Урок русского языка в 11 классе : "Способы передачи чужой речи".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Мельникова Галина Васильевна

Урок русского языка в 11 классе, помогающий подготовиться к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка578.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи. Диалог. Знаки препинания при цитатах .

Слайд 2

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». К.Г. Паустовский

Слайд 3

Чужая речь может передаваться с помощью : Прямой речи Косвенной речи Несобственно -прямой речи 4. Вводных слов 5. Дополнения с предлогом о

Слайд 4

1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Заговорило радио. Завтра снова дождь! Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

Слайд 5

это форма точной передачи речи говорящего от первого лица Прямая речь сопровождается словами автора. Маша вошла в номер гостиницы, огляделась вокруг, а затем повернулась к Коле и сказала: «Отличная комната! Я бы тут даже жить осталась». ПРЯМАЯ РЕЧЬ -

Слайд 6

это чужая речь, оформленная автором в виде придаточного предложения. Чужая речь не передает дословно речь говорящего, отражая ее приблизительно. Маша сказала Коле, что номер в гостинице отличный, и она бы даже осталась в нем жить. КОСВЕННАЯ РЕЧЬ -

Слайд 7

занимает промежуточное положение между прямой и косвенной речью. Речь идет от лица автора, а не от самого персонажа. Маша вошла в номер. Какая отличная комната! НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Слайд 8

Прямая речь: Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал : " Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней ". Косвенная речь: Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал, что звезды очень яркие, и мороз, вероятно, станет еще сильней. Несобственно-прямая речь: Он вышел на улицу, посмотрел на небо. Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней. СРАВНИТЕ:

Слайд 9

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Слайд 10

1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.) 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» ( Пауст .) 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» ( Булг .). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться. Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

Слайд 11

Косвенная речь выступает как придаточное предложение в сложноподчинённом , где роль главного предложения играют авторские слова. Придаточное предложение, содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к сказуемому с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных изъяснительных: что , чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда, когда, откуда, какой, который и пр. Оформление предложения с косвенной речью

Слайд 12

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2 ) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями ». 3 ) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки. 4 ) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», — утверждали местные жители. 5 ) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие». Замените прямую речь косвенной речью

Слайд 13

ПРИМЕР 1. Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России. В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица . ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России. Неправильное построение предложения с косвенной речью (Задание 8 ЕГЭ)

Слайд 14

Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался. Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать. Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Слайд 15

Задание 21 № 14084 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1)Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома», — говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели . Задание 21 № 14099 Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом , Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нельзя забывать о разумномвмешательстве в природу и почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

Слайд 16

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить сколько времени прошло с тех пор как оставлены следы ? И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: з десь нужен самый точный пограничный прибор! Какой спросил я. Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков) Диалог – разговор двух или нескольких лиц . Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Слайд 17

Как-то я спросил ребят на одной заставе , можно ли определить , сколько времени прошло с тех пор , как оставлены следы ? И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: -З десь нужен самый точный пограничный прибор! - Какой? - спросил я. - Собака ! - почти хором крикнули мальчишки. - Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! - сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

Слайд 18

это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли . (Задание 27.Сочинение – рассуждение) ЦИТАТА-

Слайд 19

1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью. «Язык народа, - писал В . И.Даль , - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка » 2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас». В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

Слайд 20

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие. Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…» 4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся. Стихотворение М.Цветаевой начинается так : Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь.

Слайд 21

Запишите предложения, расставьте знаки препинания . 1.Что с вами приключилось, малыши ? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите . 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит . 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада ? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей . 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире . 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

Слайд 22

Домашнее задание : 1)Упражнение 144.(Списать предложения, расставить знаки препинания при прямой речи) 2) Упражнение 149. ( Списать предложения, расставить знаки препинания при цитатах ) 3) Готовимся к ЕГЭ ( стр.211 -213) 4) Параграф 104 – 107( прочитать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Технологическая карта урока русского языка для 9 класса " Способы передачи чужой речи"

Цели урока:Образовательные:- познакомить с основными способами  передачи чужой речи;-  отработать навыки расстановки знаков препинания при передаче чужой речи;  Воспитательные: ...