Открытый урок по теме "Второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Обощающий урок "Зимние зарисовки" на тему "Второстепенные члены предложения" с использованием на уроке сингапурских технологий

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать второе января Классная работа

Слайд 2

Поймать снежинку Причудливая снежинка Очень ярко

Слайд 3

Ошибка, я тебя вижу!

Слайд 4

Долажите о своей зимней командировке. Медвежата, вырощенные в неволе, не смогут выжить в лесу зимой. Первые расточки проглядывали из-под снега. В саду росли нарцыссы . Он выполняет безполезную работу Сдесь можно кататься на лыжах. Необходимо разсудить спорящих хоккеистов. Весь зимний спортынвентарь перенесли на чердак. Встаёт зоря во мгле холодной

Слайд 5

1.Дол о жите о своей зимней командировке. 2.Медвежата, выр а щенные в неволе, не смогут выжить в лесу зимой. 3.Первые р о сточки проглядывали из-под снега.. 4.В саду росли нарц и ссы. 5.Он выполняет бе с полезную работу 6 . З десь можно кататься на лыжах. 7. Необходимо ра с судить спорящих хоккеистов. 8.Весь зимний спорт и нвентарь перенесли на чердак. 9.Встаёт з а ря во мгле холодной

Слайд 6

Зима. Выпал снег. Замело. Закружились снежинки.

Слайд 7

Второстепенные члены предложения Зимние зарисовки

Слайд 8

Что изучает синтаксис? Что такое грамматическая основа? Какие вы знаете второстепенные члены ? Что они обозначают?

Слайд 9

СИНТАКСИС - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение

Слайд 10

Грамматическая основа Главные члены предложения Подлежащее Сказуемое Обозначает, о ком или о чём говорится в предложении Обозначает, что говорится о подлежащем

Слайд 11

Определение обозначает признак предмета Дополнение обозначает предмет Обстоятельство обозначает как, когда, где совершается действие https://learningapps.org/16747206

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Сад засыпает снегопад.

Слайд 14

Правило-помощник Чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучшему ставить от сказуемого.

Слайд 15

По России морозы распушили деревья и рисуют на стёклах лебединые перья.

Слайд 16

Правило-помощник Задавая вопрос к существительному с предлогом от сказуемого, убедитесь, что это вопрос смысловой, а не падежный.

Слайд 17

1.Листья дуба почернели. 2.Бинокль для театра забыли дома. 3.Необходимо выполнить работу в срок.

Слайд 18

Физкультминутка https://www.youtube.com/watch?v =WHsuZgtaEPs

Слайд 20

В первом предложении - обстоятельство, выраженное наречием. Во втором предложении - два однородных определения. В третьем предложении - дополнение в форме винительного падежа. В четвертом предложении- определение и дополнение в форме творительного падежа. В пятом предложении - обстоятельство, обозначающее место . Зима за окном гимназии

Слайд 21

https://ru.padlet.com/viktoriyaorlova74/g1gsrozoe43ozzg2

Слайд 22

Домашнее задание Составить Синквейн на тему «Определение», «Обстоятельство», «Дополнение» (на выбор), выполнить упражнение №451



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Учитель: Орлова В.В.

Класс: 5

Дата: 22.01.2021

Тема: Второстепенные члены предложения.

Тип урока: урок систематизации знаний и обобщения знаний и умений.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения, способах их выражения, развивать творческое воображение, орфографическую зоркость, логическое мышление.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Знать признаки второстепенных членов предложения
  • Уметь находить второстепенные члены в предложении и правильно обозначать их графически

Развивающие:

  • Развивать способности учащихся, правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  • Совершенствовать орфографические навыки
  • Развивать речь учащихся

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах
  • Прививать уважение и любовь к русскому языку

Методы и приёмы: исследовательский, репродуктивный, наглядный, работа в группе

УУД:

Личностные:

Оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Регулятивные:

Умение организовывать свою деятельность, ставить цель, формулировать учебную проблему, планировать необходимые действия, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные:

 Выделять информацию, анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты, отличать новое от уже известного.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, аргументируя её; осуществлять совместную деятельность в группах для решения конкретных учебных задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: признаки второстепенных членов предложения, способы их выражения, вопросы, на которые они отвечают.

Уметь: различать главные и второстепенные члены предложения, разграничивать подлежащее и дополнение, отличать обстоятельство от дополнения, определять роль второстепенных членов в предложении и в речи.

Метапредметные:

Развитие навыков групповой работы, умения принимать совместное решение, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез), развитие навыков самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 

 Личностные:

Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Ресурсы:

Учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И.  Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова «Русский язык 5 класс»; Издательство – Дрофа, 2019; Компьютеры, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Психологический настрой

Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке

Учитель приветствует учащихся, предлагает им оценить своё эмоциональное состояние.

Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Регулятивные:

Самоконтроль;

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем

II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа: сформулировать тему, определить цель урока

Лингвистическая разминка

Учитель предлагает выполнить задание «Ошибка, я тебя вижу!», проверяя орфографическую зоркость.

Учитель предлагает разбиться на команды в соответствии с раннее изученными правилами.

Учащиеся выходят к доске, находят ошибки, объясняют орфограммы.

 

Ученики выбирают соответствующий вид словосочетания и разбиваются на команды.

Личностные:

Любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные:

Самоконтроль;

Познавательные:

Анализирует факты;

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем;

III.Актуализация знаний (на основе изученных тем)

Цель этапа: напомнить учащимся раннее изученные темы, актуализировать их умения и навыки

Учитель предлагает обратить внимание на доску, определить, какие он видит предложения, определить их тип, распространить их.

Исходя из названия темы учащиеся формулируют цель занятия, что должны будут закрепить.

Используется приём «Коннект-экстенд- чэллендж» (учащиеся заполняют таблицу «Что мы знали раньше знал? Что узнали сегодня? О чём нельзя забывать?»)

Регулятивные:

Формулирование цели урока;

Коммуникативные:

Определяет правила работы в группах, умеет формулировать вопросы и отвечать на них;

Познавательные:

Анализ информации, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, высказывает своё предположение на основе учебного материала

IV.Систематизация знаний и умений

Цель этапа:

выявление уровня знаний учеников по теме, формулирование обобщения знаний по предмету.

 Учитель предлагает повторить теоретический материал, задаёт 3 вопроса учащимся, даёт время для размышления, для работы в группе (2 минуты) внимательно прислушивается к ответам учеников, делая их ошибки видимыми.

Приём «РАУНД РОБИН»

Учитель опрашивает по одному участнику из команд, а другие учащиеся высказывают своё мнение, согласны ли они с мнением другой команды.

Ученики по очереди проговаривают ответ по кругу в рамках фиксированного времени, активно слушая друг друга.

Ученики обсуждают в группе, приходят к общему выводу.

На данном этапе применяется также приём «коннект-экстенд-чэллендж»

 

Коммуникативные:

Умение формулироваться вопросы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействие с учителем и учениками;

Познавательные:

Анализ информации, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку, используя приём «МИКС ФРИЗ ГРУПП»

1.Сколько морфем в слове БЕРЁЗОВЫЙ? 2. Сколько звуков в слове СЧЁТ? 3.Сколько мягких согласных в слове ЧАЩА? 4.Сколько звонких звуков в слове ПРОЕЗД? 5.Сколько мягких согласных в слове СЕМЬЯ?

Меняется состав групп.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

Учитель предлагает рассмотреть проблемные ситуации, связанные с определением второстепенных членов предложения.

Учитель спрашивает по одному участнику из каждой группы, при этом другие участники групп комментируют и проверяют.

Учитель меняет состав групп.

Учитель предлагает выполнить практическую работу, в которой каждому ученику выделено своё задание.

Выполненные работы учеников проецируются на доску и проверяются учениками.

Учащиеся работают в группе, определяют различие подлежащего и дополнения, различают падежные и смысловые вопросы, различают дополнение и определение.

 

Ученики меняются друг с другом

Творческое задание

Цель этапа: развивать познавательную активность на основе творческой деятельности

Учитель предлагает написать текст на тему «Зима за окном гимназии», 5 предложений в соответствии с предложенным заданием.

Учитель подводит учащихся к окну, задаёт наводящие вопросы, объясняет задание.

Учитель проверяет вместе с учащимися обсуждают работы.

Учащиеся составляют текст на заданную тему в художественном стиле в соответствии с заданием.

V.Рефлексия

Цель этапа:

Подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствований коммуникативных умений

-Ребята, давайте подведем итоги. Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой?

Какие трудности были?

Учитель подводит итоги и предлагает учащимся ответить на вопросы на онлайн- доске PADLET.

Выставление отметок за урок.

Учащиеся подводят итоги, достигнута ли цель, чему они научились, кто работал лучше.

Регулятивные:

Самоконтроль, самооценивание;

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем, взаимоконтроль, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VI.Домашнее задание

Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности

Учитель объясняет домашнее задание.

Учащиеся продолжат работать с данной темой.

Регулятивные:

Самоконтроль;

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем

        

Ход урока

I.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята! За окном прекрасное зимнее утро! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах цветные полоски: красная, синяя и зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное состояние сейчас. Красный цвет-вы полны энергии, готовы активно работать.  Зеленый цвет-вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке.  Синий цвет- вы хотите узнать что-то новое. Улыбнитесь друг другу от всей души! Улыбка -универсальный знак доброты, начинайте и заканчивайте день улыбкой.

Запишите дату, классная работа.

II.Актуализация знаний

Начнём работу мы с проверки знаний предыдущих тем. Я предлагаю вам подойти к доске и выполнить задание «Ошибка, я тебя вижу!» (слайд №3,4,5). Проверим вашу орфографическую зоркость (найдите ошибку и объясните правильное написание).

  1. Доложите о своей зимней командировке.
  2. Медвежата, выращенные в неволе, не смогут выжить в лесу зимой.
  3. Первые росточки проглядывали из-под снега.
  4. В саду росли нарциссы.
  5. Он выполняет бесполезную работу.
  6. Здесь можно кататься на лыжах.
  7.  Необходимо рассудить спорящих хоккеистов.
  8. Весь зимний спортинвентарь перенесли на чердак.
  9. Встаёт заря во мгле холодной.

Ученики работают по одному, находят ошибки, объясняют орфограммы.

 

- Молодцы! С орфографией справились. Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите три словосочетания. Чем они отличаются? (слайд №1) Какие вы знаете три группы словосочетаний по главному слову? (слайд №2)

Сейчас я попрошу вас поймать снежинку в свои ладошки и распределиться по трём группам. Поприветствуйте друг друга!

У вас на столах раздаточный материал, который вам понадобится на уроке.

        III.  Целеполагание

 Учитель предлагает обратить внимание на доску

 Выпал снег.

Замело.

Закружились снежинки.

- С помощью каких слов вы распространили предложение?

- Какие предложения помогают нам представить картину зимнего пейзажа более ярко?

- Какие члены предложения дают возможность увидеть зимнюю природу более точно, выразительно? (второстепенные)

- Нужны ли в предложении второстепенные члены, какова их роль? (нужны, они позволяют чётко и ярко представить картины и события, делают речь содержательной, выразительной).

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

- Молодцы! Исходя из названия темы, сформулируйте цель нашего занятия, что мы должны будем закрепить? (будем формировать умение находить второстепенные члены предложения, выясним, какими частями речи они выражаются).

- Запишите тему урока. (слайд№7)

-В материале, который вы получили в начале урока, есть таблица с вопросами, ответьте на них и впишите ответы в таблицу.

-Что мы знали раньше? (№1) Что узнали сегодня? (№2) О чём мне нельзя забывать? (№3),( заполняют).

IV.Систематизация знаний (воспроизведение на новом уровне, переформулированные вопросы, применение знаний и умений в новой ситуации)

-Внимание! Чтобы достичь тех целей, которые вы поставили, предлагаю вам повторить теоретический материал. Повторять будем по  приёму  РАУНД РОБИН.  В течение 2 минут каждый из вас ответьте на вопрос: Что изучает синтаксис? Начинает  участник №1 и по кругу.(слайд №8)

Вопрос №2: Что такое грамматическая основа? Начинает участник№2

Вопрос №3: Какие вы знаете второстепенные члены и что они обозначают? Начинает участник №3

 -Ребята, согласны ли вы с ответом? (отвечают участники других групп)

Посмотрите на доску! Подведем итоги. Проверим. Совпали ли ваши ответы? (слайд№9,10,11)

-Спасибо!  Перед вами Лист самооценки, оцените себя. (7минут)

Физкультминутка (лингвистическая) или музыкальная

-Я читаю предложение - отрывок из стихотворений русских поэтов, если в предложении есть обстоятельство- нужно поднять правую руку вверх, если есть определение- нужно поднять левую руку, если есть дополнение-обе руки.(2 минуты)

Весна в окно стучится и гонит со двора.

Шелестят зеленые сережки.

Ночью ветер злится да стучит в окно.

Лес оживился щебетанием птиц, воздух наполнился благоуханием.

Бушует снежная весна.

Летний вечер тих и ясен.

Листья в поле пожелтели.

Не верит солнышку земля.

Проблемная ситуация

(7минут)

(Слайд №7)

-Ребята, посмотрите внимательно на доску.

-Где здесь главные члены предложения?

 Сад засыпает снегопад.

-Как отличить подлежащее от дополнения?

Обсудите в группе.

 (На доске – правило-помощник)

Распространите это предложения, используя определения.

-Как называются образные определения, придающие речи эмоциональность?

-Ребята, а сейчас обратите внимание на это предложение.

 По России морозы распушили деревья и рисуют на стёклах лебединые перья.

-Правильно ли выделены второстепенные члены предложения? (обсуждение)

-Как отличить обстоятельство от дополнения? Сравните вопросы, на которые они отвечают.

(На доске – правило-помощник)

-И наконец, в каком предложении выделенные слова являются дополнением?

1.Листья дуба почернели.

2.Бинокль для театра забыли дома.

3.Необходимо выполнить работу в срок.

Учащиеся обсуждают, находят различие между определением и дополнением.

-Заполните таблицу.

-Что мы знали раньше? (№1) Что узнали сегодня? (№2) О чём мне нельзя забывать? (№3) (заполняем)

Меняется состав групп.

-Предлагаю участникам под №1 поменяться с участником под №2 в 1 и 2 группе, а участнику №3 из 1 группы поменяться с участником №3 из 3 группы.

Практическая работа.

В предложениях найти второстепенные члены (участник №1), определить, какой частью речи они выражены(участник№2), найти член предложения, к которому относится второстепенный член (участник №3). Работы проецируются на доску и проверяются учениками. (10минут).

1.Ребята рассматривали причудливые узоры на окнах.

2.Лес окутал густой туман.

3.Однажды зимой мы отправились в лес.

4.Кудрявые ветки украсились пушистым инеем.

5.Приметы зимы во всём встречает взор.

-Что мы знали раньше? (№1) Что узнали сегодня? (№2) О чём мне нельзя забывать? (№3) (на доске плакат с таблицей, заполняем)

Физкультминутка МИКС ФРИЗ ГРУПП (Двигайтесь под музыку, а теперь разбейтесь в группы, чтобы вас было столько же, сколько…

1.Сколько морфем в слове БЕРЁЗОВЫЙ? 2. Сколько согласных звуков в слове СЧЁТ?   3. Сколько глухих согласных в слове ЦИРКУЛЬ? 4.Сколько звонких согласных в слове ПОДЪЕЗД? 5. Сколько мягких согласных в слове СЕМЬЯ? (2 минуты)

— Вот в таком составе мы продолжим нашу работу. (меняется состав группы)

Творческое задание.

-Ребята, предлагаю вам подойти к окну. Посмотрите: как красиво! ЧТО вы видите за окном? КАКОЙ снег ? ГДЕ он лежит? КАК  преобразилось всё вокруг? ПОЧЕМУ это происходит? Как вы думаете случайно ли я задала вам такие вопросы? Какое задание нас ждет? Предлагаю вам написать текст на тему «Зима за окном гимназии», 5 предложений. (10 минут)

-В каком стиле вы будете составлять текст? А какой тип речи будете использовать?

 Но обратите внимание: текст должен быть составлен в соответствии с заданием.

В первом предложении должно быть обстоятельство места.

Во втором предложении- определение, выраженное прилагательным в форме винительного падежа.

В третьем предложении- дополнение в форме предложного падежа.

В четвертом предложении - определение и дополнение в форме творительного падежа.

В пятом предложении - обстоятельство времени.

Выступление групп и чтение текстов, учащиеся комментирует работу других групп, оценивают. (Оценивание учащихся по 3 критериям: 1. Соответствие стилю речи; 2. Соответствие заданию; 3. Соответствие типу речи)

-Всё ли получилось так, как мы задумали? Что вызывало трудности? Мы обязательно с вами на следующем уроке поработаем над этими темами.

-Молодцы! Справились с работой! Сегодня были активными…  (Учитель собирает лист самооценки) Если вы считаете, что на уроке были активны ребята, которых я не отметила, подойдите на перемене, и мы с вами решим этот вопрос.

Выставление оценок.

 Домашнее задание: составить Синквейн на тему «Определение», «Обстоятельство», «Дополнение» (на выбор), упражнение 451.

Рефлексия

А теперь давайте подведём итог нашей работе. Справились ли вы с поставленными задачами? Что вызвало затруднение? Предлагаю вам оценить свою работу и работу одноклассников с помощью онлайн-доски. Это поможет нам увидеть ваш ответ, посмотреть, что вызвало у каждой группы интерес или затруднения. А я хочу раздать вам таблички с правилами -помощниками, которые сегодня действительно помогали вам, вложите их в учебник и пользуйтесь, пока полностью не запомните. Надеюсь, вы будете находить удивительное в каждом времени года. И когда будете идти по скрипучему снегу, или по тропинке в цветущем саду, или по ковру из жёлтых листьев. Наслаждайтесь удивительным в природе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

урок-повторение "Однородные члены предложения"

Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста....

Урок русского языка. Члены предложения

Отработка умений определять главные члены предложения...

Конспект урока :«Обособленные уточняющие члены предложения»

Крнспект урока в 8 классе на тему:«Обособленные уточняющие члены предложения»...

Презентация к уроку по теме "Члены предложения"

Элемент урока в виде презентации по теме "Члены предложения" для 5 класса...

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...