Лексика. Группы слов лексики.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Сошникова Виктория Александровна

Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся.  Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, выполняет практическое задание и представляет изученный материал классу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент   урока русского языка в 6 классе

Тема: «Лексика как раздел науки о языке. Группы слов лексики».

На материале учебника «Русский язык. 6 класс» авторов: М.Т.Баранова Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцова

Цели и задачи урока:

1. Повторить материал, изученный в 5 классе: лексика, лексическое и грамматическое значение слова; однозначные и многозначные слова; омонимы.

2. Закрепить навык работы с толковым словарём, со словарной статьёй.

3. Формировать умение работать в группе, пользоваться планом-заданием, составлять интеллект-карту.

4. Познакомить учащихся с новым материалом: общеупотребительные и необщеупотребительные слова (профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы); лексика языка  с точки зрения ее активного и пассивного употребления (устаревшие слова: историзмы-архаизмы; неологизмы).

5. Расширять словарный запас детей, вводить в их речь слова, вышедшие из активного употребления.

Ход урока.

1 этап. Психологический настрой на деятельность. Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку

Я- ученик, личность творческая, думаю, хочу знать

2 этап. Словарно-орфографическая работа:

Слайд 1. Высказывания известных людей о богатстве и красоте русского языка

Русский язык имеет огромный словарный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения. Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия.

В. Шкловский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи.

Н. В. Гоголь

-На доске записаны высказывания известных людей. Что вы можете сказать об этих словах?

(Высказывания говорят о точности русского языка, сколько необыкновенно красивых и интересных слов в нашем языке.)

Учитель:   Л.Н. Толстой сказал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»  И мы сейчас еще раз в этом убедились.

Слово сопровождает нас в течение всей жизни. Оно имеет над нами огромную власть, власть магическую, мы заколдованы словом и живем в его царстве.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель: Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А что обозначают слова?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

Именно в слове отражено все многообразие окружающего мира.

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

Учитель: Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока?

Речь пойдёт о лексике. Запишите тему урока.

Слайд 2. Что такое лексика?

Учитель: Дан перевод заимствованного слова: «Лексика (от греч. λεξικός - «относящийся к слову», от греч. λέξις - «слово», «оборот речи»)».

Лексика – это …

Учащиеся проверяют себя по школьному этимологическому словарю русского языка Н.М. Шанского ( происхождение слов)  

Учитель: вспомним правила пользования словарем.

( Находим слово в алфавитном порядке).

Учитель: Предлагается несколько определений разделов науки о языке-лексикологии, дети должны выбрать правильный ответ:

раздел науки о языке, изучающий значение слов;

раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи;

раздел науки о языке, изучающий правописание слов;

раздел науки о языке, изучающий образование слов.

Учащиеся проверяют себя по учебнику (стр.23), могут увидеть правильный ответ: «Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий значение слов».

Зачитывают определения: «Лексическое значение слова», «Однозначное слово», «Многозначное слово».

3 этап. Актуализация знаний.

Учитель: Как в словарной статье определить однозначное слово или многозначное?

(У однозначного слова в словарной статье будет 1 значение, а  у многозначного слова значения будут иметь порядковый номер: 1.  2. )

Учитель: обратитесь к школьному толковому словарю русского языка М.С. Лапатухина. Четные пары учащихся будут искать в словарной статье однозначное слово ( 3 сл.), нечетные пары обучающихся –многозначное слово (1 сл.). Оформите в тетрадь. Зачитываем значения слов.

Учащиеся: Однозначные слова- изморозь (с.131), обычай (с.226), реферат (с. 319).

Многозначное слово- класть (с. 148), красный (с.163), крепкий (с.164),

Учитель: Как с многозначным словом связано явлением омонимии? Как омоним слова можно определить в словаре?

(Омоним записывается вслед за основным значением.  В словарной статье повторяется это же слово: напасть1-……; напасть2-…. с. 201).

4 этап. Определение темы урока.

Учитель: На какие группы делится лексика с точки зрения сферы ее употребления? (на общеупотрбительную - слова, употребление которых свойственно всем говорящим по-русски и не ограничено какой-либо территорией, профессией или социальной средой, составляют общеупотребительную лексику русского языка.)

Учитель: Какие слова относятся к общеупотребительной лексике? (обозначающие жизненно и социально важные понятия, действия, свойства: вода, человек, отец, мать, работать, идти, видеть, слышать, большой, добрый, хороший, злой, белый, светло, темно, быстро и др.)

Учитель: Это не означает, что общеупотребительная лексика составляет замкнутую группу слов, не подверженную никаким влияниям. Напротив она может пополняться словами, которые ранее имели ограниченную (диалектную или профессиональную) сферу употребления.

Учитель: Вы разделены на группы по 5-6 человек. Сегодня каждая группа получает план –задание для работы на уроке. Сейчас мы выполняем задание по общеупотребительной лексике.

План-задание по теме: группы слов лексики:

Таблица 1

№ п/п

Название группы слов

Знать

Уметь

Дополнительная информация

1

Общеупотребительные

с.28

упр.65

2

Профессионализмы

с.29-30

упр.68

Выбрать 1 профессию и подобрать профессионализмы

3

Диалектизмы

с.32

упр.73.72

Диалектизмы нашей области

4

Жаргонизмы

с.35

упр.76,77,78,79

Жаргонизмы современных подростков

5

Эмоционально окрашенные слова

с.36-37

упр.81,83

Подбери текст с эмоционально-окрашенными словами

6

Устаревшие слова

с.39

упр.86

Найди примеры устаревших слов из учебника литературы

7

Новые слова (неологизмы)

с.41

упр.87,89

Приведи примеры новых слов для нашего времени

8

Исконно русские слова

с.42

Из этимологического словаря выбрать примеры

9

Заимствованные слова

с.42

упр.92,93.94

упр.91

Учитель: Вы разделены на группы по 5-6 человек. Сегодня каждая группа будет исследовать свой пласт лексики в зависимости от ее употребления. Капитан выбирает название группы лексики: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие слова, новые слова.

-Какие группы лексики не относятся к классификации с точки зрения ее употребления? (устаревшие слова, новые слова).

-К какой классификации можем их отнести? (с точки зрения ее активного и пассивного употребления).

Учитель: Каждая группа изучает теоретический материал, выполняет практическое задание. Затем на предложенных вам листах необходимо оформить интеллект-карту по изученной вами теме. От каждой группы готовятся 2 ученика, чтобы представить работу группы классу.

5 этап. Работа в группах.

6 этап. Представление интеллект-карты.

Выступают представители от групп.

7 этап. Первичное закрепление материала.

Каждой группе выдается карточка, из которой нужно выбрать слова изученной группы лексики.

Выбери профессионализмы:

мозаика

зело

рогач

арка

перси

фреска

отрок

подгребай

накостыляли бы

разлужья

замок

снедь

закуты

выдрючивался

дорубали остатки еды

денник

Выбери жаргонизмы:

мозаика

зело

рогач

арка

перси

фреска

отрок

подгребай

накостыляли бы

разлужья

замок

снедь

закуты

выдрючивался

дорубали остатки еды

денник

Выбери диалектизмы:

мозаика

зело

рогач

арка

перси

фреска

отрок

подгребай

накостыляли бы

разлужья

замок

снедь

закуты

выдрючивался

дорубали остатки еды

денник

Выбери устаревшие слова:

мозаика

зело

рогач

арка

перси

фреска

отрок

подгребай

накостыляли бы

разлужья

замок

снедь

закуты

выдрючивался

дорубали остатки еды

денник

Выбери  новые слова:

мозаика

зело

рогач

арка

интернет

фреска

отрок

подгребай

накостыляли бы

разлужья

коммуникация

снедь

закуты

модем

дорубали остатки еды

планшет

После совместной работы группам предлагается провести самопроверку.

Ответ на карточку: группы слов. Лексика

Профессионализмы

Жаргонизмы

Диалектизмы

Устаревшие слова

Новые слова

мозаика

подгребай

разлужья

перси

интернет

замок

дорубали остатки еды

закуты

отрок

модем

фреска

накостыляли бы

рогач

зело

коммуникация

арка

выдрючивался

денник

снедь

планшет

8 этап. Подведение итогов работы.



Предварительный просмотр:

План-задание по теме: группы слов лексики:

№ п/п

Название группы слов

Знать

Уметь

Дополнительная информация

1

Общеупотребительные

с.28

упр.65

2

Профессионализмы

с.29-30

упр.68

Выбрать 1 профессию и подобрать профессионализмы

3

Диалектизмы

с.32

упр.73.72

Диалектизмы нашей области

4

Жаргонизмы

с.35

упр.76,77,78,79

Жаргонизмы современных подростков

5

Эмоционально окрашенные слова

с.36-37

упр.81,83

Подбери текст с эмоционально-окрашенными словами

6

Устаревшие слова

с.39

упр.86

Найди примеры устаревших слов из учебника литературы

7

Новые слова (неологизмы)

с.41

упр.87,89

Приведи примеры новых слов для нашего времени

8

Исконно русские слова

с.42

Из этимологического словаря выбрать примеры

9

Заимствованные слова

с.42

упр.92,93.94

упр.91

План-задание по теме: группы слов лексики:

№ п/п

Название группы слов

Знать

Уметь

Дополнительная информация

1

Общеупотребительные

с.28

упр.65

2

Профессионализмы

с.29-30

упр.68

Выбрать 1 профессию и подобрать профессионализмы

3

Диалектизмы

с.32

упр.73.72

Диалектизмы нашей области

4

Жаргонизмы

с.35

упр.76,77,78,79

Жаргонизмы современных подростков

5

Эмоционально окрашенные слова

с.36-37

упр.81,83

Подбери текст с эмоционально-окрашенными словами

6

Устаревшие слова

с.39

упр.86

Найди примеры устаревших слов из учебника литературы

7

Новые слова (неологизмы)

с.41

упр.87,89

Приведи примеры новых слов для нашего времени

8

Исконно русские слова

с.42

Из этимологического словаря выбрать примеры

9

Заимствованные слова

с.42

упр.92,93.94

упр.91



Предварительный просмотр:

Ответ на карточку: группы слов. Лексика

Профессионализмы

Жаргонизмы

Устаревшие слова

Диалектизмы

мозаика

подгребай

перси

разлужья

замок

дорубали остатки еды

отрок

закуты

фреска

накостыляли бы

зело

рогач

арка

выдрючивался

снедь

денник

Ответ на карточку: группы слов. Лексика

Профессионализмы

Жаргонизмы

Устаревшие слова

Диалектизмы

мозаика

подгребай

перси

разлужья

замок

дорубали остатки еды

отрок

закуты

фреска

накостыляли бы

зело

рогач

арка

выдрючивался

снедь

денник

Ответ на карточку: группы слов. Лексика

Профессионализмы

Жаргонизмы

Устаревшие слова

Диалектизмы

мозаика

подгребай

перси

разлужья

замок

дорубали остатки еды

отрок

закуты

фреска

накостыляли бы

зело

рогач

арка

выдрючивался

снедь

денник

Ответ на карточку: группы слов. Лексика

Профессионализмы

Жаргонизмы

Устаревшие слова

Диалектизмы

мозаика

подгребай

перси

разлужья

замок

дорубали остатки еды

отрок

закуты

фреска

накостыляли бы

зело

рогач

арка

выдрючивался

снедь

денник



Предварительный просмотр:

Слова русского языка по способу появления в языке  и объекту употребления делятся на:

№ п/п

Название группы слов

Объект употребления

Способ появления в языке

Примеры.

1

Общеупотребительные

2

Профессионализмы

3

Диалектизмы

4

Жаргонизмы

5

Эмоционально окрашенные слова

6

Устаревшие слова

7

Новые слова (неологизмы)

8

Исконно русские слова

9

Заимствованные слова

Слова русского языка по способу появления в языке  и объекту употребления делятся на:

№ п/п

Название группы слов

Объект употребления

Способ появления в языке

Примеры.

1

Общеупотребительные

2

Профессионализмы

3

Диалектизмы

4

Жаргонизмы

5

Эмоционально окрашенные слова

6

Устаревшие слова

7

Новые слова (неологизмы)

8

Исконно русские слова

9

Заимствованные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Лексика. Заимствованные слова"

Данный конспект урока поможет учителям, работающим по новым ФГОС, в основной школе....

Лексика_Устаревшие слова

Часть презентации к уроку...

"Лексика. Устаревшие слова"

Урок русского языка в 5 классе...

Урок-проект "Почтительное отношение к слову. Лексика, или Создаём портрет слова"

Урок стал победителем регионального конкурса методических разработок. Был представлен на районном семинаре для директоров школ на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа"...

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...