Урок на тему Лексика и фразеология
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Данный урок по русскому языку в 9 классе (ЗПР) на тему: "Лексика и фразеология" ставит перед собой цели:
-повторить и обобщить материал по теме: «Лексика и фразеология»;
- способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам;
- закрепить навыки и умения обучающихся по изученной теме на основе дидактического материала;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- повышать творческую активность обучающихся через технологию сотрудничества;
- развивать интерес к изучению родного языка;
- воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову, любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексика и фразеология | 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
ТЕМА: Социально ограниченная лексика и фразеология.
Цели: -повторить и обобщить материал по теме: «Лексика и фразеология»;
- способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам;
- закрепить навыки и умения обучающихся по изученной теме на основе дидактического материала;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- повышать творческую активность обучающихся через технологию сотрудничества;
- развивать интерес к изучению родного языка;
- воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову, любовь к родному языку.
Прогнозируемые результаты: развить словарный запас обучающихся, посредством употребления фразеологизмов, владеть терминологией по теме.
Тип занятия: рефлексия
Методы обучения: сообщение нового материала с элементами беседы; работа со словарем; закрепление теоретического материала на практике.
Форма работы на занятии: индивидуальная, фронтально-коллективная, групповая
Технологии:
- личностно-ориентированная;
- информационно-коммуникационная;
- проблемно-развивающая.
Межпредметные связи: дисциплина «Литература », «Культура речи»
Дидактическое оснащение занятия: учебник, карточки с упражнениями
Материально-техническое оснащение урока: презентация
Ход занятия
- Организационный момент. Целеполагание
- Мотивационный этап.
Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах нам знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие-исследование . Целью нашего путешествия является обобщение и углубление знаний по теме “Лексика и фразеология. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса”, развитие умений узнавать новое в уже известном. Компасом будут служить ваши знания, смекалка, умение сотрудничать, применять свои знания на уроке.
III.Этап актуализации знаний.
- Что изучает лексика?
- Можно ли утверждать, что словарный состав языка неразрывно связан с культурой речи?
- Что мы понимаем под термином «культура речи»?
- Что такое лексические нормы?
- Назовите основные понятия, связанные с нарушением лексических норм (семантическая несочетаемость, речевая избыточность и речевая недостаточность).
- Дайте определение этих понятий.
- Какое отношение к лексике имеет фразеология? Дайте определение фразеологизмов.
IV.Этап усвоение новых знаний и первичной проверки понимания.
Тренировочные упражнения.
Лексическая разминка.
- Соотнесите 1 и 2 колонки, чтобы получился фразеологизм. (сл.2)
От горшка
Ниже травы
Кружиться
Пареной репы
Тише воды
Два вершка
Дешевле
На новые ворота
Как баран
Как белка в колесе
- Составьте словосочетания или предложения с одним из фразеологизмов (устно), чтобы объяснить значение.
- Найдите ошибки, связанные с разрушением фразеологизма. (сл.3)
1. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. (притча во языцех)
2. Нельзя всех мерить под одну гребенку. (стричь под одну гребенку)
- Получить фиаско может каждый спортсмен. (потерпеть фиаско)
- Запишите исправленные варианты. Дайте толкование полученным фразеологизмам.
Сообщение обучающегося.
Стилистические функции фразеологизмов.
Разбор заданий по лексике и фразеологии.
Задание 1. Выпишите из предложенного стихотворения все непонятные слова в таблицу и объясните их значение (текст стихотворения у каждого обучающегося, можно пользоваться словарями).
Ученик 1.
“Где? Какая дрянь?
Ты вот на ступицу-то глянь!” –
Торгаш плечистый повторяет
И бойко колесом вертит.
А парень крендель доедает:
“Сложи полтину, – говорит, –
Возьму и дегтю, вот мазницы…”
Ученик 2.
“Нет. Врешь! Отдай за рукавицы!
Ты гаманок-то свой не прячь!” –
Кричит налево бородач.
Ученик 4.
“Ты вот что, умная молодка,
По сторонам-то не смотри,
Твой холст, к примеру, не находка…
Почем аршин-то? Говори”. –
“По гривне, я тебе сказала;
Вот и другие так берут”.
Ученик 5.
“Не купите ли , сударь, бричку?
Отличный сорт!”
“Нет, я на бричку не купец.
Не попадется ль жеребец?
Вот не найду никак, мучень!
А нужен к пристяжным под шерсть –
Караковый”. –
“Есть, сударь, есть!
Рысак! А бег – мое почтенье!”
СЛОВО | ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА |
СТУЖИЦА | средняя часть колеса, в которой укрепляются спицы, с отверстием для оси |
МАЗНИЦА | деревянная или глиняная посуда для дегтя |
ДЕГОТЬ | темный маслянистый продукт для смазки |
ГАМАНОК | кошелек |
АРШИН | русская мера длины, равная 0,71 м |
ПОЛТИНА | монета в 50 копеек |
ГРИВНА | денежная единица в Древней Руси, гривенник |
БРИЧКА | легкая повозка, иногда крытая |
ПРИСТЯЖНЫЕ | лошади, идущие рядом с коренной, центральной лошадью |
КАРАКОВЫЙ | темно-гнедой с подпалинами (масть лошадей) |
- В чем сходство всех выписанных слов?
- Это слова, которые не употребляются в повседневной речи. Такие слова называются устаревшими.
- На какие группы делятся устаревшие слова?
- Архаизмы – слова, имеющие синонимы в современном языке: перст – палец, чело – лоб. Историзмы – слова, не имеющие синонимов в современном языке, например: боярин, купец, аршин.
Задание 2. Выпишите номера только тех предложений, на вопросы которых следует ответить утвердительно.
– Можно ли в наши дни встретить толмача?
– Правда ли, что ланиты живут в лесу?
– Правда ли, что в наши дни уже не встречаются бонвиваны?
– Правда ли, что кивер – это парадное оружие в русской армии XVIII в.?
Ответ: 1.
Толмач – переводчик во время беседы, переговоров.
Ланиты – щеки.
Бонвиван – человек, любящий жить в свое удовольствие: богато, беспечно. Кутила, весельчак.
Кивер – высокий головной убор.
- Какие из устаревших слов в данных предложениях мы можем отнести к архаизмам, а какие к историзмам?
Толмач, ланиты, бонвиван – архаизмы.
Кивер – историзмы.
- В связи с различными изменениями в жизни общества лексический состав языка постоянно меняется. Например, в настоящее время вновь в употребление вошли слова губернатор, мэр, спикер, гимназия, кадет. За счет чего еще меняется состав языка?
- За счет слов, которые приходят из других языков. Такие слова называются заимствованными.
Задание 3. Пользуясь словарем иностранных слов определите, из каких языков заимствованы данные слова. Спишите слова, выделите в них основу, поставьте ударение. С выделенными словами составьте и запишите словосочетания или предложения.
Феномен (греч.), эпиграф (нем.), телепатия (нем.), дилер (англ.), экспансия (франц.), табу (франц.), шасси (франц.), тинэйджер (англ.), факсимиле (лат.), симметрия (нем.), синонимия (греч.), маркетинг (англ.), менеджер (англ.).
- . Благодаря заимствованиям, русский язык становится богаче, угрозы для него они не представляют (заимствованных слов всего около 10 процентов). Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты. Давайте вспомним признаки заимствованных слов.
- Основными признаками заимствованных слов являются:
– двойные согласные в корне слова: касса, баллотироваться;
– стечение гласных звуков: оазис, мозаика;
– безударный звук [о] в конце слова: радио, какао;
– произношение твердого согласного перед буквой е, обозначающей звук [э]: пар[тэ];
– буква э в корне слова: поэт, элегия;
– сочетание букв ЙО и ЬО: майонез, бульон;
– неизменяемость имен существительных и прилагательных: пальто, кашне, кенгуру.
Задание 4. Тест.
Пользуясь Словарем иностранных слов по необходимости, определить значение иностранных слов, выбрать правильный ответ.
1. АНТАГОНИЗМ:
а) репутация, б) противоречие, в) равнодушие.
2. АНТОЛОГИЯ:
а) музыкальное произведение, б) биография, в) сборник избранных произведений.
3. АПАТИЯ:
а) направление в медицине, б) равнодушие, в) болезнь.
4. АПЕЛЛЯЦИЯ:
а) просьба о пересмотре чего-либо, б)музыкальное произведение, в) косметическая процедура.
5. БАЛЛАСТ:
а) груз, б) болезнь, в) механизм.
6. ДИФИРАМБ:
а) косметический дефект, б) неумеренная похвала, песня в чью-либо честь, в) механизм.
7. КВОРУМ:
а) установленное уставом или законом количество присутствующих, б) официальное собрание,
в) должностное лицо в ряде стран.
8. ПАНЕГИРИК:
а) тип темперамента, б) болезнь, в) хвалебная речь.
9. РАРИТЕТ:
а) равенство, б) старинная вещь, в) предмет интерьера.
10. ФИАСКО:
а) предмет дамского туалета, б) поражение, в) вид спорта.
1-б,2-в, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б, 7-а, 8– в, 9-б, 10-б.
Задание 5. Прочитайте и запишите, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания высказывание К.Паустовского.
С рус..ким языком можно тв..рить ч..деса. Нет (н..)чего такого в жизни и в нашем сознании.. что нельзя было(бы) пер..дать рус..ким словом. Звуч..ние музыки блеск красок игру света шум и тень садов (не)ясность сна громыхание гр..зы де..ский ш..пот и ш..рох морского гравия. Нет таких звуков образов и мыслей – сложных и простых, – для которых (не) нашлось бы в нашем языке точного выр..жения.
- Определите основную мысль данного высказывания.
- К.Паустовский говорит о богатстве русского языка, о возможности подобрать для описания любого явления самые выразительные слова.
- За счет каких основных лексических единиц это возможно?
- Русский язык богат синонимами, антонимами, омонимами.
- Синонимы – это слова одной и той же части речи разные по написанию и звучанию, но одинаковые по лексическому значению. Выделяются контекстуальные синонимы – слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте, вне его подобные слова синонимами не являются.
- . Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значению. Также выделяются контекстуальные антонимы – слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте.
- . Омонимы – слова одной и той же части речи, сходные по написанию и звучанию, но различные по лексическому значению. Например: ласка (нежность) – ласка (пушной зверек). Такие омонимы называют лексическими.
От лексических омонимов следует отличать:
- омофоны – слова, совпадающие в звучании, но различные в написании: компания – кампания; пруд – прут;
- омоформы – слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных грамматических формах: покрывало (сущ.) – покрывало (глаг. прош. вр., ед.ч., ср. р.);
- омографы – слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении, т.е. отличающиеся местом ударения: стрелки часов – русские стрелки.
- Омонимы следует отличать от многозначных слов. Это смежные явления и иногда достаточно сложно провести между ними границу. Существует несколько способов разграничения омонимов и многозначных слов:
1. Лексический способ основан на выявлении синонимов: синонимы, подбираемые к значениям многозначного слова, входят в один синонимический ряд, омонимы же имеют разные синонимы. Например: кровавый бой – сражение, чернокожий бой – слуга. Между синонимами нет связи, значит это омонимы.
Морской бой – сражение, кулачный бой – борьба, бой быков – состязание. Синонимы входят в один синонимический ряд, следовательно, это значения многозначного слова.
2. Морфологический способ основан на сопоставлении производных слов и словоформ.
Такт (ритм) – тактовый, тактный.
Такт (чувство меры) – тактичный, тактичность.
Т.к. от этих слов образуются разные производные слова, значит это омонимы.
Задание 6. Определите слова по их описанию.
1. Синоним слова ЛЕС и омоним слова, обозначающего сверло.
ЛЕС – БОР (синонимы); БОР (лес) – БОР (сверло) – омонимы.
2. Антоним слова СТРОГОСТЬ и омоним слова, обозначающего пушного зверя.
СТРОГОСТЬ – ЛАСКА (антонимы); ЛАСКА (нежное отношение) – ЛАСКА
(пушной зверек) – омонимы.
3. Найдите пятое лишнее: бежать, лететь, ползти, мчаться, нестись.
4. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом
ЧЕРСТВЫЙ?
а) свежий костюм;
б) свежий журнал;
в) свежий воротничок;
г) свежий хлеб.
Задание 7. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
- Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
- Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
Ответ – 2.
- Выполнение заданий данного типа закрепляет умение различать паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Неправильное употребление слов и смешение их приводит к непониманию услышанного и прочитанного, к обеднению языка.
Задание 8. Выберите правильный вариант, в случае затруднения обращайтесь к Толковому словарю.
- Письмо дошло до (а) адресата, (б) адресанта.
- В короткий срок удалось (а) освоить, (б) усвоить многие методики исследования.
- Тем, кто спускался в глубь Северного моря, (а) одели, (б) надели теплое белье, а поверх его (в) искусно, (г) искусственно сделанные гидрокостюмы.
- Когда слово (а) представили, (б) предоставили известному поэту, зал (в) зааплодировал, (г) поаплодировал.
- Бухгалтерия должна (а) оплатить, (б) платить временному сотруднику зарплату.
- В различных стилях речи широко используются фразеологические обороты – устойчивые словосочетания, образующие смысловое единство. Функция их разнообразна: если в научной и официально-деловой речи они употребляются главным образом как номинативные единицы терминологического характера, то в художественной литературе, публицистике, в разговорной речи на первый план выдвигаются их выразительные возможности.
С точки зрения стилистической окраски выделяются следующие типы фразеологизмов: нейтральные, книжные, разговорные, просторечные.
Фразеологические обороты воспроизводятся, как правило, в том виде, в каком они закрепились в языке.
Задание 9. Запишите фразеологические обороты, выбрав правильный вариант. Устно подберите к ним синонимы, объясняющие их лексическое значение.
- (а) уморил, (б) заморил червячка;
- (а) положить, (б) отложить в долгий ящик;
- доводить до белого (а) колена, (б) каления;
- кануть в (а) лето, (б) Лету;
- (а) лавр`овый, л`авровый венок.
1-б, 2– б, 3-б, 4-б, 5-а
Задание 10. 1.Укажите предложение с фразеологизмом.
- Он понял, что попал из огня да в полымя.
- Вслед за дымом показался и огонь.
- Огонь вспыхнул, но тут же погас.
- В печи весело трещал огонь.
Ответ – 1.
2. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.
- Как прекрасны белые ночи!
- Короткую летнюю ночь с непрерывными грозами или зарницами называют воробьиной ночью.
- Пожар случился темной ночью.
- Все происходящее напоминало Варфоломеевскую ночь.
Ответ – 3.
V.Этап закрепления знаний
Тест на закрепление знаний по лексике и фразеологии.
1. Какое из перечисленных слов имеет значение “человек, который вынужденно или добровольно переселился из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам”?
- Иммигрант;
- эмигрант;
- ренегат;
- диссидент.
2. Какое из перечисленных слов имеет значение “человек, бескорыстно действующий на пользу другим, не считаясь со своими интересами”?
- Эгоцентрист;
- эгоист;
- пессимист;
- альтруист.
3. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду.
- Бросать;
- метать;
- швырять;
- тыкать.
4. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду.
- Растревожить;
- разволновать;
- разгневать;
- расстроить.
5. Укажите слово, которое имеет омоним.
- Жизнь;
- оазис;
- прогресс;
- кран.
6. Укажите слово, которое имеет омоним.
- Топор;
- планка;
- ток;
- папирус.
7. Какое слово является устаревшим?
- Боярин;
- президент;
- губернатор;
- менеджер.
8. Какое слово является устаревшим?
- Изба;
- дом;
- терем;
- коттедж;
9. Какое из приведенных слов является заимствованным?
- Окно;
- ананас;
- земля;
- смородина;
10. Какое из приведенных слов является заимствованным?
- Свеча;
- фонарь;
- лучина;
- светильник.
11. Какое из слов является старославянским по происхождению?
- Стража;
- сторона;
- борода;
- ворота.
12. Какое из слов является старославянским по происхождению?
- Ворона;
- ограда;
- изгородь;
- болото.
13. Какой из фразеологизмов имеет значение “очень быстро”?
- Черепашьим шагом;
- нога за ногу;
- еле-еле душа в теле;
- во весь опор.
14. Какое слово сочетается со словом “закадычный”?
- Враг;
- недруг;
- друг;
- стол.
15. Укажите предложение с фразеологизмом.
- По команде “Шагом марш!” движение следует начинать с левой ноги.
- У собаки была повреждена левая нога.
- Старик хромал на левую ногу.
- По-видимому, он встал сегодня с левой ноги.
V.Рефлексия
VI.Домашнее задание
В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словом голова в следующий текст. (Напечатанный текст выдается каждому ученику для выполнения домашней работы.)
Слово ГОЛОВА в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он ____________________, а про сообразительного – ____________________________. Голова бывает какая-то – например, __________________ (у растяпы), _____________ (у того. кто все забывает, _________________ (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат). Голова может что-то делать – _________________ или ______________ (если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), ___________________ (обычно это происходит с тем человеком, которого перехвалили, – в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки). Можно производить действия и над головой – чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову __________________, значит, дела его плохи и он отчаялся вконец. _______________________ тоже обычно свою голову – над чем-нибудь сложным, неразрешимым, ______________________. Можно голову и вовсе _____________________, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову _____________________, если вам никак не хотят верить. Чужую голову обычно ___________________ всяким вздором, или _______________(часто вместе с шеей, делая строгий выговор), или _________________( наказывая гораздо строже, чем в предыдущем случае). Если наказание предвидится заранее, то можно предупредить несчастного, сказав ему максимально строго: “Не ________________ тебе головы!” Если у кого-то в голове не ________________________ или нет _________________( то есть попросту человек слегка глуповат), если голова и вовсе пуста и в ней гуляет ____________(так говорят про легкомысленного человека), то ему нужно срочно позаботиться о ее наполнении. Лучше всего для этого подойдут мысли. В голову мысли могут _____________________, _____________________, ______________________ – в зависимости от их качества. Голова – это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как ______________________________. Если внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его ___________________. Бывают и совсем безвыходные ситуации, когда хоть головой ________________________! Ну как, вы еще не ________________________ за голову от обилия фразеологизмов? |
Литература
- Русский язык: Сценарии уроков. Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004. – 248 с.: ил. (Я иду на урок).
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
- Единый Государственный экзамен. Русский язык: Учебное пособие / Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2006. – 256 с.
- Пособие для подготовки к ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. 8-е изд. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 256 с.
- Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Русский язык. Методическая газета для учителей– словесников. № 18, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".
Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....
открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".
Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....
Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».
Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология» проводится по технологии групповой деятельности (модель: групповая работа в классе). Коллективная деятельность оказывает мощное стим...
Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".
Реализация принципов духовно - нравственного воспитания через внеклассную деятельность Конспект урока - игры «В мире слов» ...
Урок в 8 классе по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"
Урок русского языка на тему "Лексика и фразеология"...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».
Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...
Открытый урок по теме "Лексика и фразеология"
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" (урок обобщения и закрепления знаний)...