Брейн-ринг по русскому языку в 7-х классах.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Фирсова Татьяна Викторовна

Мероприятие для проведения недели русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_breyn-ring.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг по русскому языку в 7-х классах.

Учитель: Фирсова Т. В.

Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, фразеологизмов и др.).

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

Н. В. Гоголь

Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…

А. Н. Толстой

Проведение брейн-ринга.

Ведущий: в школе продолжается неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале в игре «Брейн-ринг» встречаются сильнейшие представители 7-х классов – знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры: Выучи русский язык!

Чтецы декламируют стихи.

Чтец 1. Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре, –

Выучи русский язык!

Чтец 2. Он твой наставник великий, могучий

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Чтец 3. Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С. Абдулла, узбекский поэт).

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки. В какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в каждом туре игра идет до трех очков. Время размышления над вопросом – одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре.

А теперь жеребьевка. После жеребьевки команд начинается игра. В перерывах между турами – разгадывание болельщиками кроссвордов или реклама литературы (о русском языке).

Вопросы для игры:

1.О каких знаках препинания идет речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(Многоточие)

Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить…

(Мягкий знак)

2. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

(Многоточие, тире, кавычки).

3. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударение?

(Буква Ё).

4. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К (или П,О,Н). Например:  буква К:

Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна.

Буква П:

Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами!

5. Расставьте знаки препинания, объясните их.

Отколе умная бредешь ты, голова.

(И. А. Крылов)

(Разорванное обращение – умная голова).

Отколе, умная, бредешь ты, голова.

6. Слово КРАСНЫЙ в древнерусском языке имело значение «Красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значение оно имеет в следующих предложениях?

а) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

7. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а) шиворот – навыворот;

б) спустя рукава:

в) точить лясы.

(а – «совсем наоборот, наизнанку»

б – «трудиться неохотно, наизнанку»

в – «весело и почти  без пользы проводить время, вести шумную беседу»).

8. Закончите пословицы и поговорки.

Весна красна цветами,… (а осень снопами)

Весною час упустить - … (годом не наверстаешь)

Осень прикажет, а… (весна свое скажет)

Декабрь год кончает, а… (зиму начинает)

В зимний холод… (всякий молод)

Ни в марте воды,… (ни в апреле травы)

Лето припасает, а… (зима поедает)

Где в апреле река,… (там в июле лужица)

9. Объясните написанные на доске словосочетания.

Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик.

10. Перечислиет по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

11.Превратите слово МЕЛ в мелкое место, УГОЛ – в топливо, ЛИСТ – в число.

12. Являются ли однокоренные слова ГИМНАСТ, ГИМН, ГИМНАЗИСТ, ГИМНАСТЕРКА?

Используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.

гимн – торжественная песня – символ,

гимназист – учащийся гимназии,

гимнаст – спортсмен, занимающийся гимнастикой,

гимнастерка – верхняя рубашка, военная форменная одежда.

13. Определите, где предлоги, а где наречения?

а) Вокруг стояла тишина;

б) Туристы расположились вокруг костра;

в) Не мешай слушать, после расскажешь;

г) После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а-в - с наречиями.

Предложения под буквами б, г – с предлогами).

14. Укажите существительное женского рода.

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

15.Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

(псковичи, уфимцы, томичи, куряке, туляки).

16. Отгадайте загадки.

Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

(школа)

Какая водица только для грамотного годится?

(чернила, паста)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.

(дневник)

Черные, кривые, от рождения немые,

Станут  в ряд – сразу заговорят.

(буквы)

17. С числительными ОБА, ОБЕ составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно и данных существительных:

Ясли, клещи, ножницы, щипцы.

18. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные. Победителем будет та команда, которая последней назовет кинокартину.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие (брейн-ринг) по русскому языку для 5-6 классов.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры "Брейн-ринг" сделает досуг учащихся 5-6 классов не только занимательным, но и познавательным....

Брейн-ринг "Мы изучаем английский язык" для учащихся 6 класса

Данное мероприятие было разработано для обобщения и систематизации изученного лексико-грамматического материала в 6 классе по УМК "Английский язык" (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева)...

"Брейн-ринг". Игра по русскому языку для 8-11 классов.

Завершающее мероприятие Недели русского языка в школе. В игре рассматриваются вопросы по  синтаксису,  морфологии, фразеологии. Учащиеся соревнуются в разгадывании шарад, метаграмм....

Конкурс "Брейн - ринг" по русскому языку для обучающихся 7 классов.

Цели конкура: 1. привить учащимся интерес к школьному курсу "Русский язык";2. приобщить ребят к искусству слова, ощутить его стройную, гармоничную систему, понять и почувствовать эстетическую цен...

брейн-ринг по материалам русского языка и литературы

разрапботка урока и презентация к ней, удобно использовать при проведении Недели словесности в школе...

Брейн - ринг "Великий, могучий русский язык!"

Сценарий брейн – ринга по русскому языку«Великий,  могучий русский язык!»Цель:Ø привитие учащимся интерес к изучению русского языка;Ø привитие навыков правильного употребления русской лексики....

Брейн - ринг по русскому языку для 5-6 классов(а можно для повторения)

Тема:  Брейн-ринг по русскому языкуЦель: -  планируемые  достижения:·        Умение быстро отвечать на вопросы по русскому языку;·...