Методичекая разработка. План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Возвратное местоимение»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Методическая разработка.
План-конспект
урока русского языка в 6 классе по теме «Возвратное местоимение»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_6_klass.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока русского языка в 6 классе по теме «Возвратное местоимение»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, таблица на доске, пословицы.
компьютер, презентация к уроку.
Цели урока:
- познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ; выработать навыки, умения употреблять местоимение себя в устной и письменной речи учащихся
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
- закрепить умение отличать местоимение от других частей речи;
- закрепить умение правильно писать и употреблять
- развитие положительной мотивации к учебной деятельности;
- развивать речь учащихся, мышление, память
- воспитание способности к сотрудничеству;
- формирование самостоятельности.
Формирование УУД:
Личностные:
-создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
-создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу
-формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные: познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ; выработать навыки, умения употреблять местоимение себя в устной и письменной речи учащихся.
Метапредметные: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.
Регулятивные УУД:
- Высказывать предположения на основе наблюдений.
- Формулировать вопрос (проблему) урока.
- Искать пути решения проблемы.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
-Соотносить цели и результаты своей деятельности.
- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Коммуникативные УУД
-Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
-Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
-Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД
-Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
- Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
- Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
- Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Этап мотивации.
1.Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского
…Я, ты, он, она,
Вместе- целая страна.
Вместе- дружная семья
В слове «мы» - сто тысяч «я»…
2.Вопросы классу
-Кто представляет дружную семью нашей Родины?
-Какую часть речи представляют эти слова?
-Что называется местоимением?
-Назовите личные местоимения.
-Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?
- Как пишутся местоимения с предлогами?
3. Составьте пословицы из частей, записанных на карточках.
На доске:
- Скажи мне, кто твой друг, | - от того и наберешься. |
Дети выполняют задание.
4. Вопросы классу
– Какой темой объединены пословицы?
Дети. Темой дружбы.
Слово учителя. Выпишите те пословицы, в которых есть личные местоимения. Подчеркните их.
Дети выполняют задание.
– Объясните смысл пословиц.
Дети отвечают.
Слово учителя. Отгадайте загадки. О каких местоимениях идет речь?
-В каком местоимении два звука, но буква одна?
-Сколько личных местоимений в слове семья?
-Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
-Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
Постановка целей урока.
III. Этап актуализации знаний
Слово учителя
СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ.
Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно одинешенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников. Оно единственный представитель старинного аристократического рода возвратных местоимений.
1. Слово учителя. Читаем вместе правило в учебнике стр.9-10 и обсуждаем прочитанное.
2. Запись на доске
Умываюсь Извиняюсь СЕБЯ
Улыбаюсь Стираюсь
Вопросы классу
-Что общего и чем отличаются данные слова?
Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невозможно. В третьем столбике возвратное местоимение.
Слово учителя В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
3.Склонение местоимения СЕБЯ
Работает один обучающийся у доски.
4. Слово учителя. Читаем правило. Запомните
Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый
И.п. - - - | Мужской род | Женский род | Множественное число |
Р.п. (кого?) себя | самого себя | самой себя | самих себя |
Д.п. (кому?) себе | самому себе | самой себе | самим себе |
В.п. (кого?) себя | самого себя | саму себя | самих себя |
Т.п. (кем?) собой (-ою) | самим собой | самой собой | самими собой (-ою) |
П.п. (о ком?) о себе | о самом себе | о самой себе | о самих себе |
IV. Этап закрепления с проговариванием
Закрепление изученного материала. Читаем вместе правило в учебнике и обсуждаем прочитанное.
4. Выполнение упр.442.
Морфологический разбор 1 местоимения. Коллективная проверка выполнения.
5. Физкультминутка для СЕБЯ
V. Этап включения изученного в систему знаний.
Выполнение упр.441. Проверка.
Слово учителя.
Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?
Дети. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
- Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?
. Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе.
Задача:
Придумать и записать предложения с фразеологизмами
- Какой из фразеологизмов отрицательно характеризует человека?
(Дети придумывают, вспоминают, помогают друг другу вспомнить или узнать)
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомились с местоимением СЕБЯ.
Попробуйте составить синквейн на тему «Местоимение»
Ученики работают над составлением синквейнов. Предлагают свои варианты
Подведение итогов. Слово учителя:
Молодцы! Давайте подведём итоги.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какие умения отрабатывали?
- Что понравилось на уроке?
-Что вы сегодня на уроке узнали нового?
-Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?
- Оцените свою работу на уроке.
Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?
Оцените свою работу:
VII. Домашнее задание:
Параграф. 45, упр. 443
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения
Цели: Образовательные: 1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; 2) формироват...
Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения
Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...