Подготовка к сочинению-рассуждению «Интернет: друг или враг?»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Цель урока: совершенствование умения строить текст на основе типа речи рассуждение.
Задачи:
Предметные:
Формировать языковые компетентности: уметь создавать связный текст-рассуждение, отличать этот тип речи от других по структурно-языковой организации.
Метапредметные:
Научить осуществлять поиск, анализ и отбор необходимой информации, сохранение и умелое использование её в речи;
Личностные:
Освоить способы самооценки, взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Основные термины, понятия:
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации
Компьютер – устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций.
Гаджет- это какое-то устройство небольшого размера, которое призвано выполнять узкоспециализированные цели или решать какие-то проблемы. Еще есть мнение, что гаджетом можно назвать цифровое устройство, которое как-то может взаимодействовать с компьютером.
Межпредметные связи: все предметы, требующие навыков составления текста определённого типа речи
Материалы и оборудование: учебник, мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал
Литература:
- Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. – М., 2014 г.
- Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культуры речи: Лексикология для речевых действий [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.И. Богданова. - М.: Флинта: Наука, 2011
Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая.
Метод: создание проблемной ситуации
Используемые приемы оценивания: словесная оценка учителя, самооценка
Демонстрационный материал: презентация, раздаточный материал, инструктивная карта у каждого ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskovskih_m.a._shkola_219.doc | 625 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 219 Красносельского района Санкт-Петербурга
ФЕСТИВАЛЬ «ОТКРЫТЫЙ УРОК»
НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШИЙ УРОК»
Подноминация «Лучший урок гуманитарного цикла»
Предмет: русский язык
Конкурсант: учитель русского языка и литературы
Московских Марина Анатольевна
Подготовка к сочинению-рассуждению
«Интернет: друг или враг?»
«У меня есть мысль, и я её думаю».
Санкт-Петербург
2021
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Технология построения урока: технология проблемного обучения
Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению «Интернет. Друг или враг?»
Цель урока: совершенствование умения строить текст на основе типа речи рассуждение.
Задачи:
Предметные:
Формировать языковые компетентности: уметь создавать связный текст-рассуждение, отличать этот тип речи от других по структурно-языковой организации.
Метапредметные:
Научить осуществлять поиск, анализ и отбор необходимой информации, сохранение и умелое использование её в речи;
Личностные:
Освоить способы самооценки, взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Основные термины, понятия:
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации
Компьютер – устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций.
Гаджет- это какое-то устройство небольшого размера, которое призвано выполнять узкоспециализированные цели или решать какие-то проблемы. Еще есть мнение, что гаджетом можно назвать цифровое устройство, которое как-то может взаимодействовать с компьютером.
Межпредметные связи: все предметы, требующие навыков составления текста определённого типа речи
Материалы и оборудование: учебник, мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал
Литература:
- Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. – М., 2014 г.
- Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культуры речи: Лексикология для речевых действий [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.И. Богданова. - М.: Флинта: Наука, 2011
Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая.
Метод: создание проблемной ситуации
Используемые приемы оценивания: словесная оценка учителя, самооценка
Демонстрационный материал: презентация, раздаточный материал, инструктивная карта у каждого ученика
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия личностные, метапредметные, предметные | Примечание |
1. | Организационно-мотивационный этап | ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕНЫ «Перемена с книгой» Динамическая перемена (не предназначена для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках). Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников. Инструктивная карта Листы самооценки | Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу. | осознание себя как члена коллектива, признание для себя общепринятых морально-этических норм стремление к красоте, гармонии с миром, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. | Согласно традиционной китайской медицине, на кончиках наших пальцев расположены точки, воздействие на которые улучшает работу и состояние внутренних органов. Аплодисменты. Хлопать в ладоши очень даже полезно. Это помогает сконцентрировать внимание на чем-то важном. |
2. | Воспроизведение и коррекция знаний для решения поставленных задач | Проверка Д/З. Организация обсуждения текста «Почему понедельник называется понедельником» Особенности типа речи рассуждения -Докажите, что перед нами текст. -Что вы можете сказать про тип речи данного текста | Чтение текста (см. Приложение № 2) Самостоятельная работа с раздаточным материалом. (двое у доски): определяют характерные признаки типа речи представленного текста (работа в парах) САМООЦЕНКА (1. Тип речи) | Формирование понятийного аппарата; умения обобщать информацию; осуществлять совместную деятельность с учителем и сверстниками | |
3. | Актуализация знаний и осуществление первичного действия. | Создание проблемной ситуации Картины «Опять двойка» и «Опять пятёрка» Что может помочь вам в достижении хорошего результата, расширении кругозора? | Ученики находят предмет изучения, исследуют его, сравнивают с уже имеющимся опытом, формулируют собственное описание. (Книга, интернет….) | Умение анализировать, сравнивать. | |
4. | Постановка учебной задачи, целей урока. Создание плана по решению проблемы. | - Давайте обратим внимание на коллаж. Коллаж 1. (см. Приложение 1) - Что мы увидели? Какой мыслью объединены эти картинки? Обобщите. Чем может быть полезен интернет? 1. Просмотр мультфильма - Чем символично уменьшение и увеличение размеров девочки и куклы? Какая мысль заложена в мультфильме? Коллаж 2. (см. Приложение 1) 2. Текст Какая мысль основная? Обобщите - Давайте сформулируем тему сочинения-размышления - Сформулируем цель нашего урока? Какие задачи мы должны будем решить для реализации данной цели? | Отбирают и сравнивают разного вида информацию. Формулируют доказательства в пользу интернета, его вреда. Учащиеся формулируют и записывают тему сочинения в инструктивную карту Интернет: друг или враг? Анализируют выступления своих товарищей. САМООЦЕНКА (2. Участие в обсуждении проблемной ситуации) | Умение устанавливать причинно-следственные связи, уметь обобщать; работать индивидуально и в паре. | Речевые клише в инструктивной карте Запись в инструктивную карту |
5. | Применение знаний и умений в решении проблемной ситуации | Вспомним план текста-рассуждения. Что такое тезис? Найдём речевые клише Разделимся Работа с тезисом и аргументом, исправление ошибок, если есть. | Отвечают на вопросы, Формулируют доказательства, записывают их Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | Умение определять понятия умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы Умение организовывать учебное сотрудничество;
| |
6 | Динамическая пауза | ||||
7. | Обобщение и систематизация знаний | Обобщаем доказательства, сформулированные учащимися. | Слушают и анализируют выступления своих товарищей. САМООЦЕНКА (3. Создание речевого высказывания-доказательства) | Умение обобщать, формулировать, аргументировать собственное мнение | |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ДЗ: сочинение –рассуждение Дополнительно: Предложить мероприятия, проекты в рамках акции «День без интернета» - Ребята, какие правила мы с вами соблюдаем для соблюдения правил безопасного нахождения в сети -Какую цель на урок мы ставили? - Мы достигли поставленной цели? | Формулируют тезис к домашнему сочинению. Записывают домашнее задание в дневник. | ||
9. | Этап рефлексии деятельности. | Лист самооценки. Итак, оцените свой результат Итог |
САМООЦЕНКА (5. «Невысказанные знания») |
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
Основные термины, понятия:
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
Интернет- всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации
Компьютер- электронно-вычислительная машина.
Гаджет- это какое-то устройство небольшого размера, которое призвано выполнять узкоспециализированные цели или решать какие-то проблемы. Еще есть мнение, что гаджетом можно назвать цифровое устройство, которое как-то может взаимодействовать с компьютером.
- «Сортировка»
- Почему понедельник называется понедельником?
Я думаю, что у названия этого дня недели существует несколько объяснений.
Во-первых, рассмотрим исторический корень этого слова, то есть заглянем в его этимологию. Корень слова «дел». Что это значит? Известно, что раньше воскресенье называлось «неделей», так как в этот день отдыхали, ничего не делали. Понедельник следует «после» дня, в который ничего не делали.
Во-вторых, понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Слово «понедельник» образовано от слов «после недели». Теперь корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс –ник-).
Итак, как слово «понедельник» ни объясняй, всё равно выходной закончился.
- План рассуждения:
1.Тезис 2. Доказательная часть 3. Заключение
- Картины
Фёдор Решетников «………………….» 1952 год //
Николай Заболотский «………………» 1954 год
- Обобщение 1. Интернет-наш друг
Я уверен(-а), что интернет – наш друг.
Во-первых, с помощью интернета мы можем общаться с людьми, которые живут на других континентах и в других странах.
Во-вторых, _______________________________________.
Итак, в целом интернет помогает нам стать развитыми и эрудированными людьми. (6-8 предложений)
- Обобщение 2. Интернет-наш враг
Я убежден(-а), что интернет-наш враг.
Во-первых, согласно наблюдениям современных исследователей, у человека, много времени проводящего в Сети, теряется способность выполнять работу, требующую времени и внимания.
Во-вторых, _______________________________________.
Итак, выходите из Сети и живите счастливо и спокойно.
- Тема сочинения «______________________________?»
- ДЗ (дополнительно, по желанию).
- Почему про эту картину говорят «картина в картине»?
«У меня есть мысль, и я её думаю»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1.
2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Фамилия, имя___________________________________________________________________
Вид работы | Критерии | Количество баллов | Ваш балл |
1. ТИП РЕЧИ | Степень активности в обсуждении текста «Почему понедельник называется понедельником» | 0-2 б. |
|
Правильно выбранные характеристики | 0-6 (1 б. за одну правильно выбранную характеристику) | ||
2. Участие в обсуждении | Степень активности в обсуждении мультипликационного фильма и коллажей | 0-4 б. |
|
4. Создание речевого высказывания-доказательства | Полнота и законченность речевого высказывания | 0-6 б. |
|
5. «Невысказанные знания» | Степень готовности участвовать в учебной беседе | 0-4 б. |
|
Итого | Максимальный балл -22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».
Тезисы к выступлению по теме« Подготовка к выполнению заданий части С.Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению...
"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)
Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)
Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»
Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...
Урок развития речи Сочинение-рассуждение "Книга - наш друг и советчик"
Данный материал может быть использован в качестве обучающего по написанию текстов типа рассуждения на уроках развития речи...
Конспект урока подготовки к сочинению-рассуждению "Книга - наш друг и советчик"
Материалы урока позволяют учащимся вспомнить основные элементы текста рассуждения. Приводятся примеры рассуждений, рассуждения "от противного". Для облегчения работы учащимся предлагаются ре...