Лексика
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Воропаева Надежда Валерьевна

Урок обобщающего повторения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Лексика»

Тип урока: обобщение знаний и применение знаний на практике.

Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; повторить термины, изученные в разделе «Лексика»; способствовать формированию мыслительной деятельности: анализа, синтеза, классификации, сравнения; развивать умение формулировать цели урока и соотносить их с конечным результатом; содействовать воспитанию интереса к слову.

Планируемые результаты:

Предметные: владеют приёмами работы с книгой, со словарём; свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме; стилистически корректно используют лексику; понимают взаимосвязь уровней  единиц языка.

Личностные: осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют стремление к речевому самосовершенствованию, имеют достаточный объём словарного запаса, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

-познавательные – владеют приёмами отбора и систематизации материала по теме «Лексика», умением вести самостоятельный поиск информации, анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к её преобразованию, применяют приобретённые знания, умения и навыки на практике;

- регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

- коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждении правильного решения.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы деятельности

1.Мобилизация

-Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну выученных уроков. Такой страны нет на карте, но она есть у каждого из вас. Это знания, которые вы получаете на уроках.

2.Терминологичес         кий диктант

-Обмен листами контроля. Взаимопроверка.

-Наш урок начнём с терминологического диктанта.

1.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по

лексическому значению (омонимы)

2.Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению (антонимы)

3.Слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы)

4.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии (профессионализмы)

5.Слова, вышедшие из активного употребления в связи с тем, что предмет приобрёл другое название (архаизмы)

6.Новые слова, не так давно появившиеся в языке (неологизмы)

--Оцените работу по шкале:

6 ответов – «5»

5 ответов – «4;

3-5 ответов – «3»

Вписывают в листы контроля термины, определяя их по лексическому значению.

Производят взаимопроверку по шкале

Принимают учебную задачу

Владеют способами взаимодействия с учителем и одноклассниками

3.Формулироване темы и целей урока

-Что объединяет записанные термины?

-Попробуйте сформулировать цели урока, исходя из данных терминов.

-Чтобы достичь нашей цели, мы будем выполнять разные задания, проверяющие знания по лексике.

Отвечают на вопрос, формулируют цели

(повторить понятия, изученные в разделе «Лексика»;

совершенствовать умение применять знания на практике, при выполнении заданий;

обогатить свой словарный запас)

Владеют способами действия на основе наблюдений

4. Актуализация знаний учащихся

-Вспомните, что такое лексика (Раздел науки о языке, изучающий слова как единицы языка и словарный состав языка) А где живут слова? (в словарях). Вспомните названия словарей, с которыми вы познакомились на уроках по лексике? (Толковый, словарь В.И.Даля, словарь синонимов, антонимов, омонимов, словарь иностранных слов)

Отвечают на вопросы

Применяют знания при ответах, владеют способами взаимодействия с учителем.

5.Выполнение заданий.

--Работа с диалектизмами

-Обратите внимание на экран. Вы видите высказывание В. И. Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка»:

      « В русском слове не менее жизни, как и в самом человеке».

-В чём же смысл этих слов? Чтобы разобраться, совершим экскурсию в русскую деревню и  вместе с замечательным поэтом С. Есениным побываем в деревенском доме – в хате.

  На слайде вы видите отрывок из стихотворения «В хате»:

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз…

…Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко…

С. Есенин

Понятен вам этот отрывок? (не совсем) Почему? (Есть незнакомые слова)

-Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? Попробуйте сформулировать это задание (разделить слова на 2 группы: общеупотребительные и необщеупотребительные)

-Вспомним, какие слова являются общеупотребительными? (

-Значение каких слов понятно не всем?   Выпишем их в тетрадь. Для вас они незнакомые, а для кого же они понятные и близкие? Подумайте. ( Для жителей рязанских деревень). Как называются такие слова? (Диалектные)

Вы знаете, что обозначают эти диалектные слова в стихотворении Есенина?

Отвечают на вопросы, читают отрывок, внимательно слушают, высказывают предположение, самостоятельно формулируют задание.

Владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и одноклассниками

- Реализация индивидуальное домашнего задания - толкование непонятных слов из этого отрывка

-Значение какого слова объясняется подбором синонимов? (махотка)

Диалектные слова в художественных произведениях использовал не только Есенин, но и многие другие художники слова (например, Пришвин, Тургенев). Как вы думаете, зачем? (Чтобы показать особенности речи жителей определённой местности, отразить крестьянскую жизнь, деревенский быт). Давайте вернёмся к высказыванию В.И.Даля (слайд). В чём его смысл?  Прав он в том, что «в русском слове не менее жизни, чем в самом человеке»?

Внимательно слушают выступающего ученика-консультанта (результат работы со словарём), записывают незнакомые слова в тетрадь.

Высказывают предположения, делают выводы.

Высказывают предположения, делают выводы.

-Работа с      профессионализмами.

-Отчёт учащихся каждой группы. Проверка работ у доски. Выставление оценок.

-Приступим к следующему заданию. Два ученика поработают по индивидуальным   карточкам у доски. А остальных я попрошу обратить внимание на экран. Здесь представлены 4 группы слов.

1) Фарватер, бакен, компас, парус

2)Интервью, репортаж, очерк, статья

3) Ноты, сольфеджио, ария, сопрано

4) Форвард, пенальти, голкипер, тайм

Прочитайте их внимательно и подумайте, какое задание вам предстоит выполнить?

Задание:

1 ряд – определить профессию работника по его словарю

2 ряд – записать толкование слов, выделенных красным цветом (при затруднении можно обратиться к словарю)

3 ряд – записать толкование слов, выделенных синим цветом (вы тоже можете обращаться к словарю)- см. презентацию

Работают по индивидуальным карточкам. Выполняют задания по группам.

Внимательно слушают, дополняют ответы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия, навыками работы со справочной литературой, словарями, навыками групповой работы.

Осуществляют контроль и оценку.

6.Физкультурная пауза. Гимнастика для глаз.

7. Исследовательская работа по вариантам (устаревшие слова и их роль в тексте)

- Проверка работы.

-Предлагаются отрывки из произведений А. С. Пушкина (см. презентацию)

Задание:

1)выписать устаревшие слова

2)определить их значение

3) определить, какие из них являются архаизмами, а  какие историзмами

4)сделать вывод о цели их использования в литературе.

Показывают результаты исследования, слушают друг друга, делают выводы.

Принимают учебную задачу, проводят анализ.

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

8.Тестирование      (см. презентацию)

-Самопроверка по «ключу».

Выполняют задание.

Осуществляют самоконтроль

9.Творческое задание

- Проверка

-А теперь давайте вспомним, какая удивительно красивая осень в этом году. Хочу предложить вашему вниманию фотографию жителя Боброва А.Ю.Соколова «Осенние краски Прибитюжья». Очень красивая фотография, не так ли? А можно выразить эту красоту словами? Какие лексические средства выразительности можно для этого использовать? (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).  Я предлагаю составить маленький текст – 3-4 предложения про осень. Сделаем мы это в листах контроля.                                                        

Выполняют письменное творческое задание.

Внимательно слушают, записывают средства выразительности.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

10.Итог урока Рефлексия учебной деятельности.

-Домашнее задание: упр.88 или 89

-Сегодня мы записали в словарики новое слово – «репортаж» (сообщение или рассказ о событиях, комментарий к происходящему) Кто может сделать краткий репортаж с нашего урока? Какую цель мы перед собой ставили? (повторить изученное по теме «Лексика», совершенствовать умение применять знания на практике, обогатить свой словарный запас). Как вы считаете, достигли мы цели? Что мы повторили? Какие новые слова узнали? Чем вам может быть полезна эта информация?  

Делают репортаж, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Лексика. Группы слов лексики.

Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся.  Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...