«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»
проект по русскому языку (5 класс)

Османова София Ивановна

Учёные всегда сталкиваются с чем-то неизвестным, ещё необъяснимым, проводят исследование для того, чтобы узнать, получить объяснение этого нового явления. Они исходят из того, что возникает проблема – не знают чего-то о новом явлении, но хотят знать. Это что-то является предметом исследования, а само явление и условия его проявления – объектом исследования.

Грамотная организация исследовательской работы основывается на постановке цели исследования, формулировании гипотезы и собственно организация и проведение опытов. Гипотеза – это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proektnyy_urok_osmanova_s.i.docx284.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный урок русского языка для 5 класса на тему «Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

Османова София Ивановна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы «7 Красносельского района Санкт-Петербурга

УМК «Русский язык. 5 класс» М. М. Разумовской

Педагогическая цель:

  • знакомство с методологией исследования, проведением эксперимента, записи наблюдений;
  • формирование умения ставить и проводить исследование;
  • введение понятия «гипотеза».

Задание:

Детям предлагается

  1. исследовать слова по заданной проблеме,
  2. оформить исследование в соответствии с правилами: сформулировать по проблеме цель исследования, гипотезу,
  3. произвести эксперимент,
  4. записать наблюдение,
  5. сделать заключение и выводы.

Погружение в тему: 

Учёные всегда сталкиваются с чем-то неизвестным, ещё необъяснимым, проводят исследование для того, чтобы узнать, получить объяснение этого нового явления. Они исходят из того, что возникает проблема – не знают чего-то о новом явлении, но хотят знать. Это что-то является предметом исследования, а само явление и условия его проявления – объектом исследования.

Грамотная организация исследовательской работы основывается на постановке цели исследования, формулировании гипотезы и собственно организация и проведение опытов. Гипотеза – это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.

Ситуация: учебник стр. 234.

  

  • 90. Употребление суффиксов существительных

–ек-, -ик- (-чик-)

Проблема исследования: как узнать правописание буквы е или и    в суффиксах существительных –ик-, -ек-.

Цель исследования: найти эффективный способ определения правописания гласной в суффиксах существительных -ИК- и -ЕК-.

Гипотеза: 

Если в последнем согласном звуке перед суффиксом происходит чередование, то пишется  в суффиксе существительного  буква Е.

Если в последнем согласном звуке перед суффиксом нет  чередования,          то пишется  в суффиксе существительного буква И.

Оснащение:

  • УМК для 5 класса под ред. М.М.Разумовской и П. А. Леканта (учебник, рабочая тетрадь),
  • орфографические словари.
  • Шаблон презентации-исследовая

Этапы и время фронтально-групповой работы на уроке

№ этапа

Содержание этапа

Продолжительность этапа

1.

Слайд № 1

Запись в тетради

В тетради записать тему урока «Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

1 мин.

2.

Слайды № 2-4

Объяснение задания

Учитель проводит погружение в тему об исследованиях, показывает методологию постановки и проведения исследования. Делает акценты внимания с помощью методологических карточек – прикрепляет карточки одну за другой на доске. Особое внимание уделяется новому понятию – гипотеза.     

Учитель предлагает провести небольшое исследование и рассказывает проблемную ситуацию.

Открываем учебник:

  • 90 на стр.234

говорится об употреблении суффиксов, склонении существительных, чередовании гласных, беглой гласной.

- Для чего это нужно знать? (чтобы грамотно писать)

- Какая проблема возникает? (проблема правописания)

В диалоге с классом учитель помогает сформулировать проблему исследования, вместе с обучающимися формулирует цель исследования и определяет продукт проектно-исследовательской деятельности в форме презентации.

5 мин.

3.

Слайд № 5-6

Работа в рабочей тетради

 - Читаем постановку работы на исследование в тетради. Каждое исследование начинается с формулировки проблемы и цели.

Проблема исследования: Как узнать правописание букв е или и в суффиксах существительных –ик-, -ек-.

Цель исследования: найти эффективный способ определения правописания букв в суффиксах существительных -ИК- и -ЕК-

В исследовании не обойтись без гипотезы. Читаем определение гипотезы:

 Гипотеза – это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.

Гипотеза:

Новый эффективный подход к правописанию суффиксов существительных  

 –ИК и –ЕК

Задачи:

  1. найти слова на заданную тему,
  2. исследовать их,
  3. сделать вывод.

5 мин.

4.

Самостоятельная работа в тетради (Задачи: найти слова на заданную тему, исследовать их и сделать вывод)

В каждой группе назначается ответственный за работу группы. Он распределяет задание и сообщает результаты исследования и выводы группы.

5 мин.

5.

Проведение исследования. Обучающиеся работают в микрогруппах, обсуждают, записывают свои наблюдения, обобщают выводы микрогрупп.

10 мин.

№ шага

Действия

Результат

1)

Найти 10 существительных типа «замок-замочек» 

Группа № 1

  1. Брусок
  2.  Валенок
  3. Веник
  4. Венок
  5. Ветерок
  6. Вьюнок
  7. Галстук
  8. Глазок
  9. Голубок
  10. Горох

2)

Образовать от найденных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ек-

Группа № 1

  1. Брусок - брусочек
  2. Валенок - валеночек
  3. Веник - веничек
  4. Венок- веночек
  5. Ветерок - ветерочек
  6. Вьюнок - вьюночек
  7. Галстук - галстучек
  8. Глазок - глазочек
  9. Голубок - голубочек
  10. Горох – горошек

3)

Слайд № 7

Проанализировать: есть ли чередование согласного звука перед суффиксом

замок - замочек

Группа № 1

  1. Брусок - брусочек     к // ч
  2. Валенок - валеночек к // ч
  3. Веник - веничек к // ч
  4. Венок - веночек к // ч
  5. Ветерок - ветерочек   к // ч
  6. Вьюнок - вьюночек   к // ч
  7. Галстук - галстучек   к // ч
  8. Глазок - глазочек к // ч
  9. Голубок - голубочек к // ч
  10. Горох - горошек х // ш

Группа № 2

  1. Горшок- горшочек (к // ч)
  2. Гудок-гудочек (к // ч)
  3. Дружок-дружочек (к // ч)
  4. Жеребёнок--жеребёночек (к // ч)
  5. Зайчонок-- зайчоночек (к // ч)
  6. Звонок- звоночек (к // ч)
  7. Козлёнок-козлёночек (к // ч)
  8. Корешок- корешочек (к // ч)
  9. Котёнок-котёночек (к // ч)
  10. Клубок- клубочек (к // ч) 

Группа № 3

  1. Комок - комочек (к // ч)
  2. Кулёк - кулёчек (к // ч)
  3. Кусок - кусочек (к // ч)
  4. Лесок - лесочек (к // ч)
  5. Листок - листочек (к // ч)
  6. Мешок – мешочек (к // ч)
  7. Молоток - молоточек (к // ч)
  8. Наперсток – наперсточек (к // ч)
  9. Ноготок -ноготочек (к // ч)
  10. Ножик - ножичек (к // ч) 

Группа № 4

  1. Номерок - номерочек (к // ч)
  2. Носок – носочек (к // ч)
  3. Ободок - ободочек (к // ч)
  4. Огонек – огонечек (к // ч)
  5. Песок – песочек (к // ч)
  6. Платок – платочек (к // ч)
  7. Пушок - пушочек (к // ч)
  8. Росток – росточек (к // ч)
  9. Свисток- свисточек (к // ч)
  10. Снежок – снежочек (к // ч)

Группа № 5

  1. Совок – совочек (к // ч)
  2. Стебелек - стебелёчек (к // ч)
  3. Тапок – тапочек (к // ч)
  4. Телёнок- телёночек (к // ч)
  5. Уголок- уголочек (к // ч)
  6. Узелок- узелочек (к // ч)
  7. Учебник- учебничек (к // ч)
  8. Цветок – цветочек (к // ч)
  9. Человек- человечек (к // ч)
  10. Чулок – чулочек (к // ч)

6.

Слайд № 8

Работа в тетради

Вместе с учителем учащиеся формулируют вывод о том, подтвердилась ли гипотеза     Новый эффективный подход к правописанию суффиксов существительных   –ИК и –ЕК                 и делают выводы о том, что узнали.

5 мин.

7.

Повторение методологии исследования.

Учитель выкладывает карточки на доске, а дети комментируют формулировки по тетради.

3 мин.

8.

Слайд № 9

Выступление   ответственных групп.

От каждой группы выступающий рассказывает о ходе эксперимента, фиксированных наблюдениях, заключении и выводах.

5мин.

9.

Рефлексия обучающихся

  • Как организовали работу в группе?
  • Что получилось хорошо?
  • Какие возникли проблемы, и как они были разрешены?
  • Самооценка.

3 мин.

10.

Экспертная оценка учителя

1 мин.

Домашнее задание

Представить продукт своей проектной деятельности на уроке презентацией по заданному шаблону.

2 мин

Всего:

45 мин.

Методические комментарии

На 1 уроке обучающиеся знакомятся с новым материалом.

На 2 уроке - постановка и проведение исследования, понятия гипотеза, запись наблюдения за ходом эксперимента и формулирование заключения и выводов. Необходимо сделать акценты на названиях: проблема исследования, цель исследования, гипотеза.

Презентация –шаблон сопровождает этапы урока.

При формулировании заключения о том, подтвердилась ли гипотеза, пишем – подтвердилась.

Делаем вывод о том, что найден более эффективный подход к правописанию суффиксов существительных   –ИК и –ЕК.

Затем формулируется заключение о том, что 

  • если в последнем согласном звуке перед суффиксом происходит чередование, то пишется в суффиксе существительного буква Е;
  • если в последнем согласном звуке перед суффиксом нет чередования, то пишется в суффиксе существительного буква И.

В качестве педагогической помощи обучающимся даётся шаблон презентации.

На 3 уроке демонстрируются презентации групп, а обучающиеся каждой группы комментируют. Руководители групп составляют итоговую презентацию проекта-исследования.

На 4 уроке демонстрируется итоговая презентация проекта-исследования. Комментируют обучающиеся. которые ещё не выступали.

Использованные источники:

  1. Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителя начальных классов, 4 класс. – М.:ИПЦ «Маска», 2010.
  2. Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 17-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Суволокина И.В.  Алгоритм разработки проектных уроков. Семинар издательства «Дрофа» 8.02.2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА. Часть А7. Правописание суффиксов существительных

Данную презентацию можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках....

Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка для 6 класса с учетом требований ФГОС....

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК»

Урок построен в соответствии с ФГОС. Тип урока - открытие новых знаний....

Конспект урока: "Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)"

Конспект урока по русскому языку для 6 класса...

Правописание суффиксов существительных -ИК и -ЕК

Качественная презентация для уроков как в очном, так и в дистанционном формате....