Активные и интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов
статья

Перечисленные  в статье методы и приемы  обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности на всех этапах занятия, а также помогают сформировать его  благоприятный фон. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_i_interaktivnye_metody.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Активные и интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

 Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных и метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Дети работают индивидуально и в группе, находя общее решение и разрешая конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Они формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и обучающегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).

Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Интерактивные методы обучения: Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

В нашей школе обучение английскому языку ведется  по УМК Форвард, авторы которого используют активные  методы обучения. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению.

В разделе Listening and reading представлены тексты и задания, которые соответствуют требованиям, способствующие достижению основных целей учебного процесса: практической, развивающей, воспитательной. А  также имитации, интонационного слуха, фонетических и фонематических навыков. Вниманию учащихся предлагаются иллюстрированные микротексты (рассказы, комиксы) в сопровождении аудиозаписей.

Последовательность заданий типа «Слушай и повторяй за аудиозаписью», «Слушай, ответь на вопрос по рисунку» «Смотр, слушай, выскажи свое мнение», «Смотри, слушай и следи по тексту. Учение и обучение  происходит путем погружения в языковую среду, идя последовательно от аудирования к говорению, чтению, письму и граммматике, и здесь тщательно соблюдается  психофизиологическая специфика  возраста. 

Комиксы позволяют обсудить важные темы. При обсуждении затронутых вопросов активизируется словарный запас учащихся, актуализируется их личный опыт. Активизации мышления будет способствовать выполнять вопросы и задания, направленные на выявление причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Творческим ребятам предлагаю и такое задание: озвучьте комикс. Разыгранные диалоги способствуют развитию диалогической речи учащихся. На основе комиксов предлагаю  упражнение на развитие памяти: закройте комикс и после этого скажите, сколько персонажей на нем изображено? На всех ли рисунках количество персонажей одинаково? Перечислите всех героев слева направо и справа налево.

В разделе Speaking, Grammar  and Speaking активизируются ресурсы пассивного лексического запаса, применяются на практике грамматические знания. Здесь применяются активные методы обучения: ставятся проблемные вопросы, затрагиваются спорные темы, происходит обмен мнениями, и делаются выводы на основе аргументированности суждений которые активизируют имеющиеся знания, помогают мотивировать ученика для того, чтобы он проявлял себя не только на занятиях, но и стремился продемонстрировать и применить знания на практике вне школы.

В разделе Reading and speaking, представлены тексты и задания, которые также соответствуют требованиям, способствующие достижению основных целей учебного процесса: практической, развивающей (развитие произвольной и непроизвольной памяти; мышления - при выполнении заданий, предусматривающих обсуждение прочитанного; внимания - при ответах на вопросы; воображения если требуется придумать продолжение истории; умения логически оформлять мысли на иностранном языке - при выполнении всех вышеперечисленных заданий);

Следующий раздел Writing   или Grammar and Writing посвящён развитию навыков  письменной речи, предлагаются задания на закрепление грамматического и лексического материала, которые способствуют развитию умения осуществлять самоконтроль, тренируют зрительную и моторную память и способствует  закреплению  этого материала и включению его в активный словарь учащихся.

Выполняются упражнения на развитие навыков говорения и умения логически оформлять мысли на иностранном языке.

 - разработать диалог, используя активную лексику;

-  разработать продолжение истории и разыграть ее в группе;

- разыграть предложенные диалоги;

 Каждое из упражнений направлено на всестороннее развитие личности, активное взаимодействие между учащимися, развитие не только коммуникативных умений, а также умений организовывать и вести  диалог.

В УМК предусмотрены задания и упражнения, позволяющие использовать все каналы восприятия информации учащимися. Так, для детей-визуалов, предусмотрены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника, тексты к этим  рисункам записаны на диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей- аудиалов и  для детей-кинестетиков. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс усвоить большую часть информации.  Как, говорят психологи, у современных детей развито так называемое клиповое мышление – это восприятие информации в усеченном виде: коротких сюжетов, ярких картинок, эмоциональных образов. Иллюстрации воздействуют на эмоциональную сторону восприятия учеников, вызывают положительные эмоции, создают благоприятный климат на уроке.

Благоприятный климат на уроке  стараюсь поддержать на протяжении всего урока, используя активные методы  на разных стадиях занятия

«Генератор ребусов»⠀
Генератор ребусов. С его помощью получается отличный вход в урок 
Например, берём  1 - 3 слова, связанные с темой, шифруем их с помощью генератора в ребус. Просим детей разгадать ребусы и объяснить как связаны между собой эти слова. Дети формулируют тему урока. Цель достигнута.
⠀Причём он одинаково хорошо работает как на пятиклашках, так и в старшей школе.

«Стикер под стул»

Помимо всего прочего, это ещё может быть и  в начале урока (вход в урок) 
Записываю  грамматическое  правило так, чтобы фразы было на отдельном стикере или листочке. 
Перед уроком помещаю  стикеры под стулья учеников. 1 ученик=1 стикер, я размещаю в случайном порядке. 
Далее, когда доходим , до момента работы с правилом,  я прошу их заглянуть под стул и тех, кто обнаружил стикер, выйти к доске. 
У доски дети дружно с помощью остальных составляют текст правила)

 «Слово за спиной»
Вариация на тему игры «Крокодил»
⠀1. Берём стул и ставим его спинкой к доске (не вплотную)
2. Просим детей написать в тетради 5-10 терминов по изученной теме.
3. Проходите между рядов и выбираете слово
4. Доброволец или нет) садится на стул. Вы пишите на доске слово.
5. Класс объясняет слово. Ученик, отгадавший написанный термин, возвращается на своё место. Выходит следующий и так далее.

или на этапе актуализации, или на этапе закрепления

«Интервью»

Класс делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и оригинальность, точность высказываний «Респондента».

Прием эффективен на этапе закрепления и обобщения изученного материала и универсален для любого возраста.

«Собери текст».

Класс делится на группы по 4–6 человек. Каждая группа получает пакет с отксерокопированными абзацами текста учебника (домашнего задания) в разрозненном виде. Задание: в течение 1-2 минут восстановить текст и придумать вопрос команде – сопернице, ответом на который будет, например, пятый абзац параграфа.

Прием эффективен на этапе проверки домашнего задания.

«Текст за дверью или «Золотоискатели»
Берём количество фрагментов текста по количеству групп.
Хотя это могут быть и самостоятельные тексты, и даже одинаковые.
Тексты помещаем вне кабинета на стену, либо скамейку или что у вас есть.
Правила:
Каждый участник команды вместе с другими первыми участниками выходит в коридор и 20 секунд читает текст.
По истечении времени первые номера возвращаются в команду и приносят крупицы добытой информации. Все это может быть  записано.

Потом идут вторые номера и так далее.
После того как все участники побывали в роли «золотоискателя» и составили свой текст, наступает этап проверки. 
В каком формате решать вам) Можно выдать задание по теме или провести тестирование. 
У нас был устный опрос.
Такой  прием понравился и показался действенным и результативным при работе с рубрикой «Did you know?»

 Использую такой прием:  Берём слова (понятия, термины, страны) и убираем все гласные. Детям необходимо догадаться, что за абракадабра на доске и как связаны между собой эти слова и темой урока, если это актуализация или определить тему урока, если это урок открытия нового знания.

Прием «Таинственная коробка»

Варианты использования:

1. Вы кладёте в коробку предмет, связанный с пройденной темой. Дети гадают, что там, используем игру «Да-нет». Достаём предмет и устно актуализируем тему.
2. Берём предметы, связанные с новой темой. Дети предполагают, что там может быть. Достаём по одному, дети пытаются сформулировать тему урока. В идеале-это становится возможным при соотнесении всех предметов, так интереснее.

«У меня к вам ответ»

Одно из приведённых заданий - это дать детям ответы и попросить написать вопрос.. 
даём детям ответы по соответствующей теме, а они пишут к ним вопросы. Это требует куда больше анализа, чем бездумный выбор варианта ответа. 
Но как это проверять? 
Предлагаю все вопросы собрать, перемешать, выдать детям как вопросы, так и ответы и пусть соотносят.

«Путаница»
В последнее время все чаще говорят о важности критического мышления. Но иногда дети не то, что не ставят под сомнение поступающую информацию, но и просто ее не воспринимают.
Слушают на автомате, пишут на автомате.⠀
Так вот, для проверки и выхода из данного состояния я использую «Путаницу». Я часто использую такие ловушки-ошибки на уроках.

⠀На одном из слайдов  или на доске написана лексика и определения  ( профессии) по текущей теме. После объяснений прошу записать его. Да только вот слова в нем ВСЕ перепутаны! Дети были смущены, озадачены и после первых слов останавливались.

«Снегопад вопросов»
учу детей задавать вопросы по прочитанному, услышанному
Раздаю детям листочки. Прошу написать 3 вопроса . На данном этапе можно пользоваться учебником. Когда вопросы написаны, просим скомкать лист в «снежок».
⠀Раз, два, три -ПЛИ! Дети бросают свои снежки вверх. ⠀
Все встают, берут по «снежку» и пишут свои ответы. Проверить можно выборочно устно или же собрать все работы, все зависит от ваших задач)

«Жокей и лошадь»(автор -А. Каменский) 

для актуализации и закрепления
⠀Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».Или при изучении, например,  темы "спорт" « праздники», «профессии» одной команде даются карточки с видами спорта,  символами праздника, другой - карточки с предметами, которые нужны для этого спорта или описанием праздника.

.

Во французских школах в школьном расписании есть 15-минутный предмет под названием «Что новенького?»⠀
Дети делятся впечатлениями от предыдущего дня, затем они тянут жребий и 4 человека перед классом рассказывают...о том, «что у них новенького». Новая игра, книга, событие-не важно. Важно преодолеть страх рассказывать о себе.
⠀Ведь научиться говорить о себе, да и вообще говорить -это важнейший навык, которым мало кто из детей владеет.⠀Им нужна практика и мы можем помочь им.⠀Я всегда в начале урока спрашиваю как настроение/дела/как прошли выходные и т.д. эти несколько минут дают возможность выговориться, наладить контакт и спокойно перейти к уроку. Так же помогает лучше узнать ученика и приводя примеры и аналогии использовать понятное и близкое ученик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

В статье из опыта работы описано применение разных интерактивных методов и приемов обучения на уроках русского языка....

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Активные методы обучения английскому языку для получения метапредметных результатов...

Использование технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка

В данной статье описывается использование новой технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время....

"Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтенияв 4-9 классах ООШ, осуществляющей деятельность по АООП"

Сообщение было заслушано на видеоконференции со специалистами ИКП РАО и Министерства Просвещения РФ...