Сложные предложения. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тематический урок для учащихся 8 класса. Урок сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски. Учащиеся учатся совершенствовать свою речь, удовлетворять потребности в самовыражении, соблюдать этические нормы, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять информационную обработку текста, строить логическую цепочку рассуждений, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою позицию, работать с разными источниками информации. В ходе урока учащиеся работают в группах, оценивают результат собственной работы и уровень предоставленного материала.

Процесс обучения в течение всего урока предусматривает использование различных приемов обучения, в том числе и с применением ИКТ, что позволяет обучающимся более наглядно представить результаты исследования изучаемых языковых явлений. Реализация поставленной цели и задач позволяет формировать УУД, способствует повышению уровня учебной мотивации.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Сложные предложения. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Цели: углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении; ввести новые понятия о видах сложных предложений; развитие   речи учащихся; эстетическое воспитание.

Планируемые результаты:

личностные: совершенствовать свою речь, удовлетворять потребности в самовыражении, соблюдать этические нормы в ходе совместной работы, формировать уважение к русскому языку и культуре речи;

метапредметные: анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять информационную обработку текста, строить логическую цепочку рассуждений, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою позицию, работать с разными источниками информации, уметь работать в группах, оценивать результат собственной работы и уровень предоставленного материала;

предметные: демонстрировать сформированные умения по теме «Сложные предложения».

Опорные понятия: простое предложение, сложное предложение, союзы, однородные члены предложения, типы сочинительных союзов, пунктуация в сложном и простом осложненном предложении.

Тип урока: комбинированный

Раздаточный материал: карточки с текстами.

Необходимое оборудование:    фрагменты видеоматериала « Шедевры русской живописи», репродукции картин И.И.Левитана;  Л.Бетховен, 14 соната «Лунная»

Презентация по теме «Сложные предложения».

                                   Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада встрече с вами!  Надеюсь, что с урока мы   вынесем только положительные эмоции и много интересной информации, которые пригодятся вам в жизни.

                   

                                            Эпиграфы:

                          «Прекрасное - символ морального добра». ( И. Кант)  

                          «Художники пишут глазами любви, и только глазами  

                           любви следует судить их».

                                                              (Г.Лессинг)

                     

    - Прочитайте эпиграфы к уроку, определите виды предложений.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?                                                        

2. Формулировка темы и цели урока учащимися.  

Ответы учащихся: «Простые и сложные предложения»

- Да, правильно, но тема урока: «Сложные предложения. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения».                      

     

 II Актуализация знаний учащихся (изучение нового материала)

Откроем тетради. Запишем число и тему. На уроке параллельно ознакомимся с картинами художника И.И. Левитана, будем учиться их описывать, используя и сложные предложения.

      1.Словарный диктант.

Художество, художник, художественный;

колорит, колоритный, колорист;  

этюд;

живопись, живописать, живописец, живописный.

Значения непонятных слов разъясняются по словарю Ожегова.

     а) Составьте словосочетания, определите способ связи слов в словосочетании. (Взаимопроверка работ учащимися, работа в паре.)

Затем на табло:

Картины художника- управление

живописные места- согласование

 живописать ярко- примыкание.

 

   б) Составьте предложение, включив в него одно из словосочетаний. Синтаксический разбор предложения.

Радостным гимном вечно прекрасной природе звучат картины   художника И.И. Левитана « Золотая осень», «Март», « Весна. Большая вода».

                    На экране портрет И.И. Левитана.

   « Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней. Без этого чувства не может быть истинный художник. Но это мое прозрение для меня- источник глубоких страданий.

 Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всём   и                            

не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения.»            

                                                                                          ( И. Левитан)

 Прочитайте высказывание художника Исаака Ильича Левитана. Какова его основная мысль?

  2.   На столах листы с текстом.                                                                                

Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите основную мысль текста, тип речи. Выделите в предложениях грамматическую основу, определите виды предложений.

             

   Антон Павлович Чехов тяжело заболел. По совету врачей он поехал в Крым. Южная природа Крыма только сначала поражала Чехова.  Он тосковал по родным местам, хотелось на север. Писатель рассказал Левитану, который приехал навестить его, как он тоскует на берегу синего моря по речке, бегущей по широкому лугу, по тропе в берёзовой роще. Художник попросил кусок картона и написал на нём широкий луг с тёмными стогами скошенного сена. Над лугом взошла луна и высветила землю и макушку стогов. Когда Левитан уехал, картина осталась в кабинете Чехова.

 Писатель работал за столом и смотрел на картину. Ему чудилось, будто идёт он по этому лугу, слышит крик сонных птиц, вдыхает запах свежего сена.

На душе Чехова становилось легко и радостно.

 

  1. Двусоставное простое предложение.
  2. Двусоставное простое предложение.
  3. Двусоставное простое предложение.
  4. Бессоюзное сложное.
  5. Сложноподчиненное предложение.
  6. Простое с однородными сказуемыми.
  7. Простое с однородными сказуемыми, дополнениями.
  8. Сложноподчиненное предложение.

9.  Сложноподчиненное предложение.

    10. Простое с однородными сказуемыми.

-Какие виды предложений вы встретили в данном тексте? Объясните, как вы определяете предложение: сложное оно или простое?

3.Работа с учебником, чтение параграфа 7. 

- Какую новую информацию вы получили, прочитав параграф?

(Сложное предложение-это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство)

4. Основные виды сложных предложений. Презентация.

Составление схемы классификации видов сложных предложений

                                     Союзные

Бессоюзные

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Союзы: и, а, но, да, или и др.

Союзы и союзные слова: что, где, когда, чтобы, который и др.

- Пользуясь данной схемой, расскажите, что вы знаете о сложном предложении и его типах.

Выводы: средством связи в сложноподчиненных предложениях служат подчинительные союзы, в сложносочиненных предложениях – сочинительные союзы, в бессоюзных – интонация (без включения союзов).

- Чем различаются ССП И СПП? ( ССП - части независимые, в СПП – главная и зависимая, союзами)

III. Закрепление новых знаний:

  1.    Определить типы сложных предложений. Составить схемы. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях.

Для Левитана постоянным источником высоких переживаний и чувств явилась природа. Когда создавалась картина «Над вечным покоем», он слушал Третью «Героическую» симфонию Бетховена. С Чайковским он не был знаком, но поэтический пейзаж  «Последние хорошие дни осени» был написан под звуки музыки Чайковского. Особенно художник любил поэзию, с ней, этой «очаровательницей жизни» художник общался постоянно.

  1. Демонстрация картин И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники», « Золотая осень» через мультимедиа. Л.Бетховен, 14 соната «Лунная»

- Чем отличается «Золотая осень» от ранней картины художника   «Осенний день. Сокольники»?

(Если вторая картина овеяна печалью, то «Золотая осень» является ярким жизнеутверждающим произведением, ликующей симфонией красок)

Задание по группам ( 2 группы).

Написать сочинение – миниатюру по данным картинам, используя и сложные предложения. (7 минут)

Прочитайте сочинения. Учащиеся читают сочинения. Какие сложные предложения вы использовали в работе? Молодцы!

Вывод: что же такое сложное предложение?

(Сложное предложение не есть механическая сумма простых предложений. Смысловые отношения, возникающие в сложном предложении между его частями, делают эту конструкцию более богатой по выражаемой информации. Дополнительная информация сложного предложения возникает из соотношения содержания его составляющих и закрепляется, уточняется, благодаря средствам связи).

-для чего же мы используем сложные предложения?

Сложное предложение – лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слов и монотонное использование простых предложений. Выбор конструкции зависит от задачи, сферы, содержания высказывания, т.е. от коммуникативной задачи.

IV Самоконтроль по эталону. 

- Итак, вы многое узнали сегодня о сложных предложениях, многому научились. Вы уверены в своих умениях? Проверим.

 Тестовые задания:

1. Какое из следующих утверждений верно?

а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.

б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными.

в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.

г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно. Ответ: г).

2. Определите вид предложения

В саду поселилась осень, но листья берёзы оставались зелёными .

 а) простое в) сложноподчинённое б) сложносочинённое г) бессоюзное     Ответ: б).

V. Повторение.

 — Какие признаки сложного предложения вы знаете?

— Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

 — На какие виды делятся сложные предложения в зависимости от характера союза?

— Где преимущественно употребляются сложные предложения?

VI. Рефлексия учебной деятельности.

- Итак, ребята, чему был посвящен наш урок?

Что вы нового узнали?

-В течение урока мы получили уроки прекрасного, ознакомились с картинами И.И. Левитана. Сравнивая Левитана с другими пейзажистами, А.П. Чехов назвал его королем, считая его талант «огромным, самобытным, оригинальным, проникнутым человечностью».

 

- Запишем домашнее задание: выписать из произведений А.П. Чехова сложные предложения всех видов (по 2 примера), проанализировать их, выполнить упражнение 67. (Указать в сложных предложениях грамматические основы и союзы, соединяющие простые предложения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

«Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)»

«Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)» Конструирование и анализ современного урока русскогоязыка и литературы в условиях реализации ФГО...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сло...

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (9 класс)

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сло...