Лексика. Группы слов лексики.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся. Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, выполняет практическое задание и представляет изученный материал классу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Группы слов лексики | 75.5 КБ |
План-задание для организации групповой работы | 42 КБ |
otvet_na_kartochku_leksika_gruppy_slov.doc | 38.5 КБ |
Для работы групп | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока русского языка в 6 классе
Тема: «Лексика как раздел науки о языке. Группы слов лексики».
На материале учебника «Русский язык. 6 класс» авторов: М.Т.Баранова Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцова
Цели и задачи урока:
1. Повторить материал, изученный в 5 классе: лексика, лексическое и грамматическое значение слова; однозначные и многозначные слова; омонимы.
2. Закрепить навык работы с толковым словарём, со словарной статьёй.
3. Формировать умение работать в группе, пользоваться планом-заданием, составлять интеллект-карту.
4. Познакомить учащихся с новым материалом: общеупотребительные и необщеупотребительные слова (профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы); лексика языка с точки зрения ее активного и пассивного употребления (устаревшие слова: историзмы-архаизмы; неологизмы).
5. Расширять словарный запас детей, вводить в их речь слова, вышедшие из активного употребления.
Ход урока.
1 этап. Психологический настрой на деятельность. Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку
Я- ученик, личность творческая, думаю, хочу знать
2 этап. Словарно-орфографическая работа:
Слайд 1. Высказывания известных людей о богатстве и красоте русского языка
Русский язык имеет огромный словарный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения. Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия.
В. Шкловский
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи.
Н. В. Гоголь
-На доске записаны высказывания известных людей. Что вы можете сказать об этих словах?
(Высказывания говорят о точности русского языка, сколько необыкновенно красивых и интересных слов в нашем языке.)
Учитель: Л.Н. Толстой сказал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» И мы сейчас еще раз в этом убедились.
Слово сопровождает нас в течение всей жизни. Оно имеет над нами огромную власть, власть магическую, мы заколдованы словом и живем в его царстве.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Учитель: Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
– А что обозначают слова?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
Именно в слове отражено все многообразие окружающего мира.
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)
Учитель: Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока?
Речь пойдёт о лексике. Запишите тему урока.
Слайд 2. Что такое лексика?
Учитель: Дан перевод заимствованного слова: «Лексика (от греч. λεξικός - «относящийся к слову», от греч. λέξις - «слово», «оборот речи»)».
Лексика – это …
Учащиеся проверяют себя по школьному этимологическому словарю русского языка Н.М. Шанского ( происхождение слов)
Учитель: вспомним правила пользования словарем.
( Находим слово в алфавитном порядке).
Учитель: Предлагается несколько определений разделов науки о языке-лексикологии, дети должны выбрать правильный ответ:
раздел науки о языке, изучающий значение слов;
раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи;
раздел науки о языке, изучающий правописание слов;
раздел науки о языке, изучающий образование слов.
Учащиеся проверяют себя по учебнику (стр.23), могут увидеть правильный ответ: «Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий значение слов».
Зачитывают определения: «Лексическое значение слова», «Однозначное слово», «Многозначное слово».
3 этап. Актуализация знаний.
Учитель: Как в словарной статье определить однозначное слово или многозначное?
(У однозначного слова в словарной статье будет 1 значение, а у многозначного слова значения будут иметь порядковый номер: 1. 2. )
Учитель: обратитесь к школьному толковому словарю русского языка М.С. Лапатухина. Четные пары учащихся будут искать в словарной статье однозначное слово ( 3 сл.), нечетные пары обучающихся –многозначное слово (1 сл.). Оформите в тетрадь. Зачитываем значения слов.
Учащиеся: Однозначные слова- изморозь (с.131), обычай (с.226), реферат (с. 319).
Многозначное слово- класть (с. 148), красный (с.163), крепкий (с.164),
Учитель: Как с многозначным словом связано явлением омонимии? Как омоним слова можно определить в словаре?
(Омоним записывается вслед за основным значением. В словарной статье повторяется это же слово: напасть1-……; напасть2-…. с. 201).
4 этап. Определение темы урока.
Учитель: На какие группы делится лексика с точки зрения сферы ее употребления? (на общеупотрбительную - слова, употребление которых свойственно всем говорящим по-русски и не ограничено какой-либо территорией, профессией или социальной средой, составляют общеупотребительную лексику русского языка.)
Учитель: Какие слова относятся к общеупотребительной лексике? (обозначающие жизненно и социально важные понятия, действия, свойства: вода, человек, отец, мать, работать, идти, видеть, слышать, большой, добрый, хороший, злой, белый, светло, темно, быстро и др.)
Учитель: Это не означает, что общеупотребительная лексика составляет замкнутую группу слов, не подверженную никаким влияниям. Напротив она может пополняться словами, которые ранее имели ограниченную (диалектную или профессиональную) сферу употребления.
Учитель: Вы разделены на группы по 5-6 человек. Сегодня каждая группа получает план –задание для работы на уроке. Сейчас мы выполняем задание по общеупотребительной лексике.
План-задание по теме: группы слов лексики:
Таблица 1
№ п/п | Название группы слов | Знать | Уметь | Дополнительная информация |
1 | Общеупотребительные | с.28 | упр.65 | |
2 | Профессионализмы | с.29-30 | упр.68 | Выбрать 1 профессию и подобрать профессионализмы |
3 | Диалектизмы | с.32 | упр.73.72 | Диалектизмы нашей области |
4 | Жаргонизмы | с.35 | упр.76,77,78,79 | Жаргонизмы современных подростков |
5 | Эмоционально окрашенные слова | с.36-37 | упр.81,83 | Подбери текст с эмоционально-окрашенными словами |
6 | Устаревшие слова | с.39 | упр.86 | Найди примеры устаревших слов из учебника литературы |
7 | Новые слова (неологизмы) | с.41 | упр.87,89 | Приведи примеры новых слов для нашего времени |
8 | Исконно русские слова | с.42 | Из этимологического словаря выбрать примеры | |
9 | Заимствованные слова | с.42 | упр.92,93.94 | упр.91 |
Учитель: Вы разделены на группы по 5-6 человек. Сегодня каждая группа будет исследовать свой пласт лексики в зависимости от ее употребления. Капитан выбирает название группы лексики: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие слова, новые слова.
-Какие группы лексики не относятся к классификации с точки зрения ее употребления? (устаревшие слова, новые слова).
-К какой классификации можем их отнести? (с точки зрения ее активного и пассивного употребления).
Учитель: Каждая группа изучает теоретический материал, выполняет практическое задание. Затем на предложенных вам листах необходимо оформить интеллект-карту по изученной вами теме. От каждой группы готовятся 2 ученика, чтобы представить работу группы классу.
5 этап. Работа в группах.
6 этап. Представление интеллект-карты.
Выступают представители от групп.
7 этап. Первичное закрепление материала.
Каждой группе выдается карточка, из которой нужно выбрать слова изученной группы лексики.
Выбери профессионализмы:
мозаика | зело | рогач | арка |
перси | фреска | отрок | подгребай |
накостыляли бы | разлужья | замок | снедь |
закуты | выдрючивался | дорубали остатки еды | денник |
Выбери жаргонизмы:
мозаика | зело | рогач | арка |
перси | фреска | отрок | подгребай |
накостыляли бы | разлужья | замок | снедь |
закуты | выдрючивался | дорубали остатки еды | денник |
Выбери диалектизмы:
мозаика | зело | рогач | арка |
перси | фреска | отрок | подгребай |
накостыляли бы | разлужья | замок | снедь |
закуты | выдрючивался | дорубали остатки еды | денник |
Выбери устаревшие слова:
мозаика | зело | рогач | арка |
перси | фреска | отрок | подгребай |
накостыляли бы | разлужья | замок | снедь |
закуты | выдрючивался | дорубали остатки еды | денник |
Выбери новые слова:
мозаика | зело | рогач | арка |
интернет | фреска | отрок | подгребай |
накостыляли бы | разлужья | коммуникация | снедь |
закуты | модем | дорубали остатки еды | планшет |
После совместной работы группам предлагается провести самопроверку.
Ответ на карточку: группы слов. Лексика
Профессионализмы | Жаргонизмы | Диалектизмы | Устаревшие слова | Новые слова |
мозаика | подгребай | разлужья | перси | интернет |
замок | дорубали остатки еды | закуты | отрок | модем |
фреска | накостыляли бы | рогач | зело | коммуникация |
арка | выдрючивался | денник | снедь | планшет |
8 этап. Подведение итогов работы.
Предварительный просмотр:
План-задание по теме: группы слов лексики:
№ п/п | Название группы слов | Знать | Уметь | Дополнительная информация |
1 | Общеупотребительные | с.28 | упр.65 | |
2 | Профессионализмы | с.29-30 | упр.68 | Выбрать 1 профессию и подобрать профессионализмы |
3 | Диалектизмы | с.32 | упр.73.72 | Диалектизмы нашей области |
4 | Жаргонизмы | с.35 | упр.76,77,78,79 | Жаргонизмы современных подростков |
5 | Эмоционально окрашенные слова | с.36-37 | упр.81,83 | Подбери текст с эмоционально-окрашенными словами |
6 | Устаревшие слова | с.39 | упр.86 | Найди примеры устаревших слов из учебника литературы |
7 | Новые слова (неологизмы) | с.41 | упр.87,89 | Приведи примеры новых слов для нашего времени |
8 | Исконно русские слова | с.42 | Из этимологического словаря выбрать примеры | |
9 | Заимствованные слова | с.42 | упр.92,93.94 | упр.91 |
План-задание по теме: группы слов лексики:
№ п/п | Название группы слов | Знать | Уметь | Дополнительная информация |
1 | Общеупотребительные | с.28 | упр.65 | |
2 | Профессионализмы | с.29-30 | упр.68 | Выбрать 1 профессию и подобрать профессионализмы |
3 | Диалектизмы | с.32 | упр.73.72 | Диалектизмы нашей области |
4 | Жаргонизмы | с.35 | упр.76,77,78,79 | Жаргонизмы современных подростков |
5 | Эмоционально окрашенные слова | с.36-37 | упр.81,83 | Подбери текст с эмоционально-окрашенными словами |
6 | Устаревшие слова | с.39 | упр.86 | Найди примеры устаревших слов из учебника литературы |
7 | Новые слова (неологизмы) | с.41 | упр.87,89 | Приведи примеры новых слов для нашего времени |
8 | Исконно русские слова | с.42 | Из этимологического словаря выбрать примеры | |
9 | Заимствованные слова | с.42 | упр.92,93.94 | упр.91 |
Предварительный просмотр:
Ответ на карточку: группы слов. Лексика
Профессионализмы | Жаргонизмы | Устаревшие слова | Диалектизмы |
мозаика | подгребай | перси | разлужья |
замок | дорубали остатки еды | отрок | закуты |
фреска | накостыляли бы | зело | рогач |
арка | выдрючивался | снедь | денник |
Ответ на карточку: группы слов. Лексика
Профессионализмы | Жаргонизмы | Устаревшие слова | Диалектизмы |
мозаика | подгребай | перси | разлужья |
замок | дорубали остатки еды | отрок | закуты |
фреска | накостыляли бы | зело | рогач |
арка | выдрючивался | снедь | денник |
Ответ на карточку: группы слов. Лексика
Профессионализмы | Жаргонизмы | Устаревшие слова | Диалектизмы |
мозаика | подгребай | перси | разлужья |
замок | дорубали остатки еды | отрок | закуты |
фреска | накостыляли бы | зело | рогач |
арка | выдрючивался | снедь | денник |
Ответ на карточку: группы слов. Лексика
Профессионализмы | Жаргонизмы | Устаревшие слова | Диалектизмы |
мозаика | подгребай | перси | разлужья |
замок | дорубали остатки еды | отрок | закуты |
фреска | накостыляли бы | зело | рогач |
арка | выдрючивался | снедь | денник |
Предварительный просмотр:
Слова русского языка по способу появления в языке и объекту употребления делятся на:
№ п/п | Название группы слов | Объект употребления | Способ появления в языке | Примеры. |
1 | Общеупотребительные | |||
2 | Профессионализмы | |||
3 | Диалектизмы | |||
4 | Жаргонизмы | |||
5 | Эмоционально окрашенные слова | |||
6 | Устаревшие слова | |||
7 | Новые слова (неологизмы) | |||
8 | Исконно русские слова | |||
9 | Заимствованные слова |
Слова русского языка по способу появления в языке и объекту употребления делятся на:
№ п/п | Название группы слов | Объект употребления | Способ появления в языке | Примеры. |
1 | Общеупотребительные | |||
2 | Профессионализмы | |||
3 | Диалектизмы | |||
4 | Жаргонизмы | |||
5 | Эмоционально окрашенные слова | |||
6 | Устаревшие слова | |||
7 | Новые слова (неологизмы) | |||
8 | Исконно русские слова | |||
9 | Заимствованные слова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Лексика. Заимствованные слова"
Данный конспект урока поможет учителям, работающим по новым ФГОС, в основной школе....
Лексика_Необщеупотребительные слова
Презентация к уроку...
Лексика_Устаревшие слова
Часть презентации к уроку...
"Лексика. Устаревшие слова"
Урок русского языка в 5 классе...
Урок-проект "Почтительное отношение к слову. Лексика, или Создаём портрет слова"
Урок стал победителем регионального конкурса методических разработок. Был представлен на районном семинаре для директоров школ на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа"...
Тест. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы
Обобщающий урок по разделу "Лексика"....
Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»
Цель урока: научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...
- Мне нравится (2)