Конспект урока по теме "Способы связи слов в словосочетанииУрок разработан для учителей"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок разработан для учителей русского языка, работающих в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_8_klass.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Типы подчинительной связи слов в словосочетании».

Тип урока : усвоение новых знаний.

Цели:

Образовательные :

 определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;

выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;

группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие : формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные :

содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

формировать навыки контроля и самоконтроля.

1 Актуализация опорных знаний.

1 Как называется раздел, в котором изучается словосочетание?

2 Чем отличается словосочетание от предложения?

3 Как называются слова, входящие в словосочетания?

4 Что не является словосочетанием?

5 Назовите виды словосочетаний.

Выборочный диктант.

Распределить словосочетания по главному слову.

Берестяная грамота, письмо другу, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолёт, ушёл спать, у моего друга, пойду по полю, в первом классе.

2 Работа по теме урока.

1Анализ примеров у доски.

1 У высокого мальчика.

В каком падеже стоят главное и  зависимое слова? Устно просклоняйте эти слова. Поставьте главное слово во множественное число?  Как изменится зависимое? Сделаем вывод: как согласуются главное и зависимое слова?

2 Лист бумаги.

Определим части речи, просклоняем по падежам главное и зависимое слова,

Поставим главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое? Заменим главное   слово  на слово стопка. Как изменится зависимое? Сделаем вывод: является ли изменяемым зависимое слово?

3Шёл напевая.

Определите части речи? Может ли изменится зависимое? Сделайте вывод?

2Прочитайте теоретические сведения на страницах ученика 39,40.Назовите тему. Какие способы связи слов в словосочетании есть в русском языке?

3Составление алгоритма по определению способа связи слов в словосочетании.

Найти главное слово, задать вопрос к зависимому слову

Определить часть речи

Зависимое слово-н.ф. глагола, наречие, деепричастие (это примыкание)

Изменить главное слово. Если изменилось (это согласование), не изменилось (управление).

 Замена словосочетаний на синонимичные

Малиновый куст(на упр.), доказывать с упрямством(на прим.), дорога к дому(на прим), готовится прыгнуть(на упр), ночь без сна(на согл.),  кричать от восторга(на прим). Делаем вывод, что при замене главное слово не изменяется.

3 Закрепление (первичное)

Распределить словосочетания по способу связи.(фронтальная работа)

1Деревянный стол, смотрел грустно, на книжной выставке, дом на окраине,  в родительском доме, заводская территория, закончилась победой, у опушки леса, спокойно размышлять, мамин пирог, возвращаться поздно.

Вторичное закрепление.

2Самостоятельная работа  с последующей взаимопроверкой.

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:

 1. подземный переход –

 2. алгебраическая задача –

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

 (то есть делаем всё наоборот)

 1. каша из гречки –

 2. снаряд для спортсменов –

 3. тропинка в гору -

 

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

 1. жалостно посмотрел –

 2. смело спрыгнул –

 3. устало шагал –

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

 1. говорил с тревогой –

 2. ждал с напряжением –

 3. охранял с заботой –

5 Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите способы связи слов в словосочетании.

По алгоритму расскажите об определении способа связи слов.

Домашнее задание: п.11, упр. 71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании".

В конспекте отражен опыт применения ЭОР  и новых образовательных технологий на уроках русского языка....

урок русского языка "Связь слов в подчинительных словосочетаниях"

Урок с использованием интерактивных иллюстраций...

Методическая разработка урока"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"

План - конспект урока по теме"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Конспект урока "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"

Конспект урока "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"...

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании"

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании" в технологии ТРКМ (8 класс)...

Разработка урока русского языка "Связь слов в словосочетании"

Разработка урока русского языка "Связь слов в словосочетании", 8 класс...