Урок русского языка в 8 класса по теме "Вставные конструкции"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Предаставлен полный готовый конспект урока по теме "Вставные конструкции" (знакомство с новой темой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 18.62 КБ |
Для печати и выведения на экран | 12.44 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс/Русский язык
Тема урока: "Вставные конструкции"
Учитель: Козлова А.А.
Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока: познакомиться со вставными конструкциями, узнать их функции, а также способы выделения вставных конструкций в предложении; формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями; развивать творческие способности учащихся при работе с текстами; содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих способность к творческой деятельности; воспитывать любовь родному языку.
Необходимое оборудование: учебник «Русский язык. 8 класс», Москва, «Просвещение», 2020 год, С. Г. Бардхударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко.
Предметно-образовательная среда: учебник, доска, проектор, карточки с заданиями, компьютер, экран.
Демонстративный материал: задание на соотнесение.
Этап урока | Учитель | Ученики |
1. Организационный момент | 1. Поздороваться, поприветствовать гостей урока, сказать об отсутствующих. | 1. Встают, приветствуют гостей и учителя. |
2. Проверка домашнего задания, активизация знаний, подготовка к изучению новой темы. | 1. Проверка домашнего задания осуществляется на листочках, проводится словарный диктант из 10 слов. Задача не просто записать слова, но сперва понять, о каком из слов идет речь, а затем верно его записать. Например: -Как называется документ, который вы получаете после окончания школы? -Аттестат. Слова для контроля: аттестат, ровесник, бизнесмен, маршрут, иллюстрация, кроссовки, галерея, диалог, оратор, стипендия. Последнее слово (на выбор учителя) произносится учителем вслух, а учащиеся должны записать его правильно и дать толкование. | 1. Один из ребят раздает листочки для выполнения работы, затем он же собирает готовые работы. |
3. Подведение к теме урока | 1.На доске записан пример: На другое утро (я уже проснулся, но еще не вставал) стук палки раздался у меня под окном. (И.Тургенев) Вопросы: - найти подлежащее, сказуемое; - о чём предложение? главная мысль? - какой необычный знак вы видите? - что находится в скобках? что это за информация? можно ли убрать содержимое скобок из предложения? что изменится? - какую роль играет информация в скобках в данном примере? - почему часть предложения заключили в скобки? 2. Задание на соотнесение В какое предложение можно добавить дополнительную информацию? Найти соответствие. На экране (проектор) смотрим: Перед отъездом я увиделся со стариком и оставил ему ключи. -звали его Петром Степановичем- Птенчик упал из гнезда и сидел неподвижно. (ветер сильно качал березы) Однажды вечером скучал я дома один. (это было в начале октября 1773года) | 1. Учащиеся записывают пример в тетрадь. Один ученик выразительно читает предложение. Обращаем внимание на интонацию! На вопросы отвечает весь класс, все участвуют в обсуждении. Подлежащее - стук, сказуемое - раздался. Главная мысль - стук раздался под окном. Есть скобки. В них спрятана дополнительная, добавочная, поясняющая информация. Её можно убрать из предложения без потери смысла. То есть в скобки можно заключить не основную, уточняющую информацию, подробности. 2. Коллективно подбираем уместный вариант вставления информации в предложение. Делаем выводы:
|
4. Вставные конструкции | 1. Что такое конструктор? конструкция в разных сферах жизни? русское ли это слово по происхождению? 2. Запись темы урока. Просим одного ученика прочитать и продиктовать правило из учебника (страница 210, в 1 абзаце). Конструкции, которые содержат добавочную информацию, называются вставными. | 1. Обсуждение слова и его значения. Конструкция - то, что построили; смастерили; придумали; соорудили специально... 2. Помогаем найти определение в учебнике. Выборочно просим учеников повторить, что они записали в тетрадь. |
5. Физминутка | 1. Девочки повторяют задание учителя, мальчики же должны сделать любое другое действие. Затем роли меняются. Например: Руки вверх (девочки поднимают, мальчики опускают). Подпрыгнули (присели) и т.п. | 1. Мотивируем каждого из учащихся выполнить хотя бы часть движений, сменить позу, размяться. |
6. Анализ нового материала | 1. Есть ли разница? Предложение записано на доске с пропуском. Два варианта вставных конструкций напечатаны на листах А4, учитель их прикрепляет к доске. Мой приход (это было понятно) их не обрадовал. Мой приход - это было понятно - их не обрадовал. ! Тире ставится только в середине предложения, скобки же могут стоять в середине и в конце. | 1. Размышляем о том, что принципиальной разницы в двух предложениях нет. Смысл передан один и тот же. Отличие только в знаках. Записать. |
7. Отработка нового материала | 1. Дополните каждое предложение вставными конструкциями, которые отвечали бы на вопрос в скобках. Запишите по вариантам. 2 человека от каждого варианта озвучивают свои ответы. 1) Утки (сколько было уток?) каждое утро дружно шагали к пруду. 2) Иван Матвеевич был уже тогда (когда мы с ним познакомились?) человеком немолодым. | 1. Примерный варианты ответов: Утки - их было пять или шесть - каждое утро дружно шагали к пруду. Иван Матвеевич был уже тогда (мы познакомились в 2001 году) человеком немолодым. Желающие могут выполнить задание у доски. |
8. Домашнее задание | Записано на доске. Можно записать его в конце урока, а можно после физминутки. | Упражнение 450 - выполнить по заданию, параграф 38. |
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок. Рефлексия. | - Ребята, сегодня мы повторили словарные слова и начали изучать новую тему, разобрали немало примеров по ней. Особенно хочется выделить следующих учеников(перечислить). Поднимите руку, кто хорошо понял, о чём мы сегодня говорили (только честно!). Кто ничего не понял? Кто понял частично? Если остались вопросы, подходите на перемене или на 7 уроке.Спасибо за урок! |
Предварительный просмотр:
Птенчик упал из гнезда и сидел неподвижно.
Однажды вечером скучал я дома один.
Перед отъездом я увиделся со стариком и оставил ему ключи.
(звали его Петром Степановичем)
(ветер сильно качал березы)
(это было в начале октября 1773 года)
(это было понятно)
- это было понятно -
1) Утки (сколько было уток?) каждое утро дружно шагали к пруду.
2) Иван Матвеевич был уже тогда (когда мы с ним познакомились?) человеком немолодым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Презентация к уроку русского языка по теме "Сложные синтаксические конструкции"
Презентация содержит примеры сложных предложений с разными видами связей...
Презентация к уроку русского языка 8 класса по теме "Вводные конструкции".
Презентация посвящена вводным словам, вводным предложениям и вставным конструкциям....
Презентация к уроку русского языка 8 класс "Вводные конструкции"
Материал урока построен на изучение нового материала и повторения. Закрепление темы в виде теста...
Вводные конструкции. Урок русского языка, 8 класс
Тема: Вводные словаКласс: 8 классАвтор: Новикова Любовь Анатольевна, учитель русского языка, гимназия ДВФУ гор. Владивоосток.Тип урока: открытие нового знанияМетод: технология проблемного обучения;Цел...