Контрольно-измерительные материалы для проведения текущей аттестации учащихся по разделу "Сложносочиненное предложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Данный материал включает разнообразные задания по разделу и помогает сформировать УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-izmeritelnye_materialy.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа
Контрольно-измерительные материалы для проведения текущей аттестации по русскому языку для учащихся 9 классов по разделу «Сложносочиненное предложение»
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку отводится 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий.
Ответы запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успехов!
Часть 1
1. Найдите сложносочиненные предложения. Выпишите их номера.
1) Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
2) Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он…
3) Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
4) Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей,
И корни ядом напоила.
5) Вот морозы затрещали
И сковали все пруды,
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
Ответ_______________________________________________________
- Укажите номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.
- Сердце его сильно билось, но страха не было в душе.
- От кого письмо и что в нем сообщается?
- И каждый день по-своему чудесен и каждый вечер чем-нибудь хорош.
- Вдали аул куриться начал, и смутный гул по скалам пробежал.
- Смешались в кучу кони люди и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой.
Ответ_______________________________________________________
- Выпишите сложносочиненное предложение с противительным союзом (знаки препинания не расставлены).
Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы.
То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.
Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.
Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой.
Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе.
Ответ____________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите предложение с грамматической ошибкой. Запишите предложение верно.
- Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
- Не только биологические процессы, но и сердечно-сосудистые заболевания, протекают в ритме, который задаётся солнечным ветром.
- Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.
- Толстой-публицист приобрел огромную известность не только в России, но и во всем мире.
- На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________
- К началу данных предложений подберите продолжение. Запишите получившиеся сложносочиненные предложения.
- Ещё взмах весла, и...
- По всей округе ливни льют, зато…
- Мы вбегаем в комнату, однако…
- Орел камнем бросается с высоты, или…
- Пройдя маршрут успешно, туристы возвращались домой, да…
Ответ: 1) ____________________________________________________
2) ____________________________________________________
3) ____________________________________________________
4) ____________________________________________________
5) ____________________________________________________
- Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
- Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
- От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
- Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах
- И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.
Ответ_______________________________________________________
- Восстановите сложносочиненные предложения, вписывая в них подходящие по смыслу союзы (соединительные, разделительные, противительные). Расставьте знаки препинания.
- Конец мая _______ в поле еще прохладно.
- Сейчас пройдёт дождь ______ и всё в природе освежится и вздохнет.
- Осталась от прежней жизни высокая белая колокольня _______ по-прежнему вьётся-бежит среди зелёных лугов знакомая наезженная дорога.
- Ничьего не прошу сожаленья ______ некому будет жалеть.
- Левая нога не сгибалась _______ правая прыгала, как у детского щелкуна.
- Раскольников проснулся на следующий день поздно ______ сон не укрепил его дух.
- Месяца не было ______ звезды ярко светили в черном небе.
- Не то это было раннее утро _______ уже наступал вечер.
- До вечера оставалось не более получаса ______ заря едва-едва зажигалась.
- Вскоре после восхода солнца набежала туча ______ брызнул короткий дождь.
- Выпишите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).
Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.
Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству.
Ответ____________________________________________________________________________________________________________________
- Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вой волка восходил вверх начальными полутонами (1) и задерживался долго на пронзительной ноте. Скрипнула дверь (2) и в нее просунулась чья-то голова. Везде слышались (3) то звуки пилы (4) то топора. Он улыбался ласково-печально (5) и гладил её по голове. Голова у неё шла кругом (6) и только Николай смог немного успокоить свою сестру. На террасе ещё долго кипел самовар (7) и сидели гости.
Ответ_______________________________________________________
- В данном предложении пронумерованы все знаки препинания. Укажите номер (-а) запятых, разделяющих части сложносочиненного предложения.
Много красивого в зиме (1) но самое прекрасное (2) иней. Обильный и пушистый (3) он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Деревья (4) скворечники (5) провода (6) всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы (7) кусты шиповника (8) в причудливые искусственные кружева (9) а шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана.
Ответ_______________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 11-15
Геня вышел во двор, едва оправившись после болезней, в шерстяной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
На солнце было тепло, и маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. 3) Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо. 4) И воздух, и земля, и голые деревья - все было разбухшим и переполненным.
Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а серая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор. Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Геня вздрогнул: брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, - враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр. Геня кинулся к своей двери, а с лестницы уже спускалась его бабушка в бурой шляпке. Они собирались на прогулку в скверик…
Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
- Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать.
- Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
- Я не вижу другого выхода, надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна, и остро отточенная трава покрыла засоренный двор. Геня уже третью неделю ходил в школу. Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
- Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
- Я никого не хочу, не надо, мама,- попросил Геня.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила всех ребят подряд на завтра.
К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая любимая книга. Она называлась «Веселый час», написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей.
(По Л. Улицкой)
- Вы прочитали отрывок из рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа». Опираясь на содержание текста, определите, какие высказывания противоречат содержанию текста. Запишите номера ответов.
- Встреча с ребятами во дворе была для Гени страшным испытанием.
- Геня был совершенно поглощен своим любимым занятием: он рисовал всё, что видел за окном.
- Бабушка мальчика предложила испечь пирог, сделать угощение и устроить детский праздник для всех ребят, чтобы их подружить.
- Геня сидел у подоконника и с нетерпением ждал прихода шумных, веселых ребят.
- Любимая книга Гени, которую написал мудрец, волшебник, лучший из людей, - «Веселый час».
Ответ _______________________________________________________
- Опираясь на текст, ответьте на вопрос: «Что помогало Гене справляться с тяжелой болезнью и неприязненным к себе отношением ребят?» Запишите ответ кратко.
Ответ _____________________________________________________
___________________________________________________________
- Дайте объяснение слова «мастер» для толкового словаря, используя исходный текст. Запишите развернутый ответ.
Ответ _____________________________________________________
___________________________________________________________
- Прочитайте высказывание Конфуция: «Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок». Сопоставьте его с содержанием исходного текста, где показано жестокосердное отношение детей к Гене. В чем они соотносятся? Дайте развернутый ответ.
Ответ ___________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
- Внимательно прочитайте стихотворение А. Дементьева «Мир держится на добрых людях». Соотнесите его с исходным текстом. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (5-7 предложений) на тему: «Будем добрее».
Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.
Мир держится на состраданьи,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.
Мир держится на милосердьи,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минёт смерти,
А потому добро творить спеши.
Быть может, это всё наивно.
Но вижу я в который раз,
Как над землёй бушуют ливни,
Чтоб смыть скопившуюся грязь.
И наше Время чистить надо —
Скопилось столько в нём дерьма —
Насилья, лжи, вражды и смрада,
Что скоро все сойдём с ума.
Так пусть в нас совесть не убудет
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь.
Ответ ___________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Критерии оценивания
Часть 1
№ задания | Ответ | Указания по оцениванию | Баллы |
1 | 125 | К1 Задание выполнено верно | 1 балл |
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
2 | 35 | К1 Задание выполнено верно | 1 балл |
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
3 | Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. | К1 Задание выполнено верно | 1 балл |
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
4 | Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю. | К1 Задание выполнено верно | 1 балл |
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
5 | Цель задания: дополнить каждое из 5 предложений так, чтобы получилось ССП | К1 5 заданий выполнено верно | 5 баллов |
К2 4 задания выполнено верно | 4 балла | ||
К3 3 задания выполнено верно | 3 балла | ||
К4 2 задания выполнено верно | 2 балла | ||
К5 1 задание выполнено верно | 1 балла | ||
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
6 | 14 | К1 Задание выполнено верно | 1 балл |
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
7 | Цель задания: восстановить ССП, вставив в них союзы по смыслу | К1 За каждый правильный ответ 1 балл | от 1 до 10 баллов |
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
8 | По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни. | К1 Задание выполнено верно | 1 балл |
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
9 | 246 | К1 Задание выполнено верно | 1 балл |
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
10 | 19 | К1 Задание выполнено верно | 1 балл |
Задание выполнено неверно | 0 баллов |
Часть 2
№ задания | Ответ | Указания по оцениванию | Баллы |
11 | 234 | К1 Задание выполнено верно | 1 балл |
Задание выполнено неверно | 0 баллов | ||
12 | Занятия своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. Он был великим мастером этого бумажного искусства. | К1 Дан правильный ответ на вопрос без ошибок. | 2 балла |
К2 Дан правильный ответ на вопрос, но в предложении есть ошибки | 1 балл | ||
Задание выполнено неверно ИЛИ Ответ не дан | 0 баллов | ||
13 | Мастер – человек, хорошо знающий своё дело, вкладывающий в него душу, труд, смекалку, творчество, делающий оригинальные предметы. | К1 Дан правильный ответ на вопрос без ошибок | 2 балла |
К2 Дан правильный ответ на вопрос, но в предложении есть ошибки | 1 балл | ||
Задание выполнено неверно ИЛИ Ответ не дан | 0 баллов | ||
14 | Слова Конфуция и смысл текста Л. Улицкой доносят до нас мысль о том, что нужно быть добрым к людям, толерантным и милосердным. Ведь человек, совершающий хороший поступок, обладает душевной чуткостью и теплотой. Ребята в тексте обижали Геню, злорадствовали, причиняли ему страдания. Но мальчик терпел все обиды и невзгоды. Он по-настоящему добрый, незлобивый человек. И цитата великого мудреца, и текст Л. Улицкой учат нас доброму отношению к окружающим, ибо доброта - это высшее достоинство человека, приносящее в мир радость и счастье, а не жестокость и зло. | К1 Дан обоснованный развернутый ответ на вопрос без ошибок | 3 балла |
К2 Дан обоснованный развернутый ответ на вопрос, но в предложениях есть ошибки | 2 балла | ||
К3 дан краткий ответ на вопрос | 1 балл | ||
Задание выполнено неверно ИЛИ Ответ не дан | 0 баллов | ||
15 | Цель задания: написать небольшое сочинение-рассуждение, опираясь на текст стихотворения А. Дементьева и исходный текст. | К1 Ответ дан верный. Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью. Ошибок нет. | 4 балла |
К2 Ответ дан верный. Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью, НО допущена одна логическая ошибка | 3 балла | ||
К3 Ответ дан верный, НО в работе допущено две логические ошибки | 2 балла | ||
К4 В работе просматривается коммуникативный замысел. В предложениях есть ошибки и нарушения абзацного членения. | 1 балл | ||
Задание выполнено неверно ИЛИ Ответ не дан | 0 баллов |
Максимальное количество баллов – 35
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-17 | 18-24 | 25-28 | 29-35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся 6 класса по литературе
Назначение КИМИтоговая работа по литературе предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 6-го класса знаний и умений по литературе в объёме обязательного минимума содержания образовани...
Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся 6 класса по русскому языку
Назначение КИМИтоговая работа по русскому языку предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 6-го класса знаний и умений по русскому языку в объёме обязательного минимума содержа...
Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля учащихся 9 классов по информатике и ИКТ
Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля учащихся 9 классов по информатике и ИКТ...
Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся в 9 классе по физической культуре
КИМ для проведения промежуточной аттестации учащихся 9 классов по физической культуре....
Экспертиза и утверждение аттестационных материалов для проведения промежуточной аттестации учащихся
Ежегодно на методическом объединении учителей естественно-математического цикла проводится экспертиза и утверждение материалов для проведения промежуточной аттестации учащихся в 5-8 и 10 классах....
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся по английскому языку за 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка к КИМ для проведения промежуточной аттестации учащихся 6 класса по английскому языку за 2017 -2018учебный год Цель проведения работы: выявить уровень образовательн...
Контрольно-измерительные материалы для проведения текущей аттестации в 9 классе по разделу "Типы сложных предложений"
Контрольно-измерительные материалы для проведения текущей аттестации в 9 классе по разделу « Типы сложных предложений» поможет проконтролировать знания учащихся по СП и даст возможность вы...