Подготовка к сочинению-рассуждению «Интернет: друг или враг?»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Московских Марина Анатольевна

Цель урока: совершенствование умения строить текст на основе типа речи рассуждение.

Задачи:

Предметные:

 Формировать языковые компетентности: уметь создавать связный текст-рассуждение, отличать этот тип речи от других по структурно-языковой организации.

Метапредметные:

Научить осуществлять поиск, анализ и отбор необходимой информации, сохранение и умелое использование её в речи;

Личностные:

Освоить способы самооценки, взаимодействия с одноклассниками и учителем.

 

 

Основные термины, понятия:

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации

Компьютер – устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций.

Гаджет- это какое-то устройство небольшого размера, которое призвано выполнять узкоспециализированные цели или решать какие-то проблемы. Еще есть мнение, что гаджетом можно назвать цифровое устройство, которое как-то может взаимодействовать с компьютером.

 

Межпредметные связи: все предметы, требующие навыков составления текста определённого типа речи

 

Материалы и оборудование: учебник, мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал

 

Литература:

  1. Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. – М., 2014 г.
  2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культуры речи: Лексикология для речевых действий [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.И. Богданова. - М.: Флинта: Наука, 2011

 

Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая.

 

Метод: создание проблемной ситуации

Используемые приемы оценивания: словесная оценка учителя, самооценка

Демонстрационный материал: презентация, раздаточный материал, инструктивная карта у каждого ученика

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskovskih_m.a._shkola_219.doc625 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 219 Красносельского района Санкт-Петербурга

ФЕСТИВАЛЬ «ОТКРЫТЫЙ УРОК»

НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШИЙ УРОК»

Подноминация «Лучший урок гуманитарного цикла»

Предмет: русский язык

Конкурсант: учитель русского языка и литературы

Московских Марина Анатольевна

Подготовка к сочинению-рассуждению

«Интернет: друг или враг?»

                                                                                                                                                 

                     

                                                                                                                                                                           

«У меня есть мысль, и я её думаю».

Санкт-Петербург

2021

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Технология построения урока: технология проблемного обучения

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению «Интернет. Друг или враг?»

Цель урока: совершенствование умения строить текст на основе типа речи рассуждение.

Задачи:

Предметные:

 Формировать языковые компетентности: уметь создавать связный текст-рассуждение, отличать этот тип речи от других по структурно-языковой организации.

Метапредметные:

Научить осуществлять поиск, анализ и отбор необходимой информации, сохранение и умелое использование её в речи;

Личностные: 

Освоить способы самооценки, взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Основные термины, понятия:

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации

Компьютер – устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций.

Гаджет- это какое-то устройство небольшого размера, которое призвано выполнять узкоспециализированные цели или решать какие-то проблемы. Еще есть мнение, что гаджетом можно назвать цифровое устройство, которое как-то может взаимодействовать с компьютером.

Межпредметные связи: все предметы, требующие навыков составления текста определённого типа речи

Материалы и оборудование: учебник, мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал

Литература:

  1. Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. – М., 2014 г.
  2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культуры речи: Лексикология для речевых действий [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.И. Богданова. - М.: Флинта: Наука, 2011

Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая.

Метод: создание проблемной ситуации

Используемые приемы оценивания: словесная оценка учителя, самооценка        

Демонстрационный материал: презентация, раздаточный материал, инструктивная карта у каждого ученика

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые универсальные учебные действия личностные, метапредметные, предметные

Примечание

1.

Организационно-мотивационный этап

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕНЫ

«Перемена с книгой»

 Динамическая перемена (не предназначена для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках).

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

Инструктивная карта

Листы самооценки

Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу.

осознание себя как члена коллектива,

признание для себя общепринятых морально-этических норм

стремление к красоте, гармонии с миром, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. 

Согласно традиционной китайской медицине, на кончиках наших пальцев расположены точки, воздействие на которые улучшает работу и состояние внутренних органов.

Аплодисменты. Хлопать в ладоши очень даже полезно. Это помогает сконцентрировать внимание на чем-то важном.  

2.

Воспроизведение и коррекция знаний для решения поставленных задач

Проверка Д/З.

Организация обсуждения текста «Почему понедельник называется понедельником»

Особенности типа речи рассуждения

-Докажите, что перед нами текст.

-Что вы можете сказать про тип речи данного текста

Чтение текста (см. Приложение № 2)

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

 (двое у доски): определяют характерные признаки типа речи представленного текста (работа в парах)

САМООЦЕНКА  (1. Тип речи)

Формирование понятийного аппарата;

умения обобщать информацию;

осуществлять совместную деятельность с учителем и сверстниками

3.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Создание проблемной ситуации

Картины «Опять двойка» и «Опять пятёрка»

Что может помочь вам в достижении хорошего результата, расширении кругозора?

Ученики находят предмет изучения, исследуют его, сравнивают с уже имеющимся опытом, формулируют собственное описание.

(Книга, интернет….)

Умение анализировать, сравнивать.

4.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Создание плана по решению проблемы.

- Давайте обратим внимание на коллаж.

Коллаж 1. (см. Приложение 1)

- Что мы увидели?  Какой мыслью объединены эти картинки?

Обобщите. Чем может быть полезен интернет?

1. Просмотр мультфильма

- Чем символично уменьшение и увеличение размеров девочки и куклы? Какая мысль заложена в мультфильме?

Коллаж 2. (см. Приложение 1)

2. Текст

Какая мысль основная?

Обобщите

- Давайте сформулируем тему сочинения-размышления

- Сформулируем цель нашего урока? Какие задачи мы должны будем решить для реализации данной цели?

Отбирают и сравнивают разного вида информацию.

Формулируют доказательства в пользу интернета, его вреда.

Учащиеся формулируют и записывают тему сочинения в инструктивную карту

 Интернет: друг или враг?

Анализируют выступления своих товарищей.

САМООЦЕНКА (2. Участие в  обсуждении проблемной ситуации)

Умение устанавливать причинно-следственные связи,

уметь обобщать;

работать индивидуально и в паре.

Речевые клише в инструктивной карте

Запись в инструктивную карту

5.

Применение знаний и умений в решении проблемной ситуации

Вспомним план текста-рассуждения.

Что такое тезис?

Найдём речевые клише

Разделимся

Работа с тезисом и аргументом, исправление ошибок, если есть.

Отвечают на вопросы,

Формулируют доказательства, записывают их

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Умение определять понятия

умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Умение организовывать учебное сотрудничество;

 

6

Динамическая пауза

7.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщаем доказательства, сформулированные учащимися.

Слушают и анализируют выступления своих товарищей.

САМООЦЕНКА (3. Создание речевого высказывания-доказательства)

Умение обобщать,

формулировать, аргументировать собственное мнение

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

ДЗ: сочинение –рассуждение

Дополнительно:

Предложить мероприятия, проекты в рамках акции «День без интернета»

- Ребята, какие правила мы с вами соблюдаем для соблюдения правил безопасного нахождения в сети

-Какую цель на урок мы ставили?

- Мы достигли поставленной цели?

Формулируют тезис к домашнему сочинению.

Записывают домашнее задание в дневник.

9.

Этап рефлексии деятельности.

Лист самооценки.

Итак, оцените свой результат Итог

  1. Я понял, что…

САМООЦЕНКА

(5. «Невысказанные знания»)

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Основные термины, понятия:

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Интернет- всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации

Компьютер-  электронно-вычислительная машина. 

Гаджет- это какое-то устройство небольшого размера, которое призвано выполнять узкоспециализированные цели или решать какие-то проблемы. Еще есть мнение, что гаджетом можно назвать цифровое устройство, которое как-то может взаимодействовать с компьютером.

  1. «Сортировка»

  1.   Почему понедельник называется понедельником?

Я думаю, что у названия этого дня недели существует несколько объяснений.

Во-первых, рассмотрим исторический корень этого слова, то есть заглянем в его этимологию. Корень слова «дел». Что это значит? Известно, что раньше воскресенье называлось «неделей», так как в этот день отдыхали, ничего не делали. Понедельник следует «после» дня, в который ничего не делали.

Во-вторых, понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Слово «понедельник» образовано от слов «после недели». Теперь корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс –ник-).

 Итак, как слово «понедельник» ни объясняй, всё равно выходной закончился.

  1. План рассуждения:

1.Тезис 2. Доказательная часть 3. Заключение

  1. Картины

             Фёдор Решетников «………………….» 1952 год //

             Николай Заболотский  «………………» 1954 год

  1. Обобщение 1. Интернет-наш друг

      Я уверен(-а), что интернет – наш друг.

      Во-первых, с помощью интернета мы можем общаться с людьми, которые живут на других континентах и в других странах.

      Во-вторых, _______________________________________.

      Итак, в целом интернет помогает нам стать развитыми и эрудированными людьми. (6-8 предложений)

  1. Обобщение 2. Интернет-наш враг

      Я убежден(-а), что интернет-наш враг.

      Во-первых, согласно наблюдениям современных исследователей, у человека, много времени проводящего в Сети, теряется способность выполнять работу, требующую времени и внимания.

      Во-вторых, _______________________________________.

     Итак, выходите из Сети и живите счастливо и спокойно.

 

  1. Тема сочинения «______________________________?»
  2. ДЗ (дополнительно, по желанию).

-  Почему про эту картину говорят «картина в картине»?                                    

    Поговорим о странностях питона – CODE BLOG

                                                     «У меня есть мысль, и я её думаю»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.

2.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Фамилия, имя___________________________________________________________________

 Вид работы

 Критерии

Количество баллов 

Ваш балл

1. ТИП РЕЧИ

 Степень активности в обсуждении

текста «Почему понедельник называется понедельником»

0-2 б.

 

Правильно выбранные характеристики

0-6  (1 б. за одну правильно выбранную характеристику)

2. Участие в обсуждении

Степень активности в обсуждении мультипликационного фильма

 и коллажей

0-4 б.

 

 

4. Создание речевого высказывания-доказательства

Полнота и законченность речевого высказывания

0-6 б.

 

5. «Невысказанные знания»

Степень готовности участвовать в учебной беседе

0-4 б.

 

Итого

Максимальный балл -22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Урок развития речи Сочинение-рассуждение "Книга - наш друг и советчик"

Данный материал может быть использован в качестве обучающего  по написанию текстов типа рассуждения на уроках развития речи...

Конспект урока подготовки к сочинению-рассуждению "Книга - наш друг и советчик"

Материалы урока позволяют учащимся вспомнить основные элементы текста рассуждения. Приводятся примеры рассуждений, рассуждения "от противного". Для облегчения работы учащимся предлагаются ре...