Открытый урок по теме "Второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Обощающий урок "Зимние зарисовки" на тему "Второстепенные члены предложения" с использованием на уроке сингапурских технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtorostepennye_chleny_predlozheniya.pptx | 1.58 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поймать снежинку Причудливая снежинка Очень ярко
Ошибка, я тебя вижу!
Долажите о своей зимней командировке. Медвежата, вырощенные в неволе, не смогут выжить в лесу зимой. Первые расточки проглядывали из-под снега. В саду росли нарцыссы . Он выполняет безполезную работу Сдесь можно кататься на лыжах. Необходимо разсудить спорящих хоккеистов. Весь зимний спортынвентарь перенесли на чердак. Встаёт зоря во мгле холодной
1.Дол о жите о своей зимней командировке. 2.Медвежата, выр а щенные в неволе, не смогут выжить в лесу зимой. 3.Первые р о сточки проглядывали из-под снега.. 4.В саду росли нарц и ссы. 5.Он выполняет бе с полезную работу 6 . З десь можно кататься на лыжах. 7. Необходимо ра с судить спорящих хоккеистов. 8.Весь зимний спорт и нвентарь перенесли на чердак. 9.Встаёт з а ря во мгле холодной
Зима. Выпал снег. Замело. Закружились снежинки.
Второстепенные члены предложения Зимние зарисовки
Что изучает синтаксис? Что такое грамматическая основа? Какие вы знаете второстепенные члены ? Что они обозначают?
СИНТАКСИС - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение
Грамматическая основа Главные члены предложения Подлежащее Сказуемое Обозначает, о ком или о чём говорится в предложении Обозначает, что говорится о подлежащем
Определение обозначает признак предмета Дополнение обозначает предмет Обстоятельство обозначает как, когда, где совершается действие https://learningapps.org/16747206
Физкультминутка
Сад засыпает снегопад.
Правило-помощник Чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучшему ставить от сказуемого.
По России морозы распушили деревья и рисуют на стёклах лебединые перья.
Правило-помощник Задавая вопрос к существительному с предлогом от сказуемого, убедитесь, что это вопрос смысловой, а не падежный.
1.Листья дуба почернели. 2.Бинокль для театра забыли дома. 3.Необходимо выполнить работу в срок.
Физкультминутка https://www.youtube.com/watch?v =WHsuZgtaEPs
В первом предложении - обстоятельство, выраженное наречием. Во втором предложении - два однородных определения. В третьем предложении - дополнение в форме винительного падежа. В четвертом предложении- определение и дополнение в форме творительного падежа. В пятом предложении - обстоятельство, обозначающее место . Зима за окном гимназии
https://ru.padlet.com/viktoriyaorlova74/g1gsrozoe43ozzg2
Домашнее задание Составить Синквейн на тему «Определение», «Обстоятельство», «Дополнение» (на выбор), выполнить упражнение №451
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Учитель: Орлова В.В.
Класс: 5
Дата: 22.01.2021
Тема: Второстепенные члены предложения.
Тип урока: урок систематизации знаний и обобщения знаний и умений.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения, способах их выражения, развивать творческое воображение, орфографическую зоркость, логическое мышление.
Задачи урока:
Образовательные:
- Знать признаки второстепенных членов предложения
- Уметь находить второстепенные члены в предложении и правильно обозначать их графически
Развивающие:
- Развивать способности учащихся, правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
- Совершенствовать орфографические навыки
- Развивать речь учащихся
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах
- Прививать уважение и любовь к русскому языку
Методы и приёмы: исследовательский, репродуктивный, наглядный, работа в группе
УУД:
Личностные:
Оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.
Регулятивные:
Умение организовывать свою деятельность, ставить цель, формулировать учебную проблему, планировать необходимые действия, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные:
Выделять информацию, анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты, отличать новое от уже известного.
Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, аргументируя её; осуществлять совместную деятельность в группах для решения конкретных учебных задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: признаки второстепенных членов предложения, способы их выражения, вопросы, на которые они отвечают.
Уметь: различать главные и второстепенные члены предложения, разграничивать подлежащее и дополнение, отличать обстоятельство от дополнения, определять роль второстепенных членов в предложении и в речи.
Метапредметные:
Развитие навыков групповой работы, умения принимать совместное решение, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез), развитие навыков самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Ресурсы:
Учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова «Русский язык 5 класс»; Издательство – Дрофа, 2019; Компьютеры, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационный момент. Психологический настрой Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке | Учитель приветствует учащихся, предлагает им оценить своё эмоциональное состояние. | Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя. | Регулятивные: Самоконтроль; Коммуникативные: Взаимодействие с учителем |
II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: сформулировать тему, определить цель урока Лингвистическая разминка | Учитель предлагает выполнить задание «Ошибка, я тебя вижу!», проверяя орфографическую зоркость. Учитель предлагает разбиться на команды в соответствии с раннее изученными правилами. | Учащиеся выходят к доске, находят ошибки, объясняют орфограммы.
Ученики выбирают соответствующий вид словосочетания и разбиваются на команды. | Личностные: Любовь и уважение к своему языку; Регулятивные: Самоконтроль; Познавательные: Анализирует факты; Коммуникативные: Взаимодействие с учителем; |
III.Актуализация знаний (на основе изученных тем) Цель этапа: напомнить учащимся раннее изученные темы, актуализировать их умения и навыки | Учитель предлагает обратить внимание на доску, определить, какие он видит предложения, определить их тип, распространить их. | Исходя из названия темы учащиеся формулируют цель занятия, что должны будут закрепить. Используется приём «Коннект-экстенд- чэллендж» (учащиеся заполняют таблицу «Что мы знали раньше знал? Что узнали сегодня? О чём нельзя забывать?») | Регулятивные: Формулирование цели урока; Коммуникативные: Определяет правила работы в группах, умеет формулировать вопросы и отвечать на них; Познавательные: Анализ информации, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, высказывает своё предположение на основе учебного материала |
IV.Систематизация знаний и умений Цель этапа: выявление уровня знаний учеников по теме, формулирование обобщения знаний по предмету. | Учитель предлагает повторить теоретический материал, задаёт 3 вопроса учащимся, даёт время для размышления, для работы в группе (2 минуты) внимательно прислушивается к ответам учеников, делая их ошибки видимыми. Приём «РАУНД РОБИН» Учитель опрашивает по одному участнику из команд, а другие учащиеся высказывают своё мнение, согласны ли они с мнением другой команды. | Ученики по очереди проговаривают ответ по кругу в рамках фиксированного времени, активно слушая друг друга. Ученики обсуждают в группе, приходят к общему выводу. На данном этапе применяется также приём «коннект-экстенд-чэллендж»
| Коммуникативные: Умение формулироваться вопросы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействие с учителем и учениками; Познавательные: Анализ информации, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей |
Физкультминутка | Учитель проводит физкультминутку, используя приём «МИКС ФРИЗ ГРУПП» 1.Сколько морфем в слове БЕРЁЗОВЫЙ? 2. Сколько звуков в слове СЧЁТ? 3.Сколько мягких согласных в слове ЧАЩА? 4.Сколько звонких звуков в слове ПРОЕЗД? 5.Сколько мягких согласных в слове СЕМЬЯ? Меняется состав групп. | ||
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) | Учитель предлагает рассмотреть проблемные ситуации, связанные с определением второстепенных членов предложения. Учитель спрашивает по одному участнику из каждой группы, при этом другие участники групп комментируют и проверяют. Учитель меняет состав групп. Учитель предлагает выполнить практическую работу, в которой каждому ученику выделено своё задание. Выполненные работы учеников проецируются на доску и проверяются учениками. | Учащиеся работают в группе, определяют различие подлежащего и дополнения, различают падежные и смысловые вопросы, различают дополнение и определение.
Ученики меняются друг с другом | |
Творческое задание Цель этапа: развивать познавательную активность на основе творческой деятельности | Учитель предлагает написать текст на тему «Зима за окном гимназии», 5 предложений в соответствии с предложенным заданием. Учитель подводит учащихся к окну, задаёт наводящие вопросы, объясняет задание. Учитель проверяет вместе с учащимися обсуждают работы. | Учащиеся составляют текст на заданную тему в художественном стиле в соответствии с заданием. | |
V.Рефлексия Цель этапа: Подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствований коммуникативных умений | -Ребята, давайте подведем итоги. Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Какие трудности были? Учитель подводит итоги и предлагает учащимся ответить на вопросы на онлайн- доске PADLET. Выставление отметок за урок. | Учащиеся подводят итоги, достигнута ли цель, чему они научились, кто работал лучше. | Регулятивные: Самоконтроль, самооценивание; Коммуникативные: Взаимодействие с учителем, взаимоконтроль, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VI.Домашнее задание Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности | Учитель объясняет домашнее задание. | Учащиеся продолжат работать с данной темой. | Регулятивные: Самоконтроль; Коммуникативные: Взаимодействие с учителем |
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой на урок.
-Здравствуйте, ребята! За окном прекрасное зимнее утро! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах цветные полоски: красная, синяя и зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное состояние сейчас. Красный цвет-вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет-вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет- вы хотите узнать что-то новое. Улыбнитесь друг другу от всей души! Улыбка -универсальный знак доброты, начинайте и заканчивайте день улыбкой.
Запишите дату, классная работа.
II.Актуализация знаний
Начнём работу мы с проверки знаний предыдущих тем. Я предлагаю вам подойти к доске и выполнить задание «Ошибка, я тебя вижу!» (слайд №3,4,5). Проверим вашу орфографическую зоркость (найдите ошибку и объясните правильное написание).
- Доложите о своей зимней командировке.
- Медвежата, выращенные в неволе, не смогут выжить в лесу зимой.
- Первые росточки проглядывали из-под снега.
- В саду росли нарциссы.
- Он выполняет бесполезную работу.
- Здесь можно кататься на лыжах.
- Необходимо рассудить спорящих хоккеистов.
- Весь зимний спортинвентарь перенесли на чердак.
- Встаёт заря во мгле холодной.
Ученики работают по одному, находят ошибки, объясняют орфограммы.
- Молодцы! С орфографией справились. Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите три словосочетания. Чем они отличаются? (слайд №1) Какие вы знаете три группы словосочетаний по главному слову? (слайд №2)
Сейчас я попрошу вас поймать снежинку в свои ладошки и распределиться по трём группам. Поприветствуйте друг друга!
У вас на столах раздаточный материал, который вам понадобится на уроке.
III. Целеполагание
Учитель предлагает обратить внимание на доску
Выпал снег.
Замело.
Закружились снежинки.
- С помощью каких слов вы распространили предложение?
- Какие предложения помогают нам представить картину зимнего пейзажа более ярко?
- Какие члены предложения дают возможность увидеть зимнюю природу более точно, выразительно? (второстепенные)
- Нужны ли в предложении второстепенные члены, какова их роль? (нужны, они позволяют чётко и ярко представить картины и события, делают речь содержательной, выразительной).
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?
- Молодцы! Исходя из названия темы, сформулируйте цель нашего занятия, что мы должны будем закрепить? (будем формировать умение находить второстепенные члены предложения, выясним, какими частями речи они выражаются).
- Запишите тему урока. (слайд№7)
-В материале, который вы получили в начале урока, есть таблица с вопросами, ответьте на них и впишите ответы в таблицу.
-Что мы знали раньше? (№1) Что узнали сегодня? (№2) О чём мне нельзя забывать? (№3),( заполняют).
IV.Систематизация знаний (воспроизведение на новом уровне, переформулированные вопросы, применение знаний и умений в новой ситуации)
-Внимание! Чтобы достичь тех целей, которые вы поставили, предлагаю вам повторить теоретический материал. Повторять будем по приёму РАУНД РОБИН. В течение 2 минут каждый из вас ответьте на вопрос: Что изучает синтаксис? Начинает участник №1 и по кругу.(слайд №8)
Вопрос №2: Что такое грамматическая основа? Начинает участник№2
Вопрос №3: Какие вы знаете второстепенные члены и что они обозначают? Начинает участник №3
-Ребята, согласны ли вы с ответом? (отвечают участники других групп)
Посмотрите на доску! Подведем итоги. Проверим. Совпали ли ваши ответы? (слайд№9,10,11)
-Спасибо! Перед вами Лист самооценки, оцените себя. (7минут)
Физкультминутка (лингвистическая) или музыкальная
-Я читаю предложение - отрывок из стихотворений русских поэтов, если в предложении есть обстоятельство- нужно поднять правую руку вверх, если есть определение- нужно поднять левую руку, если есть дополнение-обе руки.(2 минуты)
Весна в окно стучится и гонит со двора.
Шелестят зеленые сережки.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
Лес оживился щебетанием птиц, воздух наполнился благоуханием.
Бушует снежная весна.
Летний вечер тих и ясен.
Листья в поле пожелтели.
Не верит солнышку земля.
Проблемная ситуация
(7минут)
(Слайд №7)
-Ребята, посмотрите внимательно на доску.
-Где здесь главные члены предложения?
Сад засыпает снегопад.
-Как отличить подлежащее от дополнения?
Обсудите в группе.
(На доске – правило-помощник)
Распространите это предложения, используя определения.
-Как называются образные определения, придающие речи эмоциональность?
-Ребята, а сейчас обратите внимание на это предложение.
По России морозы распушили деревья и рисуют на стёклах лебединые перья.
-Правильно ли выделены второстепенные члены предложения? (обсуждение)
-Как отличить обстоятельство от дополнения? Сравните вопросы, на которые они отвечают.
(На доске – правило-помощник)
-И наконец, в каком предложении выделенные слова являются дополнением?
1.Листья дуба почернели.
2.Бинокль для театра забыли дома.
3.Необходимо выполнить работу в срок.
Учащиеся обсуждают, находят различие между определением и дополнением.
-Заполните таблицу.
-Что мы знали раньше? (№1) Что узнали сегодня? (№2) О чём мне нельзя забывать? (№3) (заполняем)
Меняется состав групп.
-Предлагаю участникам под №1 поменяться с участником под №2 в 1 и 2 группе, а участнику №3 из 1 группы поменяться с участником №3 из 3 группы.
Практическая работа.
В предложениях найти второстепенные члены (участник №1), определить, какой частью речи они выражены(участник№2), найти член предложения, к которому относится второстепенный член (участник №3). Работы проецируются на доску и проверяются учениками. (10минут).
1.Ребята рассматривали причудливые узоры на окнах.
2.Лес окутал густой туман.
3.Однажды зимой мы отправились в лес.
4.Кудрявые ветки украсились пушистым инеем.
5.Приметы зимы во всём встречает взор.
-Что мы знали раньше? (№1) Что узнали сегодня? (№2) О чём мне нельзя забывать? (№3) (на доске плакат с таблицей, заполняем)
Физкультминутка МИКС ФРИЗ ГРУПП (Двигайтесь под музыку, а теперь разбейтесь в группы, чтобы вас было столько же, сколько…
1.Сколько морфем в слове БЕРЁЗОВЫЙ? 2. Сколько согласных звуков в слове СЧЁТ? 3. Сколько глухих согласных в слове ЦИРКУЛЬ? 4.Сколько звонких согласных в слове ПОДЪЕЗД? 5. Сколько мягких согласных в слове СЕМЬЯ? (2 минуты)
— Вот в таком составе мы продолжим нашу работу. (меняется состав группы)
Творческое задание.
-Ребята, предлагаю вам подойти к окну. Посмотрите: как красиво! ЧТО вы видите за окном? КАКОЙ снег ? ГДЕ он лежит? КАК преобразилось всё вокруг? ПОЧЕМУ это происходит? Как вы думаете случайно ли я задала вам такие вопросы? Какое задание нас ждет? Предлагаю вам написать текст на тему «Зима за окном гимназии», 5 предложений. (10 минут)
-В каком стиле вы будете составлять текст? А какой тип речи будете использовать?
Но обратите внимание: текст должен быть составлен в соответствии с заданием.
В первом предложении должно быть обстоятельство места.
Во втором предложении- определение, выраженное прилагательным в форме винительного падежа.
В третьем предложении- дополнение в форме предложного падежа.
В четвертом предложении - определение и дополнение в форме творительного падежа.
В пятом предложении - обстоятельство времени.
Выступление групп и чтение текстов, учащиеся комментирует работу других групп, оценивают. (Оценивание учащихся по 3 критериям: 1. Соответствие стилю речи; 2. Соответствие заданию; 3. Соответствие типу речи)
-Всё ли получилось так, как мы задумали? Что вызывало трудности? Мы обязательно с вами на следующем уроке поработаем над этими темами.
-Молодцы! Справились с работой! Сегодня были активными… (Учитель собирает лист самооценки) Если вы считаете, что на уроке были активны ребята, которых я не отметила, подойдите на перемене, и мы с вами решим этот вопрос.
Выставление оценок.
Домашнее задание: составить Синквейн на тему «Определение», «Обстоятельство», «Дополнение» (на выбор), упражнение 451.
Рефлексия
А теперь давайте подведём итог нашей работе. Справились ли вы с поставленными задачами? Что вызвало затруднение? Предлагаю вам оценить свою работу и работу одноклассников с помощью онлайн-доски. Это поможет нам увидеть ваш ответ, посмотреть, что вызвало у каждой группы интерес или затруднения. А я хочу раздать вам таблички с правилами -помощниками, которые сегодня действительно помогали вам, вложите их в учебник и пользуйтесь, пока полностью не запомните. Надеюсь, вы будете находить удивительное в каждом времени года. И когда будете идти по скрипучему снегу, или по тропинке в цветущем саду, или по ковру из жёлтых листьев. Наслаждайтесь удивительным в природе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)
Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....
урок-повторение "Однородные члены предложения"
Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста....
Урок русского языка. Члены предложения
Отработка умений определять главные члены предложения...
Конспект урока :«Обособленные уточняющие члены предложения»
Крнспект урока в 8 классе на тему:«Обособленные уточняющие члены предложения»...
Презентация к уроку по теме "Члены предложения"
Элемент урока в виде презентации по теме "Члены предложения" для 5 класса...
План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс
План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...
Презентация к уроку "Обособленные уточняющие члены предложения"
Материал к открытому уроку...