффикс. Суффиксы имен существительных. | 1 | Знать: о суффиксе как значимой части слова, его роли в образовании новых слов, о значении суффиксов имен сущ-ных. Уметь: определять суффикс в слове, определять значение суффикса в именах существительных. | Виды орфограмм, ГЗ сущ-ных, тема текста | Пианино, гитара, костюм, конфета | |
79 | Суффикс. Суффиксы имен прилагательных | 1 | Знать: о суффиксах имен прил-ных, об использовании суффиксов в соответствии с их значением. Уметь: выделять суффикс в слове, использовать суффикс в соответствии с его значением. | Виды орфограмм, виды разборов, текст, ЛЗ слова Индивидуальная работа по карточкам | Пианино, гитара, костюм, конфета, корзина | |
80 | Приставка | 1 | Знать: о роли приставки в образовании новых слов. Уметь: выделять приставку, определять ее значение. | части речи Виды орфограмм, антонимы, ЗП в пр-ях с прямой речью | Грамотный, паркет | |
81 | р/р Выборочное изложение по тексту повествовательного характера с элементами описания | 1 | логически последовательно и грамотно излагать свои мысли | |||
82 | Чередование звуков. Беглые гласные | 1 | Знать: о чередовании гласных и согласных звуков, о правописании морфем, на которых отразилось чередование. Уметь: определять чередующиеся звуки, правильно писать слова с чередованием. Знать: о беглых гласных. Уметь: разбирать по составу слова с беглыми гласными. | Виды орфограмм, части речи, словосочетание | Ремень, чехол | |
83 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова. | 1 | Знать: о различиях вариантов морфем и одинаково звучащих морфем. Уметь: различать варианты морфем и одинаково звучащие морфемы; проверять гласные и согласные в корне слова. | Однокоренные слова, ГЧП Индивидуальная работа по карточкам | ||
84 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Знать: о правописании приставок с традиционным написанием. Уметь: выделять приставки, находить орфограмму в неизменяемых приставках, подбирать проверочные слова. | Виды орфограмм, однокоренные слова, части речи | Изученные слова | |
85 | Буквы «з» и «с» на конце приставок | 1 | Знать: об особенностях правописания приставок, оканчивающихся на З (С). Уметь: выбирать орфограмму-согласную на конце приставок. | Виды орфограмм, однокоренные слова, текст, ОЧП | Рассвет, расцвет, расписание,расчет,здесь,здоровье | |
86 | Буквы «а» - «о» в корнях –лаг- -лож- | 1 | Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием. Уметь: выбирать буквы А-О в корнях –лаг- и –лож-. | Виды орфограмм, однокоренные слова, ЛЗ слова, согласные, ОЧП | ||
87 | Буквы «а» - «о» в корнях –раст- -рост- | 1 | Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием. Уметь: выбирать буквы О-А в корнях –раст- и –рос-. | Виды орфограмм, виды разборов | Повтор всех изученных слов | |
88 | Правописание корней с чередованием гласных | 1 | Знать: о правописании корней с чередованием гласных. Уметь: правильно писать гласные в корнях с чередованием, уметь отличать корни с чередованием и обосновывать выбор орфограммы | Виды орфограмм, обращение, ГЗ морфем | ||
89 | Буквы «о»- «ё» после шипящих в корнях слов | 1 | Знать: о правописании букв Ё, О после шипящих под ударением, о правописании слов иноязычного происхождения. Уметь: правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова, слова иноязычного происхождения на данную орфограмму. | Виды орфограмм, части речи, ОЧП, антонимы Индивидуальная работа по карточкам | Крыжовник, шов, шорох, капюшон, шофёр, шоссе, шоколад | |
90 | Буквы «ы» - «и» после Ц | 1 | Знать: о правиле написания И-Ы после Ц в разных морфемах, о графическом обозначении орфограммы. Уметь: правильно писать слова на данную орфограмму. | Виды орфограмм, словосочетание, предложение | Цыплёнок, цыган, цыкнуть | |
91 | . Закрепление изученного по разделу«МорфемикаОрфография. Культура речи». Подготовка к диктанту. | 1 | Знать: изученный материал по разделу. Уметь: выбирать и применять теоретический материал и орфограммы, изученные в данном разделе. | Текст, стиль текста, простые и сложные пр-ния | ||
92 | Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». | 1 | Проверить ЗУН по пройденной теме, умение применить знания и умения, полученные на практике | |||
93 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Провести анализ работы и выполнить работу над ошибками. Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Индивидуальная работа по карточкам | ||
94 | Р/Р Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение данного типа. | Богатый,обильный | ||
Морфология .Орфография. Культура речи.(42 часа) | ||||||
Имя существительное (14часов= 13+1) | ||||||
95 | Имя существительное. | 1 | Знать: о морфологических признаках имени cущ-го, его роли в пр-нии, об отличиях им.сущ-го от других частей речи. Уметь: определять ГЗ и ЛЗ имени сущ-го, его роль в предложении, строить связное монологическое высказывание по типу рассуждения. | Виды орфограмм, пунктограмм, синонимы | ||
96 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | Знать: о делении сущ-ных на одушевленные и неодушевленные. Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Виды орфограмм, ЗП в пр-ях с прямой речью, обращение | ||
97 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | Знать: о делении имен сущ-нх на собственные и нарицательные. Уметь: различать имена сущ-ные собственные и нарицательные. | Виды орфограмм, ЗП в конце пр-ний, тип и стиль текста. | Великая Отечественная война | |
98 | Род имён существительных | 1 | Знать: об определении рода имен сущ-ных для согласования форм зависимых слов. Уметь: определять род имен сущ-ных для согласования форм зависимых слов. | Виды орфограмм, словосочетание, части речи, пр-ния с прямой речью Индивидуальная работа по карточкам | ||
99 | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только мн.числа, об их употреблении в речи. Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи. Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только ед.числа, об их употреблении в речи. Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи | Виды орфограмм, ГЗ сущ-ных, текст.диалог | Ворота, чернила, молодёжь, каучук, фарфор, цемент, щавель, свёкла, силос, хлопок. | |
100 | Три склонения имен существительных. | 1 | Знать: о склонениях имен сущ-ных. Уметь: определять склонение имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании. | Виды орфограмм, морфемы слова, ВЧП | ||
101 | Падеж имен существительных. | 1 | Знать: о падежах имен сущ-ных. Уметь: определять падеж имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании. | Виды орфограмм, словосочетание, ВЧП, виды разборов | Из города,с дачи | |
102 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе. | 1 | Знать: об определении орфограммы в окончании имен сущ-ных. Уметь: определять и применять орфограмму в окончании сущ-ных. Знать: об особенностях склонения имен сущ-ных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие. Уметь: правильно писать имена сущ-ные и их формы, оканчивающиеся на –ия, -ий, -ие. | Виды орфограмм, тип и стиль речи, виды разборов | О лекции,об армии | |
103 | Множественное число имён существительных. Правописание о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | Знать: об особенностях образования и употребления форм им.падежа имен сущ-ных. Уметь: правильно образовывать и употреблять в речи имена сущ-ныемн.числа в им.п.. Знать: о правиле правописания гласных после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, о разграничении с правилом выбора орфограммы в корнях слов. Уметь: правильно писать гласные после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, разграничивать данную орфограмму с правилом выбора орфограммы в корнях слов. | Индивидуальная работа по карточкам | Повтор всех изученных слов | |
104 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Знать: порядок морф.разбора имени сущ-го. Уметь: выполнять морф.разбор имени сущ-го. | Виды орфограмм, пунктограмм, словосочетание | ||
105 | Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное» | 1 | Систематизация знаний уч-ся и выявление пробелов | |||
106 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». (за 3 четверть) | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | |||
107 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | исправлять допущенные ошибки, пользуясь теор. знаниями | Индивидуальная работа по карточкам | ||
108 | Р/Р Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | Знать: об особенностях составления сочинения данного типа. Уметь: составлять сочинение данного типа, строить связное монологическое высказывание. | |||
Имя прилагательное (8часов= 7+1) | ||||||
109 | Имя прилагательное. | 1 | Знать: о морфологических признаках имени прилагательного, его роли в речи. Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, его роль в речи. | орфограммы | Слова на А-Б Желтый,золотой,лимонный | |
110 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять и правильно писать падежные окончания прил-ных. | орфограммы | Слова на А-Б Желтый,золотой,лимонный | |
111 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | Знать: об отличии полных прилагательных от кратких, об их роли в предложении, об особенностях образования и произношения. Уметь: отличать полные и краткие прилагательные, уметь образовывать краткие прил-ные от полных. | Виды орфограмм, ОЧП, виды разборов | Будьте внимательны! Будьте добры! | |
112 | Р/Р Сочинение-описание животного на основе его изображения | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение-описание. | Виды орфограмм, пунктограмм | ||
113 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Знать: порядок морф.разбораимени прил-го. Уметь: разбирать прилагательные различных форм. | Виды орфограмм, стиль текста, ГЗ сущ-ных | Слова на З, И | |
114 | Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное». | 1 | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | Индивидуальная работа по карточкам | ||
115 | Контрольный диктант по разделу «Имя прилагательное» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике | |||
116 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | исправлять допущенные ошибки, пользуясь теор. знаниями | Индивидуальная работа по карточкам | ||
Глагол (14часов = 12+1) | ||||||
117 | Глагол как часть речи | 1 | Знать: о глаголе, его лексических возможностях и роли в речи. Уметь: определять ГЗ и ЛЗ глагола, уметь правильно употреблять глаголы в своей речи. Знать: о морфологических признаках глагола, его лексических возможностях и роли в речи. Уметь: определять морфологические признаки глагола, его роль в речи. | Виды орфограмм, морфемы слова, типы предложений, с/с | Слова на К,Л | |
118 | Не с глаголами. | 1 | Знать: правило написания НЕ с глаголами, о ситном написании разных частей речи с НЕ. Уметь: правильно писать НЕ с глаголами, разные части речи с НЕ. Знать: о разграничении раздельного и слитного написания глаголов. Уметь: правильно писать НЕ с глаголами. | Виды орфограмм, типы и виды предложений | Не буду,небыл,не могу, ненавидеть | |
119 | Неопределенная форма глагола. | 1 | Знать: о неопределенной форме глагола как о начальной форме глагола, об отличии неопределенной и личных форм. Уметь: ставить глагол в н.ф., отличать н.ф. глагола от личных форм. | Виды орфограмм, с/с, ГЗ сущ-ных, тип и стиль текста | Жечь,беречь | |
120 | Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 | Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Уметь: определять инфинитив и формы 3-го лица, правильно произносить и писать глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ. | Виды орфограмм, с/с, признаки текста, ЗП при диалоге Индивидуальная работа по карточкам | Гимнастика,баскетбол,тренер | |
121 | Виды глагола. | 1 | Знать: о понятии «вид» как о морф.признаке глагола и о способе определения сов. и несов.вида. Уметь: определять вид глагола | Индивидуальная работа по карточкам | ||
122 | Буквы е- и в корнях с чередованием. | 1 | Знать: правила выбора гласной в корнях с чередованием, способ определения орфограммы в корне. Уметь: правильно выбирать гласную в корнях с чередованием, применять способ определения орфограммы в корне. | Виды орфограмм, морфемы, текст | Слова на Р | |
123 | Время глаголов. Прошедшее время. | 1 | Знать: о временных формах глаголов, их употреблении в речи. Уметь: определять время глагола, правильно употреблять в речи временные формы глагола. Знать: о способе образования, изменения глаголов прош.времени, о правописании гласных перед суффиксом –л-, об орфоэпических нормах. Уметь: правильно образовывать, изменять и писать глаголы прошедшего времени. | Виды орфограмм, н.ф.глагола, морфемы Индивидуальная работа по карточкам | Понимал,понял,поняла | |
124 | Настоящее время. Будущее время | 1 | Знать: о ГЗ глаголов наст.времени, об их употреблении в речи. Уметь: определять ГЗ глаголов наст.времени, правильно употреблять их в речи. Знать: о способах образования форм будущего времени, об использовании их в речи. Уметь: правильно образовывать глагольные формы будущего времени, правильно употреблять их в речи. | Виды орфограмм, с/с, предложение, текст, слова с чередованием согл | Звонить,звонитмечта,космонавт,арена | |
125 | Спряжение глаголов. | 1 | Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний. . | С/с, предложение, средства выразит-сти в тексте, морфемы, ГЗ гл. | Облегчит,углубит,упростит | |
126 | Спряжение глаголов с безударным личным окончанием | 1 | Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания. | Облегчит,углубит,упростит | ||
127 | Морфологический разбор глагола. Употребление времен | 1 | Знать: порядок морфологического разбора глагола, последовательность анализа частей речи. Уметь: выполнять морфологический разбор глагола. | Обращение, морфемы | ||
128 | Р/РСжатое изложение повествовательного характера | 1 | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: писать изложение данного типа. | |||
129 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | Знать: о правописании глаголов 2-го лица ед.числа; об употреблении глаголов этой формы для обозначения действия с обобщенным значением. Уметь: правильно писать глаголы 2-го л.ед.числа; употреблять глаголы этой формы для обозначения действия с обобщенным значением. | Виды разборов, признаки текста, контектстные синонимы | Фотоаппарат,бинокль | |
130 | Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол» | 1 | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | Индивидуальная работа по карточкам | ||
131 | Контрольный диктант по разделу «Глагол» | 1 | Проверить ЗУН по пройденной теме, умение применить знания и умения, полученные на практике | |||
132 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Провести анализ диктанта и выполнить работу над ошибками. Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях. | ||||
Повторение и систематизация изученного (4 часа) | ||||||
133 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь знаков | 1 | Знать: о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке. Уметь: строить связное монологическое высказывание о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке. Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в приставках и в корнях слов. Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике. | Части речи, ЛЗ слова, виды разборов, ГЧП, ВЧП, морфемы Индивидуальная работа по карточкам | Расторопный,проворный,прыткий | |
134 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. Подготовка к диктанту | 1 | Знать: изученный теоретический материал о ЗП в простом и сложном предложениях. Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике. | Виды орфограмм, обращение, ОЧП, ГЧП, ВЧП, прямая речь, лексические явления Индивидуальная работа по карточкам | Изученные слова | |
135 | Годовой контрольный диктант | 1 | Знать: теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять данные знания на практике. | |||
136 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками Обобщающий урок | 1 | Провести анализ диктанта и выполнить работу над ошибками. Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...