Конспект урока русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Граборя "Февральская лазурь".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Антоненко А.Н.
учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине
И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Цели: 1) систематизировать знания об описании как типе речи; познакомить с жизнью
и творчеством художника И.Э. Грабаря и изобразительными средствами,
которые он использует при описании зимнего пейзажа; научить школьников
высказывать своё отношение к художественному произведению, правильно
оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего
устного выступления; подготовить учащихся к написанию сочинения;
2) развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи;
развивать мышление, творческое воображение и кругозор учащихся;
3) воспитывать любовь к природе.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация; репродукция картин
И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Иней», «Зимний солнечный день»;
учебник русского языка 5 класса Т.А. Ладыженской и др.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Для того, чтобы настроиться на отличный
урок, давайте, подарим друг другу улыбки. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
- Вы знаете, что в русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание и
рассуждение.
- Давайте вспомним и назовём, что характерно для каждого из этих типов речи?
Типы речи
- повествование (говорится о действиях и событиях) что произошло?
- описание (изображаются предметы, люди, животные, природа) какой?
- рассуждение (излагаются причины явлений, их взаимосвязь) почему?
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать над репродукцией картины Игоря Эммануиловича
Грабаря «Февральская лазурь».
- Что мы будем делать с этой репродукцией? (Мы будем её описывать).
- Следовательно, какой тип речи у нас будет основным на уроке? (Описание).
- Скажите, а какая часть речи поможет нам точно и ярко описать признаки предметов?
(Имя прилагательное).
- На прошлом уроке мы говорили о том, что все виды искусств имеют жанры. Например, литература, как вид искусства, имеет жанры (стихотворение, басня, повесть). Живопись тоже как вид искусства имеет свои жанры. На прошлом уроке мы познакомились с таким жанром живописи, как натюрморт. А сегодня мы будем вести речь о другом жанре живописи. О каком? Отгадайте?
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
- А кто знает, что такое пейзаж?
Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности.
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в
литературном произведении.
Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.
Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию.
И.Э. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии художеств. Учителем И.Э. Грабаря был И.Е. Репин. С 1913 по 1925 гг. руководил Третьяковской галереей.
Грабарь – тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Яркий осенний вечер», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом» и др.
- Рассмотрите внимательно картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
- Что привлекает ваше внимание на этой картине? (Берёза).
Казалось бы, что может быть необычного в хорошо знакомой нам берёзе. А вот И.Э. Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно.
Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, ч поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Февраль стал изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около 2-х с лишком недель, пока я не кончил картину… Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба».
- Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний И.Э. Грабаря (упр. 366)
IV. Беседа по картине «Февральская лазурь».
- Обратимся к картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь». Перечислите, что вы видите на
ней.
- Что привлекает наше внимание на переднем плане картины? (Берёза).
- Давайте опишем её. (Берёза – белоствольная красавица. Её ствол немного искривлённый,
молочного цвета, с чёрными пятнами. Кору ствола внизу обгрызли зайцы.
- Что можем сказать о её ветвях?
- Что мы видим на верхних ветках? (На верхних ветках висят прошлогодние листья).
- Что можно сказать о других берёзах? (Берёзы – стройные, тонкие, белоствольные,
статные, ждут весны).
- Что художник изобразил на заднем плане? (Вдалеке видна берёзовая роща).
- Какой день изобразил на своём полотне художник? (Солнечный, ясный).
Глядя на картину, можно сказать, что солнышко очевидно уже теплее зимнего; ветки деревьев освободились от снега; снеговой наст начинает рыхлеть. Лес вдали, хоть и тёмный, но уже с желтовато-лиловым оттенком, очевидно, почки начинают оживать.
- А как выглядит снег на картине И.Э. Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце
и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый,
сиреневый, нежно-розовый, голубой, розовый, лазурный).
- Рассмотрите небо. Есть ли на нём облака? (Нет).
- Есть ли на нём солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный
свет).
- Какого оно цвета вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее,
лазурное, бирюзовое, голубое).
- Давайте сейчас подберём прилагательные, которыми можно описать берёзу, снег, небо.
берёза | ветвистая, тонкая, стройная, молодая, изящная, танцующая, игривая, лёгкая |
снег | алмазный, блестящий, голубеющий, розовато-голубой, сверкающий, лёгкий, рассыпчатый, жемчужный, тихий, лазурный |
небо | бездонное, глубокое, грустное, бесконечное, свободное, перламутровое, безоблачное |
воздух | чистый, морозный, прозрачный, бодрящий |
день | морозный, солнечный, ясный |
- Какие краски использовал художник для создания этой картины? Краски переднего
плана отличаются от тех цветов красок, которые использовал художник для
изображения заднего плана? (Задний план картины представлен в тёмных, холодных
цветах. На заднем плане царство зимы. Свет не проникает в чащу).
- Что такое «лазурь»? Почему картина так названа «Февральская лазурь»?
Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Февраль – последний месяц зимы. Февральское солнце – предвестник весны – начинает постепенно оживлять природу. В яркий солнечный день при лёгком морозе безоблачное небо разливает свои голубые краски повсюду.
- Где на картине вы видите голубые оттенки? (Белый снег становится голубым, тени
берёз голубовато синими, даже самые стволы берёзок пропитаны голубым воздухом и
делаются как бы воздушными. Голубые краски не выдуманы художником, а подсказаны
природой.
Вывод: на картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» изображён прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то что в центре картины – берёза художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».
V. Составление плана к сочинению.
План
I. И.Э. Грабарь и его картина «Февральская лазурь».
II. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»:
а) солнечное февральское утро;
б) старая берёза и её подруги;
в) описание снега, тени на снегу;
г) композиция и колорит картины.
III. Мои впечатления от картины.
VI. Составление устного рассказа по картине. Выявление лучшего рассказа.
- «Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И. Грабарь картину, изобразив
просвечивающее сквозь ветви серебристых от инея любимых берёз восходящее солнце.
- Попробуйте и вы нарисовать словами «свою зимнюю сказку».
VII. Рефлексия.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
Сегодня на уроке мне понравилось…
Для меня было трудным…
Я научился…
Я узнал…
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Написание сочинения по картине Левитана "Осенний день. Сокольники"
Программа Разумовской...
Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»
Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся. ...
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».
Урок русского языка в 6 классе.Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».Цель: формировать и совершенствовать навыки и умения учащихся создавать текст по картинке, вводя в сочинение...
Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...
Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"
Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...
Конспект и презентация к уроку русского языка для учащихся 6 класса "Сочинение по картине И.Левитана "Март"
В пакет материалов в ходит конспект урока, презентация к уроку, а также карточки для индивидуальной работы....
Творческая разработка. Живопись на уроках русского языка. Методика подготовки к написанию сочинения по картине.
Материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьн...