Урок по русскому языку. Не с глаголами 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_urok_ne_s_glagolami.doc46 КБ
Office presentation icon urok_no2.ppt283.5 КБ

Предварительный просмотр:

2 урок.

Не с глаголами.

Цели урока:

  • закрепить разграничение раздельного и слитного написания не с глаголами
  • воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

 

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование.

  1. Рабочие тетради, учебники, карточки.
  2. Материалы презентации, компьютер, мультимедиа.

Межпредметные связи: связь с информатикой, литературой.

 

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

1)Грамматическая сказка.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил : «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему : «Не верю».

   Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить мез меня не можешь».

   Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

- А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?

Учащиеся делают вывод о написании частицы не и глагола.

2.Закрепление.

1)Знаете ли вы пословицы? Спишите. Добавьте в них глаголы с  частицей не.(слайд № 2,3.)

1. Кто вчера солгал, тому и завтра …..

2.Мокрый – дождя, а ногой разбою …….

3.Воду жалеть – и каши …..

4.У скупого и в крещенье льду  …….

5.Старого воробья на мякине  …….

 

Ответ слайд №2

1. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

2.Мокрый – дождя, а ногой разбою не боится

3.Воду жалеть – и каши не сварить.

4.У скупого и в крещенье льду  не выпросишь.

5.Старого воробья на мякине  не обманешь, не проведешь.

 

_Как пишутся эти глаголы с частицей не?

-Какие слова (существительные, прилагательные, глаголы всегда с не слитно) ?

3.Самостоятельная работа

 Упражнение №615. 1 ученик выполняет у доски. (Самопроверка с обратной доской).

Ненависть- ненавистный, недоумевать-

недоумение; негодовать- негодование; неистовство-неистовствовать; небрежность- небрежный.

4. Тест на карточках.

Дифференцированный подход. По вариантам.(слайд 4,5,6 только ответы).

Вариант 1.

Как нужно писать не с глаголами (не)думал, (не)был,(не)годовать?. Выберите правильный ответ.

А.Все слова пишутся раздельно, так как не с глаголами всегда пишется раздельно.

Б.Слитно, так как не является приставкой.

В. В 1-м и 2-м случаях раздельно, в 3-м слитно, так как слово не употребляется без не.

Ответ:В

Вариант 2.

Как нужно писать не с глаголами (не) мог, (не) доумевать, (не шалить) и почему? Выберите один из ответов.

А.Все слова пишутся раздельно, так как не с глаголами всегда пишется раздельно.

Б.Все слова пишутся слитно, так кА не является приставкой?

В.В 1-м и 3-м случаях раздельно, во 2-м – слитно, так как это слово без не  употребляется.

 

Ответ: В

 

Вариант 3.


А.Укажите, где не с глаголом пишется раздельно.

А. В окнах (не) доставало стекол.

Б.Ребенок (не) доставал рукой до стола.

В.Мальчик (не) доставал до дна рукой.

Г.У него (не) доставало терпенья дрессировать собак.

Ответ: Б,В.

5.Послушайте предложения. Как сделать их более выразительными? Замените глаголы сказуемые синонимами  (устно). Слайд №7 ,8.

  • 1.Жаворонок с утра поет над полем.
  • 2.Ты еще спишь, а солнце уже светит на ясном небе.
  • 3.Раздался первый удар грома. Дети побежали к дому.

6.Упражнение №619

Проверьте пропущенные орфограммы. (слайд 9, 10)

    Никогда, об отсутствующих, выскажет, человеке, в лицо, за спиной, со мной, отложит, шептать.

Не говорит, не станет, не останемся, не будет.

Мнение – сущ., ср.р., не - ие, нариц., неодуш, стоит в ед., В.п. (разбор для сильных учеников).

 

7.Упражнение №620

8. Задания повышенной трудности. Занимательный материал к уроку.

1.Спишите, раскрывая скобки.(Слайд №11,)

  • 1.Кто умеет весели..ся, тот и горя (не) боится.
  • 2.(Не) плюй в колодец: пригоди..ся воды напи..ся.
  • 3.Кто любит труди……, тому без дела (не) сидится.
  • 4.(Не) годи..ся худым хвали..ся.
  • 5.Плох тот солдат, который (не)надет..ся стать генералом.
  • 6.(Не) ошибае..ся тот, кто ничего (не) делает.

2. Веселые рифмы. (Карточки) наизусть. Слайд № 12

НЕ с глаголом

Пиши раздельно,

Например: не хотел, не знал.

Только помни об исключеньях:

Ненавидел, негодовал.

НЕ с глаголом

Отдельно пиши:

Не сердись,

Не скучай,

Не дерись,

Не спеши!

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголом отдельно

Частицу НЕ пиши.

3).Творческие задания.

Рассказ по картинке.(слайд №13,14)

Составьте по картинке и напишите предложения о правилах поведения в общественных местах.

Употребите в предложениях, когда надо, глаголы с не.

                           

9.Подведение итогов урока.

-Какие глаголы пишутся раздельно с не? (Запись на доске).

1.(Не) домогать, (не) годовать, (не)навидеть.

2.(Не)догнать,(не)годиться,(не) назначить.

10.Домашнее задание: упражнение №621, №622 ( слайд №15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не с глаголами

Слайд 2

Спишите. Добавьте в них глаголы с частицей не. 1. Кто вчера солгал, тому и завтра ….. 2.Мокрый – дождя, а нагой разбою ……. 3.Воду жалеть – и каши ….. 4.У скупого и в крещенье льду ……. 5.Старого воробья на мякине …….

Слайд 3

1. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. 2.Мокрый – дождя, а нагой разбою не боится. 3.Воду жалеть – и каши не сварить. 4.У скупого и в крещенье льду не выпросишь. 5.Старого воробья на мякине не обманешь.

Слайд 4

1 вариант Ответ: В

Слайд 5

2 вариант Ответ: В

Слайд 6

3 вариант Ответ: Б, В.

Слайд 7

Послушайте предложения. Как сделать их более выразительными? Замените глаголы сказуемые синонимами

Слайд 8

1.Жаворонок с утра поет над полем. 2.Ты еще спишь, а солнце уже светит на ясном небе. 3.Раздался первый удар грома. Дети побежали к дому.

Слайд 9

Упражнение №619 Проверьте пропущенные орфограммы.

Слайд 10

Никогда, об отсутствующих, выскажет, человеке, в лицо, за спиной, со мной, отложит, шептать. Не говорит, не станет, не останемся, не будет. Мнение – сущ., ср.р., не- ие, нариц.,неодуш, стоит в ед., В.п.

Слайд 11

Задания повышенной трудности . Спишите, раскрывая скобки. 1.Кто умеет весели..ся, тот и горя (не) боится. 2.(Не) плюй в колодец: пригоди..ся воды напи..ся. 3.Кто любит труди……, тому без дела (не) сидится. 4.(Не) годи..ся худым хвали..ся. 5.Плох тот солдат, который (не)надет..ся стать генералом. 6.(Не) ошибае..ся тот, кто ничего (не) делает.

Слайд 12

. Веселые рифмы. НЕ с глаголом Пиши раздельно, Например: не хотел, не знал. Только помни об исключеньях: Ненавидел, негодовал. НЕ с глаголом Отдельно пиши: Не сердись, Не скучай, Не дерись, Не спеши! Не выучил, не делай, Не знаешь, не спеши. С глаголом отдельно Частицу НЕ пиши.

Слайд 13

Составьте по картинке и напишите предложения о правилах поведения в общественных местах. Употребите в предложениях, когда надо, глаголы с не. Не садись в автобус с мороженым .

Слайд 15

Домашнее задание: упражнение №621, №622


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: «Космическое путешествие в галактику «Глаголия»».

Конспект  урока по  русскому языку в 5-м классе по теме: «Космическое путешествие в галактику «Глаголия»»....

Конспект урока по русскому языку “Не- с глаголами”(5 класс)

Конспект урока по русскому языку “Не- с глаголами”(5 класс)...

Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)

Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс

Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Повелительное наклонение глагола»

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Повелительное наклонение глагола»...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" 5 класс

К уроку прилагается презентация, рабочий лист, кроссворд....