Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка для 6 класса с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc78.5 КБ
Файл prezentatsiya.pptx88.05 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание суффиксов существительных –ЧИК -  (-ЩИК)

Тип урока: урок « открытия» новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

П: распознавать слова с суффиксом -чик (-щик); группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний.   

Л: обогащать грамматический строй своей речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

             Прозвенел звонок и смолк –
             Начинается урок.
             Вы за парты тихо сели,
             На меня все посмотрели.

II. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение. О чем в нем говорится?

Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей  (не правда, а ложь),

А там - в приставку превратиться (неправда),

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (негодование)

- Запишите и объясните правописание НЕ с именами существительными.

 (Не)печь кормит, а руки.

 Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Говорить (не)правду некрасиво.

Это (не)галка, (не)сорока, (не)ворона.

- Когда НЕ с именами существительными пишутся раздельно, а когда слитно?

(НЕ с существительными пишется слитно, если без НЕ не употребляется или можно заменить синонимом без НЕ.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление или это отрицательная частица).

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

Коммуникативные

УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка учебной задачи.

Материал для наблюдения.

- От данных слов образуйте названия лиц по профессии:

рассказ - рассказчик

барабан - барабанщик

разносить - разносчик

сварка – сварщик

- Какое значение имеет выделенный суффикс? (Обозначает лицо по профессии).

- Произнесите концовки слов, сравните с написанием.

- Что вас удивило?

- Сформулируйте проблему урока. (Когда в суффиксах нужно писать Ч, а когда Щ?)

- Прочитайте слова. Какое условие является основным при выборе суффикса -чик-? (Конечная буква исходного слова).

доклаДчик       перепиСчик               

совеТчик         закаЗчик                     

         перебеЖчик                               

- После каких согласных пишется суффикс –ЧИК?

- Сравните свой вывод с текстом учебника на стр.153.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? А значение?

сарайчик – грузчик

магазинчик- летчик

стульчик – объездчик

карманчик – подписчик

(Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное).

Рассказ о суффиксе ­чик­

Человеку не обойтись без суффикса ­чик­! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и называет профессии людей. Если он называет людей, у него есть пять друзей, после которых суффикс ­чик­ всегда стоит в словах.

- Ребята, догадались ли вы, кто эти друзья? (Буквы д, т, з, с, ж.) Запомнить их вам поможет путеводная звезда, которую каждый из вас получит сегодня на уроке (учитель раздает звезды).

                                    советчик

                                                         т

 

            докладчик                 д                чик       з           заказчик

                                             ж                     с

                                     

                 перебежчик                                     переписчик

Запишем тему урока: «Правописание суффиксов -ЧИК-, -ЩИК-».

Алгоритм применения правила написания букв ч и щ в суффиксе существительных ­чик­ (­щик­):

                        1. Выдели суффикс ­чик ­ (-щик).

                2. Определи его значение.

лицо по профессии                          уменьшительно­ласкательное

посмотри на конечную                         пиши ­чик­

букву согласного основы

исходного слова

(перед суффиксом)

        д, т, з, с, ж                        другие буквы

        пиши ­чик­                        пиши ­щик­

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

ФИЗМИНУТКА

V. Первичное закрепление.

Электронная физминутка «Звездочет»

- Предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз по схемам, которые вы увидите на слайдах, затем выполнить упражнения  за движущейся звездочкой, при мигании звездочки необходимо моргать. При этом звезды нужно посчитать. Самый точный и будет звездочет (28 звезд).

Работа с учебником – упр. 295

(Прицепщик, вертолетчик, грузчик, пулеметчик, переплетчик, смазчик, разведчик, переводчик).

Познавательные УУД

1.  Анализировать, устанавливать сходство и различия, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, конструировать, строить рассуждения.

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Распределительный диктант.

Распределите в 3 колонки слова в зависимости от значения:

сборщик, заказчик, диванчик, выдумщик, сварщик, советчик, стаканчик, попутчик, зачинщик, лимончик.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу, поставьте отметку.

-ЩИК-

-ЧИК- со знач.лица

-ЧИК- с уменьш.знач.

сборщик

выдумщик

сварщик

зачинщик

заказчик

советчик

попутчик

диванчик

стаканчик

лимончик

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Осуществлять взаимный контроль.

VI I. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Послушайте сказку. О чем в ней говорится? Какие слова образует суффикс –ЧИК?

Давным-давно жил-был суффикс -Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в такие же добрые и ласковые, как и сам суффикс. У суффикса -Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс -Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс -Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

V III. Рефлексия.

Итог урока

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

Закончи предложение:

- Сегодня я узнал(а)…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я понял(а)…

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Мне захотелось…

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

XI. Домашнее задание.

Упражнение 296.

Написать небольшое сочинение о профессиях, используя имена существительные с суффиксами -ЧИК, -ЩИК.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 6 класс «Правописание суффиксов существительных – ЧИК (-ЩИК)»

Слайд 2

Послушайте стихотворение. О чем в нем говорится? Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне. Тут может быть она частицей (не правда, а ложь), А там - в приставку превратиться (неправда), А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться (негодование)!

Слайд 3

Запишите и объясните правописание НЕ с именами существительными: (Не)печь кормит, а руки. Видно (не) ряху по грязной рубахе. Говорить (не)правду некрасиво. Это (не)галка, (не)сорока, (не)ворона.

Слайд 4

От данных слов образуйте названия лиц по профессии рассказ барабан разносить сварка

Слайд 5

Какое значение имеет выделенный суффикс рассказ чик барабан щик разнос чик свар щик

Слайд 6

Произнесите концовки слов. Сравните с написанием рассказ чик [ щик ] барабан щик [ щик ] разнос чик [ щик ] свар щик [ щик ]

Слайд 7

Прочитайте слова. Какое условие является основным при выборе суффикса - чик -? докла д чик перепи с чик сове т чик зака з чик перебе ж чик

Слайд 8

Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? сарай чик – груз чик магазин чик - лет чик стуль чик – объезд чик карман чик – подпис чик

Слайд 9

1 . Выдели суффикс ­чик (- щик ). 2. Определи его значение. лицо по профессии уменьшительно­ласкательное посмотри на конечную пиши ­чик­ букву согласного основы исходного слова (перед суффиксом) д , т, з , с, ж другие буквы пиши ­чик­ пиши ­ щик ­

Слайд 10

Распределите в 3 колонки слова в зависимости от значения: сборщик, заказчик, диванчик, выдумщик, сварщик, советчик, стаканчик, попутчик, зачинщик, лимончик. -ЩИК- -ЧИК- со знач.лица -ЧИК- с уменьш.знач.

Слайд 11

-ЩИК- -ЧИК- со знач.лица -ЧИК- с уменьш.знач. сборщик выдумщик сварщик зачинщик заказчик советчик попутчик диванчик стаканчик лимончик

Слайд 12

Закончи предложение: - Сегодня я узнал(а)… - Было трудно… - Теперь я могу… - Я понял(а)… - У меня получилось… - Было интересно… - Мне захотелось…

Слайд 13

Домашнее задание 1. Упражнение 296. 2. Написать небольшое сочинение о профессиях, используя имена существительные с суффиксами -ЧИК, -ЩИК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА. Часть А7. Правописание суффиксов существительных

Данную презентацию можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках....

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК»

Урок построен в соответствии с ФГОС. Тип урока - открытие новых знаний....

Конспект урока: "Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)"

Конспект урока по русскому языку для 6 класса...

Правописание суффиксов существительных -ИК и -ЕК

Качественная презентация для уроков как в очном, так и в дистанционном формате....

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

Учёные всегда сталкиваются с чем-то неизвестным, ещё необъяснимым, проводят исследование для того, чтобы узнать, получить объяснение этого нового явления. Они исходят из того, что возникает проблема ...